Иога распознавания между Божественным и демоническим.




 

БЕСЕДА СЕМНАДЦАТАЯ

————

Арджуна сказал:

Каково состояние тех, о Кришна, которые исполнены веры, но пренебрегают правилами, предписанными Св. Писаниями? Находятся ли они в состоянии чистоты, страсти или мрака?                                          1

Благословенный молвил:

Трояка по природе своей бывает прирожденная вера воплощенного: чистая, страстная и темная. Слушай о всех трех.                                                                       2

Вера каждого слагается по природе верующего, о Бхâрата. Человек соответствует своей вере; какова его вера, таков он сам.                                                3

Чистые поклоняются богам; страстные — гномам[245] и великанам[246]; остальные, темный люд[247], поклоняются призракам[248] и сонму духов природы[249].               4

Знай, что налагающие на себя аскетические подвиги, не предписываемые Писанием, предающиеся тщеславию и себялюбию, толкаемые силою своих неутолимых желаний и страстей,                                                      5

Неразумные, терзающие элементы, из которых состоят их тела, а также Меня, пребывающего в основе всего сущего, знай, что их решение от демонов[250]. 6

Пища, приятная для каждого, также трояка, как и жертва, как аскетические подвиги и милостыня. Услышь от Меня, в чем их различие.                               7

Пища, от которой возрастает жизненность, энергия, здоровье, жизнерадостность и ясность настроения, сочная, маслянистая, питательная и приятная, та пища дорога чистым.                                                              8

Страстные жаждут пищи горькой, кислой, соленой, слишком горячей, едкой, сухой и обжигающей, которая причиняет боль, страдание и болезнь.                    9

Черствая, безвкусная, испорченная и гнилая пища, несвежая и нечистая, дорога темным.                          10

Жертва, приносимая человеком без мысли о награде, по повелению св. Писания, с твердой уверенностью, что жертва есть долг, — такая жертва чиста.                   11

Жертва, приносимая с мыслью о награде, а также для самоуслаждения, знай, о лучший из Бхарат, что такая жертва идет от страстей.                                     12

Жертва, противная религиозным предписаниям, без раздачи пищи[251], лишенная силы священных слов[252], даров и веры, — такая жертва именуется темной. 13

Поклонение, воздаваемое Богам, дважды-рожденным[253], учителям и мудрецам, чистота, прямота, воздержание и незлобивость, таков аскетизм тела. 14

Речь, не вызывающая неудовольствия, правдивая, приятная и полезная, а также постоянное изучение св. Писаний, таков аскетизм речи.                           15

Душевное счастье, равновесие, молчание, самообладание, а также природная чистота — таков аскетизм души.                                                      16

Этот троякий аскетизм, если он совершается людьми уравновешенными, исполненными глубочайшей веры, без мысли о награде, такой аскетизм считается чистым.                                                                           17

Ради почета, чести и поклонения, а также из лицемерия совершенный аскетизм — по природе своей страстен, неустойчив и непрочен.                          18

Аскетизм, совершенный под влиянием заблуждения, с самоистязанием или с целью погубить другого, такой аскетизм по природе своей темный.              19

То подаяние, что дается без мысли об отдаче, из чувства долга, в надлежащее время и в надлежащем месте достойному человеку, — такое подаяние считается чистым.                                                                      20

То, что дается с мыслью об отдаче или о награде, с сожалением, такое подаяние именуется страстным. 21

Милостыня, подаваемая в ненадлежащем месте и в ненадлежащее время недостойным людям, неуважительно и с презрением, такое подаяние именуется темным.                                                       22

«АУМ-ТАТ-САТ» так произносилось троякое обозначание БРАХМАНА. От него возникли в старину «Брахманы»[254], Веды и жертвоприношения.                  23

Поэтому словом «АУМ» начинаются жертвоприношения, дары и подвиги познавших БРАХМАНА, как предписывают св. Писания.       24

При произношении слова «ТАТ»[255] и без мысли о награде совершаются различные жертвоприношения и подвиги и предлагаются дары теми, кто жаждет освобождения.                                                             25

«САТ»[256] употребляется в смысле реальности и добра, о Партха; также употребляется слово «САТ» и в смысле праведных деяний.                                   26

И постоянство в жертве, подвиг и дары именуются «САТ», а также действие, совершенное во имя Брахмана.                                                                                   27

Все, что совершается без веры, будь это жертва, подаяние, подвиг или иное действие, — именуется «АСАТ»[257], о Партха; оно — ничто, и здесь, и в будущем мире.                                                                                   28

 

Так в достославных Упанишадах благословенной БХАГАВАД-ГИТЫ, науки о ВЕЧНОМ, писании Иоги, гласит семнадцатая беседа между Шри-Кришной и Арджуной, именуемая:


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!