Социально-психологическая и религиозная специфика крестьянского мира



Феодальная деревня. Деревня – небольшие поселения, разбросанные на больших расстояниях, далеко стоящие от всей античной культуры. Люди занимаются своим конкретным делом, их кругозор ограничен этим миром.  X-XIвв. – хутора постепенно объединяются. Внутренняя колонизация – большая часть соборных земель (не занятых лесами) распахана. Начинает складываться община (требовал сеньор, также противостояние сеньору или разбойникам). 2 пути:

Ø коммутация ренты, переход хозяйства к фермерскому пути развития;

Ø барщинное хозяйство (Юго-Восточная Англия, Центральная и Восточная Германия и др.).

Зависимость от сеньоров и экономической ситуации: в регионах, где сельское хозяйство поздно становится товарным, торговать не очень выгодно, сеньору не выгодно иметь большие участки, он делит их между крестьянами и получает оброк. Если товарность хозяйства высока, экспорт может организовать только сеньор – барщина.

Село и языческое мировоззрение. Крестьяне не принимали участие в структурировании феодального общества. С миром связывала их религия. Крестьяне плохо обращались к христианству. Деревенских называли погаными – изначальное представление, что они язычники. Восприятие христианства было поверхностным, продолжилось соблюдение аграрных культов. Церковь ничего не могла поделать с этим, потому что это образ жизни, она стала использовать языческие обычаи, перестраивая их в христианские. Языческие праздники получают христианские названия (Иван Купала – день св. Ильи). Опросники, по которым был виден уровень христианства.  Идея линейного времени плохо проникала (язычество – цикличность). Зачастую церковь предпочитала запугивать, чем объяснять (проповеди, агиография – жития святых как пример для поведения, чтобы стать ближе к Богу). Большинство житий создавались в эпоху раннего христианства, святые были горожанами, священниками, но не крестьянами. Агиографии нового типа – святые крестьяне. Крестьянин представлял, что если он что-то сделал для Бога, он должен сейчас что-то дать взамен. Если крестьянин не получал того, о чем рассчитывали, они начинали разрушать иконы и т.д. Абстракции от них далеки – ели краску с икон.  Традиция – провиденциализм – видения, если признавались церковью истинными, то записывались. Видение Турчилла (записано и принято церковью) – попал в чистилище, увидел людей пятнистыми (белые, черные и пятнистые) – грешность. Священник – это предупреждение. Плохо пахнет. Святой Михаил пропускает души с разной скоростью и в зависимости от количества заказанных месс. Меноккио (XVI) – собственное представление о мире – был хаос, сбилось все в комок («как сыр в молоке»), загнило, появились черви – ангелы, среди них был Бог. Правда скрыта в книгах, но священники их скрывают, и скрывают правду. Спор с сельским батюшкой – инквизиция. Проблема самосознания – как себя должны понимать крестьяне. Идея особой крестьянской доли – главная задача крестьянина – честный труд. Не было единства в крестьянском мире (зависимые и свободные). Свободных отличало наличие прав, они ценят свою свободу, считалось, что от свободы зависят и личные качества. Представление о чести (самое серьезное оскорбление – вор – нечестен на руку; должен быть честным и трудолюбивым). Несмотря на желание соблюсти честь и жажду свободы, идея смирения как части жизненной стратегии.  Бинарное мышление (черно-белое) – деление всех на своих и чужих, хороших и плохих. Свой феодал хороший, чужой – плохой. Мелкий патриотизм. Благополучие средневекового общества строится на их труде. Крестьяне рано начинают поэтизировать свой труд. Благородство труда на земле не отрицали и другие слои.

Церковь в борьбе за крестьянские души. Мессу в церквях, особенно в мелких городах и деревнях Севера и Юга Франции, служили не совсем верно, а порой и вовсе неправильно. Латынь знали далеко не все священники: часто священником становился служка, который перед рукоположением только и знал что «Pater Noster», а читать и вовсе не умел. Знание здесь передавалось изустно, и из поколенья в поколенье народ слушал в церкви либо один и тот же фрагмент из Евангелия, или тарабарщину, которую нерадивый священник выдавал за латынь. Каково при этом было отношение к клиру ясно и без комментариев. Нет, конечно же в соборных церквях епископы служили верно и были людьми образованными (в большинстве случаев). Но тем же епископам порой не было дела, что творится у них в диоцезе (епархии). Неграмотный народ, который знал Библию по дурно истолкованным скульптурным сюжетам и росписям в церквях, относился к Богу с тем пиететом, с которым относятся к чему-то могущественному и непонятному. Мирянам даже порой запрещали иметь дома тексты Священного Писания, кроме Псалтири и Жития Богородицы. Переводы же этих текстов на народный язык отсутствовали вовсе. Таким образом, простой народ только и знал то, что им рассказывали проповедники (чаще всего – монахи). Не стоит забывать, однако, что крестьянству было также присуще отправление зачастую отнюдь не христианских ритуалов, которые остались со времен галло-римской цивилизации. Что касается молитв, которые простой народ знал наизусть, то это тот же «отче наш», не всегда правильно и по-латыни.

Общество и крестьяне. Горожане – негативное отношение (неотесанные, глупые, неграмотные) – их можно и нужно обманывать. Недоверие. Феодалы – крестьяне не люди, а материал экономического процветания – из своих нужно выжимать по максимуму, чужих – убивать. «Троица бедствий» - войны, болезни и голод. Говорили на разных языках (язык феодалов – универсальный европейский язык из множества заимствованных слов).  Крестьяне пытались говорить, что они тоже люди и достойны уважения.  Церковь – двойственная позиция: оценивала труд с уважением, но в реальности отношение было хуже. Их называли червями. Крестьянские восстания редко успешны – они заинтересованы в убийстве только своего сеньора, не было восстаний против строя. Крестьяне устанавливают коммунитас – раздел имущества среди крестьян, проповедуется идея равенства между ними. Но реально равенство оказывается невозможным, начинается дифференциация – возврат старой структуры с новыми лицами.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 480; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!