Часть II . Осмысление исследовательского интервью
и ситуация не могут быть определены иначе, как в этих отношениях и через них. Феноменологический психолог и философ М. Мерло-Понти, которого считают предшественником постмодернизма (см. Madison , 1990), подчеркивал отношенческую природу знания в своей феноменологии перспективности. Его «Феноменология восприятия» ( Merleau - Ponty , 1962), критикующая предубеждение о существовании объективного мира в психологии, завершается цитатой из «Маленького принца» Сент-Экзюпери: «Человек — это сеть отношений».
Сейчас заметен сдвиг от индивидуального сознания к отношениям между людьми: «Конструкционизм переместил знания из индивида в отношения» ( Gergen , 1994. Р. X). Знания, созданные между-взглядами, являются меж-отношенческими. Отношенческое знание, полученное в интервью, особенно ценится терапевтами. Для Г. Салливана ( Sullivan , 1954) психиатрическое интервью — это меж-личностная ситуация, а полученные в нем данные не являются ни объективными, ни субъективными, они интерсубъективны. В интервью о терапевтическом интервью юнгианский терапевт Дж. Хилман ответил интервьюеру:
«Самое главное — это то, что мы оба ищем путь. Препятствием для интервью можем стать мы сами: вы — думая о том, что вы должны здесь сделать, я — думая о своих мыслях, мнениях, биографии, о себе. "Вы" и "я" могут препятствовать образованию "между". Важны не наши взгляды, важно "между"» (НШтап, 1984. Р. 8).
|
|
Новые взгляды на интервью. Нынешнюю волну качественных исследований в общественных науках можно понять, если посмотреть на нее с точки зрения постмодернизма. Теперешний интерес к исследовательскому интервью является, согласно нашему анализу, не только результатом внутреннего развития методологии общественных наук, но отражает более широкий исторический и культурный контекст и конструирование социальной реальности. Имплицитная концепция знания, получаемого в результате интервью, и эксплицитный анализ конструирования знания постмодернистскими философами конвергируют на разговорных, повествовательных, лингвистических, контекстуальных и отношенческих свойствах знания. Ни одно из этих свойств знания не является специфичной, чисто постмодернистской находкой последних десятилетий. Новым является повсеместное принятие этих аспектов знания как выражения постмодернистской утраты веры в объективную реальность, в том числе признание их переплетенности в общественном конструировании познания социальной реальности.
Из отмеченного сходства конструирования знания в постмодернистском мышлении и в исследовательском интервью не следует, что интервью
|
|
Глава 3. Постмодернизм, герменевтика, феноменологии.
это постмодернистский метод. Характерный фокус интервью на переживаниях и намерениях исследуемого субъекта по своей направленности сильно контрастирует с постмодернистским удалением индивида из центра рассмотрения. Исторически взгляд на беседу как систематический инструмент для создания знания можно проследить по крайней мере от Фукидида и Сократа. Психоаналитическое интервью, разработанное Фрейдом, с начала XX века служило основой для порождения новых психологических знаний. Тем не менее расширяющееся использование качественного интервью как исследовательского метода в общественных науках является новым феноменом последних десятилетий, что связывается здесь с изменениями в образе познания в постмодернистскую эру, отразившимися в метафоре путешественника, введенной в первой главе. Дж. Шойрих ( Scheurich , 1995) применял постмодернистскую философию для анализа отношений власти между интервьюером и интервьюируемым, а П. Лэзер ( Lather , 1995) — для расширения понятия валидности.
Теперь я обращаюсь к философским позициям, которые до определенной степени обеспечили тот фон, отталкиваясь от которого развивалась постмодернистская мысль, и которые сами по себе предложили пути анализа, важные для качественного интервью.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!