СЕМЬ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ ИСЦЕЛЕНИЯ 4 страница
Действительно никак, особенно если по старинке считать, будто болезни вызываются лишь внешними факторами, и лечить только тело.
МЕНТАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ БОЛЕЗНИ
Такое восприятие побуждает многих искать врачебной помощи, ибо ум, когда нам нехорошо или мы испытываем боль, осознает: что-то не так. В результате мы становимся одержимыми физическими симптомами и сосредоточиваемся на попытках установить проблему — пока не загоним себя в тиски стресса и тревоги, будто нужно немедля что-то предпринять. Единственное, что занимает ум в этих метаниях, — найти доктора либо какого-то специалиста, который помог бы определить причину и предложил способ быстренько ее устранить на физическом уровне. Главная цель — понять, что происходит в теле, и выяснить, за какое время можно поправить здоровье.
Если восприятие болезни именно таково, тогда человек, скорее всего, согласится принимать любое лекарственное средство, чтобы только облегчить симптомы, — и не важно, натуральное оно либо синтезированное, вызывает ли зависимость или долгосрочные побочные эффекты. Главное для него, — а также для его ума, — чтобы облегчение наступило и боль ушла.
К сожалению, огромное число людей с ментальным восприятием болезни, которые обращаются к врачам, уходят от них ни с чем; им не смогли предоставить ни вразумительных объяснений, ни четкого диагноза, так как какая-либо явная патология отсутствует. В подобной ситуации остаются недовольны и доктор, и пациент. К тому же приходится нести серьезные затраты времени и средств, ведь анализы и диагностика несуществующих состояний вкупе с попыткой назначить лечебные мероприятия стоят немало. В такой ситуации ум не представляет, где добыть ответы на мучающие вопросы, а сам человек ломает голову над тем, что же делать дальше. Без диагноза ты вынужден смириться с тем, что сделать ничего нельзя — никто ведь не знает, что происходит. И тебе предстоит научиться жить с дискомфортом, ущемляя привычный образ жизни и принимая любые необходимые меры по борьбе с болью.
|
|
Важно помнить, что ментальное представление о болезни сосредоточено исключительно на функционировании тела — не более. В рамках такого воззрения главное — повысить осознание того, что что-то не так, и привлечь внимание к физической сфере, где и происходит сбой. Ум выполняет эту задачу, повышая уровень болевых рецепторов, испускаемых мозгом, и направляя их к нужной части тела. Если ум хорошо справляется со своей задачей, мы начинаем действовать — иначе думать о чем-то другом становится просто невозможно.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ БОЛЕЗНИ
|
|
Физическое восприятие — дело совсем иное; здесь действительно присутствует диагностируемое заболевание, определенным образом проявленное в теле. Однако во многих случаях — как, например, на ранних стадиях рака, сердечной недостаточности или диабета — мы можем и не осознавать, что с нами что-то не так, поскольку не замечаем никаких особенных симптомов, побудивших бы нас обратиться за помощью. В подобных случаях проблема обычно обнаруживается при прохождении планового обследования и события развиваются по сценарию «хорошие новости — плохие новости».
Хорошая новость в том, что, проходя обследования со строгой регулярностью, можно обнаружить проблему на достаточно ранней стадии, чтобы успешно ее вылечить. Плохая же новость состоит в том, что, если мы ничего не ощущаем на физическом уровне, поставленный врачами диагноз может вышибить нас из колеи и мы откажемся верить в его истинность. Когда такое происходит, мы склонны отрицать наличие у себя болезни, сомневаться в точности диагноза и компетентности доктора либо не соглашаться ни на какое лечение до тех пор, пока ум не разберется хорошенько, с чем имеет дело. Прискорбно, но, пока он разбирается с неверием и пытается обрести понимание ситуации, болезнь может развиться настолько, что спасительных методов лечения останется не так уж много.
|
|
Согласно физическому восприятию болезни, она есть результат воздействия внешних факторов — вирусов, бактерий, химикатов, загрязнения окружающей среды, физической травмы или биологической предрасположенности, наследственности. В основе этого представления — воздействие на физическую структуру и попытка определить, что именно вызвало нарушение и в какой мере пострадало тело. Появилась ли проблема лишь в одной области или же другие тоже затронуты?
Если придерживаться этой точки зрения, то мы состоим из обособленных частей — органов, желез внутренней секреции и ряда функциональных систем. Тело не воспринимается целостно. И поэтому излюбленное лечение — удалить либо «починить» поврежденное место и, если нужно, применить химические средства: химиотерапию, инъекции инсулина и прочие препараты. Как и в случае ментальных представлений, физическое восприятие также сосредоточено на том, чтобы вернуть телу доболезненное состояние, даже если это означает вероятность в процессе этого подвергнуть опасности другие органы.
|
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ БОЛЕЗНИ
О третьем восприятии болезни, психологическом, можно говорить, когда мы озабочены своим ментальным состоянием и пытаемся понять, влияет ли оно на состояние физическое. Мы ищем среди таких причин, как недостаток сна, усталость, стресс, эмоциональные проблемы, потеря аппетита и общее состояние недомогания. Мы считаем здоровье и болезнь неким континуумом и думаем, что образ мыслей — единственное, что встает между хорошим и плохим самочувствием.
И пусть это восприятие болезни психологично по природе, оно тоже в значительной мере склоняет нас искать медицинской помощи. В теле наблюдаются физические симптомы вроде мышечного напряжения, болей, учащенного сердцебиения и одышки — знаки тревоги для ума о том, что что-то не так, даже если врачи не находят никаких отклонений. Медики называют их состоянием повышенной тревожности, полагая, что «порождаемые» этим состоянием болезни находятся скорее в голове, чем в теле.
Вот что я имею в виду: когда мы напряжены, обеспокоены или встревожены, то интенсивнее ощущаем боль, фиксируемся на ней до такой степени, что начинаем воспринимать ее индикатором более серьезных проблем. Мы очень рискуем, потенциально порождая воображаемое состояние, которое может превратиться в реальность когда-нибудь в будущем. Хуже того, эта иллюзорная проблема может стать настолько подлинной, что мы подружимся с ней и поведем себя неправильно. Такое восприятие болезни показывает, сколь могущественна сила ума, его способность выдумать медицинскую проблему там, где ее нет и в помине, и быстренько сделать из мухи слона.
Согласно этому представлению, болезнь определяется поведением; оно служит иллюстрацией того, как поведенческие модели влияют на здоровье тела. Пример: когда нам кажется, что мы в застое, так как боимся перемен, это может вылиться в проблемы с ногами или запоры. Или же неизменное послушание и поведение жертвы, которое складывается как следствие отношений, в которых человека то и дело контролировали, подавляли или оскорбляли. Под давлением таких обстоятельств в человеке зарождается чувство беспомощности, проявляющееся в виде астмы; они могут привести также к боязни открыто высказывать свое мнение, которая дает знать о себе как заболевания щитовидной железы либо горла.
Взирая на болезнь с такой перспективы, нетрудно увидеть, как негативные ситуации порождают пагубные мысли, эмоции, установки и верования. Все они способны вылиться в неблагоприятные ментальные состояния, влияющие не только на наше поведение, но и на самовосприятие, вызывая к жизни, таким образом, все те неясные, смутные и трудно диагностируемые симптомы, которые ввергают и нас, и наших врачей в недоумение.
Для того чтобы данное воззрение на болезнь сформировалось правильно, к анализу необходимо привлечь оценку образа мыслей человека, выявление шаблонов мышления, рано или поздно поражающих тело, и разработку для него когнитивных техник и техник модификации поведенческих шаблонов, которые помогут ему осуществить необходимые изменения.
ПСИХОДУХОВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ БОЛЕЗНИ
Психодуховное восприятие, вне всякого сомнения, наиболее важно для самоисцеления, ибо позволяет видеть болезнь холистически. Оно дает нам возможность пересмотреть все прочие восприятия, о которых мы говорили в настоящей главе, и попытаться вскрыть все факторы возникновения болезни. Оно заставляет нас заглянуть дальше физического аспекта связи «ум — тело» и принимает в расчет побуждения души. Таким образом, в болезни мы видим не просто функциональный или структурный разлад, но скорее трансперсональный кризис, указующий на психологическую и духовную природу проблемы.
При таком восприятии мы рассматриваем душу, ум и тело как единое целое, связуемое энергией. Разлад одной из частей этого целого сказывается на всех остальных. Мы стремимся отыскать препятствия, мешающие побуждениям души найти выражение через мысли, слова, действия и отношения с другими. Мы желаем понять, из-за каких самоограничивающих историй и какого багажа вынуждены подавлять свое истинное «Я», быть недовольными собой, калеча при этом свое тело. При таком воззрении на болезнь мы стремимся обнаружить все потаенные послания, так как знаем, что, не сделав этого, не сможем исцелиться.
Подобное восприятие не пытается определить наше состояние болями или известными медицине расстройствами. Напротив, оно проливает свет на то, как нездоровье влияет на качество жизни. В проблемах мы усматриваем скорее возможности для пересмотра и изменения мыслей и эмоциональных шаблонов, которые мешают нам быть здоровыми. Случившийся трансперсональный кризис заставляет нас заглянуть за очевидность телесных симптомов и отпустить ментальные фиксации, связанные с болью. От нас требуется хорошенько покопаться в хранилищах наших историй и отрыть все причины, породившие нездоровый образ мыслей.
Это восприятие дает нам возможность взглянуть на боль, дискомфорт, напряжение и стресс как на барометры, чувствительные к тому, насколько сильно мы наступили на горло собственной песне ради желания вписаться в структуру общества или семьи, достичь каких-то успехов либо снискать чье-то одобрение. Согласно ему, болезнь служит признаком того, как велика разобщенность души, ума и тела. Оно напоминает нам о необходимости утвердить свой образ жизни для своего же здоровья — а не наоборот.
Ментальное восприятие болезни говорит симптомами, физическое — диагнозами, психологическое — поведением, а психодуховное использует метафоры. Вот некоторые примеры:
♦ Метафоры «Довольно мешкать», «Ты едва ноги волочишь» указывают на необходимость сделать шаг вперед и изменить то, что следует изменить. Эти метафоры психологически говорят о страхе перед неизвестным, который может проявляться физически в виде болей или проблем с ногами, лодыжками и пояснично-крестцовым отделом позвоночника.
♦ Метафора «Все проблемы — в голове» указывает на необходимость изменить мысли, порождающие сдерживающие вас ограничения. Она проявляется психологически в поведении — когда вы слишком самокритичны, нерешительны или относитесь к жизни слишком серьезно, — а впоследствии и в теле в виде головных болей, напряжения мышц шеи и плечевого пояса, а также проблем в шейно-грудном отделе позвоночника.
♦ Метафора «Жизнь — трудная штука» говорит о потребности остановиться и пересмотреть образ жизни. Она проявляется психологически страхом перемен, а физически — заболеваниями сердца, камнями в почках, ревматоидным артритом и фибромиалгией.
Психодуховное воззрение на болезнь не внушает нам потребность быстренько все поправить или облегчить состояние лекарствами; оно не требует эмоционально отстраниться или занять выжидательную позицию. Напротив, оно стимулирует проговаривать свои истории, отрицательные эмоции и представления с тем, чтобы вытащить их на поверхность и увидеть, как сильно они до сих пор портили нам жизнь. Психодуховный взгляд считает сильные отрицательные эмоции — страх, раздражение, ненависть и гнев — показателями того, что мы потратили уйму времени и энергии, взращивая и подпитывая то, что не является нашим подлинным «Я». Высвобождение печали — естественная часть целительного процесса и средство отпустить тот эмоциональный заряд, который захоронен в глубинах души. Простить себя — единственный способ исцелить разобщенность души, ума и тела; так мы исцеляемся на всех уровнях.
Ценность этого восприятия в том, что оно побуждает нас активно действовать и привнести в жизнь необходимые для исцеления перемены. Оно требует от нас участвовать в процессе, а не сложить полномочия и ответственность за свое здоровье и благополучие. Психодуховный подход ценит ощущение обновленного здоровья — когда чувствуешь себя еще лучше, чем до начала болезни.
ЕДИНСТВЕННО ВАЖНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
В случае с Элис — о ней шла речь в начале данной главы — единственное восприятие, которое она брала в расчет, было ее собственное. Для нее не имело значения, что думали ее врачи или каковы были их заключения. Она слилась со своей болезнью, стала ее единственной обладательницей, идентифицировалась с ней и вовсю пользовалась. Она установила с ней настолько дружеские взаимоотношения, что решительно не желала с ней расставаться.
Примерно таким и должно быть представление о болезни: важно, чтобы оно было нашим. Согласно именно этому представлению будут развиваться взаимоотношения с нашим состоянием, методом лечения, который мы захотим попробовать, терпением в преодолении последствий болезни и мерой нашего участия в целительном процессе. От нашего восприятия будет зависеть, станем ли мы искать немедленного облегчения и врача, который окажет нам помощь, или вознамеримся помочь себе сами. Оно покажет, готовы ли мы заглянуть дальше физических симптомов и диагнозов и откопать скрытые в болезни послания, а также захотим ли трансформировать эти скрытые послания, высвободив их эмоциональный заряд. Призываю вас на минутку задуматься о том, что значит быть больным.
Какие у вас рождаются мысли?
Ограничивают ли они вас? Сковывают ли?
Когда вы не слишком хорошо себя чувствуете, не сжимается ли весь ваш мир до малюсенькой точки и не воспринимается ли жизнь исключительно сквозь призму состояния вашего тела?
Вызывает ли болезнь досаду или злость?
Не находите ли вы, что болезнь служит некоей цели — например, позволяет умерить лихорадочный бег вашей жизни?
Не дарует ли она вам заботу и внимание, в которых вы так нуждаетесь?
Относитесь ли вы к типу людей, которые вытащат себя из постели, даже когда слабость страшная и мышцы так болят, что хочется свалиться и натянуть одеяло с головой?
Отождествляетесь ли вы с болезнью, говоря: «У меня рак», «Мои проблемы с холестерином» или «У меня заболевание сердца»?
Усматриваете ли вы в своем состоянии какой-то смысл, попытку тела сказать, что что-то не так?
Считаете ли болезнь призывом к пробуждению, сигналом тревоги о том, что что-то нужно срочно менять?
Ваши ответы на эти вопросы расскажут о ваших возможных взаимоотношениях с болезнью, если таковая вдруг случится, и о ваших представлениях. Ваши ответы подскажут, к какому методу лечения вы станете тяготеть и какова будет ваша роль в процессе исцеления. Самое главное, они откроют вам, с чего следует начинать: с мыслей. Они стоят за вашими эмоциями и ответственны за верования и установки, определяющие ваши воззрения. Мысли — ваш внутренний навигатор, они притягивают к вам те или иные события. Лишь они определяют состояние вашего здоровья.
Мысли — это
ВНУТРЕННИЙ НАВИГАТОР
Если мы действительно хотим понять, почему болеем, нам следует начать с изучения того, что такое мысли, как они работают и почему оказывают столь сильное влияние на все аспекты нашего существования — ментальный, эмоциональный, физический и душевный. Однако здесь кроется один интересный вопрос: пытаемся мы разобраться в проблеме с психологической или же с научной точки зрения?
С психологической точки зрения нам известно, что мысли:
♦ существуют на каком-то уровне, потому что мы видим их влияние на наше поведение;
♦ руководят нашими высказываниями и действиями;
♦ притягивают к нам определенные события: о чем думаем, тем и становимся;
♦ определяют эмоциональный заряд, которым мы их наполняем;
♦ постоянно разрастаются и формируют наши воспоминания и верования;
♦ являются источником наших представлений, историй, привычек и зон комфорта;
♦ определяют наши взаимоотношения с внешним миром и его воздействие на наш внутренний мир;
♦ влияют на наши отношения с другими людьми;
♦ воспринимаются мозгом как реальные (хотя, по сути, не являются таковыми), влияя, таким образом, на наше восприятие действительности.
С научной же точки зрения мы знаем о мыслях еще меньше, поскольку до сих пор не было разработано никаких экспериментов либо исследований слепым методом, которые предоставили бы весомые доказательства того, что мысли хотя бы существуют, не говоря уже об ответах на множество интересующих нас вопросов. Помимо всего прочего, мы хотели бы знать:
Какова природа мысли? Движет ли нашими мыслями духовный импульс? Содержится ли в мыслях энергетический компонент, выступающий незримым аттрактантом? Почему их не может коротко и точно описать никто, кроме породившего их? Если они суть электромеханические раздражители, тогда как они запускают ряд наблюдений, впоследствии преобразующихся в нечто материальное и осмысленное? Что определяет тот эмоциональный заряд, которым наполняется мысль? Мысль — это память о случившихся событиях или способ, с помощью которого душа толкает нас к действиям? И, конечно же, почему мы являемся продуктом преобладающих у нас привычных мыслей?
Вообще-то, на последний вопрос можно дать научный ответ, так как, пытаясь понять, почему мы порождаем привычные мысли, мы немного разобрались в том, как работает мозг. С помощью научных методов мы установили, что мозг — это открытая система: он непрестанно принимает и отправляет информацию — извне и изнутри. Этот обмен можно проследить в виде электромеханических импульсов, идущих из одного полушария в другое, от одной доли мозга к другой. Когда мышление у человека складывается однотипно, нейронные структуры мозга реорганизуются, чтобы мозг мог более эффективно узнавать и приспосабливаться к этим повторяющимся паттернам. И хотя мозг способен справиться со многими различными типами внешних и внутренних раздражителей, он склонен сопротивляться принятию новых входящих данных, когда ментальные паттерны повторяются, тем самым ограничивая разновидность порождаемых мыслей и рамки возникающих у человека идей.
Мы узнали, что мозг ничем не отличается от любого другого органа в теле. Он тоже борется за выживание и собственное благополучие и понимает, что не сможет этого добиться, если будет ограничен повторяемостью. Следовательно, когда он обнаруживает внутри себя потенциально губительные мыслительные шаблоны, он реорганизует свои функции, создав новые нейронные пути, чтобы выйти на более высокий, более сложный уровень работы. Именно так увеличивается сообщение между зонами мозга, которые прежде не контактировали друг с другом. И самое важное: мы знаем, что в мозгу не происходят изменения время от времени — процесс этот постоянный.
Когда мозг реорганизуется, в нем происходят потрясающие вещи. Он становится более открытым и восприимчивым к созданию новых мыслей, возрастает ясность ума. Информация, прежде казавшаяся неважной и отмеченная как ненужная — то есть не вписавшаяся в повторяющиеся паттерны мышления — теперь каким-то чудом востребована, и вдруг рождаются новые решения. Способность к обучению возрастает — равно как и работа интуиции. Активируется творчество, и мы вдруг осознаем, что хотим попробовать новое, выйти за пределы известного. Мы лучше подготовлены к встрече с вызовами, потому что обрели большую эмоциональную и ментальную стабильность. Мы воспринимаем жизнь в более ярких красках, а с людьми общаемся более уверенно. Представления меняются, и мы больше не возвращаемся к прежним шаблонам мышления и не пересказываем одни и те же старые истории. Здоровье улучшается, потому что мысли рождаются более светлые.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!