Глава 3. Постмодернизм, герменевтика, феноменология...



61

Следствия, вытекающие из философской феноменологии примени­тельно к качественным исследованиям, были развиты в серии исследова­ний в университете Дюкесн. Первой была работа А. ван Каама «Чувство, что тебя действительно поняли» ( van Kaam , 1959). Далее метод был раз­вит, систематизирован и осмыслен А. Джорджи и его сотрудниками (см. Giorgi, 1970; Giorgi, Fisher, Murray, 1975). Открытый феноменологический подход к смыслу феноменов обыденной жизни был проиллюстрирован выше на примере интервью, описанного Джорджи (глава 2, «Исследова­тельское интервью, посвященное обучению»), и будет продемонстрирован еще раз в контексте анализа интервью (глава 11, «Конденсация смысла»). В обзоре современной литературы по качественным исследованиям Джорджи ( Giorgi , 1994) указывает, каким образом более широкий фено­менологический подход мог бы углубить качественное понимание. Общее представление о феноменологическом методе дал К. Мустакас ( Moustakas , 1994). Феноменографическое исследование образования, сосредоточенное на качественном описании нашей концепции мира ( Marlon , 1981), вдох­новлялось феноменологией, но не разделяло ее философских оснований. Способ понимания в качественном исследовательском интервью, охарак­теризованный выше (глава 2, «Способ понимания в качественном исследо­вательском интервью»), ориентируется на феноменологическое понима­ние, отправной точкой которого выступает жизненный мир, качественное описание смыслов и намеренная наивность как выражение феноменологи­ческой редукции.

Диалектика объективной ситуации

Диалектика — это изучение внутренних противоречий, противоречий между общим и частным, между видимостью и сущностью, между количе­ством и качеством. Развитие противоречий — движущая сила изменения. Диалектический материализм основан на фундаментальном допущении; что противоречия материальной и экономической жизни являются основой общественных отношений и сознания. Люди действуют в мире, изменяют его и сами изменяются под воздействием последствий своих действий. Человеческое сознание и поведение изучаются в конкретной социально-исторической ситуации классового общества, его сил и производственных отношений. Предмет гуманитарных наук многогранен и противоречив, со­стоит из внутренне связанных противоположностей, находящихся в непре­менном изменении и развитии.

62

Hocmi » II . Осмысление исследовательского интервью

ЙШЖШ™

Существуют заметные различия между множеством различных диа­лектических традиций, таких как официальный диалектический материа­лизм бывших социалистических стран, теория деятельности А.Н. Леонть­ева, Франкфуртская школа Адорно и Хоркхеймера и экзистенциальный марксизм Сартра, которого мы здесь коснемся. Я не буду обсуждать разли­чия между ними, только предложу некоторые вытекающие из диалектики следствия для понимания качественного исследовательского интервью.

Сартр в «Проблеме метода» пытался выступить посредником между марксизмом, феноменологией, экзистенциализмом и психоанализом. Его критика индивидуализаторского подхода психоанализа распространяется и на большинство современных исследований с помощью интервью: «Сколько раз нам предлагали героические попытки психоанализа Робес­пьера и при этом даже не понимали того, что противоречия в его поведе­нии были обусловлены объективными противоречиями ситуации» ( Sartre , 1963. Р. 60). Можно упомянуть также и его критику объективирующего ре­дукционизма в марксизме: «Валери — это, без сомнения, мелкий буржуаз­ный интеллектуал. Но не каждый мелкий буржуазный интеллектуал — Валери» (Там же. Р. 56).

В диалектической мысли акцент делается на новом, на том, что еще на­ходится в процессе развития. В концепции социального мира, который раз­вивается через противоречия, важно раскрыть новые тенденции развития, чтобы достичь истинного знания о социальном мире. Статистические сред­ние или репрезентативный случай status quo не так важны, как новые тен­денции развития status nascendi *.

С диалектической точки зрения, знание неразрывно связано с действи­ем. Маркс в своих тезисах о Фейербахе критиковал философов за то, что они только объясняют мир, когда важно изменить его. Соответственно, об­щественные науки пытались давать различные интерпретации социальной реальности, вместо того, чтобы стараться изменить ее. Для Сартра знание и действие — два обобщенных аспекта изначального конкретного отноше­ния: действие — это раскрытие реальности и в то же время ее изменение.

К применению диалектической философии в качественном исследова­тельском интервью обращались очень мало. Я ссылаюсь на него здесь в стремлении противодействовать превалирующим индивидуалистическим и идеалистическим подходам большинства исследований с помощью ин­тервью. Один пример: исследование с помощью интервью, основанное на марксистской теории, было направлено на изучение двойной нагрузки У замужних женщин, занятых в промышленности и ведущих домашнее хо-

* status nascendi (лат.) — зарождающееся положение (прим. пер.).


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!