Иога Освобождения путем Отречения.
Благословенному Кришне земной поклон! Да будет радость!
Так кончается Бхагават-Гита.
Мир всем мирам!
[1] Знак ^ в санскрите совершенно меняет значение слова; так, Бхарата — имя предка знаменитого рода, Бхâрата — его потомки.
[2] В священных книгах Индии встречается учение о циклах, вытекающее из космогонического летосчисления. По этому учению солнечная минута равняется дню человека, земной месяц — солнечному часу, земной год — одному дню солнечной жизни; 300 таких дней составляют один божественный год. 12.000 божественных лет = одному дню Брахмы. Сутки Брахмы — 8.640.000 астрономических лет. Такой период называется Кальпой. Кальпа заключает в себе 7 Манвантар. Каждая Манвантара состоит из 4 Юг. Kali Yuga означает темный цикл, который должен смениться светлым циклом (белой Югой). По оккультному учению, Kali Yuga нашей Манвантары только что завершилась. С начала XX века мир вступил в восходящую полосу Светлой Юги, которая должна ознаменоваться раскрытием высшего духовного начала.
[3] Аватара — особое проявление Бога в человеческом образе, являющимся на земле как Богочеловек, чтобы побороть накопившуюся злую Карму мира и помочь человечеству подняться на следующую ступень эволюции; титул «Шри» прибавляется к Кришне из чувства благоговения.
[4] Риши — мудрец, подвижник.
[5] Индра — царь Богов. За совершенный им проступок Махадева, первое лицо Индусской Божественной Троицы, посылает четырех Индра на землю, чтобы они воплотились людьми. Они родились, как Юдиштхира, Бхима, Накула и Сахадева. Арджуна был также сыном Индры. Не забудем, что под богами индусы подразумевали второстепенные божества, подвластные воле Брахмана.
|
|
[6] The Bhagavad-Gita, transleted by Annie Besant. New and revised editon. — Недавно вышел подстрочный перевод с санскритским текстом и кратким руководством к изучению санскрита, А. Безант и Бхагаван Дас.
[7] Подвижник, стремящийся к слиянию с Богом.
[8] «я» означает здесь духовный центр человека, а «Я» духовный центр вселенной, Мировое Я
[9] Ученик (чела) — человек, вступивший на путь подвижничества и ставший учеником Гуру, Учителя Мудрости, или признанного ученика последнего.
[10] The Lord of Peace.
[11] Песнь начинается словами: «На поле Дхармы, на поле Курукшетра»... Слово Дхарма знаменательно.
[12] Ишвара — Бог, Логос солнечной системы.
[13] Дословный перевод с санскритского сделан нашим сотрудником, членом Теос. О-ва в Париже, И. Манжиарли.
[14] Дритараштра и Панду — родоначальники Курусов и Пандавов, воюющих двух родов.
[15] Дядя Арджуны, по наущению которого Арджуна и его братья были изгнаны.
[16] В числе их сын Саубхадры, и Арджуна, и сыновья и внуки Драупады.
|
|
[17] Эпитет бык, употребляется часто как эмблема мужественной силы и энергии.
[18] Дважды-рожденный — человек, духовно столь поднявшийся, что ему остается еше раз родиться на земле, чтобы достигнуть освобождения (moksha).
[19] Бхишма — дед Курусов и Пандавов, главный герой поэмы Махабхарата.
[20] Брат Арджуны
[21] В Индии раковина служила рогом.
[22] Шри-Кришна.
[23] Арджуна.
[24] Титул Хришикеша (Владыка чувств) дается Шри-Кришне.
[25] Раковина Ш.-Кришны называется «Панчаджания», потому что была сделана из костей побежденного им великана «Панчаджана».
[26] Счастьем рожденный.
[27] Раковина Арджуны именуется «Девадатта», т.е. Богом данная.
[28] Бхима, брат Арджуны.
[29] Раковины остальных трех братьев Арджуны назывались: «бесконечная победа», «медовый звук» и «жемчужный цвет».
[30] Царь Каши (в настоящее время Бенарес).
[31] Ачиюта — титул Шри-Кришна.
[32] Бхâрата — потомок рода Бхарата.
[33] Партха — сын Притхы.
[34] Каунтея — сын Кунти, Арджуна.
[35] Лук Арджуны.
[36] Эпитет, означающий: «имеющий великолепные волосы»; также «спящий на водах».
[37] Один из титулов Божества.
[38] Побежающий Мадху — демона.
|
|
[39] «Уничтожающий людей» в качестве победителя зла.
[40] Когда погибает Дхарма, воцаряется а-дхарма, беззаконие. Дхарма — долг, вытекающий из всех кармических условий и из данной ступени развития человека, касты, нации. Это — закон внутреннего развития.
[41] Варшнея — мужественный, сильный, имя рода, к которому принадлежал Кришна.
[42] Совершающий высшие подвиги, искусный в Tapas, духовной дисциплине.
[43] Учитель, духовный руководитель.
[44] Suras, духи света.
[45] По верованьям браманизма человек после смерти проходит через Камалоку (чистилище) в Девакан (рай, состояние блаженства). Человек же, совершивший подвиг, переходит прямо в Девакан, минуя Камалоку.
[46] Санкхия, школа дуалистической философии, в которой неизменный духовный принцип Purusha противопоставляется вечной материи (Prakriti), орудию духа.
[47] Закон причин и последствий в человеческой жизни.
[48] Buddhi.
[49] Индусы различают Веды (св. писания во мн. числе) от Вед’ы (в един. числе) — знания вечного, знания Бога. Веды заключают 4 книги, в которых отчасти выражается вечная мудрость Вед’ы. Поэтому индусы считают себя совершенно свободными исследовать вопросы духовные. В Индии полнейшая свобода мысли. Насколько браманизм строг по отношению к внешней деятельности человека, настолько он терпим по отношению к внутренней работе мысли. Веду признают все; Вед придерживаются те или иные течения. Узкие неразвитые люди не понимают Веду и признают только писание Вед. О них и говорит Кришна.
|
|
[50] Самадхи — состояние экстаза, которого Иог достигает в созерцании, и во время которого ему открывается истинная природа Бога.
[51] Гуны — аттрибуты или формы энергии, действующей через материю: Sattva (ритм, гармония или чистота); Rajas (движение, деятельность или страсть); и Tamas (инерция, темнота, глупость).
[52] Буквально: свободен от «пары противоположностей».
[53] Член высшей касты (жрецы и учителя).
[54] К плодам деятельности.
[55] Buddhi.
[56] Т. е. отказывается от всяких плодов деятельности, даже праведной.
[57] Т. е. к прошлым и будущим св. писаниям, Shruti.
[58] Т. е. соединения с Высшим Я (Atmâ); Иога требует гармонии с Божественной Волей.
[59] Он получает название Муни, эпитет, прилагаемый к достигшим святости. Будда тоже назывался Сакия-Муни.
[60] Радость надо понимать как бурную эмоцию, выбивающую из равновесия. В том же смысле употреблено и слово «ненависть». Требуется спокойное отношение к испытываемым чувствам, а не индиферентизм.
[61] Предметы чувств отвращаются от человека, когда он отвергает их, но стремление к ним теряется, когда человек узрел Бога.
[62] Медитация в сидячей позе Иога.
[63] Человек, теряя самообладание, делается рабом страсти. Страсть затемняет его разум, и человек отрывается от своего духовного центра, т. е. погибает.
[64] Состояние Брахмана, т. е. божественное состояние.
[65] Высшее состояние сознания просветленного духа, слившегося с Богом, и потому наивысшая полнота бытия, доступная посвященному. По сравнению с обыденным сознанием, центр которого — наше малое земное «я», это состояние полноты сознания представляется как небытие.
[66] Философского познания.
[67] Последователи религиозной философии Санкия
[68] Гуны, три свойства природы: движение, инерция и гармония, лежащие в основе всех мировых проявлений.
[69] Карма-Иога — один из трех путей восточной мистики, ведущих к совершенству или к слиянию с Богом: Карма-Иога — слияние путем деятельности, Бакта-Иога — путем любви и Джнана-Иога — путем знания.
[70] Prajâpati, Господь Эманации.
[71] Брахма — первое лицо Индусской Троицы (Trimurti).
[72] Брахман — Непроявленный, Первопричина.
[73] Буквально: Само, т. е. истинная, Божественная Суть Вселенной.
[74] Гуны, как органы чувств, двигаются среди гун, как объектов чувств. Можно бы сказать и так: «функции заключены в наклонностях». Шанкарачариа различает «разряд свойств и разряд действий», или соотношения свойств и действий.
[75] Rajas.
[76] Вселенная — ЭТО в противоположность к «ТО», означающего Брахмана.
[77] Брахман.
[78] Vivasvan — светильник, излучающий свет, Солнце; также эпитет Ману IV расы; чаще Vаivasvat.
[79] Ману — руководитель V или арийской расы.
[80] Ikshvâku — царский род Мория в Индии, из которого должен родиться Ману будущей расы.
[81] Эта власть — Майя, сила мысли, производящая формы, преходящие и оттого нереальные в сравнении с вечной Реальностью; отсюда Майя считается силой, производящей иллюзии.
[82] Дхарма и а-дхарма, ее противоположность, все беспорядочное, идущее против порядка вещей.
[83] Тapas от tap, сверкающее как огонь.
[84] Кто видит Вечного Бога под всем преходящим, только тот идет к Нему; все остальные остаются связанными с миром форм.
[85] Наука о дыхании, примененная к внутренней молитве.
[86] Amrita, пища бессмертия.
[87] Буквально: припадая к ногам Учителя.
[88] Потомок рода Панду.
[89] Sannyâsî, неустанно отрешающийся.
[90] Тело; называется «градом Брахмана».
[91] Брахман.
[92] ТО — БРАХМАН. Божественный Первоисточник Жизни, без предиката и без атрибутов. То, чему имени нет и перед чем можно лишь благоговейно склониться.
[93] Т. е. видят Единую Божественную Суть за всеми проявленными формами.
[94] Парии, не принадлежащие ни к одной касте, едят мясо; это считается большим грехом в Индии, так как мясо добывается убийством. Вследствие этого к ним относятся с большим презрением.
[95] В Нирвану Брахмана.
[96] Святые Индии.
[97] Аскет, подвижник, который не зажигает жертвенного огня и не совершает жертвоприношений и церемоний; но это отсутствие внешних обрядов, без истинного отречения, еще не делает настоящего Саниази.
[98] Sankalpa, способность строить планы на будущее.
[99] Т. е. одинаково добр и спокоен со всеми.
[100] Эти слова не надо принимать буквально.
[101] Брахмачария дает обет целомудрия.
[102] Нирваны.
[103] Т. е. с пути нормальной эволюции, по которому идет все человечество, и с пути ускоренной эволюции, на который вступает Йог.
[104] Иога состоит в способности слияния низшего с высшим Я человека. Для этого внутреннее его внимание из сферы чувственно-интеллектуальной должно перейти в мир духовный (Buddhi). Этим начинается духовное достижение.
[105] Buddhi.
[106] Ahankâra.
[107] Prakriti, материя в самом широком смысле, включающая все, что обладает протяжением. «Высшая Prakriti», о которой говорится в следующем стихе, называется иногда Daiviprakriti, Свет Логоса.
[108] Священное слово (Ом), творческий Глагол, Пранава.
[109] Т. е. те, в которых преобладает одна в из трех космическими сил, гун: sattwa — гармония, rajas — энергия, страстность, tamas — инерция, неподвижность.
[110] Иллюзия.
[111] Asuras, противоборствующие божественным силам, Suras.
[112] Одно из имен Кришны.
[113] Махатма — великая душа, совершившая путь Богочеловеческий.
[114] К Светозарным.
[115] Yoga-Mâyâ, творческая сила иги, так как все существующее есть мысле-образы Единого.
[116] Adhibhûta.
[117] Adhidaiva.
[118] Познание через внешний культ и поклонение.
[119] Смерти.
[120] Карма.
[121] Purusha, мужская творческая энергия.
[122] Врата тела — органы чувств.
[123] Проявленный Бог.
[124] Purusha.
[125] «Это» — вселенная, в противоположность «ТОМУ», Источнику всего.
[126] Т. е. лунное или астральное тело. Пока последнее не побеждено, человек неизменно рождается вновь.
[127] Dharma, закон духа.
[128] Akâsha, космический эфир.
[129] Prakriti, космическая материя.
[130] Период деятельности, период проявления.
[131] Природу асур, не светлых, противящихся воле Бога.
[132] Krashu — особый вид ведической жертвы.
[133] Aumkâra, обладающее творческой силой, свящ. слово Аум.
[134] Три Веды: Rig-Veda (гимны); Sâmaveda (священные песни); Yajuraveda (молитвы, сопровождающие жертвоприношения). Четвертая Веда (Atharvaveda) посвящена мантрам и священным формулам.
[135] Sat и Asat, последняя пара противоположностей, за которой пребывает лишь Единое.
[136] Напиток, дававшийся в древние времена посвященным перед тем, как они впадали в транс. Символ посвящения и экстаза (Samâdhi).
[137] Индры, Бога богов и ангелов.
[138] Истощив свою естественную награду, т.е. плоды своих добрых деяний.
[139] Pitris.
[140] Элементали, Bhûtas, духи природы.
[141] Принадлежащие к касте торговцев, ремесленников и земледельцев.
[142] Принадлежащие к касте слуг. В древней Индии было 4 касты: Шудры, Ваишия, Кшаттрия (воины) и Брахманы (священники). Первая учила послушанию; вторая — разумной деятельности; третья — мужеству и бескорыстию; четвертая — сверхличному служению.
[143] Четыре Кумара, Девственники-Юноши, стоящие на высочайшей ступени оккультной иерархии, правящей землей.
[144] Viveka.
[145] Известный мудрец и подвижник Индии.
[146] Азита — сын Бхарата, Риши и мудрец.
[147] Девала — также Мудрец.
[148] Виаса — мудрец, собравший Веды, автор Магабхараты.
[149] Данавы — полубоги в греческом смысле слова.
[150] Purushottama.
[151] Победитель врагов.
[152] 12 сыновей Адити, матери богов.
[153] Маричи, глава ветров, рожденный мыслью Брахмы.
[154] Sâma-Veda.
[155] Chetanâ.
[156] Могучие; небесное воинство, рожденное Брахмой.
[157] Якши и Ракшазы.
[158] Вазу.
[159] Павака, Агни, символ проявленного Бога, 2-го лица Тримурти браманизма, и вместе с тем Дух Огня.
[160] Свящ. гора, Обитель Богов.
[161] Буквально: домашних священнослужителей, т. е. отцов семейств. Брихаспати значит Отец Слова.
[162] Мифический предводитель богов.
[163] Мудрец, сын Варуны, один из семи Риши.
[164] Свящ. Слово ОМ.
[165] Jара, постоянно повторяющаяся молитва.
[166] Asvattha.
[167] Знаменитый мудрец и подвижник Индии.
[168] Gandharvas.
[169] «Имеющая сияющую колесницу», имя музыкантши, пребывающей в раю Индры.
[170] Мудрец-подвижник, основатель одной из 6 философских школ Веданты.
[171] Uchchaishravas, белый конь Индры.
[172] Airâvata, слон Индры.
[173] Кâmadhuk, корова желания.
[174] Кама, страсть или земная любовь.
[175] Vâsuki, царь змей.
[176] Мистический змей, с человеческим ликом, живущий в подземном царстве. Так звали Учителей Мудрости.
[177] Ananta, царь Нагов.
[178] Бог морей.
[179] Ar yamân, первый Ариец.
[180] Yama, бог смерти.
[181] Prahlada, имя знаменитого Даития — получеловеческого существа.
[182] Лев.
[183] Vainateya, Гарушмет, птица-вещун, сын Вината, царь-птицы. На ней летают Вишну и Кришна.
[184] Dvandva, сочетание двух букв в санскрите.
[185] Brihatsâman, главный гимн.
[186] Gâyatri, размер стихов в Ведах, имеющий мистическое значение; приближается к нашему гекзаметру.
[187] Mârgashîrsha, первый в десятый месяц года, когда луна стоит в 3-ем своем «доме».
[188] Vrîshnis, потомки Ясу, род Кришны.
[189] Vâsudeva, сам Кришна.
[190] Pândavas, название одного из индусских кланов.
[191] Dhananjaya, потомок Панду, из рода Арджуны.
[192] Vyâsa, составитель Вед. Муни — Мудрецы.
[193] Ushanâ, победитель в сражениях.
[194] Adityas, 7 сыновей Адити, матери Богов.
[195] Vasus, представители небесной иерархии.
[196] Rudras, демоны.
[197] Ashvins, божественные близнецы, боги зари.
[198] Мaruts, духи стихий, боги ветра и бури.
[199] 2-ое лицо Индусской Тримурти.
[200] Ishvara.
[201] Мahâtma.
[202] Svasti, т. е. да будет конечная цель всех проявлений — Свет.
[203] Слепой царь, сыны которого сражаются на поле Курукшетра.
[204] Сын Бхарадвая, один из гуру.
[205] Sat-Asat.
[206] Бог жизни.
[207] Бог смерти.
[208] Бог огня.
[209] Бог воды.
[210] Prajâpati.
[211] Кришна.
[212] Признак Аватара — способность проявлять себя, как Логос.
[213] Buddhi.
[214] В медитации.
[215] Свободный от привязанности к формам.
[216] Amrita-Dharma.
[217] Prakriti и Purusha.
[218] Kshetrajna, т. е. Познавший Поле.
[219] Краткие изречения из Вед, относящиеся к Брахману.
[220] Ahankâra.
[221] Buddhi.
[222] Пять органов чувств, пять органов деятельности, ум и объекты, воспринимаемые каждым из пяти чувств.
[223] Adhyâtma — см. VII, 29.
[224] Три гуны: движение, инерция, ритм, естественные свойства природы.
[225] Purusha.
[226] Prakriti.
[227] Единение с Богом, достигаемое путем познания.
[228] Единение, достигаемое путем бескорыстной деятельности.
[229] Акаша.
[230] Мудрецы.
[231] Здесь речь идет о новом периоде творчества, о проявленной Вселенной (Манвантара) и о ее возвращении в непроявленное состояние (Пралайа).
[232] Rajas, движение, энергия, страсть.
[233] Amrita.
[234] Дхармы.
[235] Asvattha — священное фиговое дерево, символ вечной жизни.
[236] т. е. высшее ведение, в отличие от Вед, св. книг, в которых Веда раскрывается. Веда — единая, Вед — четыре.
[237] Первичному Человеку, Purusha.
[238] Jîva, частица жизни Вселенского Духа, ставшая индивидуальностью.
[239] Буквально: «став водяной луной»; по смыслу: «сделавшись соком»; сома — напиток, извлекаемый из растения сома, — употребляется как символ посвящения.
[240] Vaishvânara.
[241] Prâ na и Apâ na.
[242] Purusha.
[243] Purushottama.
[244] Asuric; Асуры — враги светлых Духов.
[245] Yakshas, гномы, хранящие сокровища земли, служат силам богатства.
[246] Râkshasas, великаны, сильные в колдовстве и магии, являются символом гордыни в самости.
[247] Т. е. младенческие души, стоящие на первых ступенях эволюции.
[248] Pretas, призраки умерших людей.
[249] Bhûtas, лукавые духи природы.
[250] Asuras, демоны.
[251] По Индусскому обряду, жертва Богу должна сопровождаться актом милосердия относительно нуждающихся.
[252] Без мантры.
[253] Великие подвижники, достигшие высоких ступеней посвящения.
[254] Часть Св. Писаний, содержащая гимны и молитвы.
[255] «ТО», чего назвать нельзя, перед чем можно лишь благоговейно преклониться.
[256] «Бытие», т. е., единственно Реальное, что действительно существует в мире.
[257] «Не-есть», т. е. то, что в действительности не существует, нереальное.
[258] Sannyasa и Tyâga.
[259] О Keshinisûdana.
[260] Тигр среди людей.
[261] Presiding Deities.
[262] Gunas.
[263] Dharma и Adharma, законное и беззаконное, добро и зло в самом широком смысле.
[264] Карма, т. е. деятельность, определяемая природой человека, которая возникла от мыслей и желаний его прошлых жизней.
[265] Здесь долг употребляется в смысле Dharma; идея Дхармы отличается от идеи Кармы тем, что, возникая также, как последняя, из прошлого человека, она в то же время заключает в себе и закон, управляющий последующей ступенью его эволюции; иными словами, кроме исполнения своей кармы, у человека должно быть стремление перейти на следующую ступень развития, подняться выше.
[266] Карма.
[267] Buddhi-yoga.
[268] Карма.
[269] Dharmas.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!