Произношение гласных под ударением. Произношение безударных гласных.
В области ударных гласных существуют следующие правила произношения:
1.Гласный звук [а] произносится под ударением на месте букв а и я: [га]вань, [т’а]га.
2.Гласный [э] звучит на месте букв э и е: [эх]о, [шэ]рсть, [п’е]пел.
3.Звук [о] произносится под ударением на месте о, ё: [про]мысел, о[с’о]л.
4.Иногда в просторечии ударный гласный э неверно произносится как [о] или [jо]: «атлёт» вместо атлет. Это связано с законом перехода [э] в [о] под ударением после мягких согласных, формировавшемся до 18 века. Произношение слов подобного рода следует запоминать или проверять по словарю.
Так следует произносить: афера, акушерка (но акушёр), бытие (но житьё-бытьё), гололедица, гренадер, леска, приземистый, современный, слежка, щедрый, местоименный, зев, хребет, сие и др.
Но: блёклый, белёсый, гравёр, безнадёжный, манёвры, стёжка, шёрстка, наёмник, свёкла, и др.
Некоторые слова различаются по смыслу в зависимости от звучания ударного гласного: истекший (год) – истёкший (кровью); крестный (ход) – крёстный (отец), оглашенный (кричит) – оглашённый (приказ).
4.Звук [у] произносится под ударением на месте букв у и ю:[jу]жный, [у]лица.
5.Гласный и звучит на месте буквы и в начале слова и в середине слова после мягких: Инна, со[р’и]ть.
6. После твёрдых согласных [ж, ш, ц] на месте и произносится [ы]: [жы]знь, [цы]ркуль, [шы]ло.
7. Гласный [ы] звучит на месте ы после твёрдых: [усы].
Произношение безударных гласных в русском литературном языке характеризуется следующими закономерностями:
|
|
1.Аканье, т.е. произношение звука на месте букв а и о в первом слоге перед ударением после твёрдых согласных: [тр٨ва], [к٨]рова.
Этот звук отличается от ударного большей краткостью и некоторой закрытостью. Типичная ошибка в речи белорусов – это сильное аканье – произношение открытого [а] на месте закрытого [٨].
2.Полная редукция безударных гласных на месте а, е, о во втором предударном слоге и далее и в заударных слогах. Фонемы <а> и <о> в этих позициях произносятся как редуцированный непереднего ряда [ъ] (звук средний между [ы] и [а]) после твёрдых согласных, а фонeма <е> как редуцированный [ь], похожий на краткий, ослабленный звук [и]: [бъ]клажан, вы[тъ]плю, [к’ь]нгуру, вы[т’ь]ну.
3.Иканье, т.е. произношение не месте е и я в первом слоге перед ударением звука [ие]: [чие]сы, [щие]вель.
Чистое иканье ([чисы]) и сильное аканье ([часы]) в литературном языке недопустимы.
4. После твёрдых согласных ж, ш, ц на месте буквы а в первом слоге перед ударением обычно произносится [٨]: жара, царить, шары.
Однако в отдельных словах единственно правильным считается традиционное произношение звука, среднего между [ы] и [э]: [жыэ]леть, со[жыэ]леть, трид[ыэ]ти, ло[шыэ]дей, [жыэ]смин, [жыэ]кет.
|
|
5.После согласных ж, ш, ц на месте е в первом слоге перед ударением звучит [ыэ]: [жыэлток], [ш ыэ]птать, [цыэ]пной.
В остальных безударных слогах после этих согласных звучит редуцированный ъ: жандармерия, тридцать.
6. После твёрдых согласных ж, ш, ц всегда произносится [ы], хотя пишется и: [жы]знь, [жы]ла.
7.Особого внимания заслуживает произношение приставки пере- (перемешать, перекричать), у которой иногда при нечётком произношении утрачивается второе е: пе[р’]мешать, пе[р’]кричать, пе[р’]здавать. В литературном призношении на месте второго гласного должен звучать редуцированный ъ: [п’ьр’ь]мешать, [п’ьр’ь]кричать, [п’ьр’ь]сдавать.
Сочетания безударных гласных.
В русском языке довольно много слов с сочетаниями гласных внутри морфем: тротуар, поэт, вуаль, радио и др. Это, как правило, слова иноязычного происхождения. В исконно русских словах внутри одной морфемы обычно не бывает сочетания гласных. Эти сочетания широко представлены на стыке приставки и корня (проучить, проехать, поохать, заострить) и на стыке предлога или частицы и следующего слова (на островах, на одного).
На месте сочетаний ао и оо второго и первого предударных слогов произносится обычно [٨٨]: [в٨٨]бще, [з٨٨]кном.
|
|
На месте сочетаний ао и оо второго и третьего предударных слогов гласные произносятся в зависимости от грамматических условий. На стыке предлога и слова звучит [٨٨]: [н٨٨]дного, [п٨٨ ]писанию. Такое же произношение характерно для глаголов на стыке приставки и корня: пооткрывали и в словах соотносить, соотношение, наоборот. Но в словах соорудил, воодушевил, вооружил (и производных) наблюдается стяжение оо в [٨] и даже в [ъ]: [в٨р]ужил, [с٨р]удил,[ въ]душевил, [съ]рудил.
В сочетаниях ео и еа второго и третьего предударных слогов на месте о или а произносится ٨ , а на месте е по общему правилу – редуцированный звук переднего ряда [ь]: [н’ь٨]бходимо, [н’ь٨]боснованно.
Сочетание еjе в литературном языке произносится с редукцией [ьjь]: [н’ьjь]стественно, [н’ьjь]динодушно.
В сочетаниях уо и уа в третьем и втором предударных слогах произносится [٨] на месте о и а: [у٨]дного, [у٨]безьяны и др.
В сочетаниях ио, иа в заимствованных словах (биолог, радио, пианистка, пионер и др.) не происходит стяжения гласных и не появляется звук [j] между согласными в отличие от белорусского языка: [б’иjолъх], [пиj٨н’ер] и др.- биолог, радио, пианистка.
В сочетании эо в словах иноязычного происхождения между гласными звук [й] не возникает, о не под ударением произносится как [٨]: гно[с’ь٨]логия а под ударением сохраняется [о]: аль[в’иэо]ла.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 923; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!