Клюнийская реформа и Раскол как попытки укрепления авторитета церкви



Положение церкви в IX – XI вв. В X в. на фоне глубокого кризиса церковной жизни предпринимаются первые попытки возрождения аскетических ценностей. Инициатором обновления выступило монашество, в недрах которого оформились движения за реформу монастырей, подготовившие к середине XI в. и общецерковную реформу. Свою силу монашество черпало в широко распространившихся среди мирян ожиданиях конца света — сначала в тысячелетнюю годов­щину рождества, а затем и воскресения Христа. Именно реформи­рованное монашество становится во второй половине X—XI в. наи­более авторитетной силой христианского мира. Наибольшее влияние среди разнообразных монашеских движе­ний уже к середине X в. приобрели клюнийцы. Монастырь Клюни в Бургундии был основан в 910 г. В отличие от других аббатств, Клюни с самого начала оказался вне сферы действия «права част­ной церкви». Его основатель, герцог Аквитании, на вечные вре­мена отказался от своих прав на монастырь, передав его под по­кровительство римского папы, что обеспечивало и независимость от епископа диоцеза. Освобождение монашества от влияния изв­не, будь то со стороны епископа или светского сеньора, стало основой клюнийской программы реформы. Это не означало, что клюнийцы добивались отмены «права частной церкви». Напро­тив, они сами пользовались этим правом для осуществления ре­формы монастырей, получая их в дар во спасение души, покупая или вступая с сеньором в совместное владение.

Клюнийская реформа – причина и следствия. Клюнийцы на­правляли свои усилия прежде всего на устранение тех очевидных нарушений бенедиктинского устава, которые были вызваны об­мирщением монастырей в конце IX—X в. Неслучайно для своих одеяний клюнийцы избрали черный цвет, символизировавший отказ от всего мирского. Основной задачей монашества представ­лялась молитва за мирян перед Богом, соединение с ним в мо­литвенном созерцании. Месса в Клюни в течение дня не прекра­щалась ни на секунду и отличалась особенной торжественностью. Постепенно вокруг Клюни складывается мощное объединение монастырей, главой которого являлся непосредственно аббат Клю­ни, а основой монашеской жизни — клюншский обычай, дополняв­ший устав св. Бенедикта. Клюни подчинялись сотни монастырей по всей Европе. Особую роль сыграли клюнийцы в христианских государствах Испании, где они содействовали вытеснению мосарабских богослужебных традиций римскими и утверждению ав­торитета папы. Клюнийское объединение не ограничивалось сфе­рой политических интересов того или иного сеньора, как, ска­жем, объединение монастырей Каролингской империи вокруг правящей династии (см. гл. 7). Клюнийские монастыри были вы­ведены из под власти местных епископов. Аббат Клюни, позднее получивший из Рима знаки епископского сана, являлся как бы епископом подчиненной ему «клюнийской церкви». Свободные от власти сеньоров и епископов клюнийские монастыри образо­вывали своего рода суверенное монашеское государство, главу которого современники нередко называли «королем». В X — начале XI в. попытки реформировать монашество предпринимаются и в германской империи. Но если клюнийское движение развивалось снизу, по инициативе отдельных подвиж­ников из числа самих монахов, то в Германии главным поборни­ком реформы выступал император.

Реформа сверху. Реформаторские устремления германских императоров были направлены на укрепление системы имперской церкви. Продолжая традиции Каролингов и рассматривая свою власть как сакральную, императоры претендовали на роль защит­ников церкви и истинного благочестия. Бороться со всевозмож­ными церковными нестроениями, по их мнению, входило в обя­занности помазанника Божьего. Именно эти соображения побудили Генриха III и его окруже­ние выступить с идеей церковной реформы, выходящей за преде­лы одного лишь монашества. Оздоровление церкви Генрих III ре­шил начать с Рима, положив конец власти римской аристократии над Апостольским Престолом. В 1046 г. он низложил сразу трех пап, избранных различными группировками римского духовенст­ва и нобилей. После чего сам назначил папой немецкого еписко­па, сторонника реформы. Период с 1046 по 1058 г. называют эпо­хой немецкого папства. В эти годы римскую церковь возглавляли папы немецкого происхождения, опиравшиеся в деле реформы церкви на императора. Целью реформы было в первую очередь запрещение симонии и браков среди клириков, объявленных ере­сью. Именно в середине XI в. в западной церкви в целом утверждается обет безбрачия (целибат) для клира. Целибат обес­печивал неотчуждаемость церковного имущества и способствовал росту экономического могущества церкви в последующие столетия. Контакты папства с епископствами и монастырями Западной Европы упрочились и стали более интенсивными. Началось со­здание и особых механизмов осуществления папской власти над церковью. Эти усилия связаны в первую очередь с понтификатом Льва IX (1049—1054). Лев IX провел реорганизацию папской кан­целярии, которая вскоре получила название римской курии. Наря­ду со значительным штатом писцов и нотариев, позволявшим пап­ству вести обширную переписку, в нее вошли ближайшие совет­ники Льва IX из числа реформаторов церкви. Эти советники образоваликоллегию кардиналов.

Причины церковного раскола. В 1054 г. произошел разрыв между папством и восточной церковью, положивший начало раздельному сущест­вованию двух церквей — римско-католической (греч.: вселенской) и православной. В действительности, церкви на латинском Западе и греческом Востоке уже давно развивались обособленно, а за­тяжные схизмы, то есть расколы единой церкви, случались и ра­нее. Во многом противостояние восточной и западной церквей определялось как различными представлениями о взаимоотноше­ниях светской и духовной власти, так и соперничеством римско­го папы и константинопольского патриарха. Существенную роль в обострении взаимоотношений Рима и Константинополя играли политические факторы — такие, как возрождение Римской импе­рии на Западе и борьба империи и папства против Византии на юге Италии в первой половине XI в. Вместе с тем, между латин­ской и греческой церквями к середине XI в. накопились и значи­тельные различия в толковании христианского вероучения.

Основные различия между православием и католичеством. В первой половине XI в. на Западе окончательно оформилось учение о пресуществлении, то есть о способе пребывания тела и крови Христа в хлебе и вине, используемом в таинстве евхарис­тии. Если на Востоке полагали, что тело и кровь присутствуют в хлебе и вине лишь духовно, то на Западе укрепилось мнение, со­гласно которому при отправлении таинства хлеб и вино превра­щаются в подлинные кровь и плоть Спасителя, которые верую­щие, по словам одного из теологов, буквально «пережевывают зубами». На основании учения о пресуществлении в XIII в. было обосновано и различие между причастием мирян и духовенства, также углубившее догматические противоречия, разделявшие ка­толическую и православную церковь. Если в хлебе и вине при­сутствует подлинная кровь и плоть Христа, иными словами сам Христос, то и в хлебе отдельно и в вине отдельно наличествует весь Спаситель сразу. Католические теологи сочли поэтому воз­можным причащать мирян одним хлебом, священников же — по-прежнему хлебом и вином. К этим противоречиям добавилось впоследствии и расхождение в представлениях о загробном мире. Основываясь на Священном Писании, греческие богословы продолжали представлять потус­торонний мир двухчастным, состоящим из Рая и Ада. Однако еще в раннем средневековье у некоторых латинских авторов упомина­лось об «очистительном огне», временном испытании, очищаю­щем душу, не завершившую при жизни покаяния, перед вступле­нием ее в Рай. В начале XIII в. папство утвердило догмат о чис­тилище как особом, третьем «отсеке» загробного мира. Принимая догмат, папство старалось усилить влияние католического клира в обществе, утвердить идею о спасительной роли церкви, способ­ной молитвами избавлять души усопших от страданий в чистилище.

Борьба за инвеституру

Причины борьбы. В конце 50-х гг. XI в. в кругах римских реформаторов зарождается идея более глубокого обновления цер­кви и прежде всего освобождения ее от власти светских правите­лей. Этому предшествовал анализ неудач реформаторов в борьбе с симонией. Подлинные корни симонии виделись теперь в нару­шении канонической, то есть утвержденной соборами, процеду­ры избрания священнослужителей. Согласно каноническому праву, кандидатуру на вакантную духовную должность предлагает выше­стоящий иерарх церкви (епископ или архиепископ), затем пре­тендента избирает «клир и народ». Однако вовлечение церкви в вассально-ленные отношения привело к тому, что духовные долж­ности стали распределяться государями и сеньорами. В глазах мирян они были не более чем доходными местами, поэтому и торговля ими приняла столь крупные масштабы. Главное бедст­вие для церкви, по мнению реформаторов, заключалось в узурпи­рованном мирянами праве инвеституры, то есть введения духов­ного лица в должность, а также в «праве частной церкви». Сто­ронники реформы стремились оградить церковь от всякого подчинения мирянам, восстановить каноническую процедуру вы­боров. Это требование было воплощено в декрете, подписанном папой Николаем II в 1059 г. Согласно этому декрету, выборы папы стали исключительной прерогативой коллегии кардиналов. Затем новый папа формально утверждался римским клиром и народом. Императора при этом причисляли к «народу», отрицая за ним какие-либо особые права.

Личность Григория VII . Монах Гильдебранд (папа; святой черт – энергичность в проведении реформ) – из крестьян, небольшого роста, тучный, но умный и фанатичный человек в том, что церковь должна править миром. Сторонник клюнийской реформы. Был советником при Льве IX и Николае Втором – злой дух пап. Изменение имени (из предыдущих пап, близких по духу) – Григорий (Григорий Великий) VII. 1073-1085гг. Нарушены правила избрания (боялись вмешательства императора – торопились; об избрании не было сообщено императору). Идеалы – Европа должна превратиться в страну Бога; Божья благодать – собственность папы. «Диктат папы» (продиктованное; «Великая хартия папства» - независимость от власти императора).

Конфликт с императором. Генрих IV – король в 6 лет. 1056-1106 (с перерывами). Возрастает самостоятельность светских и духовных князей. Когда Генрих подрос, попытка обуздать вольницу привела к Саксонскому восстанию 1073-1075гг. Спровоцировано знатью, но были и более глубокие корни (независимость саксонских крестьян). Саксонцы одержали ряд побед, действовали радикально – поругание мощей святынь, которое поставило князей в сложное положение: рады победам, ослабляющим императора, но поругание – нет контроля над ситуацией; не выступи они против крестьян, получится, что они за поругание. Они вынуждены пойти на союз с императором. Победа над крестьянами и контроль над феодалами. До 1075 королю было не до выбора пап. Отношения между Генрихом и избранным в 1073г. папой Григорием VII были вначале мирными. Еще в 1074г. Григорий VII, предвосхищая идею Крестового похода, предполагал отправиться во главе христианского войска в Святую Землю, оставив Генриха IV управлять церковью. Григорий кроме требований целибата боролся с симонией (которой занимался император – дарение земли за рыцарей – он должен назначать аббатов). 1075 – Римский собор – Григорий объявляет запрет получать места от мирских властей. Когда Генрих осенью 1075г. своей волей поставил трех итальянских епископов, папа потребовал от него отменить эти назначения и впредь оказывать должное послушание преемнику апостола Петра. В ответ по приказу короля большинство немецких епископов отказали в повиновении папе. Собор в Ороксе 1076 – письмо короля: называет папу лжемонахом; «сойди с престола, сойди». Собор папы – отлучение императора, освобождает от присяги подданных.  Папа боялся, что Генрих придет с войском – сбежал из Рима в горную крепость Каноссу. Но у императора не было войск, и он понимал, что не снимет отлучение. От императора отвернулось большинство князей, германские епископы стали слать папе покаянные письма. Враги Генриха увидели в отлучении удобную возможность для возобновления борьбы, князья договорились не признаваться его королем, если он пробудет под папским отлучением более года. Именно это вынудило Генриха IV в январе 1077г. специально отправиться вымаливать прощение у папы в Каноссе.

Суть борьбы за инвеституру. Чтобы не попасть в ту же ситуацию, император призывает имперских правоведов для разработки доктрины об инвеституре. Они заявили, что папы должны соблюдать бедность и нести ответственность не перед императором, а перед империей. 1080 – император проклят папой, но это уже не так масштабно (вассалы помнили, что случилось в прошлый раз). 1089 – император женился на Евпраксии (Адельгейде; русская по происхождению) – вдова одного маркграфа. Не поддержали в Киеве – ущерб престижу императора. Генриха предает сын Конрад, жена бежит к пасынку в Каноссу, пишет жалобу на мужа, придает огласки подробности семейной жизни. Генрих был судим папским судом. Отрешен от престола, умер в бесславии. Папа умудрился в третий раз отлучить императора от церкви и предсказал его смерть через год. Император не скончался – авторитет папы упал. Климент III – антипапа получил силу. Папа тоже умер в изгнании. Смуты и внутренние войны почти беспрерывно сотрясли Германию, не прекратились они и после свержения Генриха IV его сыном Генрихом V (1106-1125). Он собирался мириться с папами, но логика политической борьбы заставила и его продолжить конфликт. Борьба шла с переменными успехами в зависимости от того, на чью сторону склонялись германские светские и духовные князья. Генрих IV сумел занять Рим и получить из рук поставленного им «антипапы» германскую корону (1084). Генрих V однажды даже захватил папу в плен, но добиться победы не удалось ни тому, ни другому.

 «Хождение в Каноссу» - победа или поражение? 1077 – Хождение в Каноссу. Генрих идет без войск (с 1 преданным вассалом и членами семьи) – папа дверь не открывает. Зимой босой, встает на колени под стенами и просит просить. Папа несколько дней его держит (не простить императора он не может – урон престижа; простить – пообещал вассалам, что никогда его не простит, поддержал выборы нового императора). В итоге он простил императора и снял отлучение, вассальные обязательства князей восстановлены.  Долгое время рассматривали как победу папы. Однако реально это победа императора – вернулся в Германию – подавил феодалов, противников и восстановил власть – снова перестал подчиняться папе.

Результаты и последствия борьбы за инвеституру. Итогом «грегорианской реформы» стало существенное ослабле­ние зависимости церкви от светских сеньоров и ее консолидация в вертикальную иерархическую структуру во главе с римским па­пой, назначавшим архиепископов. Вскоре папство запретило мо­нархам взимать и какие-либо налоги с церкви, рассматриваемой теперь как государство в государствах и обязанной отныне лишь вносить ежегодный налог папе — аннату и другие отчисления.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1488; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!