Культура средневекового города



Бюргер и его семья. Бюргер живет со своей семьей в том же помещении, в котором занимается ремеслом (или в одном здании). Жена и дети ему помогают, если недостаточно подмастерьев. Жена ведет хозяйство – основная деятельность. Землей не владеют, только недвижимое имущество, которое может наследовать жена. Патриархальные отношения в семье. Женщина не рассматривается как предмет куртуазности, она – часть хозяйственной жизни, элемент комфорта жизни. Книги по домоводству.  Если рыцарь рассматривал женщину как понятие своего престижа, у бюргера – часть имущества, ему не нужно, чтобы у жены были поклонники, потому что для него это ущерб имуществу. Женщина рассматривает возможность измены как обман мужа = прибыль. Невыгодное положение – для всех спасение – дело личного благочестия, для него спасение становится сомнительным, и он озабочен, что ему сделать, чтобы получить спасение. Развита практика подаяния среди бюргеров. Меценатство – значительные пожертвования на что-то: заказывают картины знаменитым художникам, росписи церквей, поддержка художников, поэтов, музыкантов.  Архитектурный переворот. Стандартное жилище рыцаря – неуютный замок; бюргера – по мере обогащения строится все более комфортное жилье от неуверенности в том, что они спасутся – желание пожить хорошо здесь, если есть возможность попасть в ад. Внешне дома невзрачные, внутри – уютные, многие даже богатые. Идея комфортного дома, отход от функциональности.

Быт и праздники и карнавал. Праздники бюргеров:

Ø Около половины дней в году праздники (Святых, гильдейские или цеховые)

Ø Цех стремился сделать праздник, чтобы весь город прогремел и знал про этот цех.

Пример: Праздник хидловачки – праздник инструмента.
Большое значение играют праздники (выходные, цеховые праздники и др.). Самый главный праздник – карнавал. Сегодня (в Бразилии) это финансируется, планируется. Истоки карнавала из античных празднеств, связанные с религиозным верованием. Позже эта языческая часть была потеряна, но элементы сохранились. Сословное общество наложило свой отпечаток – главная идея – разбить на время эту сословность. Есть мнение, что карнавал является круглогодичным. Гистрионы – люди, которые занимаются развлечением населения. «Книга покаяний» (конец XIII-начало XIV) – виды гистрионов: обнажение, ужасающие маски (мимы); путешествуют, злословят, чтобы понравиться другим; музыкальные инструменты для развлечения в харчевнях, на каких-то собраниях, песни часто непристойные; иокуляторы – утешают людей в горести, воспевают подвиги властителей (они могут спастись). Карнавал – с лат. – славься плоть; прощай мясо, мясоед (обжорство); с античного времени – корабли-колесницы, на которых плыли толпы по время процессий жрецов. Карнавал = игра в грех для подтверждения средневековых ценностей. Разрушение иерархии, рождение нового. Сразу после карнавала – пост, карнавал – подготовка к нему. Маскарады (чтобы сменить личину, нарядиться в того, кем ты быть не можешь). Потешные драки (дрались сырами и колбасами, битье горшков). Непристойные шутки и ругательства. Провозглашение короля дураков (самый ничтожный, нищий в городе; он реально становился правителем города на время карнавала). Выбирался ослиный папа – пародия на папу Римского. Создается карнавальный корабль. В центре – король города, епископ глупцов, черти, демоны. Две башни, изображающие ад, перед ними – комические сценки, показывающие, что ад воплотился. В карнавале нет зрителей, все участвуют. В центре также находится огромное чучело карнавала или старика – демонстрирует изобилие или уходящий год. Кульминация – штурм ада, разрушение, его сжигают, сжигают и чучело. В ранние времена сжигали короля дураков, позже его били и выгоняли из города (козел отпущения, на него свалили все грехи; он обладал властью, все помнили унижение, а он помнил об этой власти). Смех – концепции из изучения карнавала. философ Карасев – христианство внесло представление о понимании смеха как зла, но он отражает зло как зеркало, ответ блага на зло; Бахтин – нет сатирической направленности, в основе – положительные эмоции, когда люди средневековые смеялись над священниками, они снижали напряжение – положительно; Риногенон – смеясь, вы выплескиваете негатив (речь идет о социальном смехе); Аверинцев – главное в смехе – освобождение, осмеяние Христа на Голгофе – смех ритуальный, освобождение от страха перед тем, что если он на самом деле Сын Божий? Карнавалы способствовали социальной сплоченности. Существовала опасность социального взрыва, если есть социальное напряжение, которое уже нельзя осмеять. Власти, понимая это, не любили карнавалы, старались их ограничить. К городу всегда подводились войска.
Отличие карнавала от русского скоморошества: на Руси карнавалов не было никогда (нет античной традиции и городского самоуправления). Напряжение нарастало, оно не выбрасывалось. Эту функцию выполняли скоморохи, которые осуществляли представление, они были как проводники в ад, сами люди туда не погружались. Скоморохи становились негативным социальным слоем (скоморохи грабили, пока кто-то из них давал представление; они не позволяли полностью освободиться от страхов). Зло превращают в свое, зло наше, часть нашей культуры.

Литература городской среды. Антицерковная вольнолюби­вая направленность городской культуры, ее связи с народным твор­чеством наиболее ярко проявились в развитии городской литера­туры, которая с самого своего возникновения создавалась на народных наречиях в противоположность господствовавшей цер­ковной латиноязычной литературе. В свою очередь городская ли­тература способствовала процессу превращения народных наре­чий в национальные языки, развивавшемуся в XI—XIII вв. во всех странах Западной Европы. Популярными жанрами городской литературы становятся стихотворные новеллы, басни, шутки (фаблио во Франции, шванки в Германии). Они отличались сатирическим духом, грубоватым юмором, яркой образностью. В них высмеивались алчность духо­венства, бесплодие схоластической премудрости, кичливость и невежество феодалов и многие другие реалии средневековой жиз­ни, противоречившие трезвому, практическому взгляду на мир, формировавшемуся у горожан. Фаблио, шванки выдвигали новый тип героя — неунывающего, плутоватого, смышленого, всегда находящего выход из любой труд­ной ситуации благодаря природному уму и способностям. Так, герой широко известного сборника шванков «Поп Амис», оста­вившего глубокий след в немецкой литературе, чувствует себя уве­ренно и легко в мире городской жизни, в самых невероятных об­стоятельствах. Он всеми своими проделками, находчивостью ут­верждает, что жизнь принадлежит горожанам ничуть не меньше, чем другим сословиям, и что место горожан в мире прочно и на­дежно. Городская литература бичевала пороки и нравы, отклика­лась на злобу дня, была в высшей степени «современной». Муд­рость народа облекалась в ней в форму метких пословиц и пого­ворок. Церковь преследовала поэтов из городских низов, в творчестве которых она усматривала прямую угрозу. Например, сочинения парижанина Рютбефа в конце XIII в. были осуждены папой на сожжение. Наряду с новеллами, фаблио и шванками складывался город­ской сатирический эпос. Его основой были сказки, зародившиеся еще в раннем средневековье. Одним из самых любимых у горожан был «Роман о Лисе», сформировавшийся во Франции, но переве­денный на немецкий, английский, итальянский и другие языки. Находчивый и дерзкий Лис Ренар, в образе которого выведен зажи­точный, умный и предприимчивый горожанин, неизменно побеж­дает тупого и кровожадного Волка Изенгрина, сильного и глупого Медведя Брена — в них легко угадывались рыцарь и крупный феодал. Он также обводил вокруг пальца Льва Нобля (короля) и постоянно насмехался над глупостью Осла Бодуэна (священника). Но подчас Ренар строил козни против кур, зайцев, улиток, начи­нал преследовать слабых и униженных. И тогда простой народ разрушал его умыслы. Широкое распространение получило еще одно произведение городской литературы — «Роман о Розе», писавшийся последова­тельно двумя авторами — Гильомом де Лоррисом и Жаном де Меном. Герой этой философско-аллегорической поэмы, юный поэт, устремлен к идеалу, воплощенному в символическом обра­зе Розы. В «Романе о Розе» воспеты идеи свободомыслия, Приро­да и Разум, равенство людей. Развитие городской литературы в XIV—XV вв. отразило даль­нейший рост социального самосознания бюргерства. В городской поэзии, драме и возникшем в тот период новом жанре городской литературы — прозаической новелле — горожане наделяются таки­ми чертами, как житейская мудрость, практическая сметка, жиз­нелюбие. Бюргерство противопоставляется дворянству и духовен­ству как опора государства. Этими идеями проникнуто творчест­во двух крупнейших французских поэтов того времени Эсташа Дюшена и Алена Шартье. В XIV—XV вв. в литературе Германии мейстерзанг (поэзия пред­ставителей ремесленно-цеховой среды) постепенно вытесняет рыцарский миннезанг. Очень популярными становятся творчес­кие соревнования мейстерзингеров, проходившие во многих го­родах Германии. В XIV—XV вв. широкое распространение получили фарсы — юмористические сцены, в которых реалистически изображался быт горожан.

Другое. XIV—XV века — время расцвета средневековой гражданской ар­хитектуры. Для богатых горожан сооружаются большие красивые дома. Замки феодалов тоже становятся более комфортабельными, постепенно утрачивая значение военных крепостей и превраща­ясь в загородные резиденции. Преображаются интерьеры замков, их украшают коврами, предметами прикладного искусства, изыс­канной утварью. Развивается ювелирное искусство, производство предметов роскоши. Более разнообразной, богатой и яркой ста­новится одежда не только знати, но и состоятельных горожан.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 581; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!