Иога освобождения от трех свойств.
БЕСЕДА ПЯТНАДЦАТАЯ
————
Благословенный сказал:
С корнями вверх, с ветвями вниз, сказано, что Асватха[235] неразрушимо; его листья — гимны; тот, кто его знает, знает Веду[236]. 1
Вниз и вверх простираются его ветви, питаемые тремя свойствами природы; его почки — объекты чувств; его корни растут вниз, составляя оковы действия в мире человеческом. 2
Не здесь может быть познана его форма, или его цель, или его происхождение, или место его корней; когда сильным мечом свободы от привязанности срубается это глубоко-укоренившееся дерево, 3
Тогда настает пора искать Путь, с которого нет возврата. Воистину Я иду к тому Первичному Духу[237], от которого изошла первая энергия. 4
Без гордости и заблуждения, победив зло привязанности, постоянно пребывая в Мировом Я, упокоив желание, освободившись от «пары противоположностей», известных нам как радость и страдание, они шествуют без заблуждения по неразрушимому Пути. 5
Там не светят ни солнце, ни луна, ни огонь; вступив сюда, более не возвращаются; это — Моя высочайшая Обитель. 6
Частица Меня Самого, ставшая в мире жизни бессмертным Духом[238], собирает вокруг себя чувства, из которых ум есть шестое, облеченное в материю. 7
|
|
Когда Господь обретает тело, а также покидая его, Он схватывает чувства и ум и уносит с собой, как ветер уносит благоухания цветов. 8
Заключенный в ухе, глазе, в осязании, вкусе и обонянии, а также и в уме, Он воспринимает предметы чувств. 9
Заблуждающиеся не видят Его, когда Он уходит, или пребывает, или наслаждается, увлекаемый гунами; имеющие очи мудрости видят. 10
Также и Иоги, подвизаясь, видят Его, пребывающего в Мировом Я; но неразумные, хотя бы и подвизающиеся, не видят Его по своей неподготовленности. 11
Знай, что великолепие, исходящее от солнца, которое озаряет весь мир, которое пребывает и в луне, и в огне; знай, что это великолепие идет от Меня. 12
Проникнув в почву, Я поддерживаю все существа Своей жизненной силой, и став упоительной Сомой[239], Я питаю все растения; 13
Став Огнем Жизни[240], Я скрываюсь в телах живых существ, и, соединившись с дыханиями жизни[241], Я перевариваю четыре вида пищи. 14
|
|
Я пребываю в сердцах всех и от Меня происходят память и мудрость, а также отсутствие их. Я — то, что должно быть познано в Ведах; и Я воистину «знаток Веды», а также создатель Веданты. 15
В этом мире живут две силы: разрушимая и неразрушимая; разрушимая живет во всех существах, неизменная называется неразрушимой. 16
Высочайшая же Сила[242] есть воистину Другая, объявленная как Верховное Я, как тот непреходящий Господь, который, проникая Собою все, поддерживает три мира. 17
Потому, что Я выше разрушимого и превыше даже неразрушимого, Я признан в мире и в Веде Высочайшим Духом[243].
Кто, не впадая в заблуждение, признает Меня таким Высочайшим Духом, тот, все-познавший, поклоняется Мне всем существом своим, о Бхâрата. 19
Так было дано Мною это наисокровеннейшее учение, о безгрешный. Познавший его, стал просветленным и совершил свою задачу, о Бхâрата. 20
Так в достославных Упанишадах благословенной БХАГАВАД-ГИТЫ, науки о ВЕЧНОМ, писании Иоги, гласит пятнадцатая беседа между Шри-Кришной и Арджуной, именуемая:
|
|
Иога достижения Высочайшего Духа.
БЕСЕДА ШЕСТНАДЦАТАЯ
————
Бесстрашие, чистота жизни, постоянство в иоге Мудрости, милостыня, самообладание, жертва и изучение св. Писаний, подвижничество и прямота, 1
Незлобивость, правдивость, отсутствие гнева, отречение, миролюбие, отсутствие коварства, сострадание к живым существам, отсутствие алчности, кротость, скромность, постоянство; 2
Мужество, всепрощение, крепость, чистота, отсутствие зависти и гордости — все это принадлежит тому, кто рожден с божественными качествами, о Бхâрата! 3
Лицемерие, заносчивость и самомнение, гнев, а также грубость и невежество принадлежат тому, кто рожден с демоническими качествами[244], о Партха! 4
Божественные качества ведут к освобождению, демонические — к рабству. Не скорби, о Пандава, ты родился с божественными качествами. 5
Двояко творческое проявление в этом мире: божественное и демоническое; божественное было подробно изложено; услышь от Меня, о Партха, каково творчество демоническое. 6
|
|
Демонические люди не знают ни настоящей энергии, ни настоящего воздержания, ни чистоты, ни даже порядочности, и в них нет правды. 7
Они говорят: «Вселенная без правды, без основ, без Бога; она рождена от взаимного сцепления и возникает лишь от чувственного вожделения». 8
Люди таких воззрений, порабощенные малым разумом и жестокими действиями, являются врагами и разрушителями мира. 9
Отдаваясь ненасытным желаниям, исполненные тщеславия, надменности и самомнения, держась вредных взглядов в заблуждении своем, они действуют с нечистыми намерениями. 10
Отдаваясь безмерным заботам, которые кончаются смертью, считая удовлетворение своих желаний высшей целью, уверенные, что этим все кончается; 11
Связанные сотнями оков ожидания, отдаваясь похоти и гневу, они добиваются неправедными путями накопления богатств ради чувственных наслаждений. 12
«Сегодня я этого достиг, а той цели я достигну завтра; это богатство уже мое, а то будет моим в будущем»; 13
«Я убил этого врага, и других я также убью. Я владыка, я наслаждающийся, я достиг совершенства, силы, счастья»; 14
«Я богат и знатен; кто может сравниться со мной? Я буду приносить жертвы, буду давать милостыни, буду наслаждаться». Так заблуждаются невежды. 15
Смущенные многочисленными мыслями, запутанные в сети иллюзии, отдавшиеся утолению своих желаний, они падают в ад нечестивых. 16
Самодовольные, упрямые, исполненные гордости и опьяненные богатством, они совершают лицемерные жертвы, противные духу Писаний. 17
Предаваясь эгоизму, любоначалию, высокомерию, сладострастию и гневу, они ненавидят Меня в своем собственном теле и в чужих телах. 18
Этих ненавистников, исполненных зла и жестокости, Я всегда ввергаю в нечистые, демонические чрева. 19
Попадая в демонические чрева, рождение за рождением окутанные заблуждением, стремясь не ко Мне, о Каунтея, они опускаются на самый низ бездны. 20
Трояки врата этого ада, в котором погибает Божественное Я: чувственность, злоба и жадность; поэтому человек должен отказаться от этих трех. 21
Освободившись от этих трех врат мрака творит свое собственное благо, о сын Кунти, и достигает высочайшей цели. 22
Но кто, пренебрегая предписаниями св. Писаний, следует голосу желания, тот не достигнет ни совершенства, ни счастья, ни высшей цели. 23
И потому да будут для тебя св. Писания указанием того, что ты должен делать и чего не должен делать. Познав, что повелевают св. Писания, ты с ними должен согласовать свои действия в этом мире. 24
Так в достославных Упанишадах благословенной БХАГАВАД-ГИТЫ, науки о ВЕЧНОМ, писании Иоги, гласит шестнадцатая беседа между Шри-Кришной и Арджуной, именуемая:
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!