Иога созерцания Вселенской Формы.




 

БЕСЕДА ДВЕНАДЦАТАЯ

————

Арджуна сказал:

Кто более подвинут в Иоге: те ли, которые, всегда уравновешенные, поклоняются Тебе или те, которые поклоняются Непроявленному Вечному?        1

Благословенный молвил:

Те, которые, устремив свой ум на Меня, всегда благозвучные, исполненные высшей веры, поклоняются Мне, те в Моих глазах более совершенны в иоге. 2

Те, которые поклоняются Неразрушимому, Неизреченному, Непроявленному, Вездесущему, Неисповедимому, Неизменному, Незыблемому, Вечному,                                                                   3

Победившие чувства свои, с равным спокойствием относящиеся ко всему, радующиеся благу всех, те также приходят ко Меня.                                               4

Тяжелее достижение для тех, чьи мысли устремлены на Непроявленного, ибо трудно воплощенному достигнуть пути Непроявленного.                                   5

Тех же — воистину — которые, отрешившись от деятельности, сосредоточиваются на Мне, всецело отдавшись Иоге;                                             6

Тех поднимаю Я быстро над океаном жизни и смерти, о Партха, ибо душою они пребывают во Мне.           7

Устреми свои мысли на Меня, погрузи свой Дух[213] в Меня; воистину будешь ты жить тогда во Мне.             8

Но если ты не в состоянии сосредоточить свою мысль твердо на Мне, — пытайся достигнуть Меня иогой упражнения[214], о Дхананджая.                          9

Если ты не способен и на постоянные упражнения, сосредоточься на служении Мне; исполняя все действия во имя Мое, ты достигнешь совершенства.                 10

Если же ты не способен и на это, найди приют в слиянии со Мною и обуздав свое я, откажись от плодов своей деятельности.                                                          11

Мудрость лучше постоянного поклонения; медитация лучше мудрости; отречение от плодов деятельности выше медитации; ибо за отречением следует мир. 12

Тот, кто не испытывает вражды ни к какому существу, кто настроен дружественно и сострадательно, без привязанности и эгоизма, уравновешенный среди радости и скорби, всепрощающий,                 13

Всегда довольный, благозвучный, с покоренным я, решительный, посвятивший Мне Разум и мысли свои, тот преданный ученик Мой дорог Мне.                 14

Тот, от кого мир не отвращается и кто не отвращается от мира, свободный от тревог радости, гнева и страха, тот дорог Мне.                                                 15

Тот, кто ни в чем не нуждается, кто чист, знающ, бесстрастен, свободен от тревоги, кто отказался от всех начинаний, тот преданный ученик Мой дорог Мне. 16

Тот, кто не любит и не ненавидит, кто не печалится и не желает; отрекшийся от добра и зла, исполненный преданности, тот дорог Мне.                                17

Равный к другу и недругу, одинаковый в славе и бесчестии, в тепле и холоде, в радости и скорби, свободный от привязанности[215];                          18

Одинаково встречающий похвалы и упреки, молчаливый, вполне довольный всем, что случается, бездомный, твердый в мыслях, полный преданности, такой человек дорог Мне.                                            19

Воистину, все разделяющие эту жизнь-дающую мудрость[216], исполненные веры, для которых Я — высочайшая Цель, эти, поклоняющиеся Мне, дороги Мне превыше всего.                                                       20

 

Так в достославных Упанишадах благословенной БХАГАВАД-ГИТЫ, науки о ВЕЧНОМ, писании Иоги, гласит двенадцатая беседа между Шри-Кришной и Арджуной, именуемая:

Иога Благоговейной Любви.


 

БЕСЕДА ТРИНАДЦАТАЯ

————

Арджуна сказал:

Материю и Дух[217], а также Поле и Познающего Поле, мудрость и все, что необходимо познать, это желал бы узнать я, о Кешава.

Благословенный молвил:

Это тело, о сын Кунти, именуется Полем; того, кто познал его, Мудрецы называют «Познавшим Поле». 1

Узнай Меня как «Познавшего Поле» во всех Полях, о Бхарата. Истинное знание Поля, а также Познавшего Поле, — это именуется Мною Мудростью.        2

Каково это Поле, какова его природа, как оно изменяется и откуда оно, и кто Он[218], и какова Его сила, это ты услышь теперь кратко от Меня.                      3

На разные лады воспевали Его Святые в различных гимнах и вещих словах Брахма-сутры[219], исполненной разума.                                                               4

Великие Элементы, Индивидуальность[220], Разум[221], а также Непроявленное, десять чувств и одно, и пять пастбищ чувств[222];                                                   5

Желание, отвращение, радость, страдание, тело, ум, устойчивость, все это являет собою Поле и его изменения.                                                             6

Смирение, непритязательность, незлобивость, всепрощение, прямота, служение учителю, чистота, стойкость, самообладание,                                          7

Бесстрастное отношение к предметам чувств, а также отсутствие эгоизма, проникновение в страдание и зло рождения, смерти, старости и болезни;                      8

Отсутствие привязанности, отсутствие отождествления себя с сыном, женой или домом, и постоянное душевное равновесие среди желанных и нежеланных событий;                                         9

Непоколебимая преданность Мне путем Иоги, безраздельная тяга к уединению, отсутствие наслаждения в обществе людей;                                                10

Постоянство в Мудрости Брахмана[223], понимание цели истинной мудрости — все это признано Мудростью; все остальное — неведение.                   11

Открою тебе то, что должно быть познано; что, познанное, приводит к бессмертию, — безначальный высочайший Брахман, который не может быть назван ни Бытием, ни Небытием;                                             12

Всюду имея руки и ноги, глаза, головы и уста, всеведующее ТО пребывает в мире, обнимая все; 13

Сверкающее всеми способностями чувств, не имея чувств; не связанное ни с чем и поддерживающее все; свободное от трех свойств[224] и пользующееся этими свойствами;                                                        14

Вне и внутри всех существ, неподвижное и все же в движении; неуловимое по своей тонкости; всегда под рукой и все же в недоступной дали — таково невыразимое ТО.                                                        15

Не разделенное среди существ и все же пребывающее порознь в каждом, ТО познается как Опора всего сущего; Оно и поглощает, и производит.                          16

О ТОМ, о Свете всех светов говорится, что Оно пребывает за пределами тьмы; Мудрость, Цель всякой Мудрости Мудростью достигаемая, пребывающая в сердце всех.                                                                     17

Таковы Поле, Мудрость и Предмет Мудрости в кратком изложении. Познав их, преданный Мне ученик вступает в Мое Существо.                                               18

Познай, что и Дух[225], и Материя[226] одинаково не имеют начала; познай также, что все изменения и все свойства (гуны) возникают от Материи.                   19

Материя именуется источником возникновения причин и последствий; Дух именуется причиной восприятия радости и скорби.                                  20

Пребывая в Материи, Дух пользуется свойствами, рожденными от Материи; привязанность к гунам есть причина его рождений в хороших и дурных лонах.     21

Обозревающий и разрешающий, поддерживающий и наслаждающийся, великий Владыка, а также Высочайшее Я: так именуется в этом теле высочайший Дух.                                                                              22

Кто таким образом знает Дух и Материю с ее качествами, в каких бы условиях он ни был, он не подлежит более рождению.                                    23

Некоторые созерцают Единое Я в своем я, соединяясь с Ним посредством медитации; другие — посредством Санкхия-Иоги[227], иные — посредством Карма-Иоги[228].                                                                                                                             24

Также и те, которые не ведуют о том, но, слыша от других, искренно поклоняются, и эти также переступают порог смерти, приобщаясь к тому, что слышали.       25

Какое бы существо ни родилось, неподвижное или подвижное, знай, о лучший из Бхарат, что оно родилось от соединения Поля с «Познавшим Поле».             26

Кто видит Высочайшего Господа, непогибающего в погибающем, равно пребывающего во всех существах, — кто так видит, тот видит воистину.              27

Кто действительно видит единого Господа, одинаково пребывающего всюду, тот не разрушает Высшее Я посредством низшего, и благодаря этому вступает на высочайший Путь.                                   28

Тот, кто видит, что все действия исполняются лишь Материей, Дух же остается бездействующим, тот воистину видит.                                                            29

Когда он постигает, что многообразное бытие существ коренится в Едином и исходит от Него, тогда он достигает Брахмана.                                       30

Не имея начала и не имея трех свойств, непогибающее Высочайшее Я, хотя и пребывает в теле, о Каунтея, но оно не действует и не подлежит воздействию.                                                                             31

Как вездесущий эфир[229] не подлежит воздействию по своей тонкости, так и Высочайшее Я, пребывающее в теле, не подлежит воздействию.                       32

Как единое солнце освещает всю землю, так и Владыка Поля озаряет все Поле, о Бхâрата.              33

Кто очами Мудрости различает эту разницу между Полем и Познавшим Поле, и знает про освобождение существ от Материи, тот идет к Всевышнему.             34

 

Так в достославных Упанишадах благословенной БХАГАВАД-ГИТЫ, науки о ВЕЧНОМ, писании Иоги, гласит тринадцатая беседа между Шри-Кришной и Арджуной, именуемая:


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!