Часть И. Осмысление исследовательского интервью
ста в герменевтике и считает психоаналитическую терапию моделью эмансипирующей саморефлексии общественных наук.
Хабермасовская триада интересов, конституирующих знание, может вызвать несколько критических замечаний. Одно из них состоит в том, что естественные науки изображаются узкотехническими, согласно позитивистской концепции естественных наук, — при этом отвергаются другие подходы, такие, например, как экологическое понимание природы. Другое состоит в том, что психоанализ изображен в идеализированной когнитивной манере, свойственной герменевтической интерпретации, и мало внимания уделяется эмоциональным бурям, свойственным терапевтической ситуации, как это показано, например, в сессии, представленной Роджерсом (см. главу 2, «Терапевтическое интервью о ненависти»). Несмотря на эти ограничения, анализ Хабермаса важен, так как он идет дальше обычной дихотомии фактов и ценностей, указывая, как разные человеческие интересы конституируют разные формы научного знания.
В данном контексте мы можем учитывать эмансипирующие возможности, которыми обладает исследовательское интервью, чтобы выйти за пределы поверхностного уровня феномена, продвинуться глубже здравого смысла и стимулировать процесс рефлексии по поводу изучаемого феномена. Общественная наука, ведомая интересом к эмансипирующему знанию, ставит целью раскрыть перед интервьюируемым те находки, которые удалось сделать в его жизненном мире. Передача ему критического понимания жизненного мира, имевшего ранее видимость естественной необходимости, может способствовать изменению социально конструируемого мира.
|
|
Феноменологическое описание
Феноменологический подход в широком нефилософском смысле очень широко распространен в качественных исследованиях. В социологию феноменология проникла через основанную на идеях Э. Гуссерля феноменологию Шутца (Schuetz), а затем была введена П. Бергером и Т. Лукманом в их работе «Социальное конструирование реальности» ( Berger , Luckmann , 1966). Не обращаясь прямо к философской феноменологии Гуссерля, С. Тэйлор и Р. Богдан в своем введении в качественные исследования ( Taylor , Bogdan , 1984) опирались на феноменологию. Они рассматривали социальные феномены с точки зрения действующих лиц и описывали мир как переживаемый субъектами, исходя из допущения, что важнейшая реальность такова, какой люди ее воспринимают.
ГлоВо 3. Постмодернизм, герменевтика, феноменологии.
5В
Феноменология зародилась на рубеже XIX—XX веков в форме философии Гуссерля, а затем развивалась как экзистенциальная философия Хайдеггером, а также Сартром и Мерло-Понти — в направлении экзистенциализма и диалектики. Предметами изучения феноменологии сначала были сознание и опыт, затем этот предмет расширился и включил жизненный мир человека (Хайдеггер) и поступок человека (Сартр). Если учесть, что в центре интервью находятся переживаемые смыслы жизненного мира собеседника, то феноменология, видимо, подходит для прояснения способа понимания в качественном исследовательском интервью.
|
|
«Феноменология — это изучение структуры (и ее вариаций) сознания, которому явлены любая вещь, событие или человек» ( Giorgi , 1975. Р. 83). Феноменология заинтересована в освещении как того, что явлено, и того, как оно явлено. Она изучает взгляды исследуемых на их мир; старается детально описать содержание и структуру сознания субъектов, ухватить качественные различия в их переживаниях и выявить сущностный смысл переживаний. Феноменология пытается проникнуть за пределы непосредственно переживаемого смысла, чтобы сделать незримое зримым. Мы обсудим два вклада философской феноменологии, важных для понимания качественного исследовательского интервью: феноменологический метод и первичность жизненного мира.
Феноменологический метод. X . Спигельберг ( Spiegelberg , 1960; см. также Giorgi , 1994) выделил феноменологический метод, включающий описание, исследование сути и феноменологическую редукцию. Невозможно дать точную инструкцию для открытого описания, и Спигельберг иллюстрирует этот метод, используя метафоры; например, «к самим вещам», «видеть и слышать», «держать глаза открытыми», «не думать, а видеть». Согласно Мерло-Понти ( Merleau - Ponty , 1962), важно описать данное настолько точно и полно, насколько это вообще возможно; описывать, а не объяснять или анализировать. Феноменология — это попытка прямого, непосредственного описания опыта, без каких бы то ни было предположений относительно происхождения или причин опыта. В философской феноменологии объективность достигается посредством интенционально-го сознательного акта и является выражением доверия исследуемому феномену.
|
|
В исследовании сути мы переходим от описания отдельных феноменов к поиску их общей сущности. Гуссерль назвал один из методов исследования сути «свободными вариациями в воображении». Он состоит в свободном варьировании всевозможных форм данного феномена. То же, что останется неизменным во всех вариациях, и является сутью феномена.
|
|
GO Часто II. Осмысление исследовательского интервью
.
f
Феноменологической редукцией называется временный отказ от суждения относительно того, существует или не существует содержание опыта. Редукцию можно описать как попытку вынести за скобки предварительное обыденное и научное знание о феномене, чтобы получить непредвзятое описание сущности этого феномена. Феноменологическая редукция подразумевает не абсолютное отсутствие исходных предпосылок, а скорее критический анализ собственных предпосылок.
Первичность жизненного мира. Качественное исследовательское интервью обладает уникальными возможностями доступа к повседневному жизненному миру и его описанию. Попытка получить непредвзятое описание приводит к восстановлению прав Lebenswelt — жизненного мира — в отношении мира науки. Жизненный мир — это мир, с которым мы встречаемся каждый день, который дан нам в прямом и непосредственном переживании, не зависит от объяснений и первичный по отношению к любым объяснениям. Качественное интервью может рассматриваться как одна из реализаций программы Мерло-Понти, программы для феноменологической науки, которая начинается с первичного переживания мира:
«Все мои знания о мире, даже мои научные знания, получены мной, исходя из моей собственной точки зрения или из некоего переживания мира, без которого научные символы были бы бессмысленны. Вся вселенная науки построена на мире, который переживается непосредственно, и если мы хотим подвергнуть саму науку внимательному изучению и прийти к точной оценке ее смысла и границ, мы должны начать с восстановления базового переживания мира, по отношению к которому наука является отражением второго порядка» ( Merleau - Ponty , 1962. Р. VIII).
Так, географическая карта является абстрактным отображением местности, где мы впервые узнали, что такое лес, горы или река. В этом феноменологическом подходе качественные исследования переживаний субъектом его мира являются базовыми по отношению к более абстрактным научным исследованиям социального мира; в этом смысле, интервью является не только несколькими любопытными деталями в дополнение к базовым научным количественным фактам, полученным с помощью опросников и экспериментов. Качественное интервью — это исследовательский метод, который обеспечивает привилегированный доступ к нашему базовому переживанию жизненного мира. Сосредоточенность описания на живых взаимодействиях в человеческом мире может противостоять технологической колонизации жизненного мира, сводящей качественное разнообразие к изолированным фактам и переменным и трансформирующей интенциональное человеческое взаимодействие в формулу средство-цель.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!