Написания, регулируемые правилами графики, и написания, регулируемые правилами орфографии. Понятие орфограммы. Основной принцип русской орфографии.



Употребление букв для обозначения фонем и их сочетаний регулируется правилами орфографии и правилами графики.

Правила графики определяют написания слов, морфем, фонем в соответствии с их произношением. Они применяются тогда, когда в слове не может быть допущена ошибка, слово при этом чётко произносится: конь, день.

Правила орфографии используются в том случае, когда произношение не может дать полной картины о написании слова, морфемы, фонемы. В таком случае необходимо использовать проверку слов. Если же слово заимствованное или непроверяемое, то проверять следует по словарю: глаз, тепло, терраса.

Правила графики регулируют написания [j] с гласными: [j] реализуется в я, ю, е, ё. Однако правило не работает в заимствованных словах, которые подчиняются правилам орфографии: йод, майор.

По правилам графики после непарных твёрдых согласных ж, ш, ц, учитывая произношение, необходимо было бы писать гласные непереднего ряда о, у, а, ы, а после непарных мягких ч, щ – е, ё, ю, я (гласные переднего ряда). Однако по правилам орфографии пишется жизнь, шест, сцена, чудо, щавель.

Орфограмма – понятие орфографии, определяющее правильное написание слова, морфемы, фонемы в той или иной позиции.

Под орфограммой понимается выбор написания, регулируемый каким-либо правилом или определяемый в словарном порядке.

В русском правописании господствует один основной принцип, который требует единообразного написания морфемы независимо от того, как она в силу тех или иных фонетических условий произносится. Этот принцип называется морфологическим. Его называют также морфолого-фонематическим, фонемным или фонематическим. Названные термины глубже раскрывают сущность этого принципа, подчеркивая, что написание морфемы зависит от ее фонемного состава.

Например, в словах ног – нога в произношении корневая морфема ног- имеет различный вид: [нок], [н٨ га], а на письме изображается одинаково. В этом и заключается морфологический принцип. Написание согласной фонемы г определяется ее произношением в сильной позиции перед гласной в слове нога, а гласной фонемы о - произношением под ударением в слове ног. Так создается единый графический облик морфем как носителей определенных значений.

Этот принцип находит применение в написании всех морфем: приставок: срубил и сделал, отпуск и отбыл, надрез и надпись; суффиксов: молодость, белизна, рукав, молчаливый, дубовый и т.п; окончаний: столом и дубом, руками и книгами, рукой и книгой.

Морфологический принцип определяет следующие правила русской орфографии:

1)написание безударных гласных во всех значимых частях слова, проверяемых ударением: - в корнях: садовый - сад, водяной – воды; - в приставках: поехать – поезд, отпустить – отпуск, занавесить – занавес; - в суффиксах: березовый – дубовый, расстрелянный – расстрелять; - в окончаниях: озеро - ведро, хлебом - столом, парта - доска, книге - стране;

2)написание звонких и глухих согласных: дуб [дуп] – дубы, сказка [скаска] – cказать, грипп – гриппозный, летчик – летать;

3)правописание непроизносимых согласных: прелестный – прелесть, окрестность – окрест, голландский – Голландия.

4) правописание твердых и мягких согласных ассимилятивного характера, если в родственных словах мягкий согласный выступает перед твердым: ба[н’т’]ик – бант, е[з’д’]ить – езда.

Таким образом, морфолого-фонематический принцип как ведущий принцип современной русской орфографии мотивирует единообразное обозначение на письме той или иной фонемы и в сильной, и в слабой позициях, когда она может быть проверена сильной позицией.

Морфолого-фонематический принцип русской орфографии является её неоценимым достоинством. Именно он направляет внимание пишущего на значимые части слова. Это способствует более чёткому восприятию и осознанию морфемной структуры слов, их родственных связей, словообразовательных моделей и грамматических форм, тем самым мотивирует единообразное написание морфемы с одним и тем же лексическим или грамматическим значением и различное написание морфем с разным лексическим и грамматическим значением: н-р, написание слов обвевать и обвивать дифференцировано только смыслом, т.к. эти слова имеют одинаковое звучание. Поэтому необходимо прежде всего увидеть корни этих слов и понять их значение в контексте.

 

Фонетические написания.

Основой для фонетических написаний является произношение: пишем то, что слышим. Это написания, которые регулируются правилами графики. Т.е., фонетический принцип заключается в различном написании одной и той же морфемы в соответствии с различиями в её произношении.

К фонетическим относятся следующие написания:

1. Написание конечной согласной з или с в приставках без-/бес-, вз-/вс-, воз-/вос-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас-, через-/черес-. Перед звонкими, гласными и сонорными приставки пишутся с конечным з-, в остальных случаях с с-: бездушный, бесконечный, безоблачный, воспарить, вознести, воздать, изобилие, изнутри, издержки, испугать, исцелить, истекать, разобщать, размахнуться, разделить, раскидать, рассмеяться и др.

2. Написание гласной а и о а приставке раз-/роз-, рас/рос-: под ударением пишется о, без ударения – а : раздать – роздан, разыскать – розыск, расплескать – росплеск и др.

3. Написание буквы ы вместо начальной корневой или приставочной и после приставок на согласную (кроме меж- и сверх- и иноязычных приставок): розыгрыш, розыск, инфарктпредынфарктный, сызмала, сызнова, но межинститутский, сверхизысканный, контригра.

Сохраняется буква и после твёрдых согласных и в сложносокращённых словах: пединститут, спортинвентарь.

4. Написание буквы ы в суффиксе – ын после ц: лисицын, синицын. Ы после ц пишется также в окончаниях имён прилагательных: круглолицый. Сюда же примыкает написание с буквой ы слов исключений цыц, цыган, на цыпочках, цыкнуть.

5.Написание буквы о под ударением в суффиксах имён существительных –ок, -онок, -онк: пастушонок, пастушок, речонка; в суффиксе имён прилагательных –ов: грошовый, берцовый, парчовый; в суффиксе наречий на –о после шипящих и ц: свежо, горячо.

6. Написание буквы о под ударением в окончаниях имён существительных и прилагательных после шипящих и ц: ножом, ключом, большого, чужого.

7. Написание отдельных слов, а вернее отдельных букв в словах, например, написание д в слове свадьба (сравн. сват), с в слове лестница (лезть, лезу), з в слове ноздря (нос), дотошный (точь-в точь).

 

Традиционные написания.

К традиционным относятся написания, которые давно сложились в языке. Они нередко требуют исторических или этимологических справок, т.к. не могут быть объяснены с точки зрения живых языковых связей, не могут быть обоснованы ни фонетическим, ни морфологическим принципом. Поэтому такие написания могут быть названы также этимологическими или историческими. Они являются непроверяемыми.  Традиционные написания обнаруживаютсебя там, где отсутствуют позиционные чередования фонем гласных и согласных: здесь, калач, транспарант, жасмин и др. В прошлом такие написания соответствовали звуковому составу слов. В силу традиции они сохраняются до настоящего времени в том виде, в каком были установлены когда-то. В случаях затруднения традиционные орфограммы проверяют по словарю.

К традиционным написаниям относятся:

1.Написание безударных гласных в корнях слов, не проверяемых ударением (т.е. фонема не может быть поставлена в сильную позицию): калач ( сравн. коло, колесо), карман (др.рус. корман), стакан (древнерусское достокан) и др. По традиции пишутся слова: корова, собака, вокзал, колдун, морковь. Закреплённые традицией написания непроверяемых безударных гласных чаще встречаются в заимствованных, иноязычных словах: вокзал, пластилин, сарай, сарафан, феномен, месяц, мятеж, интеллигенция, величина др.

2. Правописание корней с чередующимися гласными о – а, е – и. Написание гласной в таких корнях не проверяется сильной позицией. Безударная гласная корня может соответствовать фонеме под ударением и не соответствовать ей: загар – загорелый, изгарь. Написание гласных в подобных корнях определяется специальными правилами русской орфографии. Сами написания называются беспроверочными. К корням с чередующимися гласными относятся: а) корни с гласными о – а : гор – гар- (загар, гореть), зор – зар- (заря, зоревать, зарница), плав – плов- ( пловец, плавать), клон – клан- (поклон, кланяться), кос – кас- (касание, коснуться), лаг – лож- (предлагать, предложить), рос – раст – ращ- (росший, росла, расти, выращенный), мак – мок- ( макать хлеб, промокают сапоги), равн – ровн- (подровнять кусты), скак – скоч- (доскакать, выскочить); б) корни с гласными е – и: бер – бир- (собирать, соберу), блест – блист- (блистательный, блестеть), дер – дир- ( выдеру, выдирать), жег – жиг- ( поджигать, выжегший), мер – мир- (умирать, умер), пер – при- (отпереть, отпирать), стел – стил- (расстелить, расстилать), тер – тир- ( вытер, вытирать) и др.

3. Написание ь в глагольных формах 2-го лица: читаешь, идёшь, рисуешь.

4. Написание буквы и после твёрдых шипящих ж, ш и после ц: жизнь, циркуль, шинель, цифра, шифровать, жираф.

5. Написание непроверяемых согласных, парных по звонкости-глухости, которые нельзя поставить в сильную позицию: вокзал, общий, лапша, ветчина, футбол, Афганистан, Кавказ. Традиционными являются также написания слов что, чтобы, буквы в в слове чувство.

6. Написание двойных согласных в корнях заимствованных слов: галлюцинации, масса, класс, диссертация, ассистент, ассимиляция, терраса.

7. Написание согласной буквы г на месте произносимого звука [в] в окончании –ого, -его род. падежа единственного числа прилагательных, причастий, порядковых числительных, некоторых местоимений мужского и среднего рода: красивого, обвешанного, двадцатого, нашего, которого.

 

Дифференцирующие написания.

Дифференцирующие написания употребляются в русском языке для того, чтобы разграничить разные слова и словоформы, являющиеся омонимами. При помощи дифференцирующих написаний различаются лексические и грамматические значения одинаковых по фонемному составу слов и словоформ, т.е. различаются лексические и грамматические омофоны: компания «небольшая группа людей» и кампания «мероприятие», бал «большой танцевальный вечер» и балл «оценка», варение, печение «процесс действия по глаголу варить, печь» и варенье, печенье«предмет, как результат действия, кушанье, кондитерское изделие».

На семантике слов основано также употребление прописных букв: Вера, Надежда и Любовь (женские имена) и вера, надежда и любовь (чувства), Орёл (город) и орёл (птица).

Основную часть дифференцирующих написаний составляют написания грамматического характера, т.е. написания, разграничивающие лексико-грамматические разряды слов, грамматические значения и формы слов:

1) буква ь для разграничения грамматической категории рода: мышь, тушь, молодёжь и ключ, туш, нож;

2) буквы о и ё для разграничения существительных и глагольных словоформ: ожог, поджог и ожёг, поджёг;

3) слитные, раздельные и дефисные написания, с помощью которых уточняется лексико-грамматическое значение омофонов: отчасти (частично) и от части, насчёт (предлог) и на счёт (сущ. + предлог), не-тронь-меня (растение), не тронь меня (предложение);

Таким образом, фонетические, традиционные и дифференцирующие написания охватывают сравнительно небольшую группу слов и не представляют определённой системы в русской орфографии. Основным же принципом в написании слов остаётся морфолого-фонематический принцип.

Белорусское правописание по сравнению с русским основано на применении двух основных принципов – морфологического и фонетического: стол, но стала, дом, но дамашнi, лес, но лясны. Но сравн. казка, падп i саць кладка и др.

 

Из истории русской фонетики.

Изучение русской фонетики было начато в работах В.К.Тредиаковского и М.В.Ломоносова, которые по праву считаются её основоположниками. В 19 веке первым учёным, изучавшим фонетику был И.А.Бодуэн де Куртенэ. На русском фонетическом материале был построен его курс введения в языковедение.

В конце 19 – первой половине 20 века была создана первая лаборатория экспериментальной фонетики. Её основателем был В.А.Богородицкий, ученик Бодуэна де Куртенэ. Лаборатория работала в Казанском университете. Богородицкий создал труд «Фонетика русского языка в свете экспериментальных данных», который был издан в 1930 году.

В это же время в Ленинграде работал другой ученик Бодуэна де Куртенэ Л.В.Щерба. Его работа «Русские гласные в качественном и количественном отношении» (1912) легла в основу всех последующих работ как самого Щербы, так и других исследователей. Его книга «Теория русского письма» должна была быть предназначена для широкого круга читателей, но автор не успел её окончить.

Одним из видных современных русских фонетистов является Р.И.Аванесов, работы которого относятся к более позднему времени, к пятидесятым – семидесятым годам. Его наиболее крупные работы в области фонетики – «Фонетика современного русского литературного языка» (1956) и затем «Русское литературное произношение».

Русской фонетикой занимаются непосредственные ученики Л.В.Щербы – Л. Р.Зиндер («Общая фонетика») и М.И.Матусевич («Введение в общую фонетику»). Экспериментальному изучению слога посвящены работы Л.В.Бондарко. Акустику русских звуков изучают Л.А.Вербицкая, Н.А.Любимова. А.М.Кузнецова, Н.И.Жинкин, Е.А.Брызгунова изучают особенности русского произношения в плане преподавания его иностранцам.

В последнее время изучение русской фонетики с помощью экспериментальных методов всё более распространяется.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1365; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!