Вормсский конкордат и итоги кризиса.



1122г. – заключение в Вормсе конкордата (соглашения). Генрих V отказывался от инвестирования епископов посохом и кольцом и обязывался признавать выборы епископов, осуществленные по канонически правилам. Папа соглашался с тем, что избрание епископа должно проводиться в присутствии короля (или его представителя). Если из-за несогласий в соборном капитуле избранными будут считать себя двое, за государем остается право поддержать одну из сторон. Чтобы вступить во владение имуществом церкви, епископы необходимо было пройти обряд инвеституры и получить от императора жезл (был «нейтральным предметом», не относившимся к обязательным атрибутам епископского сана).  Инвеститура жезлом в Германии могла проводиться перед церковным посвящением епископа, тогда как в других областях империи (Бургундии и Италии) – лишь спустя полгода после него. Из сферы власти императора фактически изымались Италия и Бургундия (из системы «имперской церкви»), где инвеститура становилась формальностью, и у императоров не оставалось средств для прямого влияния на посвящение епископов. В Германии укрепились позиции не столько папы, сколько германских князей – именно из членов княжеских родов и состояли по большей части церковные капитулы, которые должны были «свободно избирать» новых епископов. Реальное выполнение конкордата зависело от состояния отношений между государем и князьями. Итоги:

Ø в Германии усилилась власть князей;

Ø церковь частично освободилась от светской власти;

Ø истоки духовной свободы сословий – паритет между церковью и светской властью, население может жаловаться какой-то из сторон и получить поддержку против второй – баланс между двумя силами – права и свободы.

 

Охота на ведьм

Предпосылки охоты на ведьм. В ведьм верили варварские народы. В ранее Средневековье церковь отрицает веру в ведьм. XIIIв. – инквизиция – в основном борьба против веры ведьм. Некий перелом – многие священнослужители начинают верить в ведьм, разрабатывать доктрины. Концепция – ведьмы должны совершать злые дела и колдовство, беря силу от дьявола. Договор, подписанный кровью, половая связь, шабаш, антицерковь (ритуалы наоборот), поедание плоти и крови младенцев. Симбиоз между народной верой и учениями богословов. В итоге большинство поверило в ведьм. Пик – XVI-XVII (возрождение Реформации). Почему охота носит общеевропейский характер? Обычно занимались светские суды.

Динамика и география ведовских процессов.

Ø Преследовали везде, но меньше всего было осуждено в Испании (еретиков больше сожжено).

Ø Середина XVIIв. – постепенный спад. Польша – последняя страна, которая жгла (позже начала). Идет Реформация – другие враги (протестанты и католики).

Причины охоты на ведьм

Ø Эрозия феодального уклада, маргинализация населения: рост товарно-денежных отношений – рост индивидуализма – социально-психологическая напряженность – рост коллективных фобий из-за одиночества. Продажа индульгенций (к XIII) – индивидуализация спасения. Разделение труда. Люди начинают всего бояться, чувствуя, что жить становится хуже, ищут виноватых. Начинают страдать цыгане, нищие (деньги важнее) – оправдывают себя (# называют тунеядцем). Христианская община – взаимопомощь – община перестает быть сплоченным – видят неприязнь, идея о сглазе ведьм. Поиск врага вокруг, того, кто виноват. Движение пастушат – разгром евреев. Короли начинают активно пользоваться (берут деньги с евреев за защиту) – провокация. 1215 – первые гетто.

Ø Антифеминизм большинства обвинений. Женщина более греховна. Часто дети наговаривали на родителей (показать, что мама особенная). Даже женщины оговаривали себя (у женщины почти не возможности социального возвышения).

Ø У кого-то все было плохо, сжигают ведьму – облегчение. Всегда сцена казни заканчивается пиром (на часть имущества) – зрелище.

Ø Система доказательств (испытания водой – связывают – если плавает – слишком легкий, склонен к полетам; взвешивание – прикидывают вес – весит меньше – склонна к левитации; слезами – жалостливый отрывок из Библии – должна прослезиться). Если не хватает – пытка (тело не имеет важности – пытка не считается жутким делом – пытают, чтобы принести добро).

Процессы над ведьмами:

Ø 1390г. – первый процесс во Франции.

Ø 1435 – инквизиция приговорила священника к пожизненному заключению за сношение с суккубом, полет на метле и целование козла под хвостом.

Ø 1490 – эдикт против предсказателей с конфискацией имущества.

Ø 1571 – казнь чародея – заявил, что во Франции 100 тысяч ведьм.

Ø 1589 – 14 ведьм обращаются к королю Генриху IV – отправляет врача. Ищет печати дьявола (участки кожи, не чувствительные к боли – тыкают иголкой). Печати не нашел – отпустил. Короля обвинили в защите ведьм.

Ø 1596 – 200 ведьм в Арзасе.

Ø В Лотарингии – 900 ведьм за 10 лет работы одного прокурора. В Бургундии 1 судья – 600 ведьм.

Ø Книги, наставления по преследованию ведьм («Молот ведьм»).

Ø Преследовали везде, но меньше всего было осуждено в Испании (еретиков больше сожжено в Испании – более важная задача).

Ø Середина XVIIв. – постепенный спад. Польша – последняя страна, которая жгла (позже начала). Идет Реформация – другие враги (протестанты и католики).

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 455; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!