Почва» крестоносного движения, его подготовка. Первый крестовый поход, государства крестоносцев и духовно-рыцарские ордена



Суть и эволюция крестоносного движения. Крестовые похо­ды — это военно-колонизационные движения западноевропейских феодалов, части горожан и крестьянства, осуществлявшиеся в форме религиозных войн, под лозунгом освобождения христиан­ских святынь в Палестине из-под власти мусульман, либо обра­щения язычников или еретиков в католичество. Классической эпохой Крестовых походов считают конец XI—XIII вв., однако попытки возродить их предпринимались до конца средневековья, а использование символики и атрибутов крестоносного движения характерно и для нового времени, вплоть до современности. Первые крестовые походы отличались массовым характером и стихийностью. Помимо крупных сеньоров и рыцарей из разных стран в них принимали участие крестьяне и купечество северо­итальянских и южно-французских городов. Постепенно социаль­ная база движения сужалась и они все более становились чисто рыцарскими экспедициями. Крестовые походы конца XII—XV вв. часто организовывались монархами крупных государств Западной Европы при поддержке пап и итальянских морских республик, прежде всего Венеции. Термин Крестовые походы появился не ранее 1250 г. и стал общепринятым с XVII—XVIII столетий. Участники первых Крестовых походов, нашивавшие на одежды знак креста, называли себя пилигримами, а походы — паломничеством (регеgrinatio)), деяниями (gesta) или экспедицией (ехреditio), священной дорогой (via sacra).

Две основные идеи, приведшие к крестовым походам. Идея справедливой войны:

Ø Возникла в 10в. связана с набегами венгров и Викингов.

Ø Мы должны биться с язычниками. Процесс христианизации, те кто пал в войне – считались мучениками.

Ø Появление индульгенции (первая 1063г.) дала воинам, кто участвовал в войне с Викингами

Идея священной войны, которая была выгодна церкви:

Ø под эгидой церкви, церковь опиралась на рыцарство, пыталась подчинить их (когда можно им сражаться, когда нет)

Ø Церковь пыталась способствовать этому движение, давали привилегии- освобождали от долгов, имущество оставалось под защитой церкви. Если умер, то земля церкви переходит

Непосредственные причины крестовых походов.

Ø начавшийся рост товарно-денежных отношений в странах Западной Европы усиливал расслоение, порождал рост материальных потребностей феодальной верхушки и непривычную нестабильность;

Ø право майората, когда лишь старшие сыновья получали отцовские фьефы, а младшие должны были сами заботиться о приобретении домена и средств к жизни, содействовало росту агрессивных настроений рыцарской молодежи;

Ø борьба за землю и за крестьян приводила к файдам – кровавым столкновениям знатных родов и кланов, а возможности испомещения за счет внутренней колонизации становились ограниченными.

Повод для первого похода. Сам канун Крестовых походов был тяжелым временем смут и го­лода («семь тощих лет»), эпидемий чумы и других болезней, ко­сивших обессиленный люд в Лотарингии и Германии, Англии и Брабанте. К этому добавлялись и стихийные бедствия, особенно небывало суровые зимы и наводнения в Северной Европе в 1089—1094 гг. Бегство крестьян от сеньоров принимало все более угрожающий характер. Ждали Божьей кары за грехи, раздавались призывы проповедников покаянием, посещением Святой Земли и особым религиозным подвигом до­стичь спасения. Благочестивые паломничества в Иерусалим ста­новились массовым явлением. Возвращавшиеся пилигримы рас­пространяли преувеличенные слухи о преследовании христиан тюрками сельджуками в Палестине, где находилась главная святыня — Гроб Господень. Поводы:

Ø Осада Константинополя тюрками-сельджуками;

Ø Гонения на христиан.

Подготовка крестового похода. Клермонский собор: Присутствие послов византийского импе­ратора на соборе в Пьяченце (Италия) в марте 1095 г. было ис­пользовано папой Урбаном II для начала пропаганды военной жспедиции на Восток. К концу года, заручившись поддержкой клюнийских монастырей и многих светских государей, папа вы­работал «концепцию» Крестового похода. После окончания офи­циальных заседаний представительного собора в Клермоне (Фран­ция), на котором обсуждались вопросы установления «божьего мира», он выступил 27 ноября 1095 г. с проповедью на открытой площади перед большим скоплением мирян и клириков. Сказан­ное папой проповедники передавали из уст в уста, а хронисты сохранили варианты этой торжественной речи. Проповедь войны с неверными была сразу же подхвачена со­тнями проповедников, наиболее известным и популярным из ко­торых был аскет Петр Пустынник. По всей Франции, Германии и Северной Италии люди собирались в отряды, вооружались кто чем мог, нашивали на одежду кресты. Это был духовный порыв большой силы, когда обычные материальные заботы казались суетными и несущественными. Чтобы отправиться в поход, бедняки, не имевшие лошадей, подковывали быков, запрягая их в те­леги со скудным скарбом, подчас беря с собой и жен с малыми детьми. Чтобы собрать необходимое для похода, продавали имущество. Церковь брала под свою защиту семьи и имущество крестоносцев, освобождала их от уплаты долгов. Мечты об искупительном подвиге сочетались и с надеждами на обретение земли, которая, по Писанию, «течет медом и млеком», и с фантастическими предрассудками, ярко проявившимися в ходе похода.

Первый крестовый поход. Цели:

Ø Увидеть мир;

Ø Форма аскетизма (от многого отказывались, чтобы искупить грехи). 1064г. – паломник с прихожанами (12 тыс.) в Иерусалим. Весна 1065 – в Палестине, атакованы бедуинами, решили, что это Божья кара и не сопротивлялись;

Ø Отрицание мира – уйти в райский Иерусалим;

Ø Земное вознаграждение за поход;

Ø Идея справедливой войны. 1063 – впервые дана индульгенция, война против викингов;

Ø Идея божьего мира (Августин Блаженный) – мир в Европе между сеньорами;

Ø Идея священной войны за Палестину – рассматривалась как фьеф христиан, раз его отобрали, надо вернуть.

Причины:

Ø Европа к концу XIв. чувствует свою силу (викинги под контролем, в Испании отбиты нападения). Перелом: рост городов, внутренняя колонизация, стабилизация отношений между феодалами, война менее выгодна, чем раньше, майорат вступил в силу, демографический рост – крестьянам не хватает земли – закабаление, укрепление церкви;

Ø 7 тощих лет – 7 лет неурожаи + чума; вывод – Господь недоволен – религиозные призывы усердно молиться Богу – развитие паломничества – страх Страшного Суда;

Ø Мечтали нажиться в Палестине;

Ø Папа мечтал распространить власть на Византию.

Весной 1096 г. из Шампани, Лотарингии, областей Рейна тысячи крестьян, к которым иногда примыкали группы мелких рыцарей и горожан, соединились в отряды и двинулись на Восток. Ими предводительствовали проповедники, как Петр Пустынник, священники или обедневшие сеньоры. Путь крестьянского по преимуществу воинства, вооружейного косами, дубинами, цепами, топорами лежал вдоль Рейна и Дуная через Венгрию, Белград и Филиппополь (Пловдив) к Константинополю. Он был отмечен еврейскими погромами в городах Франции и Германской империи (в евреях, на которых возлагали вину за смерть Христа, видели врагов, как и в сарацинах, а задолжавшие еврейским ростовщикам немало денег рыцари и горожане разжигали эти настроения толпы). Лишенные необ­ходимых запасов продовольствия, пополнявшиеся ватагами бро­дяг и авантюристов, крестьянские пилигримы грабили и бесчин­ствовали в Венгрии и Болгарии, на византийской территории, не­редко встречая отпор местного населения. Когда поредевшие и уже деморализованные отряды в августе 1096 г. прибыли к Кон­стантинополю, император Алексей I после переговоров с Петром Пустынником, отказавшимся ждать подхода основных сил рыца­рей, переправил их через Босфор в Малую Азию. Не дойдя до Никеи, крестьянское ополчение было разгромлено сельджуками. Подавляющее большинство, как писала византийская царевна Анна Комнина, стало жертвами мечей «исмаилитов». Попавшие в плен были проданы в рабство и лишь небольшая часть сумела спастись бегством в Константинополь.
Рыцарские ополчения несколькими колоннами тронулись в путь позднее крестьянских. В августе 1096 г. из Лотарингии выступило войско во главе с герцогом Готфридом IV Бульонским. Оно дви­галось тем же путем через Венгрию и Болгарию. Из Южной Ита­лии шли отряды норманнов, давних врагов Византии, под коман­дой князя Боэмунда Тарентского. Итало-норманнские рыцари переправились в октябре из г. Бари через Адриатику и направи­лись к Константинополю через Македонию и Фракию. Тогда же из Южной Франции двинулась в путь армия, предводительствуе­мая графом Тулузы Раймундом IV Сен-Жилем, одним из первых крупных сеньоров, принявших крест. Перейдя Альпы, эта, самая крупная, армия избрала старинную дорогу через Далмацию к Кон­стантинополю — Виа Эгнациа. Из Северной и Средней Франции направлялись отряды герцога Нормандии Роберта (в составе его войска были также рыцари Англии и Шотландии), графа Блуа и Шартра Этьена и графа Фландрии Роберта II. Дойдя до Италии, они зазимовали там и продолжили путь с наступлением весны 1097 г. Проход войск через территорию Византии вновь был ознамено­ван разбоем. Скопление ополчений «франков» у стен Константи­нополя создавало угрозу столице империи. Алексей I использо­вал весь свой дипломатический талант, чтобы подарками, угроза­ми и пожалованиями, а иногда и военной силой добиться от предводителей обязательств вернуть империи завоеванные у сельджуков территории. Василевс применил в отношениях с рыцарями привычную для них, но не для ромеев, западную форму ленной присяги — оммаж. Со своей стороны, он обещал участвовать в Крестовом походе и поставлять продовольствие. После этого в пи реле—мае 1097 г. по очереди отряды крестоносцев были пере­правлены в Малую Азию. Их отряды, вместе с византийским, по­дошли к Никее. Осажденная крестоносцами и византийскими воисками Никея, когда штурм уже начался, сдалась византийцам, что вызвало недовольство рыцарей.

Государства крестоносцев на Востоке. После завоевания Иеру­салима было решено избрать из числа князей правителя и наде­лить его титулом защитника Гроба Господня. Правитель (им стал Готфрид Бульонский) приносил вассальную присягу церкви в лице католического патриарха Ие­русалимского. Но после смер­ти Готфрида в 1100г. в усло­виях угрозы новому государ­ству, рыцари предложили его брату Бодуэну Фландрскому, графу Эдессы, принять коро­левскую корону. Так возник­ло Иерусалимское королевст­во, включавшее, кроме столи­цы, первоначально лишь порт Яффу и Вифлеем с округами. В 1101-1109 гг. к ним доба­вились Хайфа, Кесария, Акра, Триполи, Сайда и Бейрут, а в 1124 г. — Тир. Монарх Иеру­салимского королевства был номинальным сюзереном всех других государей Латинского Востока, приносивших ему оммаж. Государства крестоносцев в Сирии и Палестине состояли из Иерусалимского королевства (1099—1291), графства Эдесского (1098-1144), княжества Антиохийского (1098-1268) и графства Триполи(1109-1289).

Духовно-рыцарские ордена. Вассально-ленная система, отсутствие единого внутреннего рынка, постоянная военная угроза со стороны воинственных мусульман­ских соседей, недовольство значительной части крестьян и горо­жан властью иноземных сеньоров, бывших к тому же иноверцами, сокращение притока воинов из Европы не способствовали цент­рализации и прочности государств Латинского Востока. Понимая это, их правители и папы стремились стимулировать крестонос­ное движение и дальше, а также найти дополнительные средства защиты. Одним из них стало создание духовно-рыцарских орденов. Вступая в любой из них, рыцари приносили три монашеских обета: целомудрия (отказ от брака), бедности (с запретом накопления богатств) и послушания (старшим в Ордене и папам). Еще около 1070 г. купцами из Амальфи в Иерусалиме был по­строен странноприимный дом (hospitalis) для пилигримов. В ходе и после Первого Крестового похода там принимали и лечили ра­ненных и больных рыцарей. Дому дали имя св. Иоанна Милости­вого, патриарха Александрийского VII в. Вскоре монахи, ухажи­вавшие за раненными, стали и сами участвовать в боевых дейст­виях, и в 1113 г. папа утвердил орденский устав, согласно которому госпитальеры, или иоанниты были призваны воевать с неверными. Орден тамплиеров или храмовников возник в начале XII в. и получил свой устав в 1128 г. Он был назван по расположению его резиденции близ легендарного Храма царя Соломона. Как защит­ники церкви тамплиеры наделялись рядом привилегий и боль­шими земельными владениями. Орден накопил и значительные денежные средства (нередко они передавались ему на хранение). С XIII в. значительная часть тамплиеров переселилась во Францию, где при Филиппе IV орден был ликвидирован по обвине­нию в ереси, а его богатства конфискованы королем. Упразднение было признано папой в 1312 г. В 1190/91 г. немецкие крестоносцы создали в Палестине орден св. Девы Марии — Тевтонский орден. В начале XIII в. он был переведен в Прибалтику, где постепенно развернул военную активность в Пруссии. Отличием иоаннитов был красный плащ с белым крестом, тамплиеров — белый плащ с красным крестом, тевтонцев — белый плащ с черным крестом.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 540; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!