Желание – выбор – намерение – изменение



На самом деле это вопрос желания, желания, желания и только желания. Способности, таланты, мозги и все прочее не играют здесь никакой роли.
Фред Алан Вольф

Когда вы используете слово «выбор», сознательно выбирая желаемое событие из целого ряда возможных событий, реализуется именно оно. Вот таким образом наука впервые столкнулась с понятием свободы воли.
– Амит Госвами —


Желание имеет плохую репутацию в духовных кругах. Призыв «Убей свои желания» настолько выразителен, что многим кажется: если их преодолеешь, то очень быстро достигнешь просветления. Вторая из четырех благородных истин Будды состоит в следующем:

Источник страдания – привязанность к преходящим вещам и невежество. Преходящие вещи – это не только окружающие нас физические объекты, но и идеи, и в более широком смысле, все объекты восприятия наших органов чувств. Невежество – это отсутствие понимания того, как ум привязан к непостоянным вещам. Причины страдания – желание, страсть, привязанность к богатству и престижу, стремление к известности и славе; короче – желание и привязанность.

Поверхностное восприятие проповеди Будды приводит к тому, что человек записывает желание, страсть, рвение и т. д. в список своих врагов. Поэтому ищущий старается изгнать эти эмоции из своего ума и жить без страстей и желаний. Однако причина наших страданий – желание и привязанность, вместе взятые. То есть не само желание, а привязанность к желанию. (Отметьте при этом, что это не порок, а невежество, «отсутствие понимания того, как ум привязан к непостоянным вещам»).
«Привязанность к желанию» звучит приблизительно так же, как «зависимость от эмоций». Фактически это одно и то же. Замените одно понятие другим в разных предложениях – смысл утверждений не изменится.

Индийский мудрец Рамакришна сказал об эмоциях: «Копоть от дыма возникает повсюду, но у просветленных она не оседает на стенах». Согласно восточным духовным учениям, к страданию ведут не эмоции, а привязанность (нездоровая зависимость) к ним.

Это один из тех случаев, когда наука вновь открывает феномены, описанные за тысячи лет до этого в великих духовных традициях. Согласно буддистскому учению, именно привязанность удерживает нас на колесе жизни, смерти и перерождения, заставляя многократно проходить земной путь. Как сказала доктор Перт: «Люди, имеющие любые нездоровые пристрастия… остаются в плену старых стереотипов мышления, пережевывают одни и те же мысли и не способны думать ни о чем новом».

Когда кто-то по-настоящему сосредоточивается на намерении, он добивается цельности ума и устремляет свои помыслы к цели.
– Уильям Тиллер

 


Желание, страсть – наши друзья или противники?


Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло.
– Евангелие от Матфея, 6:22

Желание и страсть побуждают нас идти путем развития и перемен. Как говорит доктор Диспенза: «Нам нужны желание и страсть, чтобы выйти за пределы зоны комфорта». Иисус страстен: «И сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул» (Евангелие от Иоанна, 2:15)…
Анализируя какое-то свое желание, важно следовать двум правилам: не судить и быть честным относительно того, чего именно вы желаете. Чтобы ясно видеть свое желание, необходимо избавиться от суждения. Ибо если мы решим, что хотим «плохого», скорее всего постараемся подавить такое некрасивое «хотение». Но желания возникают. Кто-то подрезает вас на автостраде – и на мгновение вы охвачены горьким сожалением по поводу того, что у вас нет лазерной пушки, чтобы смести нахала с дороги. Если вы почувствуете при этом ужас и стыд (т. е. неосознанно дадите оценку своему желанию), скорее всего причина вашего гнева так никогда и не будет обнаружена.

Желание для меня – это механизм, позволяющий изучать себя и затем применять свои открытия в жизни ради получения нового опыта. Любое желание побуждает меня разобраться, почему оно возникло. Я задаю вопросы: какие мои внутренние потребности будут удовлетворены, когда это желание исполнится? Не является ли оно следствием эмоциональной зависимости? Получу ли я вместе с исполнением этого желания новый опыт? Или это будет лишь повторением пройденного? Изучая свои желания, я понимаю, почему они возникают, и это помогает мне более четко формировать свои намерения. Если мне хочется обладать властью и я признаю, что желаю пережить ощущение этого обладания в новом качестве, если понимаю, почему я этого хочу – тогда я позволяю себе получить этот опыт и двинуться дальше. Я точно знаю, чего я желаю и почему. Ясность и честность дают мне возможность извлечь из опыта знание.
– Бетси —

Давайте разберем на простом примере, что такое истинный предмет желания. Некто мечтает занять государственный пост. Он желает обрести власть. Но нередко в таких случаях человек испытывает чувство вины по поводу своих истинных намерений и поэтому начинает разглагольствовать о помощи гражданам и прочих гуманных целях, тогда как в действительности хочет подчинять других своей воле. Но может быть, для него это этап развития, почему бы и нет? А может случиться и так, что человек желает компенсировать обретением власти глубокое ощущение собственной ненадежности и бесполезности. Тогда высокий пост не принесет ему никакой пользы.
Поэтому необходимо обязательно добираться до корней своего желания. Тому есть также и вполне практическая причина. Эффективная самореализация! Как уже говорил Уильям Теллер, нам необходимо добиться цельности ума и устремить свои помыслы к цели. Но о какой цельности можно говорить, если истинное желание прикрывается политически корректным намерением или одно желание возникает из другого? Ведь это значит, что у нас активизируются сразу две нейросети. Истинное желание становится слугой двух господ и поэтому вряд ли будет исполняться эффективно.
Порой кажется, что бесконечные (или это не так?) желания закипают в каждом уголке внутреннего существа. Но прежде чем сделать первый шаг навстречу этому кипению, зададим Великий Вопрос: какое из желаний выбрать, чтобы нажать на кнопку «пуск»?

//-- Развлекательно-промышленный комплекс --//
В 1960-е годы было много разговоров о военно-промышленном комплексе (ВПК). И хотя он по-прежнему существует, его грозный образ в умах людей постепенно поблек. Сейчас намного более значительную роль играет развлекательно-промышленный комплекс (РПК). Он воздействует на жизнь каждого из нас в сто раз сильнее, чем ВПК. Знаете, РПК отлично справляется с тремя важными задачами: он руководит желаниями людей, навязывает им определенные выборы и лишает их возможности действовать по своему разумению. Владельцы РПК используют «развлечение», чтобы создать в человеке желание и внутреннюю пустоту. А уж пустота заставляет его покупать то, что ему посоветуют.
В принципе все это не слишком отличается от того, что творили с древними римлянами зрелища в Колизее. Но за счет новейших технологий РПК намного превосходит их в эффективности воздействия. Оцените, как телевизионные новости и шоу, журналы и фильмы создают желания, заставляют вас ощущать себя бессильными и опустошенными и в конце концов почувствовать, что заполнить эту пустоту могут только покупки.
– Уилл —

 


Выбор

Кто-то должен делать выбор. И кто же выбирает? Для простоты скажем, что это одна из двух внутренних сущностей: либо личность, либо трансцендентальное «я». Такой взгляд на свой внутренний мир возвращает нас к дуальности «эго-Бог», «материя-дух». Мы знаем, что если выбор совершает личность, то она использует при этом ранее сформированные нейросети – прошлый опыт, эмоции и возникшие от них зависимости. В этом случае кнопка «пуск» вполне может называться «повтор». При этом, как правило, выбор делается на основе бессознательных решений – подобно тому, как подопытные животные жмут на рычажок, вследствие чего у них вырабатываются нейропептиды.
Настоящая кнопка «пуск» есть только у духовного существа. В этом случае выбор определяется не прошлым опытом, а стремлением сделать неизвестное известным, т. е. идти по жизни вперед и вверх. Но при этом возникает интересный вопрос: «Как мне узнать, какие желания исходят от эго, а какие – от моего высшего «я»?» Особенно если учитывать, что желания, возникшие в результате работы духовной составляющей внутреннего существа, нередко бывают несколько странными. Порой они даже кажутся «безумными» – в сравнении с тем, к чему мы привыкли.
Множество характерных примеров таких «странностей» и «безумий» можно найти в историях о духовных учителях и их учениках. Во многих случаях учитель говорит словами спящей духовной природы ученика. Смысл в том, что ученику потребовались бы тысячелетия, чтобы услышать свой внутренний голос, поэтому учитель помогает ему. Обычно мы считаем, что война – зло, верно? Но в «Махабхарате» Кришна правит военной колесницей Арджуны и объясняет ему: духовная задача царевича – воевать с Кауравами.
Вот другой пример – буддистская история об учителе Марпе и его ученике Миларепе. Марпа приказал Миларепе построить огромный каменный дом, а потом – разобрать его и положить каждый камень туда, откуда он его взял. Это кажется безумием, но еще безумнее то, что это повторялось четырежды!

Приятно сознавать, что мы обладаем огромным потенциалом, чтобы творить перемены.
– Дэниел Монти

Дон Хуан заставил Карлоса Кастанеду (который к тому времени стал автором знаменитых бестселлеров!) в течение многих месяцев готовить гамбургеры в ресторане быстрого питания. Учитель вел ученика к просветлению через «Макдоналдс»? Через несколько месяцев туда пришла красивая молодая женщина и спросила Кастанеду. Карлос не назвался. И здесь перед рестораном остановился огромный лимузин. Женщина, уверенная в том, что именно в таком автомобиле и должен подъезжать к месту своей работы знаменитый писатель, сказала: «Вот и Карлос приехал!» В тот момент Кастанеда осознал, насколько он все еще жаждет славы. Он почувствовал это всем своим существом.
Нередко именно этот голос, звучащий из глубин трансцендентального «я», вызывает безумное желание обрести мудрость и преобразовывает человека так, как он и предположить не мог. Вот почему настолько важно не судить себя за желания, но пристально вглядываться в них, прежде чем сделать выбор. А затем уж нужно выбирать.
«Свободу воли определяет работа лобной доли коры головного мозга, и мы можем научиться делать выбор более разумно и более осознанно. Я полагаю, что для этого требуется определенная практика, самые разные виды практики. Мы накачиваем бицепсы в зале силовых тренажеров, а лобную долю можно развивать, занимаясь йогой, медитацией и другими духовными дисциплинами», – говорит доктор Перт.
Так кто же все-таки делает выбор? Конечно, вы – но тогда надо снова вернуться к вопросу: «Кто такой я?». Какое ваше «я» (личность, эго или трансцендентальность, дух) выбирает? В аспекте неврологии вопрос, похоже, выглядит так: выбор осуществляется из уже сформированной нейросети или из лобной доли? Используем ли мы вероятностность квантовых процессов через «матрешечную» вложенность элементов нервной системы или задействуем механистический процесс, который развивается на основании давно сложившихся условий?

Лучшая возможность для человека стать наблюдателем заключается в понимании того, что ему совершенно не обязательно снова и снова делать один и тот же выбор. Кроме того, человеку порой полезно оказаться в определенной ситуации, когда он вынужден сознательно управлять механическими реакциями своего тела или полностью отвергнуть их. Таким образом он получает практический опыт осознанного действия.
– Джо Диспенза

И еще раз вернемся к вопросу: в каком мире вы живете? В живой, органичной, взаимосвязанной, единой Вселенной или в ограниченном, разделенном, механическом мире заводных солдатиков?
Выбирать – вам.

 

Намерение


Вы управляете голографическим проектором, способным создавать материальные объекты. Это невероятно гибкий инструмент, его возможности безграничны, он может создавать все, что вы в силах вообразить. Ваше намерение материализует объекты и события – надо только действовать осознанно и обрести способность концентрироваться на нем. Учитесь контролировать свои намерения. Все это – процесс творения, который постепенно захватывает вас целиком, так что вы начинаете ощущать глубинные сигналы с различных уровней своей биологической системы и все сильнее ощущаете новую реальность.
– Уильям Тиллер, доктор философии

Другая сторона выбора – действие! Когда доктор Тиллер проводил свое исследование о влиянии намерения на физические системы, он сотрудничал «с четырьмя очень опытными мастерами медитации, людьми с высокой организацией внутреннего «я». Как полагает доктор Перт, способность управлять намерением можно развить. Говоря об искусстве сосредоточения на намерении, доктор Тиллер отмечает: «Именно поэтому некоторые древние оккультные учения дают техники медитации на пламени свечи. Вы учитесь направлять внимание в очень узкий канал и тем самым увеличиваете плотность его энергии».
Пока мы все еще говорим о создании реальности. Но теперь давайте побеседуем о том, почему мы создаем себя такими, какие мы есть, с какого уровня мы творим и как творить более осознанно и эффективно. Похоже, что лобная доля коры головного мозга существует именно для этого. Говорит доктор Диспенза:

«От других видов млекопитающих человека отличает большой размер лобной доли по отношению к остальной части мозга. Лобная доля – область мозга, которая отвечает за устойчивость намерения, за принятие решений, за управление собственным поведением, за вдохновение. Развивая эти способности, мы совершаем новые, неординарные выборы, которые влияют на наш потенциал, на нашу эволюцию.
Собаке может потребоваться тысяча лет, чтобы решиться сделать новый выбор. Но человек совершает его за считаные мгновения».

Итак, мы выяснили, почему нам необходимы желания. Мы поняли, что они – это не всегда «плохо» и нам просто нужно принимать активные, подкрепленные устойчивым намерением решения воплощать в жизнь желания здоровья, богатства и счастья. Вы все еще чувствуете раздвоенность? Доктор Ледвис говорит: «Почему же я не могу достигнуть желаемого немедленно? Потому что я недостаточно сосредоточен. Мы не умеем долго концентрировать внимание на одном; ум подолгу где-то блуждает, его уносят волны вибраций материального плана». В этом – камень преткновения. Чтобы намерение действительно сработало, оно должно быть сфокусированным. Но мир, в котором мы живем, всегда, всегда отвлекает наше внимание. Миллиарды долларов тратятся на то, чтобы захватить наше внимание и направить его туда, куда кто-то считает нужным. (И самые важные слова здесь – «доллары» и «захватить».) Настоящая проблема, замечает доктор Диспенза, заключается в том, что «большинство людей оставляют свои намерения, совершив совсем небольшие усилия. Они не получают желаемого результата и поэтому немедленно отбрасывают возможность достижения успеха. Однако потенциал, которым они обладают, остается. Просто мы ленивы. Мы живем в мире удобств, и если не получаем желаемое в скором времени, то теряем терпение».
Но, конечно, нельзя обвинять мир в том, что мы недостаточно сосредоточены. Это позиция жертвы. Чтобы добиться успеха в осуществлении намерения, мы должны пробудить в себе желание научиться правильной концентрации внимания и сделать выбор в пользу развития такой способности. Тогда мы получим цепную реакцию с потрясающими результатами.
В главе «Квантовый мозг» мы обсуждали квантовый эффект Зенона: когда кто-то долго и сознательно удерживает в уме одно намерение, через квантовый мир это влияет на реальность. Еще раз вспомним утверждения Генри Стаппа: «Из квантовых законов движения следует: выраженное намерение, которое проявляется через быструю смену однотипных намеренных действий, обычно удерживает соответствующую ему модель событий». Таким образом, волшебство происходит не тогда, когда у нас есть просто намерение, но – решительный настрой на его осуществление – и желание, желание, желание, концентрация, концентрация, концентрация.

Если реальность – это возможность, реализованная моим сознанием, то естественно возникает вопрос: как я могу изменить ее? Как я могу сделать ее лучше? Согласно старым представлениям, я ничего не могу изменить, потому что не играю в реальности никакой роли. Мир уже существует, и состоит он из материальных объектов, движущихся по строго опеделенным траекториям.
Но сегодня представления изменились, и математика дает нам кое-что необычное: она обосновывает возможность того, что мы можем изменять и траектории движения, и форму объектов материального мира. Правда, она не может дать нам реальный опыт, который отразился бы в сознании. Но тогда я сам выбираю этот опыт и буквально создаю собственную реальность!
– Амит Госвами, доктор философии

 


Наблюдение и перемены


Единственное, что неизменно, – это перемены.
– И-Цзин («Книга Перемен»)

В предыдущих главах мы неустанно твердили о прелести перемен и о том, что избегать неведомого – это тупик. Так что сейчас вы, скорее всего, либо всем существом стремитесь к новому опыту и свершениям, либо решили, что вам лучше провести жизнь в полудреме.
Чтобы объединить длинную цепочку всех активно действующих и взаимосвязанных факторов, о которых мы говорили, нам пришлось попросить доктора Диспензу объяснить: как эффективно использовать свой потенциал на практике? Он говорил в одной из предшествующих глав: «Субатомный мир реагирует на наше наблюдение, но средний человек теряет внимание каждые 6–10 секунд». Как преодолеть эту рассеянность?

Силой ума проблемы ума не решить. Нельзя использовать тот же мозг, что вверг вас в неприятности, чтобы вылезти из болота проблем и изменить обстоятельства. Вы должны выйти за пределы самое себя, чтобы увидеть жизнь в ином ракурсе. Для некоторых людей для этого достаточно принять ванну, побыть на природе, погрузиться в медитацию, просто погулять в одиночестве… сделать нечто такое, что изменяет внутреннее состояние.
– Марк —


//-- Квант: от микромира к человеку --//
Как может огромный внешний мир отвечать на желание того, кто не способен сконцентрироваться? Может быть, мы – просто плохие наблюдатели. Мы не имеем навыков достаточно внимательного, сосредоточенного наблюдения. Возможно, мы настолько поглощены внешним миром, его стимулами и реакциями на них, что мозг только реагирует – вместо того, чтобы созидать. Если бы нам дали правильное знание, правильное понимание и обеспечили надлежащей инструкцией, тогда в процессе наблюдения мы смогли бы устанавливать с миром видимую и измеримую обратную связь. Если вы сделаете над собой усилие, сядете и мысленно выстроите свою новую жизнь; если это для вас станет самым важным делом; если каждый день вы будете уделять этому некоторое время – такая практика непременно принесет свои плоды. Поначалу она потребует от вас терпения и усердия: ведь установление контроля над своим беспокойным умом – дело непривычное.
Но будьте решительны и настойчивы: утром, днем или вечером выделите время для того, чтобы отложить все дела, сесть и прежде всего вознести Вселенной благодарность за то, что мы живы, за то, что мы вообще существуем, воплощены в этом мире. А затем с естественной искренностью наблюдайте и выстраивайте свое новое возможное будущее. Если делать это правильно и правильно наблюдать, в жизни начнет проявляться то, что было лишь возможностью – это будет не совсем то будущее, о котором мы думали: оно не впишется в пределы любых наших ожиданий. Оно и должно быть таковым – ибо дается нам все превосходящим Разумом Вселенной.
Если же будущее соответствует нашим предсказаниям, выходит, мы создали то, что уже было. Как можно создать новый мир, заранее зная результат творения? В этом случае мы не создаем ничего нового, а просто ждем от мира ответной реакции. Мозгу нравится устанавливать с миром обратную связь и получать на свои запросы положительные ответы. Ему нравится знать, что он достиг цели, выполнил поставленную задачу и может повторить этот успешный процесс. Подобная искренность на данном уровне дает человеку возможность выработать принципы выбора потенциальной реальности и наблюдения за нею. И во время этой работы он может сказать: «Я знаю, что квантовая физика работает на уровне микромира».
Но все-таки: когда вы, наконец, преисполнитесь веры и решимости и скажете то, что говорили все великие люди, когда-либо жившие на Земле? Все всегда начинается с мысли и мечты. Но тогда почему бы не реализовать эту мечту? Проблема не в том, что квантовое поле не отвечает на наши запросы и усилия; проблема в том, что нужно достичь более высокого уровня желания и искренности; а когда нам это удастся, мы получим реальные результаты.
Джо Диспенза

Итак, чтобы понять, что нам нужно, чтобы вершить перемены, следует вернуться по дороге, которую мы только что прошли. Чтобы изменить свою реальность и осуществить собственную трансформацию, необходимо намерение. Намерение – результат решения (свободная воля) осуществить перемену, а решение мы принимаем вследствие желания.

Я знавал достаточно тупиц, которые стали отличными учеными. Кое-кто из них даже получил Нобелевскую премию. Я видел талантливых людей, которые клянчили у прохожих деньги на улицах Сан-Франциско. Все дело в желании, желании, желании.
– Фред Алан Вольф, доктор философии

Вы должны желать перемен. Именно хотеть, желать их так, чтобы это стало вашим самым главным делом… Приблизительно так. Материальный мир – мир материи – работает как часы и сопротивляется переменам, тогда как мир духа взывает к ним. В каком мире вам жить – выбирайте сами.

 

Подумайте об этом…

• Чего вы желаете больше всего?
• Почему вы желаете этого?
• Откуда исходит ваше желание?
• Что изменится в вас, если это желание исполнится?
• Как изменится ваша реальность, если это желание исполнится?
• А ваша личная парадигма тогда изменится?
• Вы могли бы полностью отказаться от вашей личной парадигмы ради исполнения вашего желания? Понадобится ли вам это?

 

«Что все это значит лично для меня?»
-------
| bookZ.ru collection
|-------
|
-------


Во время работы над фильмом я всех сводила с ума этим вопросом. Как мне использовать всю эту информацию в моей жизни, чтобы добиться изменений к лучшему? Как мне перенести это из области философии в реальность? Начиная работу над фильмом, я даже не знала, что есть такая физика – «квантовая», и очень настороженно относилась ко всему «духовному». Я благополучно пребывала в привычном, «обыденном» состоянии сознания и не задумывалась о природе своей реальности. А свою деятельность в тот период жизни я бы назвала «случайным творчеством».
За последние четыре года, которые прошли в работе над фильмом, книгой и в путешествиях по всему свету, я наконец поняла: краеугольный камень в фундаменте моей реальности – эмоциональная зависимость. Я создаю свою реальность на основе чувств, то есть на основе того эмоционального состояния, которое я выбираю. Но этот выбор обуславливается зависимостью моего тела от определенных переживаний, эмоций, химических веществ. И поэтому получаемый мною жизненный опыт запрограммирован в мозгу – как результат прошлого опыта и давно усвоенных знаний.
Как же можно перейти от эмоциональной зависимости к более высокому и свободному состоянию или более высокому уровню своего «я» – чтобы оттуда создавать новый опыт и испытывать новые чувства? Как можно «принять» эмоцию? Что это значит?
Для меня «принятие» эмоции означает, что она больше не имеет власти надо мной или моим выбором. Я сама выбираю свое эмоциональное состояние, а не оно выбирает меня. Из того, что я «приняла» эмоцию, не следует, что я никогда не буду переживать ее снова. Но когда она приходит, я не паникую и не стараюсь подавить ее. Я просто-напросто не позволяю ей творить опустошение в моей нервной системе. Я наблюдаю.
«Как и откуда начать?» Если я творила свою реальность на основе эмоциональных зависимостей – тогда именно за ними я и буду наблюдать. Я пробовала сначала рассматривать одну из них и работать только с ней, но обычно обнаруживала взаимосвязь целого ряда пристрастий, причем все они брали начало в одном и том же событии (или в двух однотипных событиях) в прошлом.
Итак, сначала я признаю, что у меня есть эмоциональные пристрастия, то есть принимаю их.
Следующий шаг – выйти за пределы суждения. Я нашла, что как только обнаруживаю зависимость (пристрастие), переживаю и осуждаю себя. И – это забавно! – я казнюсь из «пристрастного» состояния. Вот пример: я зависима от переживания неудачи и неосознанно навлекаю беды на свою голову. И осуждаю себя за то, что недостаточно умна, чтобы справиться с неудачами (что само по себе является неудачей!). Тьфу! Я напоминаю себе, что проблемы бывают у всех. У всех есть какие-то более или менее серьезные нездоровые зависимости, и каждый, включая меня, способен избавиться от них. Но осуждение сидит во мне очень глубоко. Чувство вины и желание судить, похоже, «встроены» в нас за многие века насаждения неправильно толкуемой «морали». Поэтому, даже если вам кажется, что вы не предрасположены никого осуждать, склонность к этому вы все-таки имеете.
И что же в таком случае я делаю?
В течение нескольких дней я фиксирую в блокноте каждое испытываемое мною чувство и события, с которыми оно связано. Это очень полезное упражнение. Я не считаю, что обладаю достаточным опытом, чтобы давать «полезные советы», но такая практика действительно помогает обнаружить свои эмоциональные пристрастия. Я выполняю это упражнение почти ежемесячно.
Составив список зависимостей, я начинаю разрушать стереотипы. Каждый раз, когда появляются эмоция, от которой у меня возникла зависимость, я внутренне «торможу» и спрашиваю себя:
• Стоит ли мне продолжать в том же духе?
• Кому (чему) во мне служит эта эмоция?
• Если дать ей волю, проблема решится?
• Почему я отношусь к этому процессу как к проблеме?
• Способствует ли это моему развитию?
Отвечая на эти вопросы, я получаю некоторое время для наблюдения и тогда замечаю: я могу сама выбирать свое эмоциональное состояние, а значит, влиять на свою реальность и двигаться вперед. И еще я осознала: эмоциональные зависимости состоят из множества слоев. Гнев – побочный продукт недовольства, а оно, в свою очередь, побочный продукт неудачи, которая является побочным продуктом самоощущения в позиции жертвы, и так далее.
Преодолев чувство «это невозможно, я никогда не справлюсь с этим!», я испытала настоящее удовольствие. Это был новый опыт. Я перестроила себя сама – вместо того, чтобы в бессилии ощущать, как обстоятельства выворачивают меня наизнанку!
Такая работа не всегда предполагает свершение чего-то значительного. Порой вы глядите в глубь себя и замечаете малое, но впоследствии оно приводит вас к большому (похоже на квантовую физику). Я изучаю окружающий меня мир – мою реальность – людей, места, вещи, времена и события. Наблюдая все это, я узнаю, какие зависимости создали мою реальность. Я могу также видеть, как эти пристрастия продолжают управлять мной, вовлекая в различные ситуации, которые мне совершенно не нравятся.
Например, было время, когда я каждый день опаздывала на работу. Как бы рано я ни вставала, что бы я ни делала, чтобы постараться добраться до офиса вовремя, мне это не удавалось. Я не успевала к автобусу. Каждый день этот проклятый автобус, который ходил точно по расписанию, заставлял меня мчаться сломя голову – и тем не менее уходил без меня и я переживала сильный стресс. Я чувствовала себя ужасно, но ничего не могла поделать. Мои нервы расшатались, и коллегам приходилось ходить вокруг меня буквально на цыпочках. Мне было лет двадцать пять, и я занимала должность, которая, как правило, доставалась людям постарше. Из-за этого у меня развился комплекс неполноценности. Я не заслуживаю такой работы; я не смогу сделать ее; меня никто не уважает. Если я даже не могу добраться до работы вовремя, я не должна здесь находиться! Теперь я понимаю: опоздание на автобус было результатом моего бессознательного намерения. Стресс помогал мне выработать химические вещества, необходимые для ощущения неудачи! Осознав это, я только рассмеялась.
Как я уже говорила, упражнение по записи эмоций и вызвавших их событий я выполняю каждый месяц или почти каждый и ощущаю явный прогресс. Когда я осознаю свои мысли и чувства и задаю себе вопросы, мне кажется, что я останавливаю время, отправляюсь в будущее, рассматриваю его возможные варианты, а затем делаю выбор, который лучше всего способствует моему развитию. А может быть, мне просто очень хочется переживать нечто подобное…
И еще я ежедневно выделяю время для того, чтобы сесть и сознательно создавать свою новую реальность. Нет, я не говорю: «Сегодня мне хочется, чтобы с неба упал миллион долларов». Я сосредотачиваюсь на ощущении изобилия окружающего мира, оставляя на волю Бога возможность обеспечить мне достаток таким способом, который будет способствовать моему развитию. Ведь все в мире происходит ради эволюции человеческого сознания. А это значит, что я испытываю те эмоции и переживания, которые мне нужно осознать, принять и научиться ими управлять. Уделяя время наблюдению за собой, своей реальностью и своими чувствами, я получаю возможность делать тот выбор, который поможет мне двигаться вперед и вверх – вместо того чтобы по всякому поводу биться головой о стену и постоянно покупать новые туфли.
Мы получили очень много писем со всех концов света от людей, которые применили подобные практики в своей жизни. Приведу вам только несколько примеров. Они вас по-настоящему вдохновят!

Четыре года назад мой муж умер. У нас с ним жила птица, которую он очень любил. И вот после его смерти ею овладела глубокая скорбь (а про меня и говорить нечего). Она клевалась, кричала, выщипывала у себя перья, плохо питалась. Казалось, она хотела умереть. Посмотрев ваш фильм, я подумала: «Если я постараюсь мыслить и действовать иначе, буду молиться и верить в лучшее, может быть, все изменится?» Это было приблизительно две недели назад. Теперь птица позволяет мне держать ее в руках, купать, играть с ней и не клюется. Это удивительно! Кажется, ей стало лучше. Я поражена: изменив свои мысли и действия, я повлияла на птицу! Раньше я была в отчаянии, потому что не знала, что мне с ней делать. А теперь мы с ней вместе уверенно смотрим в будущее.
– Джина


У меня довольно сильная сенная лихорадка. У моего папы и брата тоже. Мы перепробовали множество лекарств, пытаясь излечиться, но все было напрасно. Для каждого из нас эта болезнь стала очень серьезной жизненной проблемой. Но вот однажды, читая вашу книгу, я пережил мгновение озарения. Я вспомнил фрагменты из фильма «Так что же все-таки мы знаем?», в которых речь шла о том, как мозг производит химические вещества, а доктор Джо Диспенза говорил, что человеческий мозг – это своего рода фармацевтическая фабрика. Я решил создать в себе некое твердое намерение. Каждый раз, когда пыльца растений вызывала у меня аллергический приступ, я визуализировал образ своего мозга, который вырабатывает химические вещества, купирующие обострение болезни (как в рекламных роликах показывают действие препарата, блокирующего аллергические реакции). За последние два месяца я ни разу не пользовался лекарствами. Лихорадка давала о себе знать почти каждый день, но я научился прекращать ее приступы самостоятельно.
Теперь аллергия беспокоит меня все реже. То ли это результат визуализации, то ли что-то изменилось вокруг меня – неважно. Важно то, что болезнь уходит.
– Ник


Я живу в Кардиффе, Южный Уэльс. Ряд совпадений привел к тому, что я случайно посмотрела ваш фильм. За последние пару лет я прочитала несколько книг по квантовой механике (хотя я и не математик) – не знаю, почему меня к ним так тянуло. Со мной произошло много удивительного с тех пор, как я посетила графство Уилтшир и увидела круги на полях и меловой курган в Силбери Хилл. Спустя три месяца после этого у меня случилось спонтанное исцеление. Врачи обнаружили у меня прогрессирующее дегенеративное изменение роговицы – заболевание, приводящее к слепоте. Я уже начинала терять зрение. Но однажды утром я проснулась и поняла, что вижу хорошо. Мой офтальмолог был поражен. Он не знает случаев подобного самоизлечения и хочет изучить это явление. Посмотрев ваш фильм, я поняла, что внутри каждого из нас скрыт огромный потенциал. Я как будто получила подтверждение чего-то, что знала всю жизнь. С тех пор зрение продолжает улучшаться, и мне уже не нужны сильные линзы для чтения. Я теперь знаю, что сама создаю собственные жизненные обстоятельства – ежедневно.
– Дженнифер

 

Парадигма: другой ракурс

Парадигма – это набор предположений. Она не подлежит проверке: фактически это нечто неосознаваемое. Это часть «модус операнди» (образа действия) индивидуума, или ученого, или целого общества.
– Несколько глав назад… —


Мы много говорили о научной парадигме и о том, как она определяет наш внутренний настрой и мировоззрение. Глава «Смена парадигмы» во многом посвящена обсуждению замечательного нового мира, в котором базовые положения ньютоновской физики не являются основополагающими.
Но в мире парадигм есть 300-килограммовая горилла, которая стоит прямо посреди комнаты и представляет собой пугающее зрелище.
Поприветствуйте Религию.
И хотя многие люди были бы не прочь с ней распрощаться, религия в самых различных формах – флагман парадигм.
«…не подлежит проверке…»
«…нечто неосознаваемое…»
Фактически именно религия вызвала ньютоновский раскол между духовностью и наукой. К расколу привела не наука, а церковь.

//-- Горчичное зерно --//
Ну вот… горчичное зерно. Это замечательная притча. Она родилась в те времена, когда науки не было. А Иисус имел все эти знания еще две тысячи лет назад. Как он мог донести положения квантовой физики до рыбаков, сборщиков налогов и погонщиков ослов? Что мы представляем собой на самом деле? Мы – волны вибраций, которые распространяются из одной точки – из абсолютного нуля. И поэтому Иисус говорил своим ученикам, что Царствие Божие находится не в небесах. Оно – горчичное семечко, самое малое из семян, почти точка…

 


Мир религии

Несомненно, важнейшая причина отделенности цивилизаций Востока и Запада состоит в том, что в них существуют разные представления о Боге. И дело здесь не только в том, что эти представления определили культурные различия. Намного важнее, что верования восточных и западных народов принципиально несоотносимы. Основные религии Запада созданы на основе образа всемогущего единого Творца, а в религиях Востока есть множество богов или (как в буддизме и даосизме) понятия «Бог» вообще нет.
Восточные религиозные традиции учат, что Бог (или Дao, Брахман, Чистое Сознание, Пустота и т. д.) пребывает повсюду и лучше всего его присутствие можно ощутить внутри самого себя. Также утверждается, что Бог есть глубоко скрытое внутреннее трансцендентальное «Я», или что внутреннее «Я» человека – это и есть Бог.
Согласно западным традициям, Бог – вне нас. И хотя «изобретение» дуализма приписывают Декарту, дуалистическое представление о том, что Бог пребывает «вовне», было создано за тысячи лет до Декарта. В некотором смысле именно такое понимание Бога привело Запад к противопоставлению духовного и материального и стало причиной множества проблем (но также и множества замечательных открытий!).
Поскольку в наши дни западная цивилизация занимает в мире господствующее положение, мы прежде всего рассмотрим западные религии. При этом отметим особо: хотя, обсуждая некоторые идеи и догмы, мы будем говорить о созданных ими проблемах, важно не забывать и об оборотной стороне медали: учения многих церквей были для миллионов людей источником озарений, надежды и вдохновения.

И что это означает?
Это означает то, чем мы являемся на самом деле; то, где находится наша бессмертная сущность, истинное «Я»; то, где мы всегда были и всегда будем. Наша истинная сущность меньше горчичного зерна, а Царствие Божие – еще меньше. Наше «Я» обитает в квантовом мире, который порождает весь этот огромный, макроскопический, медлительный материальный континуум, называемый реальностью.
– Рамта

 


Эволюция и путь человечества

Людям свойственно неуклонно устремляться вперед. Иногда мы совсем не уверены, что впереди нас ждет что-то хорошее, однако упорно движемся вперед и вперед. В этом проявляется один из законов эволюции: любую форму жизни, которая не движется и не развивается, неизбежно ожидает застой и смерть. Майсил Ледвит говорит:

«Суть научного метода состоит в том, что вы строите гипотезу относительно реальности, а затем при помощи молотка и клещей испытываете ее на прочность, то есть проверяете правильность вашего предположения. При этом вы освобождаете его от всего лишнего и добираетесь до самого ядра – истины. Как известно, 90 процентов новых знаний через несколько лет попадают в мусорную корзину, и это справедливо.
Единственное исключение из этого правила – религия, потому что она утверждает: «Нам известна вся правда – с первого дня сотворения мира». Так что религиозные представления никогда не меняются, и мы не имеем права даже попытаться их опровергнуть. Поэтому религия все больше и больше противоречит развитию человеческой мысли».

Но так было не всегда – даже на Западе. Самый известный тому пример – учение Иисуса Христа. Его современники и соотечественники знали Бога таким, как он был представлен в Ветхом Завете, – гневливым, мстительным и злопамятным сверхсуществом. Он, казалось, получал удовольствие, истребляя первенцев, людей и рогатый скот. В любом случае люди знали: «Бог ревнив!». А Иисус говорил: «Бог есть любовь». Вот как рассуждает об этом доктор Ледвит: «Учение Иисуса значительно отличалось от Ветхого Завета. Например, он наставлял, цитируя Моисея: «Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб». А я говорю вам: не противься злому».

Ученые считают, что наиболее полное и точное изложение подлинного учения Иисуса и ранней Церкви дано в Евангелии от Фомы – книге, которая позже была изъята официальными церковными властями из Писания. Она была обнаружена в 1945 году в Египте неподалеку от города Наг-Хаммади.

На самом деле учение Иисуса далеко уводит нас от образа белобородого гневливого старца, восседающего на облаке, и замещает его осознанием Бога в душе. Оно также замещает представление о небесах как о загадочном пространстве за облаками представлением о них как о состоянии человеческого духа. «Царствие Божие внутри вас».
Революционные аспекты учения Иисуса через века продолжают оказывать на нас трансформирующее влияние. Вот что говорит доктор Ледвит:

«Он всегда подчеркивал, как важна мысль, – она важнее действия, которое может за ней последовать. Например, меня посетила идея убить соседа, но фактически я ее не осуществил. Между замыслом и действием большая разница, и это, естественно, для моего соседа важно: он остался жив. Но если говорить о моем внутреннем царстве, которое я создаю подобными мыслями, нет никакого различия между мыслью и вызванным ею действием. Ибо в квантовом представлении мира (о котором мы узнаем все больше) мысль – решающий фактор».

Но где-то на пути к сегодняшнему дню западные религии погрязли в догмах. Из Библии изымались книги, оставшиеся – подвергались тенденциозному редактированию. Положения учения, противоречащие принятым церковным канонам, безжалостно искоренялись, и по мере укрепления папской власти все дороги стали вести из Рима.
Сегодня христианская церковь расколота на сотни различных конфессий, каждая из которых претендует на обладание истиной в последней инстанции. Как сказала писательница Линн Мактаггарт: «Одна из проблем организованных религий заключается в их разобщенности. Только протестанты обладают правильной верой, или только католики знают путь истинный. Но современная квантовая физика дает нам знание абсолютного единства мира, и я полагаю, что мы должны основывать свою духовность на ощущении этого единства».

 

Эволюция и путь личности


Они никогда не грешили, никогда не творили зла. Да, они спотыкались, вступали в моральное противостояние с обществом, в этом их беда, но именно поэтому они здесь – чтобы ошибаться, учиться, обретать мудрость и использовать свой опыт и обретенные знания для создания и воплощения лучшей мечты.
– Рамта

Итак, мы теперь кое-что знаем о мировоззрениях и о том, как они ограничивают наше видение реальности. Так как же влияют на наше мировосприятие общепринятые воззрения, сформированные под непосредственным влиянием великих учений?
Доктор Ледвит вспоминает:

«Несколько лет назад в Австралии со мной произошел такой случай. В беседе с молодым человеком лет двадцати я рассуждал об идее рая и ада, и вдруг мой визави сказал:
«Вы знаете, это действительно интересно, но, к счастью, я не религиозен».
«Правда?» – выразил сомнение я.
Он ответил: «Да-да, я не религиозен. Мои родители не верили в Бога, и я рос вне любых верований».
Незадолго до этого он рассказал мне, что его отец умер. Я спросил: «Вы не возражаете, если я задам такой вопрос: вам говорили, куда ушел ваш отец, когда он умер?»
Он ответил: «Да, мне сказали, что он отправился на небеса».
«По-моему, это похоже на религиозные воззрения», – заметил я. И стал задавать ему вопросы о самых разных вещах. О том, что он считает правильным и неправильным, верит ли в воздаяние за хорошие и плохие дела, и т. д. Так вот: он отвечал как человек с глубоко религиозным взглядом на реальность. Он никогда в жизни не появлялся в церкви, синагоге или мечети, но был верующим!»

Как считает доктор Ледвит, самое большое препятствие для нашего развития состоит в том, что в нашей культуре бытует такое представление о Боге: Он сидит где-то наверху и «записывает в своем ноутбуке, кто исполняет Его заповеди, а кто их нарушает или оскорбляет Его». «Вообще говоря, – рассуждает доктор Ледвит, – мысль об «оскорблении» ввергает меня в шок. Как можно оскорбить Бога? Разве это затронет всемогущего Творца? И почему это должно быть для него столь важно, что он готов осудить виновных на вечные страдания? Все это как-то нелепо».
А вот еще одна нелепость: в бескрайней Вселенной, где галактик больше, чем песчинок во всех океанах Земли, маленькая группа людей на одной маленькой планете получила исключительное право на вход в жемчужные небесные врата. А все остальные живые существа во Вселенной будут вечно страдать в аду. Трудно представить более странную идею. И если вы верите в такого Бога, задайтесь вопросом: как это влияет на ваше мировоззрение?
Но в головы сотен миллионов людей вдолблены эти идеи, и они живут в страхе перед вечным проклятием, перед самой своей жизнью. Рамта отмечает: «Земля – единственная планета в Млечном Пути, чьи обитатели столь сильно запутались в тенетах религии. А знаете почему? Потому что люди жестко установили, что есть добро, а что зло».
Однако трудно принять идею о том, что человеческие представления о добре и зле каким-то образом исказили истинное значение и смысл эволюции. Разве убивать хорошо? А красть у соседа? А разрушать дома? [9 - Конечно, все дело в масштабе деяния. Если любое из вышеупомянутых действий совершает человек, это «плохо»; если то же самое проделывает целая страна в отношении своих соседей, это – война за справедливость!]
Эту концепцию сложно принять потому, что она исходит от совершенно иного взгляда на жизнь и эволюцию.
Оценки «это добро» и «это зло» основываются на определенном наборе правил. Эти правила были установлены под влиянием различных учений, исходя из соображений сохранения культурных ценностей, государственной безопасности и политической целесообразности. Все они приходят к нам извне – из систем представлений и верований наших культур. Но личностное развитие – внутренний процесс. И оценка любого человеческого решения, поступка, действия с точки зрения эволюции должна быть основана на допущении, что каждый человек «носит в себе Бога». Такой подход в корне отличается от идеи, что люди рождены во грехе, изначально порочны и нечисты и нуждаются в наставлениях, подкрепленных строгими наказаниями. А чтобы уж совсем прочно держать этих «двуногих» в узде, нераскаявшимся грешникам уготованы вечные муки ада.
«Грешники в руках сурового Бога» – так называется известная проповедь Джонатана Эдвардса, одного из самых ранних проповедников пуританской Америки, пугавшего своих прихожан адским огнем и серой. Существует мнение, что на определенных этапах эволюции человеческая раса нуждалась в подобном «руководстве» – по той же причине, по которой трехлетнему малышу под страхом наказания запрещают совать пальцы в розетку. Но мы полагаем, что сегодня настало время выйти за пределы системы суждений «добро-зло» и перейти к системе ценностей, способствующей развитию личности. И точно так же, как ребенок со временем узнает о «высших силах» – электричестве, – так и человек узнает о высших законах Вселенной: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Евангелие от Луки, 6:37). Или, как мы уже говорили, ваш внутренний настрой отразится во внешней реальности.
Эта концепция эволюции, утверждающая необходимость движения человека от потребностей и страхов ограниченной личности к расширению сознания и к мудрости, созвучна одной из четырех благородных истин Будды (мы говорили о ней в предыдущей главе): «Источник страдания – привязанность к преходящим вещам и невежество». Причина страдания не в том, что человек вызвал недовольство гневливого и мстительного бога. Оно является результатом невежества – незнания.
Тогда страдание – не наказание, а указание, дорожный знак на Пути к совершенству.

Человек, вступивший на путь просветления, абсолютно безгрешен во всех своих делах. Почему? Потому, что он боится проклятия? Нет. Может быть, потому, что им движет страх наказания Господня? Он боится, что не получит прощения грехов? Нет, нет и нет. По-настоящему просветленный человек видит, что каждое действие вызывает ответ-последствие, с которым приходится «разбираться», и если он мудр, то не станет делать ничего такого, что осложнит его жизнь и отяготит душу. Человек не может согрешить против Бога, потому что божественное присутствие ощущается в каждом из нас и Его дыханием наполняется все, что мы делаем.
Однако благодаря закону действия-ответа-последствия, мы однажды понимаем, что кое-какие наши дела не способствуют нашему развитию, и рано или поздно обязательно научаемся поступать правильно. Так можем ли мы согрешить против Господа? Это просто невозможно.
– Майсил Ледвит

 


Спасите меня от меня самого!


В одном интервью после выхода нашего фильма я темпераментно и многословно обличал религиозные догмы. Журналистка заметила, что я столь же догматичен, как и представители религий, против которых выступаю. Она написала немало статей на религиозные темы и видела много замечательного и удивительного из того, что дает людям религия. Он сказала, что я «вместе с водой выплескиваю ребенка». Это остановило и отрезвило меня. А также заставило с уважением отметить: журналистка бескомпромиссно искала истину и желала видеть жизнь такой, какая она есть, а не как ее интерпретируют другие люди.
– Уилл —

Одно из основных верований христиан – «Иисус спасет меня». Самому человеку не стоит даже и пытаться спастись: он грешник, рожденный во грехе и изначально порочный. Трудно найти другую идею, которая сильнее лишала бы человека веры в собственные силы. [10 - Если вы можете найти такую идею, добавьте ее в раздел «Руководство неволшебника».]
Ирония в том, что именно ошибки, неграмотные решения и «грехи» помогают нам развиваться и достигать более высоких состояний сознания. А если кто-то всегда готов спасти нас, тогда нам не приходится брать на себя никакую ответственность. Но такая внутренняя позиция – классический менталитет жертвы. Фактически многие из подобных религиозных идей превращают нас в жертвы.
Джей Зи Найт говорит об этом так: «Упование на прощение лишает нас собственной жизни. Я имею в виду вот что. Если кто-то умер за наши грехи – это некая разновидность грабежа, вы не находите? Я полагаю, что все мы должны иметь право «работать» со своими грехами и, если уж грех случился, осознанно переживать его последствия. Тогда мы получаем специфический опыт, и вместе с нашими переживаниями к нам приходит мудрость. Я не вижу, как мы сможем расти и достигать совершенства, если будем отрицать печальный опыт зла. Ведь только так можно обрести истинную мудрость, которая позволит нам понимать себя и остальных людей».

 

Религия – это зло?

В ходе наших рассуждений создается впечатление, что религия – это страшный злодей, превращающий нас в стадо напуганных овец. Более того, мы знаем и о святых войнах, и об охотах на ведьм, и о сожжении книг, и о делении людей на касты – список можно продолжать. Вряд ли все это похоже на божественное руководство. Но было бы лицемерием называть религию злом – после того, как мы отказались от системы оценок «добро-зло».

В прошлом году, путешествуя по миру и беседуя со зрителями и журналистами, я вдруг, подобно Уиллу, ощутил прозрение. Я использовал науку, чтобы показать, что религиозный подход к толкованию реальности ошибочен. Выступая с позиции «право на стороне сильного», я действовал так же, как некоторые фанатичные кальвинисты. И в то же время я считал, что различные подходы к интерпретации окружающей действительности могут иметь точки соприкосновения. Возможно, точки соприкосновения и найдутся – когда я научусь их искать и находить. Отвергать какую-либо идею – значит полагать, что существует только один правильный ответ. А квантовая механика ясно показывает, что это не так. В общем, я получил сильный щелчок по носу.
– Марк —

Давайте взглянем на религиозную деятельность как на реализацию парадигмы или работу ума и чувств, которая находит выражение в различных верованиях. Многое свидетельствует именно об этом. Давайте еще раз посмотрим на религиозное «зло»: войны, охота на ведьм, сожжение книг и кастовая система – все это происходило в истории и без участия любой церкви. Если люди хотят воевать, они найдут повод развязать войну. Если люди хотят почувствовать свое превосходство над другими, потому что они якобы знают «единственный истинный путь», они найдут парадигму, которая даст им требуемые ощущения.
Некоторые религии в начале своего пути в течение какого-то времени черпают из истинно божественного источника. Но потом они переходят под власть обычных людей. И тогда в них появляются искажения и «необходимые дополнения» вроде доктрины о «первородном грехе», которая никогда не была частью учения Иисуса. «Подставь другую щеку» превращается в «Убей арабов в Святой земле». Но самое главное – корень этой лжи лежит не в изначальном учении, а в глубинах человеческой натуры. И выход здесь – не в нападках на религию, а в работе по развитию следующего поколения, создании новой версии человечества. Мы покончим с войнами не тем, что избавимся от церквей или правительств, а за счет того, что в стремлении к самоосознанию и новой лучшей жизни преодолеем любые эмоциональные пристрастия и пагубные зависимости, заставляющие нас совершать насилие. Проблема религий состоит в том, что они закостенели в толковании «святой истины». Чтобы получить импульс к выходу из сегодняшнего застоя, религия должна внимательно рассмотреть другую сторону медали – науку – и перенять у нее то, что придает ей величие. Религия пока не готова признать свои ошибки в поиске более глубокого понимания мира – и в этом ее камень преткновения.
Перемены происходят. Представления о Боге меняются. Образ «строгого седого Отца» на троне судьи, столь популярный в Средние века, уступает место более абстрактной идее.

Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны и вы узнаете, что вы – дети Отца живого. Если же вы не познаете себя, тогда вы в бедности и вы – бедность.
– Евангелие от Фомы

Эндрю Ньюберг говорит: «Люди отошли от идеи персонифицированного Бога и принимают вместо нее концепцию чего-то более величественного и бесконечного. Всевышний в некотором смысле есть весь этот мир, но также Он и превосходит нашу реальность. То есть Бог – не Вселенная, но Он пронизывает собой Вселенную, включая все вещи, все частицы и всех живых существ».
Эта концепция подразумевает также и то, что Бог пребывает внутри нас.

Мне кажется, что очень важно понять: утверждая, что Бог внутри нас, мы не считаем, что человек представляет собой некий контейнер, в котором сидит Бог. Я всегда вспоминаю фантастический фильм «Чужие», в котором из человеческой груди вырывается на свет пришелец-монстр. Бог не замурован в человеке и не ожидает возможности вырваться из него. Когда мы говорим, как учил Иисус, что Царствие Божие находится внутри нас (а значит, и Бог), то речь идет о полном отождествлении нашего внутреннего существа с божественным источником всего сущего.
– Майсил Ледвит

Шумеры представляли Всевышнего в виде великого множества существ, сошедших на Землю и взаимодействовавших с людьми. Как мы помним, духовное переживание астронавта Эда Митчелла было по смыслу прямо противоположным: «Я неожиданно осознал: Вселенная наделена Разумом. Стремление творить, дух созидания и преобразования – присущи нам, людям, и в то же время они присутствуют везде, ими пронизано все сущее…» Американские индейцы считали, что Дух пребывает везде и наполняет все вокруг. Поэтому они обращались к «духу ветра», «духу бизона».
Так что есть Бог? Что есть Дух? Что есть духовность? И духовно ли то царство, с которым имела дело наука в течение 400 лет?

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 304; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!