Особенности постановки ударения в именах существительных и их формах.



Русская орфоэпия регламентирует не только произнесение звуков в потоке речи, но и постановку ударения в словах и формах слов.

Необходимым признаком культурной, грамотной речи является постановка ударения. Неправильное ударение в слове может повлиять на нелестное мнение об образовании, общей степени культуры.

Ещё в 4 веке известный филолог Диомед назвал ударение «душою речи». Однако наука о языке долго не обращала внимания на ударение как на объект изучения. В 1927 году Д.Н.Ушаков говорил о том, что «установленных правил ударения нет». Только в 60-ые годы 20 века появились серьёзные теоретические исследования в области исторической и современной акцентологии (работы Р.И.Аванесова, В.В.Колесова, В.Л.Воронцовой, В.А.Редькина и др.), издано немало словарей и справочников, регламентирующих современное русское ударение.

Сложность усвоения норм постановки русского ударения объясняется его разноместностью и подвижностью, т.е. возможностью падать на начало слова (засуха), на середину (ворота), на конечный слог (арбуз). Ударение может даже выходить за пределы слова (во поле).

Знаменательные части речи в русском языке, как правило, всегда имеют ударение; служебные части речи примыкают к знаменательным словам и чаще всего бывают безударными.

Иногда ударение переходит со знаменательного слова имени существительного на служебное слово, что является характерной особенностью русского языка в отличие от белорусского: на пол, за руку, по полю, за нос, под руку. Предлоги из, на, под, за, по, без, до могут принимать на себя ударение, если это ударение фиксируется на первом слоге существительного с непроизводной основой, которая чаще всего начинается одним согласным (закон А.А.Шахматова). Между предлогом и существительным нет определяющих слов.

Ударение может выполнять смыслоразличительную функцию. С его помощью различаются: совпадающие в написании разные слова: замок – замок, хаос – хаос, мука – мука и др.; некоторые грамматические формы разных слов: кругом – кругом, белка - белка и др; разные формы одного слова: волос – волос, грузите – грузите и др. Иногда значение слова зависит от постановки ударения на предлог или на имя существительное: на дом (домой) – на дом (на здание), за город – за город (по ту сторону города).

В русском языке имеются акцентологические варианты, т.е. слово может встречаться с 2-мя ударениями: мышление – мышление, обух – обух, творог – творог, за лето – за лето.

Колебания в ударении – это необходимый этап развития языка (кладбище (1909 год, «Словарь Академии Российской») – кладбище – современный вариант).

При постановке ударения в русских словах следует учитывать также условия родственного двуязычия на территории Беларуси, когда в русских и белорусских словах и их формах ударение часто не совпадает: молодость – маладосць, малый – малы, голову – галаву, руку – руку, крапива – крапіва и др.

 

 

Особенности постановки ударения в именах существительных и их формах.

1.Большинство имён существительных имеет стабильное ударение (неподвижное) на основе: досуг – досуга – досугу – досугом – о досуге; торт – торта – торту – тортом – о торте – торты; цыган – цыгана – цыгану – цыгане.

2.Ряд существительных (преимущественно одно или двусложных) имеют постоянное ударение на окончании: ломоть, ломтя, ломтю, ломтём, о ломте, ломти; язык – языка – языком – языку – языки – языками; миндаль, крюк и др.

Среди существительных с подвижным ударением выделяются следующие разновидности:

а)в единственном числе ударение м.б. на основе, во множественном числе на окончании: един. ч. – директор – директора, мн.ч. – директора – директоров; един.ч. – хор – хора – хору, мн.ч. – хоры – хоров – хорам;

б)ударение падает на основу в един. ч. и в именительном падеже множественного числа; в косвенных падежах множественного числа ударение падает на окончание: един.ч. – камень – камня, мн.ч. – камни – камней; корень, тень, мелочь и др.;

в)ударение падает на окончание в един.ч., а во мн. на основу: един.ч. – гроза – грозы – грозе, мн.ч. – грозы – грозами – о грозах; един.ч. – сирота – сироты – сироте, мн.ч. сироты – сирот – сиротам; игла, луна, окно и др.;

г)ударение падает на окончание во всех падежах, кроме именительного, родительного и винительного множественного числа: губа – губы, губе, губой, губам, губами, о губах, но губы, губ, губы; полоса, сковорода (именительный множественного сковороды, род. пад. мн.ч. сковород, вин. пад. мн. ч. сковороды).

Следует отметить, что в разговорной речи эта группа существительных отличается колебаниями в ударении, поэтому современные орфоэпические словари нередко предлагают в качестве нормы оба варианта произношения: сковороду – сковороду; борозду – борозду;

д)в единственном числе ударение падает на окончание (кроме вин. падежа), а во множественном устойчивой схемы ударения нет: един.ч. борода – бороды, бородой, бороду (вин. пад. един. ч.), множ. ч. бороды – бород, бородам; голова – головы, голове, голову (вин. пад. ед.ч.), головы – голов, головам, головами, о головах; доска, рука, щека.

В условиях русско-белорусского двуязычия переход ударения с окончания на основу во множественном числе часто нарушается. В русской речи белорусов можно слышать: галаву, нагу, руку; галовы, староны и т.д., что является нарушением нормы русского литературного ударения.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1300; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!