Повседневная жизнь рыцаря, культура рыцарской среды



Происхождение рыцарства. Яркой и столь часто романтизировавшей­ся впоследствии страницей культурной жизни средневековья была рыцарская культура. Ее создателем и носителем являлось военно-аристократическое сословие, зародившееся еще в раннем средне­вековье и достигшее расцвета в XI—XIV вв. Своими корнями идео­логия рыцарства уходит, с одной стороны, в глубины самосозна­ния варварских народов, а с другой — в развитую христианством концепцию служения, вначале толковавшегося как чисто религи­озное, но в средние века приобретшего намного более широкое значение и распространившегося на область чисто светских отно­шений, вплоть до служения даме сердца.

Причины и особенности процесса озамкования. XIв. – процесс озамкования. Внутренняя колонизация – строительство замков. Замок – вертикальная проекция над округой, насколько можно из замка оглядеть округу и наоборот – нормальная территория для владения. Зачастую замки строятся очень плотно. Забота о власти, а не о защите. Преимущественно ранние замки – донжоны – три этажа. Наверху – смотрители. Рядом строился дом для хозяина. Второй этаж обычно не связан с первым – там часто держали жен (спуск только по приставной лестнице).

Внутренняя жизнь сеньории. Замок и его округа – сеньория (Франция). Во главе – шатилен – «самый старший господин», сир. Власть патриархальна. Семья – челядь (слуги замка) и грегарии (воины замка – второй сорт). Первый сорт – стажеры – рыцари поместий (вокруг замка). Рыцарь поместья – не самостоятельная единица – боевое знамя на башню – сбор воинов. Служат 40 дней в году, приезжают на стаж в мертвый сезон (воевали в основном в апреле-мае). В этот месяц они тренируются; шатилен их кормит – закрепляет личные связи - раздает фьефы, подарки. Задача шатилена – нужно выдать замуж всех дочерей. Цель – ему нужно большое количество племянников. Принцип майората – только старшему передается власть. Младшие – племянники, которых отправляли ко двору шатилена для службы. Для графов и сеньоров важно умение лавировать.

Причины развала сеньориальной системы и изменения в общественном устройстве. XII-XIIIвв – большие прибыли у шатиленов, сеньоров, графов. Экономический подъем, доходы до 150 раз выросли. Имея больше денег, начали строить более мощные замки (графы). Графы могут штурмовать маленькие сеньории. Они ослабевают. Новые источники доходов – младшие теперь могут стать наемниками, получить деньги, завести семью. Также могут контактировать с горожанами, торговать. Это приводит к распаду майората (отец может устроить младших) и сексуальной успокоенности (возможности завести семью, крестовые походы – больше спокойствия).Стирается грань между шатиленами и рыцарями поместий. Для графа они становятся общей массой.

Воспитываемые черты и умения. Рыцарский кодекс требовал от того, кто должен ему следовать, множества достоинств, ибо рыцарь, по выражению Раймонда Луллия, автора известного наставления, — это тот, кто «благо­родно поступает и ведет благородный образ жизни». С рыцар­ством связано возникновение куртуазной (придворной) куль­туры, особого стиля поведения, быта, выражения чувств. Культ дамы стал важнейшим элементом куртуазности. Избраннице сердца поклонялись как богине, ее воспевали в прекрасных стихах, в ее честь совершали рыцарские подвиги. В жизни рыцаря многое было сознательно выставлено напоказ. Храбрость, щедрость, благородство, о которых мало кто знал, не имели цены. Рыцарь постоянно стремился к первенству, к славе. О его подвигах и любви должен был знать весь христианский мир. Отсюда внешний блеск рыцарской культуры, ее особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предметов, к этикету. Помимо всего этого, рыцарь должен был обладить умением слагать стихи/песни, чтобы добиться признания в обществе рыцаря, а также добиться внимания от дамы сердца и ее руки. Для этого рыцари, не умевшие писать стихи, часто прибегали к найму поэтов для этой цели.

Особенности рыцарской корпорации. Верность сеньору составляла ядро рыцарского этоса (норм по­ведения). Предательство и вероломство считались для рыцаря тяг­чайшим грехом, влекли за собой исключение из корпорации. Война была профессией рыцаря, но постепенно рыцарство начало себя считать вообще поборником справедливости. На деле справедли­вость понималась весьма своеобразно и распространялась лишь на весьма узкий круг людей, нося четко выраженный сословно-корпоративный характер. Достаточно вспомнить откровенное высказывание трубадура Бертрана де Борна: «Любо видеть мне народ голодающим, раздетым, страждущим, не обогретым». Рыцарский кодекс.В раннее Средневековье неписанный. Честность, щедрость, великодушие, учтивость, сила, избыточное мужество. Избыточное мужество – не просто храбро бросаться на врага, а вступать в бой, даже если знает, что погибнет. Рыцари – вчерашние варвары. Для них хорошее – то, что приносит благо роду, нет чести, главное – победа. Они нуждались в сдерживании эмоций. Весь рыцарский кодекс строится на системе шатилен – рыцарь поместья. Соблюдение прав друг друга. Рыцаря отличает экзольтированная религиозность (эмоциональность). Особое отношение к богатству – для варвара богатство лучше закопать. Теперь рыцарь должен раздавать богатство. Рыцарство – корпорация. Рыцари поместья связаны с шатиленом, шатилен связан с графом, но есть общая корпорация рыцарей. Она строится на идее служения, верности сеньору. Рыцарь – поборник справедливости, но только по отношению к другим рыцарям (например, ударить в спину). Баналитет – принадлежащий сеньору. Монопольное право, по которому сеньор, обладая собственностью, мог принудить крестьян пользоваться именно его инвентарем и взимать за это плату (например, мельницы).Кавалькады – колонны, проезжающие по полям, убивающие наиболее агрессивно настроенных крестьян. У крестьян много молодых, у которых нет земель и много энергии. Постепенное замыкание рыцарской среды, появление кастовости. Позже титул рыцаря – только по наследству.

Война и турниры. Рыцарские турниры, имитировавшие настоящие сражения, при­обрели особую пышность в XIII—XIV вв., когда на них собирался цвет рыцарства из разных уголков Европы. Если сравнивать эффективность античных армий, рыцарская конница ниже по эффективности. Причины исчезновения линейной пехоты:

Ø пехотинец как единица ничтожен, эффективен только в коллективе, важно умение действовать совместно. Исчезают гражданские спайки, родовая структура – удар по сплоченности коллектива;

Ø невозможность воспитания дисциплины. Она во многом связана с обучением: ходьба строем, строительство укреплений. Это воспитывается традицией. Обучение в Средние века – достояние семьи и сословия. Рыцарь учится на дворе своего сеньора, чему он может обучить, тому они и научатся;

Ø массовые призывы на больших территориях – сложность. Люди сидят в отдаленных хуторах, собрать их сложно, отсутствие грамотной статистики и учета.

Ø в теории от народных ополчений, милиции не отказывались, были списки, но реально это было лишь на бумаге.

Ø проблема снабжения.

Ø нет умения ни снабжать, ни комплектовать. Практически все Средневековье сохранялось натуральное хозяйство. Пытались запасаться, но ненадолго. 

Ø страх перед крестьянами и горожанами, также презрение к ним. Если эксплуатируемые крестьяне научатся воевать, то рыцари не нужны.

Монополию на вооруженную силу захватывает рыцарство, большое значение приобретают индивидуальные качества. Однако как тактическое целое армия имела слабую дисциплину, была малоспособной. Постепенно совершенствуется вооружение и защита, рыцарь становится все более и более тяжеловооруженным. У рыцаря есть свита.Кроме собственно рыцарей, были другие попытки создать тяжеловооруженных всадников. На поле боя эффективность сатилитов была низка. Рыцарь обучался с малолетства. Лучники, копейщики, пехотинцы с алебардами, арбалетчики. Проблема в том, что они стояли позади рыцарей как вспомогательные войска. Главный смысл средневековой войны – осада крепости и опустошение полей. Самих битв между рыцарями мало.Если два рыцарских войска встречались, то они останавливаются и переговариваются, чтобы выяснить, кто сильнее. Чаще они договариваются и разъезжаются. Уничтожаются крестьяне, опустошаются земли.Церковь выступает против – идея справедливых и несправедливых войн; пыталась окультуривать процесс (месса перед битвой); идея Божьего мира (с вечера среды до утра понедельника). 1214г. – битва при Гудвине (в воскресенье).Втягиваются горожане. От них много зависело (впустить или не впустить противника). Сеньору важно добиться преданности горожан. Консерватизм – считали, что без рыцарей ничего не могут, и приглашают в случае чего рыцарей. Важно получить достаточное количество денег, чтобы нанять рыцарей.Рыцарь обязался служить 40 дней, потом ему нужно платить дополнительно. Количество воинов в армии XIIIв. – по хроникам сложно установить реальные цифры. Дисциплина плохая – каждый рыцарь – индивидуальный боец, главная задача в бою – защита своей чести. По сути короли только могли перед битвой выстроить войска. Честь – первому вступить в битву – неслись беспорядочно. Если бы король пытался навязывать дисциплину, он бы пытался принизить честь рыцарей. Рыцари не должны грабить обозы, пока противник не обратиться в бегство – единственное ограничение. Главная стратегическая задача полководца – правильно построить войска и показать своим примером, как нужно сражаться. Чаще всего: полководец узнает, что его войска бегут (даже на 1 фланге), и убегает сам (Людовик XI). К XIVв. Роль горожан возрастает, понемногу восстанавливается пехота, которая воевала вместе с рыцарями. Однако победы присваивали рыцарям. Не горожане становятся основой новый копейных войск, а крестьяне из менее развитых районов (родовая спайка; деньги и обучение – наемники).К падению рыцарства привели деньги – возможность нанимать на долгое время пехоту. Рыцари были смелыми, т.к. никто не заинтересован убить его в битве, важнее победить, а не убить члена корпорации. Турнир – публичное зрелище, здесь рыцарь сражается более ожесточенно, большая возможность погибнуть. Победа не только индивидуальная, но и командная (например, французский рыцарь против английского рыцаря). Турниры были невыгодны королю (многие погибали).

Особенности литературы рыцарской среды. Рыцарская литература была не только средством выражения само­сознания рыцарства, его идеалов, но и активно их формировала. Обратная связь была настолько сильной, что средневековые хро­нисты, описывая сражения или подвиги реальных людей, делали это в соответствии с образцами из рыцарских романов, которые возникнув в середине XII в., за несколько десятилетий стали цент­ральным явлением светской культуры. Они создавались на на­родных языках, действие развивалось как череда приключений-авантюр героев. Одним из главных источников западноевропей­ского рыцарского (куртуазного) романа был кельтский эпос о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Из него родилась пре­краснейшая повесть о любви и смерти — история Тристана и Изольды, навеки оставшаяся в сокровищнице человеческой культуры. Герои этого бретонского цикла Ланселот и Персеваль, Пальмерин и Амидис и другие, по мысли создателей романов, среди которых самым известным был французский поэт XII в. Кретьен де Труа, воплощали высшие человеческие добродетели, принадлежавшие не потустороннему, а земному бытию. Это осо­бенно ярко выразилось в новом понимании любви, бывшей цент­ром и движущей силой любого рыцарского романа. Один из рас­пространенных мотивов рыцарского романа — поиски святого Грааля — чаши, в которую, по преданию, была собрана кровь Христа. Грааль стал символом высшей духовности.

Рыцарский быт. Помимо войны, рыцари охотились (поддержание чести), играли в шахматы (церковь считала эту игру дьявольской). Живет он в замке – холодные помещения, огромные неуютные залы. Отапливались плохо, каминами. Съезды на ассамблеи к графам или герцогам, где ведут куртуазную жизнь. Обычно питаются также как и крестьяне. Если приходят гости, показывают богатство для престижа. Большой вес в престиже имеет одежда. После крестовых походов моду приобрели тюрбаны. Мода приобретает современное значение. В источниках описывается великолепие, на самом деле все крайне бедно. После крестовых походов ситуация меняется. Рыцари – костяк средневекового общества, когда рыцарство приходит в упадок, также приходит в упадок средневековое общество.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1014; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!