СЕМЬ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ ИСЦЕЛЕНИЯ 9 страница



Одним из недугов, все чаще демонстрирующих нам, как оптимизм помогает исцелиться, стал рак. Кажется, люди с оптимистичным отношением к жизни большую часть ответственности за собственное исцеление берут на себя. В них присутствует более сильный дух борьбы, они лучше переносят побочные эффекты химиотерапии, скорее поправляются, а в случае, когда их болезнь дости­гает последней стадии, живут дольше тех, кто свои шансы на выживание оценивает пессимистично. Онкологи при­знают, что, когда люди верят в возможность исцелиться и поддерживают в себе этот мажорный настрой, они и в самом деле выздоравливают.

Оптимисты отказываются сдаваться или просто си­деть сложа руки, позволив другим решать их судьбу. Они с готовностью пробуют различные методы лечения и открыты для новых идей. Они не жалеют времени на изучение вопросов, связанных с их заболеванием, и рас­сматривают все, что только может им помочь. Они отка­зываются позволить болезни ограничить их жизнь и не отождествляются с ней.

Исследования осветили и другие области, где оптимис­тичный настрой приносил плоды в исцелении: это вос­становление после хирургической операции или несчаст­ного случая. Оптимисты тут же начинали планировать, что они будут делать, когда поправятся, и каждый день пытались приблизить это событие. Они медитировали, использовали технику направленной визуализации, мо­лились или повторяли аффирмации. Они понимали, что ум — это большая сила, и работали над созданием цели­тельных мыслей, направленных на желаемый исход. Они знали: сочетание целительного мышления и оптимистич­ного настроя лучше любых пилюль.

Несомненно, существует связь между оптимизмом и долголетием. Люди с подобным настроем более склонны вести здоровый образ жизни и лучше заботиться о сво­ем теле. Они следят за своими мыслями и не позволяют разгуляться стрессу, взяв себе за правило ежедневно вы­делять время, чтобы успокоить умственную болтовню. Они стараются предотвратить болезнь; если все же за­болевают, они занимают активную позицию. Они вряд ли станут игнорировать свое самочувствие. Они знают: если не заботиться о теле, оно не будет заботиться о тебе. Они правильно питаются, достаточно отдыхают, еже­дневно дают себе необходимую физическую нагрузку и посвящают время занятиям, которые даруют им ощуще­ние счастья. Выглядит несложно, не правда ли? А все, что нужно, — это оптимизм.

 

БОЛЕЗНЬ: ОБНАЖАЯ СЛОЙ ЗА СЛОЕМ

 

Раскрывать факторы, ответственные за возникнове­ние болезней, — все равно что слой за слоем раздевать луковицу. Придется начинать с самых верхних слоев — с того, что наиболее очевидно, мало-помалу продвигаясь к центру. Наиболее явный наружный слой — это наше поведение. Оно позволяет бросить взгляд на наши уста­новки и подсказывает, где мы пребываем — ментально, эмоционально, энергетически и физически, — особенно физически, ибо тело не может укрыть того, что способен утаить ум. Стоит нам сделать или сказать что-то, не впол­не отражающее наше истинное «Я», как это тут же про­явится в интонации, словах или как физический стресс.

После того как мы разобрались с поведенческим сло­ем, мы готовы вскрывать следующие. Однако это уже не так легко, ибо мы попадаем в более хитроумное царство установок, верований и эмоций. Высвободить их гораздо труднее, — в конце концов, они вплетены в нашу иден­тичность и удерживают там наши эмоциональные трав­мы. Отпустить их — значит, возможно, разрыдаться, рассердиться на себя или ожесточиться. Вообще-то, до­стигнув этого момента — попытки разобраться с «возбу­дителями» болезни, — мы можем даже начать задаваться непростыми вопросами:

Действительно ли мы хотим все это отпустить?

Должны ли мы высвободить их или изменить, чтобы нам стало лучше?

Нельзя ли просто остановиться на коррекции по­ведения, но не расставаться со своими историями и ощущением комфорта в рамках своей системы веро­ваний?

Или, еще лучше, нельзя ли закрыть на них глаза в на­дежде, что они сами уйдут?

Если взглянуть на болезнь глазами ума, то все это доз­волено, так как обусловленность приучила нас игнориро­вать глубинные слои. С позиций физического тела можно забыть о дальнейшей проработке — до того момента, пока обезболивающее, лучевая и химиотерапия не прекратят действовать. Мы даже можем откладывать эту работу и с психологической перспективы, если продолжим подав­лять эмоции — или пока антидепрессанты не отберут у нас радость жизни. Однако чего мы не можем — так это сделать вид, что всех этих факторов нет, или уйти от по­пыток изменить то, что необходимо при психодуховном взгляде на болезнь. Именно благодаря ему мы понимаем, как все эти аспекты взаимосвязаны и как они разрас­таются друг из друга — пока не выльются в нездоровое ментальное и физическое состояние. На этом уровне мы полностью осознаем нераздельность души, ума и тела, их взаимное влияние друг на друга. Именно с такой перспек­тивы мы находим в себе мужество отправиться глубже и докопаться до последнего слоя — глубинных убеждений, влиятельных посланников тела.

 

ГЛУБИННЫЕ УБЕЖДЕНИЯ: ВЛИЯТЕЛЬНЫЕ ПОСЛАННИКИ ТЕЛА

 

Вы все еще читаете эту книгу и по-прежнему верны своему желанию разобраться в причинах болез­ней? Рада за вас! Эта глава затрагивает наиболее глубокую из всех скрытых причин возникновения болез­ней, наиболее влиятельную, ибо она управляет всем, что мы думаем, говорим и делаем: глубинные убеждения. Их хватка столь сильна, что они способны заглушить даже побуждения души.

Если мы взглянем на свою жизнь немного отстранен­ие то увидим, что она представляет собой цепочку собы­тий, на первый взгляд случайных и не связанных между собой на тот момент, но все же очень важных. На самом же деле все они взаимосвязаны, потому что каждое со­бытие эмоционально отстраивает последующие, и они не только формируют наши установки и верования, они по­рождают глубинные убеждения. Глубинные убеждения отражают наши жизненные истории и в значительной мере влияют на наше поведение. Только подумайте: все события, представления, трагедии, душевные раны, от­ношения (как хорошие, так и плохие), страхи, верования, успехи и неудачи коренятся в наших глубинных убежде­ниях. Они просто дожидаются своего часа — возможнос­ти вынырнуть на поверхность и проявиться через наши слова, действия и состояние здоровья.

В дополнение к тем глубинным убеждениям, которые мы создали сами, кое-какие нам также достались от ро­дителей, бабушек и дедушек, прабабушек-прадедушек и так до «энного» колена. Да, бывают и генетические глу­бинные убеждения, передающиеся из поколения в поко­ление. Они чаще всего касаются предрасположенности к определенным заболеваниям, экономического положе­ния, образовательного уровня, культурных и семейных ценностей, религиозных верований и ожиданий, связан­ных с очередностью появления в семье (старший, сред­ний либо самый младший ребенок). Эти убеждения также служат неотъемлемой частью наших жизненных историй и проявляются в наших словах и поступках. Впрочем, мы, по большей части, их даже не осознаем, потому что они проникают в наше мышление и поведение в очень ран­нем возрасте. Следовательно, мы просто принимаем их как часть себя, хотя на самом деле они не имеют к нам никакого отношения. Мы начинаем их осознавать лишь однажды — когда они отражаются на здоровье.

В отличие от врожденных черт личности, глубинные убеждения управляют большей частью того, что мы дела­ем, чувствуем и о чем думаем. Однако они не всегда согла­суются с нашим истинным «Я». Возможно, мы нуждаемся в эмоциональных суждениях для принятия решений, а для этого нам нужно выразить то, что мы чувствуем в связи с данной ситуацией, прежде чем мы что-то по этому пово­ду предпримем. Но если нас приучили считать, что при­знаваться в своих чувствах — плохо и решения в таком случае будут ошибочными, то нам будет весьма непросто остаться истинным собой. От этого не только возникнут нерешительность и смущение, так сформируется глубин­ное убеждение «я несостоятелен», потому что не в состоя­нии сделать правильный выбор, как все остальные.

Глубинные убеждения — это смесь эмоций, установок и верований. Они образуют субструктуру наших историй и отвечают за то, как мы смотрим на жизнь. Они подобны шкафам в нашем уме, куда мы все сваливаем кучей, руководствуясь внешним сходством. Всякое событие с похожим эмоциональным зарядом отправляется на эмоциональную полку шкафа, а каждая зафиксированная в памяти мысль попадает на полку верований. Но все же, если бы мы по­лучше присмотрелись к содержимому наших шкафов с глубинными убеждениями, мы бы увидели, что оно совер­шенно разное. Пользуясь этой аналогией, там есть рубашки, есть кофточки, юбки и штаны. Дело в том, что некоторые глубинные убеждения — наши, некоторые — чужие, боль­шинство из них ограничивающие, многие заряжены раня­щими эмоциями, и все они нездоровы, ибо очень плохо ска­зываются на ментальном и физическом состоянии.

Когда глубинные убеждения всплывают на поверх­ность и «включают» старые эмоциональные травмы, трудно понять цель, которой они служат, хотя у них во­обще-то есть несколько важных функций. Одна из них — сформировать ментальный отпечаток, которым может воспользоваться мозг для того, чтобы ускорить процесс связывания нового опыта с прошлым. Еще одна цель — помочь мозгу категоризировать получаемый им постоян­ный поток информации — энергетически и посредством физических органов восприятия. Глубинные убеждения предлагают направление, необходимое нам для навига­ции среди потока мыслей, которые мы порождаем, и со­бытий, которые притягиваем. Они подсказывают, какое поведение приемлемо, а какое — нет, а также как общать­ся с другими. Они уводят нас от событий и отношений, способных причинить боль. И самое главное — они живо показывают нам, что следует изменить, если мы хотим создать жизнь и здоровье, которых желаем.

Мы совершаем эволюционное путешествие, проводя­щее нас через различные стадии и привлекающее всевоз­можные обстоятельства. Все это нужно для того, чтобы мы росли как личность, развивались духовно и устанав­ливали связь со своей душой — учились жить радостно и осмысленно. Но выходит так, что мало-помалу мы за­бываем об этих намерениях, влекомые чем-то иным, что разобщает нас с истинным собой. Когда шкафы наших глубинных убеждений энергетически переполнены траге­диями и болью и заряжены сильными негативными эмо­циями, мы легко теряем контакт с самим собой. Мы явно становимся жертвами своих страхов, позволяя им опреде­лять, кто мы и как нам жить. Мы понимаем, почему с нами случаются болезни, замешанные на страхе, — аллергии, язвы, инсульты, астма, гипертония, сердечные приступы, депрессии, аутоиммунные расстройства и рак.

 

КАК ПРОЯВЛЯЮТСЯ ГЛУБИННЫЕ УБЕЖДЕНИЯ

Глубинные убеждения — это мотивация, управляющая нашим поведением. И хотя они могут быть как позитив­ными, так и негативными, мы, по большей части, имеем дело с негативными — именно они оказывают сильней­шее влияние на наше здоровье. Они проявляют себя через страхи, которые включаются в процессе взаимоотношений с людьми. Собственно говоря, тревоги и пагубные глубин­ные убеждения столь тесно переплетены, что разделить их трудно. И те, и другие вызывают к жизни навязчивое и/ или маниакальное поведение, искажают мышление, созда­ют эмоциональные блоки, подавляют нашу истинную суть, формируют неверные воспоминания, откладывающиеся в уме и теле, и препятствуют нашему исцелению.

Глубинные убеждения проявляются также через чув­ства, эмоции, установки и верования, поскольку именно они и порождают эти убеждения. Все они отражают ход мысли, предшествующий ее фиксации в поведении.

Если бы мы взглянули на эти факторы как на материал, из которого выстраивается поведение, нам было бы куда легче изменить негативные глубинные убеждения, пита­ющие наши страхи. Каким образом? Все, что пришлось бы сделать, — остановить процесс на любом из них.

Например, можно было бы изменить нашу эмоцио­нальную реакцию на прежде имевшую место знакомую ситуацию. Вместо того чтобы кричать и набрасываться на кого-то — как это было раньше, — мы могли бы сделать глубокий вдох и спокойно извиниться. Можно было бы также изменить отношение к ситуации. Случись с нами болезнь, вместо того чтобы усугублять положение сетова­нием, мы могли бы сказать себе: Ладно, мне представилась возможность изменить то, что больше не работает.

Мы могли бы также приостановить происходящее пе­ременой верования. И в случае болезни, вместо того что­бы полагать, что нас должны вылечить, можно поверить в возможность исцелить себя самому. Лучше того — ос­тановить ее на том этапе, когда мысль еще остается чув­ством, наполнив ее позитивным эмоциональным зарядом вместо негативного. И тогда нами перестанет править страх, на смену ему придет любовь. Управлять ходом со­бытий будем мы, а не глубинные убеждения.

 

КАК РАЗВИВАЮТСЯ ГЛУБИННЫЕ УБЕЖДЕНИЯ

 

Джейми очень рано постиг, что мир — враждебное место, потому что вырос в гетто. Все двери запирались на несколько замков, а окна защищались решетками от грабителей. Каждую ночь, лежа в постели, он в страхе молился, чтобы не услышать ни выстрелов, ни криков и чтобы с ним и его семьей ничего не случилось. Он боялся ходить в школу из-за хулиганов на улицах. Из-за драк он трясся от страха в школьном автобусе; он плакал, оби­жался и злился, когда кто-нибудь называл его зачинщи­ком потасовки. Больше всего на свете ему хотелось стать невидимкой — чтобы никто его не видел, не заговаривал с ним и не обижал. Он просто хотел спрятаться от мира, бывшего, по его мнению, суровым и жестоким.

В конце концов Джейми взрастил глубинное убежде­ние, питавшее его страхи неприятия и противостояния, которые он увязывал с враждой. Уже став взрослым, он старательно избегал ситуаций, где было возможно хоть малейшее противоречие. Он снискал репутацию недруже­любного человека, потому что не вступал ни с кем в кон­такты без крайней необходимости. Он не любил новизны из страха, что люди в нем разочаруются, а затем ополчатся. Он избегал любых состязаний — хотя любил баскетбол, — так как тренер или болельщики могли повысить на него голос. Все его представления о действительности и о себе были настолько искажены глубинным убеждением, что это отражалось не только на его жизни, но и на здоровье.

Вот потому Джейми и пришел ко мне. Он понимал, что должен что-то изменить, — уж очень устал жить в страхе. Он знал, что все это имеет какое-то отношение к его хроническим проблемам с пищеварением, особенно с синдромом раздраженного кишечника. Я подтверди­ла его подозрения, поведав, что область живота связана с центрами личной силы и что страх отказа, предатель­ства и боязнь будущего удерживаются в этой области и в центральной части позвоночника. Я объяснила ему, что раздражение толстого кишечника является результатом подавленных эмоций — обид, разочарования и направ­ленного на самого себя гнева. И мягко намекнула, что его представление — мир вокруг к нему враждебен — в бук­вальном смысле поедает его.

Несколько месяцев спустя Джейми объявился снова и рассказал, что проблемы с желудком прекратились. На мой вопрос, как же он с этим справился, он ответил, что прислу­шался к моим словам и стал посещать психотерапевта, что­бы тот подсказал ему, как изменить поведение и отпустить пожиравшие его страхи. Он решил вернуться к жизни и на­чать управлять ею — а не позволять ей управлять собой.

Чтобы показать, как формируются глубинные убеж­дения, я приведу несколько примеров, начав с истории Джейми. Я включила также некоторые рекомендации от­носительно того, как их изменить.

Ситуация: Общение с людьми.

Чувство: Я живу в опасном для жизни районе.

Эмоция: Это враждебная среда.

Установка: Если мое окружение враждебно, то и весь мир враждебен.

Верование: Где бы я ни оказался, в любой ситуации, в ок­ружении любых людей, я не буду в безопасности.

Глубинное убеждение: Я стану избегать потенциально конфликтных ситуаций.

Как изменить глубинное убеждение: Джейми предпочел обратиться за профессиональной помощью к психоте­рапевту, так как знал, что предпринимать такие меры самостоятельно будет очень сложно.

                                                     ***

Ситуация: Отношения с матерью.

Чувство: Моя мама избегает меня, когда я не поступаю в соответствии с ее желаниями, а она говорит, что не любит меня, когда я себя плохо веду.

Эмоция: Ее обиды очень расстраивают и ранят меня.

Установка: Я плохая, поэтому меня никто не полюбит.

Верование: Я недостойна любви.

Глубинное убеждение: Я жертва.

Как изменить глубинное убеждение: В такой ситуации на­чните с того, что откажитесь от плохих мыслей о себе. По­том измените отношение к себе, говорите: Я хорошая, лю­бящая и заботливая. Всякий раз, когда чувствуете, что на первый план выходит личность-жертва, повторяйте эти утверждения. Отыщите в теле область, где удерживается это негативное отношение к самой себе, и вдохните туда любовь, представляя, как вредоносный заряд рассеивает­ся. Вы и в самом деле ощутите изменения в этом месте.

***

Ситуация: Работа.

Чувство: Думая о работе, я начинаю тревожиться, по­скольку полагаю, что не соответствую ожидаемому от меня уровню профессионализма.

Эмоция: Страх — я боюсь, что меня уволят.

Установка: Кого я пытаюсь обмануть?

Верование: Еда унимает мои страхи и дает ощущение бе­зопасности.

Глубинное убеждение: Я ем, чтобы почувствовать себя в безопасности.

Как изменить глубинное убеждение: В этой ситуации начните с устранения верования, будто еда унимает страхи. Посетите специальные курсы и приобретите необходимые навыки, чтобы иметь возможность со­средоточиться на чем-то помимо еды. Установите для себя строгий график приема пищи, включающий все перекусы, и питайтесь точно в это время. Чувство бе­зопасности приходит с умением управлять своей жиз­нью, окружением и телом.

Ситуация: Люди меня избегают.

Чувство: Когда я заговариваю с людьми, они уходят — особенно когда я хочу обсудить что-то серьезное.

Эмоция: Я боюсь последствий того, что говорю.

Установка: Если я стану молчать, никто во мне не разоча­руется и не подумает, что я глупый.

Верование: Люди не желают слушать, что я хочу сказать.

Глубинное убеждение: У меня нет голоса; я нем.

Как изменить глубинное убеждение: В этом случае нач­ните с изменения негативного эмоционального заряда, связанного у вас с самовыражением. Возможно, стоит посетить курсы, где обучают тому, как эффективно пользоваться голосом, чтобы люди стали к вам прислу­шиваться. Это повысит вашу уверенность в своей способности говорить. Еще можно сообщать людям, кото­рые не желают вас слушать, что они делают вам больно. Установите здоровые границы приемлемого и неприем­лемого для вас поведения, а затем озвучьте их.

***

Естественно, жить с душевными травмами и уничи­жительными глубинными убеждениями очень больно, мы спотыкаемся о них, пытаясь двигаться вперед в эво­люционном странствии. Тем не менее для развития чело­веческой души эти препятствия представляют собой воз­можность трансформировать свои убеждения, не идущие нам на пользу, и высвободиться из-под их ментального и физического влияния. Если мы хотим отпустить их и со­здать положительные глубинные убеждения, то наградой будут позитивные установки и отличное здоровье.

 

КАК УБЕЖДЕНИЯ ВЛИЯЮТ НА ЗДОРОВЬЕ

 

Глубинные убеждения подобны вирусам. Стоит им только проникнуть в ум и тело, избавиться от них будет очень сложно — они залягут до поры до времени, пока не возникнут необходимые для них условия. Это удачная метафора для описания работы глубинных убеждений и их участия в возникновении болезни. Как и вирусы, они — не живые организмы. Это просто искаженные вос­поминания, и потому ради собственного выживания они зависят от хозяина. Как только они получают поддержку, они начинают питаться и расти, пока не завладеют на­шим поведением. Одновременно с этим они меняют наше поведение, отыскивают дополнительные, похожие эмо­ции, которые будут их питать, чтобы те могли множить­ся, — до тех пор пока полностью не завладеют умом и не вызовут болезнь тела. И вирусы, и глубинные убеждения ослабляют иммунную систему: первые в итоге заставляют ее воевать с самой собой, а вторые вооружают нас против нас же. Конечный результат одинаков, как первые: так и вторые вносят свой вклад в разрушение нашей жизни.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!