Иога распознавания между Полем и Познавшим Поле.




 

БЕСЕДА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

————

Благословенный сказал:

Снова объявлю Я тебе ту высочайшую Мудрость, наилучшую из всех; познав ее, все Муни[230] направлялись к высшему Совершенству.                                       1

Кто нашел убежище в этой Мудрости и приобщился к Моей природе, тот более не рождается даже при возникновении Вселенной и не погибает при распадений ее[231].                                                                                       2

Мое лоно — великий Брахман; в Него помещаю Я семя; отсюда происходит рождение всех существ, о Бхарата.                                                             3

В каких бы лонах не рождались смертные, о Каунтея, Брахман — их истинное лоно, Я же — производящий их Отец.                                                                       4

Гармония, Движение, Инерция, таковы свойства, которые рождаются от Материи; они крепко привязывают к телу неразрушимого Обитателя тела, о мощно-вооруженный.                                           5

Из этих свойств Гармония по своей незапятнанной чистоте, здоровой и светлой, привязывает влечением к радости и влечением к мудрости, о безгрешный. 6

Знай, что Движение, страстное начало, есть источник привязанности к жизни и жажды ее, о Каунтея, которая сковывает Обитающего в теле влечением к действию.  7

Инерция же, рожденная от неведения, вводит в заблуждение всех Обитающих в теле; она связывает небрежностью, беспечностью и ленью, о Бхâрата.    8

Гармония привязывает к блаженству, Движение привязывает к действиям, о Бхâрата. Инерция же воистину уничтожает мудрость и приковывает к беспечности.                                                                           9

Когда побеждены Движение[232] и Инерция, торжествует Гармония, о Бхâрата. Когда же побеждены Гармония и Инерция, тогда берет верх Движение; а когда побеждены Движение и Гармония, тогда воцаряется Инерция.                                                               10

Когда свет мудрости излучается из всех врат тела, тогда можно узнать, что начинает возрастать Гармония.                                                                                  11

Алчность, стремительность, предприимчивость, мятежность, желание — все эти качества рождаются от возрастания Движения, о лучший из Бхарат.          12

Темнота, застой, беспечность, а также заблуждение — все они рождается от возрастания Инерции, о радость Куру!                                        13

Если в час смерти в воплощенном преобладает Гармония, тогда он вступает в чистые миры великих Мудрецов.                                                                 14

Если преобладает Движение, он рождается среди привязанных к действию; умирая в состоянии Инерции, он рождается в лоне неразумных.                                15

Говорится, что плод праведного действия гармоничен и чист; воистину, плод страсти есть страдание, плод же Инерции есть неведение.                                   16

От Гармонии рождается мудрость, от Движения жадность; беспечность же и заблуждение происходят от Инерции, а также и неведение.                          17

Пребывающие в Гармонии возносятся вверх; страстные остаются на среднем уровне, неподвижные спускаются вниз, окутанные наихудшими качествами. 18

Когда прозревший не видит иных причин деятельности, кроме трех свойств природы, и познает ТО, что выше свойств, тогда он вступает в Мою Сущность.                                                                      19

Когда обитающий в теле поднялся над тремя свойствами природы, от которых произошли все тела, тогда, освобожденный от рождения, смерти, старости и скорби, он пьет воды бессмертия[233].                    20

Арджуна сказал:

Как отличить того, кто поднялся над тремя свойствами, о Господи? Каково его поведение и как он освобождается от этих трех свойств?                        21

Благословенный молвил:

Тот, о Пандава, кто не отвращается от света, от исходящей энергии или даже от заблуждения, когда они налицо, и не тоскует по ним, когда их нет;                  22

Кто, пребывая в безразличии, не потрясается свойствами природы, и говоря: «гуны действуют», стоит неподвижно в стороне;                                            23

Уравновешенный в радости и скорби, уверенный в себе, для которого ком земли, камень и золото равны, одинаковый с любимым и нелюбимым, твердый, неизменный среди похвал и хулений;                   24

Равный в чести и бесчестии, одинаковый с другом и недругом, отказавшийся от всех предприятий, — о таком человеке говорится, что он поднялся над тремя свойствами.                                                        25

И тот, кто служит Мне исключительно иогой преданности, тот, поднявшись над тремя свойствами, достоин стать Брахманом,                                          26

Ибо Я есть обитель Вечного и источник неистощимой воды бессмертия, извечной праведности[234] и бесконечного блаженства.                                      27

 

Так в достославных Упанишадах благословенной БХАГАВАД-ГИТЫ, науки о ВЕЧНОМ, писании Иоги, гласит четырнадцатая беседа между Шри-Кришной и Арджуной, именуемая:


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!