ТЕХНОЛОГИИ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ



Конструирование учебного процесса в современной педагогичес­кой литературе рассматривается с двух сторон: «обучение через ин­формацию и обучение через деятельность». В работе [19] А.А.Вербицким дано определение контекстного обучения как концеп­туальной основы интеграции различных видов деятельности сту­дентов (учебной, научной, практической). Ученым выявлены формы организации деятельности студентов в контекстном обучении: учебная деятельность академического типа — квазипрофессиональная деятельность — учебно-профессиональная деятельность. Особую роль в контекстном обучении играют активные формы и методы обу­чения или технологии активного обучения (ТАО), которые опира­ются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение.

Технологии называют активными, так как в них существенно меняются и роль обучающего (вместо роли информатора роль менеджера), и роль обучаемых (информация не цель, а средство для освоения действий и операций профессиональной деятельности).

 

ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК ТЕХНОЛОГИЯ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Методы активного обучения

Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельно­сти педагога и обучаемых, направленные на достижение учебно-воспитательных целей. Теория обучения (дидактика) выделяет три группы методов обучения:

1) организацию учебно-познавательной деятельности;

2) стимулирование этой деятельности;

3) контроль за ее эффективностью.

В числе основных факторов, побуждающих обучающихся к активности, можно назвать:

1) познавательный и профессиональный интерес;

2) творческий характер учебно-познавательной деятельности;

3) состязательность;

4) игровой характер проведения занятий;

5) эмоциональное воздействие вышеназванных факторов.

Познавательный интерес является ведущим фактором активи­зации обучающихся. Его необходимо учитывать уже при фор­мировании содержания обучения и учебного материала, выно­симого на занятия в активной форме. Учащийся не станет изу­чать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности в области его профессии или не со­ответствует его интересам. И, напротив, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, с кото­рыми ему приходится встречаться, а порой и решать в повсе­дневной жизни. В этом случае его познавательная активность будет обусловлена личной заинтересованностью в исследовании этой проблемы, изучении опыта ее решения, овладении более эффективными методами.

Творческий характер деятельности сам по себе является мощ­ным стимулом к познанию не только в учебном процессе, но и в любой профессиональной области. Реализация принципов проблемного обучения и исследовательского характера учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у обучаемых творческий интерес, а это, в свою очередь, побуждает их к ак­тивному самостоятельному и групповому поиску новых знаний. Творческий поиск захватывает и вовлекает, требует проникно­вения в глубь изучаемых проблем и приводит к самостоятельно­му открытию того, что является объектом познания.

Состязательность – мощный побудительный фактор акти­визации познавательной деятельности. Однако в учебном про­цессе она отнюдь не сводится к соревнованию за лучшие оцен­ки. Здесь могут действовать другие мотивы. Никому не хочется «ударить в грязь ли­цом» перед своими товарищами, каждый стремится показать, что и он «чего-то стоит: он готов по­делиться опытом, продемонстрировать свои способности аналитического мышления, знание проблем и т.д. Состязательность как стиму­лирующий фактор в открытом виде проявляет себя в активной форме даже при проведении обычных уроков (например, в процессе дискуссии). В наибольшей степени она проявляет себя на за­нятиях, проводимых в игровой форме.

Игровой характер учебно-познавательной деятельности включает в себя и фактор познавательного интереса, и фактор состязательности, однако, наряду с этим, и сам по себе высту­пает как эффективный мотивационный механизм мыслитель­ной активности обучаемого. Хорошо организованное занятие должно содержать в себе стимулы для саморазвития. Каждый очередной шаг в учебной деятельности должен быть производ­ным от предыдущего шага и побудительной причиной для по­следующего. Игра имеет внутренний конфликт, свою драматур­гию, что и побуждает участника к действию.

Эмоциональное воздействие на слушателя оказывают и игра, и состязательность, и творческий ха­рактер деятельности, и «учебно-познавательный» интерес. Однако следует иметь ввиду, что чрезмерная эмоциональность может захлестнуть страсть к познанию и вылить­ся в негативные, нежелательные формы.

Формирование умений и навыков целесообразнее реализовать путем:

— анализа и обсуждения конкретных ситуаций;

— решения ситуационных задач;

— рассмотрения инцидентов (конфликтов, событий);

— разбора документации и др.

Совершенствование навыков и умений более эффективно осуществляется посредством:

— разыгрывания ролей (инсценировки);

— имитационных игр;

— игрового проектирования и других игровых форм занятий.

 

Активные групповые методы традиционно объединяются в три основных блока:

· дискуссионные методы;

· игровые методы;

· сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятие себя как психофизического единства) [Емельянов 1985].

Дискуссионные методы

Благодаря механизму дискуссии со сверстниками ребёнок отходит от черт эгоцентрического мышления и учится становиться на точку зрения другого. Дискуссия даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, что в свою очередь реализуется в их конкретных действиях.

Метод группового обсуждения способствует уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, а также развивает коммуникативные качества и умения [Мелибурда 1985: 265].

Игровые методы

Говоря об игровых методах обучения, целесообразно подразделить их на операционные и ролевые. Операционные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, т.е. обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события. Операционные игры применяются как средство обучения специалистов и формирование их личностных и деловых качеств, в частности профессиональной компетентности.

Ещё больший интерес для совершенствования личности представляют ролевые игры. В условиях ролевой игры индивида сталкивают с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Тогда создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков[Емельянов 1985].              

 

Сензитивный тренинг

Особенностью этого метода является стремление к максимальной самостоятельности участников. Основным средством стимуляции группового взаимодействия здесь выступает феномен отсутствия структуры. Трудность описания тренинга состоит в том, что метод основан на актуализации чувств и эмоций, а не интеллекта.

Группа тренинга сензитивности не имеет очевидной цели. В ходе сензитивного тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой они узнают, как они воспринимаются другими членами группы, и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием[Мелибурда 1986].

Таким образом, групповая работа – это технология активного обучения.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 213; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!