Граница этого мира: бедняки и преступники средневековья



Бедность в ранее Средневековье. Раннее Средневековье – бедный – социально слабый. Рудольф Габсбург – граф, много деревень, но считался бедным, потому что другие графы его притесняли. Бедность тесно пересекалась с представлением о христианской благодати. Добровольная бедность – люди отказывались от своего добра, называли себя Христовыми бедняками и жили на подаяния (особенно XII-XIII). Бедняк являлся спасителем богача, который подает ему деньги, а бедняк молится за него Господу.

Маргиналы Средневековья. К XIII в. бедняков стало очень много. Фискальные бедняки – не могут платить налоги, не могут участвовать в жизни города (неполноправный горожанин). Бедность начинает восприниматься как удар судьбы – негативный аспект. Идея о необходимости преодоления бедности. Плохие профессии – сборщики налогов, лекари, ростовщики, могильщики, банщики, брадобреи – негативные профессии, обслуживающие тело. Комедианты, художники уличные – связь с развлечением, Бог никогда не смеялся, он только благостно улыбался, смех от Сатаны. Палачи. XIV-XVв. – новая бедность. Новые негативные профессии – строители, грузчики, возчики, матросы – профессии были всегда, отличие – старые – представители цехов. Потребовались рабочие не цехов (цех не может выполнять большую работу и выполнять текущие обязанности) – наемные рабочие. Люди вне корпорации – плохо. Нищие начинают создавать свои корпорации. Категории – слепцы, прокаженные и т.д. XIII-XIVв. – рост количества нищих («черная смерть» - негативные последствия для сельского хозяйства; усиление социального расслоения; рост профессионализации – рынок становится неустойчивым). Нищие здоровые и нездоровые. Заставлять работать надо здоровых – появление работных домов (идея провалилась – экономически невыгоден: конкуренция – безработными становятся другие мебельщики, потому что у этих дешевле).

Эволюция отношений к нищим. Восприятие нищего как преступника – переход от мысли спасения к функциональности. Создаются активнее госпитали, развиваются больницы и богадельни (первые – VI в). Приходские братства для помощи бедным и нищим – скидываются по определенной сумме – система милостей. Они знают всех хороших нищих. Раздачи по завещанию богачей. «Столы» для бедных. С эпохи Крестовых походов усиляется лепра – лепрозолии.  Нищенствующие ордена XIIIв. – нужно нам подавать, а мы, получив деньги, будем сами перераспределять. Монахам выгоднее – часть отдавали нищим, часть – папе Римскому. Деление на своих и чужих (те, кто родились или пострадали в этом городе). Негативное отношение к бродягам. К позднему Средневековью «столы» превратились в богатых собственников, их приватизировали короли. Люди перестали чувствовать ответственность за бедных своего общества.

Специфика раннесредневековой преступности. Преступления делились на сельские и городские. На селе – воровство, оскорбление, драки. В городе – организованная преступность. В селе все друг друга знают – препятствие. Преступления сеньоров и простолюдинов. Разные наказания, разные суды для господ и простолюдинов. Большое количество прощеных преступлений (в городах – 51% убийств и 23% воровства). Часто прощали короли убийства во время восшествия на престол. В раннее Средневековье продолжал существовать обычай кровной мести – часто прощались убийства «по справедливости». Воров прощали за крайнюю нужду (воровство хлеба голодным). Чем крупнее становились города, тем усиливались преступления. Их больше, чем на селе, потому что меньше знакомых – меньше шансов поимки. Притупление социальных реакций – большая агрессия. Город – идеальная почва для банд – легко раствориться. У банд свои символы, свой жаргон, свои символы.

Рождение банд внутри города. Банда «Грязных бабуинов» – возле Нотрдам-де-Пари. Первые профессиональные гиды – говорят, что покажут собор внутри, ведут крестьянина и тихонько крадут у него кошелек.  Банда «кокеяров» – 69 человек, всех поймали и казнили. Банды старались себя обозначить. Петушиное перо – отличительный знак одной банды. Позже их обыскивали для поиска этих символов.

Изменение отношения к преступникам. До XIIIв. – восприятие преступников как своих. Понятие преступность не существовало, есть конкретные преступники (преступниками являются по факту, если поймали с поличным или схватили – он преступник, если он скрылся, его не ищет – городские власти не берут обязанности искать преступников, нет мысли о предотвращении преступления; преступление – дело преступника и того, кто подвергся нападению). Тот, кто стал жертвой – сам виноват, но также это проблема семьи, цеха. Институт кровной мести, потому что нет другого метода защиты (только семья и корпорация). Цех, община поддерживают жертву, не дают умереть с голоду – к краже не относятся как к огромной трагедии. Считались преступниками чужие: цыгане (потенциально преступники – потенциально можно бороться – гнать), бродяги и т.д. С XIV в. Появляется понятие преступность – с развитием товарно-денежных отношений спадает роль поддержки цеха – теперь кража – ужасная потеря. Человек становится одинок, но его кто-то должен защищать – этим становятся городские власти, потом государство. Человек требует своей защиты и предотвращения преступления. Начинается розыск убийц, воров, ужесточаются наказания. Малейшая кража – смертная казнь – потому что теперь частную собственность нужно защищать изо всех сил.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 896; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!