СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 13 страница
Возвышение династии Саманидов (9—10 вв.) ослабило влияние Халифата; в Мавераннахре усиливается тенденция к территориальному, языковому и культурному объединению, прерванная араб, нашествием. Образование собственно тадж. народности совпадает с процессом становления национальной государственности. Лит. язык дари (таджикский) на территории Мавераннахра, Хорасана и Балха становится не только языком художеств, культуры (Рудаки, Дакики, Фирдоуси), но, в известной мере, и науки (Ибн Си-на, Насир Хосров, Омар Хайям и др.). Науч.-филос. культура в это время переживает пору расцвета. Мировую известность приобрели естественнонауч. труды Бируни и Авиценны (Ибн Сины). Выдающийся тадж. ученый-энциклопедист, испытавший разнообразные филос. влияния, Ибн Сина создал собств. филос. систему, переработавшую достижения современного ему естествознания. Описывая многообразие бытия с помощью трех универсальных понятий: необходимости, возможности и действительности, Ибн Сина объяснял переход от возможности к действительности с т. зр. пантеистич. теории эманации мира из божества. Материалистич. элементы содержатся и в теории познания Ибн Сины, во взглядах на человеческое восприятие как исходный момент процесса познания и т. п. Прогрессивной линии Ибн Сины и его последователей в философии противостоял калам.
Одновременно с расцветом наук и философии в 10—11 вв. возникает своеобразная религ. оппозиция ортодоксальному исламу — исмаилитско-карматская ересь (см. Карматы, Исмаилиты), догматика к-рой складывалась под влиянием неоплатонизма и манихейства. С исмаилизмом были связаны мн. мыслители этой эпохи — Сиджистани (10 в.), Насир Хосров (11 в.), Низари (13 в.) и др.
|
|
Младшим современником Насира Хосрова был Омар Хайям — крупный математик, астроном и поэт, который в своих, философских трактатах продолжил традицию Ибн Сины и восточного аристотелизма.
ТАДЖИКСКАЯ ФИЛОСОФИЯ— ТАЙЛОР 179
К концу 10 — нач. И вв. большую популярность среди пародов Ближнего и Ср. Востока приобретает суфизм. Источником суфизма принято считать движение захидов («отшельников»), к-рое объединяло беднейшие слои араб, народа, настроенные оппозиционно по отношению к феодализировавшейся светской власти Халифата. Филос. догматика суфизма питалась идеями манихейства, гностицизма и неоплатонизма в интерпретации «Братьев чистоты» (см. Ихван ас-са-фа) и во многом была враждебна правоверному исламу; мн. видные суфии в 9 —10 вв. были объявлены еретиками или безбожниками и пали жертвой мусульм. инквизиции. Схоластич. философия суфизма была заключена в след. триаду: шариат (познание и соблюдение закона, раскрытого в откровении), тарикат (мо-рально-психологич. методы духовного самосовершенствования) и хакикат (учение о подлинном бытии, в к-ром суфия озаряет интуитивное знание об истинной природе божества и своей сопричастности к нему). Теоретич. основы суфийских учений в 10—11 вв. разработала т. н. хорасанская группа суфиев: Суламп, Кушайри, Абу Сайд, Харакани п др. Крупный теолог Газали стремился разрешить на базе суфизма противоречие между наукой и религией. Газали выступал против Фараби и Авиценны, принесших, но его мнению, религию в жертву науке. Систематич. критику религ.-идеалистич. концепции Газали дал Ибн Рошд. К 12 в. суфизм становится крайне сложным и неоднородным течением, сочетающим в себе элементы филос. вольнодумства с мистицизмом, усилившимся в Ср. Азии 13 — нач. 14 вв. в связи с мопг. нашествием. Внутри суфизма Джалаледдин Руми, Санан, Аттар, Саади, Хафиз и др. противопоставляли мпстнч. настроениям рационалистич. и гуманистнч. мотивы.
|
|
Наиболее крупным ученым и философом 13 в. был Насирэддин Туей, сделавший неск. важных открытий в области математики и астрономии, а в философии выступавший как ученик Ибн Снны; в его тр5'дах разрабатываются осн. традиц. проблемы ср.-век. философии: проблемы категорий бытия, свободы воли, чувственного и рацион, познания, приобретенного и непрп-обретенного знания, истины, классификации наук и т. п.
|
|
В 13—14 вв. наиболее распространенным жанром филос. лит-ры становится комментарий. В нек-рых комментариях с позиций мистицизма интерпретировалось наследие суфийских теоретиков, в других, как напр. у Кутбиддина Шерозн (13 в.), Кутбиддина Рази (14 в.), Джалаледдина Даввани, Алии Кушчи (15 в.), пропагандировались филос. идеи Фарабп, Ибн Спны, Омара Хайяма и др. В 14 в. с антиклерпк. критикой выступал талантливый сатирик Убейд Заканн.
Абдуррахман Джами (15 в.), философ и тонкий поэт-лирик, создавший целую поэтич. школу, был приверженцем суфийского ордена «Нахшибанда» (см. Накш-бендизм), в рамках к-рого проповедовал труд, справедливость и знание как основы идеального человеческого общества.
С 16 в. в идеологпч. жизни общества доминирующим становится религ.-идеалистич. направление, против к-рого выступали представители прогрессивной тенденции в обществ, мысли — Бинои (1453—1512), Восифи (1485—1551 или 1556), Хилоли (за сатиру на феод, правителя казненный в 1529), Сайдой Насафп (ум. 1707 или 1711). Большое и противоречивое влияние на последующее развитие обществ, мысли таджикского и др. народов Ср. Азии и Афганистана оказал Бедилъ, живший в Индии.
|
|
18 в. и 1-я пол. 19 в. в Таджикистане — период расцвета богословия; светская наука в эту эпоху носила в основном схоластич. характер.
Во 2-й пол. 19 в. Ср. Азия превратилась в колонию царской России; к тяжелому феод, гнету приба-
вился колониальный. Вот почему в этот период на первый план выдвигаются вопросы нац. прогресса, социальной справедливости, устранения ср.-век. феод, порядков во всех сферах обществ, жизни. Представителями демократич. просветительского направления были Ахмад Дониш (1827—97) и его последователи — Хайрат (ум. 1902), Мирзо Азими Соми (ум. 1910), Асири (ум. 1916), доктор Собир (1877 — 1914), Сиддики (ум. 1927), Фитрат (1889 — 1937), С. Айни (в доокт. период), и др. Хотя все они еще разделяли религ. миросозерцание, в то же время в своих произв. критиковали ислам, теологич. концепцию истории, выступали против реакц. панисламистских идей.
Революция 1905—07 в России активизировала по-лнтнч. деятельность тадж. трудящихся, а т. н. Среднеазиатское восстание 4 июля 1916 (в Ходжеите) закрепило их связи с рус. революц. движением.
В первые годы после Октябрьской революции распространение и утверждение марксизма-ленинизма в Таджикистане проходило в сложной атмосфере борьбы с пантюркистской идеологией. В 20—30-х гг. марксистско-ленинская теория стала программой действия нар. масс в борьбе за социализм; получают конкретную разработку вопросы нац., гос. и культурного строительства. Систематическая н.-и. работа в области философии начинается в Таджикистане с конца 30-х и нач. 40-х гг. В 50—60-е гг. философы республики включаются в разработку проблематики диалектпч. и псторпч. материализма, филос. вопросов совр. естествознания, истории филос. и обществ.-политич. мысли тадж. народа (А. Богоутдинов, М. Аси-мов, Е. Э. Бертельс, М. Болтаев, М. Раджабов, Н. Одилов, С. Б. Морочник, В. И. Приписной и др.). Плодотворную работу по переводу произв. К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина (в частности их филос. трудов) провел Ин-т истории партии при ЦК КП Таджикистана, что позволило унифицировать филос. терминологию в тадж. яз. на основе понятий диалектпч. материализма. Определ. успехи достигнуты в Таджикистане и в плане подготовки филос. кадров. В составе АН республики имеется Отдел философии (организован в 1951), а при семи вузах — кафедры философии.
Лит.: Богоутдинов А. М., Выдающийся памят
ник филос. мысли тадж. народа, «ВФ», 1948, № 3(5); е г о ж е,
Из истории обществ.-политич. мысли тадж. народа, там же,
1951, Кя 3; его ж е, О консолидации тадж. социалистич.
нации, «Труды АН Тадж. ССР», 1955, т. 31; е г о ж е, Очер
ки по истории тадж. философии, Душанбе, 1961; Г а ф у-
ров Б. Г., История тадж. народа, 3 изд., т. 1, М., 1955;
Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов
СССР, т. 1—2, М., 1955—56; Брагинский И. С, Из
истории тадж. нар. поэзии, М., 1956; История философии,
т. 1, М., 1957, с. 239—49; Раджабов 3., Из истории
обществ.-политич. мысли тадж. народа во 2-й пол. 19 и на
чале 20 вв., Сталинабад, 1957; Рудаки и его эпоха. Сб. ст.,
Сталинабад, 1958; Бертельс А. Б., Насир-и Хосров
и исмаилизм, М., 1959; Григорян С. Н., Из истории
философии Ср. Азии и Ирана 7—12 вв., с прилож. избр. филос.
произв. Фараби, Газали и Маймонида, М., 1960; Бертельс
Е. Э., Избр. труды, т. 1, 3, М., 1960—65; Лей Г., Очерк
истории ср.-век. материализма, [пер. с нем.], М., 1962;
История тадж. народа, т. 1—3 (в 5 кн.), М., 1963—65; Ай
ни С, Куллиёт, ч. 11, кит. 1—2, [Душанбе], 1963—64; Рус-
тадж. терминология, филос. словарь, [сост. М. Асимов, М. Ди-
норшоев, М., Бачаев], Душанбе, 1966; Ашуров Г.,
Развитие марксистско-ленинской философии в Таджикистане,
«ВФ», J967, .№ 5. Г. Ашуров. Душанбе.
ТАИЛОР (Tylor), Эдуард Бернетт (2 окт. 1832 — 2 янв. 1917) — англ. этнолог и религиевед, проф. антропологии в Оксфорде. Вместе со Спенсером был основоположником эволюц. школы в истории культуры. Взгляды Т. сложились под влиянием эволюц. теории Конта и его англ. последователей. В «Антропологии» (L., 1881; поел. изд. Ann Arbor, 1960; рус. пер., СПБ, 1882) Т. рассматривает историю культуры как процесс поступат. развития («наука о культуре есть наука о реформах») и вводит в этнологию понятия т. н. пережитков (survivals) и история, напластова-
180
ТАЙЦЗИ—ТАЛМУД
ний в культуре. В историю науки Т. вошел прежде всего как создатель теории анимизма («Первобытная культура», v. 1—2, L., 1871, рус. пер., т. 1—2, СПБ, 1872 — 73), оказавшей большое влияние на развитие религиеведения (см. Религия, раздел История учений о религии). Т. ввел в историю религии идею развития, генетич. связи между первобытными и развитыми религиями. В противоположность натуралистич. представлениям школы М. Мюллера, Т. видел источник религии не в воздействиях природной среды, а в психич. деятельности индивида, к-рая сводилась у Т.— в соответствии с его позитивистскими установками — к сознат. рацион, деятельности. Взгляды на религию как на логич. ошибку первобытного человека еще при жизни Т. были подвергнуты критике со стороны Э. Ланга, Р. Марета п др. С конца 80-х гг. Т. разочаровался в эволюционистском методе и стал применять чисто статистич. методы в этнологии.
Лит.: Anthropological essays, presented to E. В. Tylor..., Oxf., 1907; Marett R., Tylor, L., 1936.
_ Д. Ляликов. Москва.
ТАИЦЗЙ — одно из осн. понятий кит. натурфилософии. Многозначность лежащего в его основе иероглифа «цзи», имеющего смысл «предел», «полюс», «крайняя оконечность», «конек крыши», обусловливает различие интерпретаций этого термина: «высший полюс» (Дж. Нидем), «высшая оконечность» (Фын Ю-лань), «великий предел» (Н. И. Конрад). Впервые это понятие встречается в комментарии «И-цзину», где означает первонач. субстанцию. Ван Би впервые отождествил Т. с даоскими понятиями небытия и дао; его т. зр. была развита Чжоу Дунъ-и, утверждавшим, что Т. есть в то же время беспредельность (уцзи), и др. неконфунцианцами, истолковывавшими Т. как начало, не только предшествовавшее возникновению мира, но и, подобно дао, лежащее в основе его циклпч. изменений и превращений.
Лит.: Конрад Н. И., Философия кит. Возрождения (о сунской школе), в его кн.: Запах; и Восток, М., 1966, с. 206— 207; FungYu — Ian, A history of Chinese philosophy, v. 2, Princeton, 1953, p. 182—83, 458—59; N e e d h a m J., Science and civilisation in China, v. 2, Camb., 1956, p. 460—65.
В. Рубин. Москва. ТАЛАНТ — см. Способности.
ТАЛМУД (др.-евр., букв.—учение, изучение)—свод т. н. устного учения, сложившегося в иудаизме в последние века до и. э. и первые века нашей эры. Помимо релпг. и правовых норм, религ.-филос. положений, Т. содержит данные по медицине, астрономии, математике, географии и др. Первонач. слоем Т. является т. н. Мшнна (устное «учение»), создававшаяся в Палестине на др.-евр. яз. и дошедшая до нас в редакции конца 2 в.— нач. 3 в. н. э. К Мишне примыкает Тосефта (букв.— дополнение) — записи устного учения, не вошедшие в Миншу. Следующим слоем Т. является т. н. Гемара — записи комментариев к Мпшне. Различают палестинскую Гемару, к-рая вместе с Миш-ной образует т. н. Иерусалимский Т. (редакция конца 4 в., преим. на палестино-арамейском диалекте), и вавилонскую Гемару, образующую вместе с Мишной Вавилонский Т. (редакция сер. 5 в., преим. на месо-потамско-арамейском диалекте). В плане содержания в Т. различаются агада (повествование, подчас мпфо-логич. или сказочного характера) и галаха (религ.-правовые нормы и предписания).
В условиях, когда иудаизму противостояли греко-рим. религия на Западе и зороастризм на Востоке; а затем — развившееся в недрах иудаизма христианство, создатели Т. стремились сохранить вероучение иудаизма, разработав в Т. многочисл. rniswot («предписания») запретит, или дозволит, характера, призванные оградить иудаистов от смешения с окружающим населением.
Т. развил и модернизировал вероучение иудаизма как гносеологии, и онтологпч. системы, более строго
подчеркнув монотеизм (различные наименования божества в Ветхом завете интерпретируются в Т. как ряд имен п эпитетов единого бога) и трансцендентный характер бога как сверхъестеств. начала, обладающего абс. знанием, абс. свободой и абс. властью по отношению к Вселенной. Вводится понятие «шехины» как конкретно проявляющейся эманации божеств, начала. Бог ни чувственно, ни рационально не познаваем для человека: познаются лишь его проявления, т. и. атрибуты действия. Очевидно не без влияния зороастризма мир начинает истолковываться как арена борьбы доброго и злого начал, в связи с этим получают развитие ангелология и демонология. Подробно обосновываются представления об индивидуальном бессмертии души, зачатки к-рых можно найти в нек-рых поздних разделах Ветхого завета, а также представления о потустороннем пребывании в раю или аду, заместившие недифференцированное ветхозаветное «обиталище мертвых» (seol). Детально разрабатываются мессианизм и эсхатология.
В целях преодоления противоречия между понятием о боге как абсолюте и ветхозаветным представлением об этнич. боге вера рассматривается в Т. не как результат союза бога с избранным народом, а как абс. моральный закон, источником к-рого является не воля или повеление бога, а само его существование: избранничество осмысляется не как привилегия, а как добровольный долг исполнения многочисл. обязательств; прокламируется, напр., поступать но отношению к иноверцу так же, как по отношению к иудаисту. Требуя от человека абс. нравственности, бог, по Т., предоставляет ему самому свободу выбора между благим и дурным. Как бог непознаваем в его всеобъемлемости, так и внутр. «благость» или «дурнота» каждого человека умоиепо-стигаемы для всех остальных: в качестве их проявления может выступать (но не всегда выступает) делание добра и делание зла, причем первое, следующее за вторым, не является искуплением, ибо воздаяние находится вне компетенции отд. индивида. Детально разрабатывается космогония и космология (последовательность творения Вселенной, система семи сфер как нерархпч. система космоса, проблема гармонии универсума и т. п.).
Т. приспособил религ.-правовые нормы к действовавшим юрндич. нормам, преим. сасанидского права. Принцип «закон гос-ва — закон», по к-рому иудапст обязан подчиняться законам страны своего проживания,был согласован с пониманием верыкак абс. закона.
Особого рассмотрения заслуживает система логич. приемов (middot, букв.—меры; насчитывается до 32 таких приемов), применявшихся в Т. в целях опосредованного построения на основе текстов Ветхого завета новых религ.-этпч. и релпг.-правовых или ритуальных правил и предписаний.
В последующем Т. неоднократно подвергался со стороны иудаистов толкованиям, сводившимся в сущности к адаптированию его положений к новым историч. условиям. Важнейшими толкованиями такого рода явились комментарий рабби Шеломо Йицхаки (Раши, 1040—1105), приспособлявший Т. к условиям ср.-век. Европы, п комментарий Маймонида, искавший соответствия филос. построениям Т. в восточном перипатетизме.
Науч.-критич. изучение Т. в плане сравнит, религиеведения имеет значение также для выявления генезиса и ранней истории христианства и ислама (см. Н. L. Strack, P. Billerbeck, Kommentarzum Neuen Testament aus Talmud und Midrasch, Bd 1—3, Munch., 1912—26; A. Katsh, Judaism in Islam, N. Y., 1954; рус. пер.: Н. Переферковпч, Т., Мшнна и Тосефта, т. 1 — 6, СПБ, 1899—1904; его же, Т. Вавилонский, СПБ, 1909).
Лит.: Мировоззрение талмудистов, под ред. Л. О. Леван-ды, т. 1—3, СПБ, 1874—76; Переферкович Н., Т.,
ТАНЕЕВ—ТАНТРИЗМ
181
его история и содержание, СПБ, 1897; Л а ц а р ус М.,
Этика юдаизма, пер. с нем., Одесса, 1903; Шахнович М.,
Социальная сущность Т., М., [б. г.]; БелекьЕий М. С,
Что такое Т., М., 1963; S t г а с k H. L., Einleitung in den
Talmud, 4 Aufl., Lpz., 1908; Funk S., Die Entstehung des
Talmuds, 2 Aufl., В., 1919, его же, Talmudproblem, Lpz.,
1912; Trattner E. R., Understanding the Talmud, Toron
to — N. Y. — Edin., 1955; на иврите: Э п ш т е й н И. Н.,
Маво ленусах хаммишна, 2 изд., т. 1—2, Иерусалим, [б. г.];
его же, Мевоот лесифрут хаттаннаим, Иерусалим, 5717
(1957); его же, Мевоот лесифрут хаамораим, Иерусалим,
5723 (1963); Вайс А., Хайецира шел хассавораим, Иеруса
лим, 5714 (1954); X а й н м а н И., Дарехе хааггада, 2 изд.,
Иерусалим, 5715 (1955). М. Занд. Москва.
ТАНЕЕВ, Владимир Иванович (5 сент. 1840—21 окт. 1921) — рус. юрист, социолог, философ-материалист и революц. демократ. Старший брат композитора и педагога С. Танеева. Род. во Владимире. После окончания петерб. училища правоведения состоял (1865—97) в петербургской и моек, адвокатурах. Выступал защитником на процессах польских повстанцев, народников 70-х гг., С. Нечаева.
Формирование филос. взглядов Т. происходило под воздействием идей Чернышевского и Герцена, утоппч. социалистов, естеств.-науч. материализма. Мировоззрение Т. в целом может быть охарактеризовано как метафизич. материализм, хотя во мн. отношениях оно было обогащено диалектикой и эволюционизмом. Исходя из субстанцион. понимания материн, Т. выводил свой закон «возникновения единичного из общего». К наиболее общим (философским) законам Т. относил: 1) «внешний закон всеобщего развития»; 2) «закон деятельности»; 3) «закон причинности» п 4) «закон необратимости времени». Первый закон базируется, по Т., на космогонии Канта и Лапласа, а также на дарвинизме; эволюц. принцип служит Т. обоснованием историч. метода исследования. В основании второго закона лежит понятие о деятельном всеобновля-ющем «начале», импульсе всех форм бытия. «Закон причинности» подразумевает единство «материи п силы», всеобщность связей бытия, в к-ром всякое действие имеет свое следствие. Четвертый закон исходит из факта единства движения и времени. Являясь отражением реального мира явлений, эти законы, по Т., выступают одновременно н как методологпч. законы, т. е. имеют и гносеологич. значение. Гл. смысл своей гносеологии Т. выразил в тезисе: «от Вселенной — к человеку». Теория познания Т. включает четыре момента: наблюдение (созерцание), теория чистая (абстрактные выводы), теория нормативная (прикладные знания), практика (опыт, материальное пропз-во). Практика, по Т.,— цель, основа и критерий истинности знаний. Задача философии — синтезировать общие законы бытия природы и общества, создать науч. картину мира, классифицировать науки на основании их предмета и метода. Т. принадлежит опыт такой классификации, отличающейся от аналогичных систем Конта, Ампера, Бурдо и Спенсера. Т. выделяет два класса наук: теоретические («чистые») и практические (нормативные) и пять общих групп наук: математические, космологические, биологические, социологические и философские (каждая из пяти групп делится на подгруппы). Философии Т. отводит главенствующую роль в иерархии знания. Социологич. воззрения Т. существенно отличаются от концепций революц. демократизма: Т. видел огромное революц. будущее рабочего класса; с годами его интерес к «рабочему вопросу» усиливался. В 70-х гг. он приветствовал 1-й Интернационал, выступал в защиту Парижской Коммуны. В 60-е гг. Т. познакомился с «Нищетой философии» Маркса, «Манифестом коммунистам, партии» и «Капиталом». Сохранился его рукописный перевод «Манифеста». Есть свидетельства современников о личном знакомстве Т. с Марксом, к-рый высоко ценил общественную деятельность Т. как «...преданного друга освобождения народа...» (Маркс К. и
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!