Основной закон построения слога в русском языке. Правила слогоделения.



Основным законом построения слога в русском языке является закон восходящей звучности.

Этот закон требует, чтобы в пределах слога звуки располагались по степени возрастания звучности, т.е. от менее звучного к более звучному. В этом случае слог заканчивается наиболее звучным звуком, после которого проходит слогораздел: во-ля. Т.е. слогораздел обычно проходит между звуками разной звучности (наибольшей и наименьшей).

При определении границ слогораздела в слове нужно учитывать два момента: 1) количество согласных звуков в слове и характер их расположения; 2)качество согласных звуков в слове. В русском языке существуют следующие правила слогоделения:

-любой согласный звук, находящийся перед гласным, отходит к гласному и образует вместе с ним слог: бо-ро-да, мо-ро-зит;

-все согласные звуки в начале слова образуют один слог вместе с гласным: стол, слог, два.

При стечении в слове нескольких согласных действуют следующие правила слогоделения:

-сочетание шумных между гласными относится к следующему слогу: сказка – [ска-скъ], вра-жда, по-чта;

-сочетание шумных с сонорными также отходит к следующему слогу: са-бля, по-дло, ме-тла;

-сочетание сонорных между гласными также относится к следующему слогу: по-лно, во-лна, ка-рман. Однако допускается разделение сонорных звуков и отнесение их к разным слогам: пол-но, вол-на, кар-ман;

-при сочетании сонорного с шумным слогораздел проходит между ними: бан-ка, лам-па, вен-тель, вер-теть;

-при сочетании й с любыми согласными (сонорными или шумными) слогораздел проходит между членами сочетания: сай-ка, вой-на, тай-на.

Особые случаи слогоделения возникают иногда на стыке морфем – приставки и корня, корня и суффикса, а также предлога со знаменательным словом. В таких случаях слово может члениться по общему правилу, а может члениться с учётом морфологического состава слова: бе-сты-да и бес-сты-да, но только ру-ский, и-ску-ство. Встретят и такое правило, где одинаковые согласные на стыке морфем разделяются: рас-сказ, клас-сный.

Выделение слогов в слове – это явление фонетическое. Членение на слоги не опирается на деление слова на морфемы.

Поэтому при сочетании служебного и знаменательного слова последний звук служебного слова отсекается и отходит к знаменательному слову: под осиной – по-до-си-ной.

Законы слогоделения отличаются от правил переноса слов. При переносе слов действуют более свободные правила членения слов. В то же время перенос опирается на морфемный состав слов. Правила слогоделения более жёсткие и регламентированные и не опираются на деление слова на морфемы.

Что касается структуры слогов, то универсальным является слог СГ (обычно это срединные слоги), но могут встречаться слоги, содержащие 7 согласных и 1 гласный (СССГСССС): (про-)странств.

 

ЛЕКЦИЯ 6. Русское словесное ударение и интонация

1.Аванесов Р.И. Ударение в современном русском литературном языке. М., 1958.

2.Аванесов Р.И. Русское литературное произношение5. М., 1972.

3.Касевич В.Б., Шабельникова Е.М., Рыбин В.В. Ударение и тон в языке и речевой деятельности. Л., 1990.

4. Редькин В.А. Акцентология современного русского литературного языка. М., 1971.

5.Федянина Н.А. Ударение в современном русском языке. М., 1982.

 

1.Понятие об ударении и акцентологии.

2.Типы ударения.

3.Характеристика русского словесного ударения.

4.Интонация и её функции. Логическое ударение.

 

1.Понятие об ударении и акцентологии.

Звуковая речь не может существовать без ударения. Ударение относится к суперсегментным единицам языка. Ударение не существует отдельно от фонем и слогов, они выступают в речевом потоке совместно.

Русское словесное ударение оказывает непосредственное влияние на силу, длительность звучания, тембр гласных звуков в слове. Именно с дарением в русском языке связаны наиболее серьёзные фонетические изменения гласных. В безударных слогах происходит редукция гласных звуков.

Для обозначения ударения обозначается интернациональный термин «акцент». Наука об ударении называется акцентологией, а типы ударения – акцентными типами.

Различают следующие типы ударений: словесное, синтагматическое (фразовое, логическое). Мы с вами будем говорить о словесном ударении.

Сущность словесного ударения заключается в том, что не все слоги в слове произносятся одинаково: один из них в слове выделяется большей силой поизношения.

Выделение одного слога из группы слогов называется ударением. Слог, который произносится с большей силой выделения, называется ударным.

Выделение слога в словах русского языка происходит за счёт усиления мускульного напряжения работающих органов речи, что приводит к усилению силы, длительности и тембра (а значит, и качество в целом) звучания ударного гласного звука.

Изменять качество под влиянием ударения могут только гласные звуки. Но так как гласные составляют вершину слога, то весь слог произносится более отчётливо.

 

2.Типы ударения.

Различают три типа ударения:

1)словесное ударение;

2)синтагматическое (фразовое, логическое) ударение;

3)выделительное ударение.

Непосредственно с фонетическими законами связано словесное ударение.

Словесное ударение характеризуется всегда целым комплексом признаков: длительностью (количеством), силой, качеством.

1.Длительность ударного гласного является для русского языка его основным характерным свойством. По словам Л.В.Щербы, ударный гласный длиннее первого предударного в полтора раза. Т.е., русское словесное ударение является количественным или квантитативным (лат. quantitas – количество).

2.Сила звука. Русское словесное ударение является силовым, или динамическим (экспираторным), т.к. ударный звук произносится с большим мускульным напряжением.

3.Русское ударение является качественным, т. к. безударные гласные сильно отличаются от ударных.

Итак, русское словесное ударение является силовым, или динамическим, количественным и качественным. Обычно используется термин количественно-динамическое ударение.

Так ударный гласный сильно отличается от безударного своей тембровой ясностью, отчётливостью. Тогда как безударные имеют тембр неясный, зависящий от места их по отношению к ударению. Предударный [۸] несколько слабее и короче [а] ударного, а [ъ] в быстром темпе может совсем выпадать (кър۸ндаш).

Словесное ударение используется в языке как сигнал слогораздела. Если в потоке речи встречаются рядом два ударных слога, то между ними всегда будет проходить граница, делящая текст на фонетические слова.

 

3.Характеристика русского словесного ударения.

Русскому словесному ударению присущи следующие свойства:

1.По степени интенсивности русское словесное ударение может быть сильным и слабым. Сильным словесным ударением характеризуются все знаменательные слова. Слабым ударением обладают незнаменательные слова и многие знаменательные слова:

1)двусложные и трёхсложные предлоги: кроме, после, вокруг, напротив, поперёк, между, через и др. (Сидели напротив окна);

2)односложные союзы: как, раз (Раз обещал, надо выполнить. Не знаю, как это сделать.);

3)двусложные и трёхсложные союзы: хотя, когда, если, потому что, едва (Сделаю, потому что обещал.);

4)союзные слова: который, какой, что, где, когда (Дошли до места, куда направлялись);

5)личные и притяжательные местоимения: я, меня, наш, мой и др. (Моему приятелю скучно);

6)простые числительные в сочетании с существительными: два, три и др. (два года);

7)глагол быть: День был тёплым;

8)вводные слова: Я, может быть, не прав.

2.В сложных знаменательных словах есть основное и побочное ударение. Постановка побочного ударения зависит от состава сложных слов (паровозмашиностроение) и от семантики слова (приминимости слова к одному понятию), а также от ритмического рисунка слова или его длины: чем длиннее слово, тем больше оснований сделать в первой части побочное ударение.

При постановке побочного ударения сложное слово рассматривается как два фонетических слова: глубокоуважаемый.

Основное ударение обозначается знаком акут [′], побочное – знаком гравис [ ].

3.Русское словесное ударение обладает разноместным характером, или является свободным, нефиксированным. Это значит, что оно может стоять на любом слоге в слове, или не закрепляется за определённым слогом в составе слова: берег, товарищ, молодец.

 Разноместность русского ударения помогает различить слова-омонимы: за′мок и замо′к; и разные формы одного и того же слова: руки′ (р.п. ед.ч.) – ру′ки (им.п. мн.ч.).

Разноместность русского ударения создаёт значительные трудности для овладения произносительными нормами русского литературно языка.

4.Русское свободное ударение может быть подвижным и неподвижным (постоянным). Это качество русского ударения связано с закреплённостью ударения на одной морфеме в формах одного слова: рука′, ру′ки, руки′ (подвижное); соба′ка, соба′ки, соба′ке, соба′кой (неподвижное).

В целом русское ударение является свободным подвижным. Оно выполняет словообразующую и формообразующую функции.

Ряд слов в русском языке не имеет ударения. К таким словам относятся обычно служебные слова (союзы, частицы, предлоги). Служебные слова, не имеющие самостоятельного ударения, примыкают к соседнему знаменательному слову и называются клитиками. Предлоги, союзы, связки и препозитивные частицы – это проклитики (за лесом, да здравствует), постпозитивные частицы – энклитики (что-то, иди же).

Во всех этих случаях / вы правы (предлог).

Возьми книгу и мне (союз).

Он или я (союз).

Я было / хотел уйти (частица).

Город наш / был окружён лесами (притяж. мест-е).

 

4.Интонация и её функции. Логическое ударение.

Интонацией обычно называют все суперсегментные свойства речи. А именно:

1)мелодика, т.е. движение тона во фразе;

2)различные типы ударения (словесное, логическое, фразовое);

3)паузы, т.е. перерывы различной длительности в звучании;

4)тот или иной тембр голоса, играющий очень важную роль в эмоциональной окраске речи.

Все эти суперсегментные характеристики, накладывающиеся на фонемную (линейную) структуру речи, настолько переплетаются, что их трудно отделить друг от друга.

Интонация характеризует фразу. Разным типам фраз свойственны разные, закреплённые за ними типы интонаций. Так, вопросительной фразе, как правило, соответствует повышение голоса к концу; повествовательной – плавное понижение основного тона. Повышение тона к концу речевого отрезка обозначает также, что перед нами восклицание или незаконченная мысль.

Граница между двумя фразами сопровождается либо переломом в мелодическом рисунке, либо резким обрывом его. Например:

Поезд шёл на восток. Старый вагон был забит пассажирами.

 

– Вы комиссар? – Нет, инженер!

 

Суперсегментные единицы – это единицы, которые наслаиваются на линейную цепочку сегментных единиц – на цепочку звуков или слогов. Эти единицы характеризуются тем, что наличие одного из пары связанных признаков в данном сегменте речевой цепи обусловливает наличие противоположного суперсегментного признака в другом. Например, если цепь состоит из звуков, между которыми имеется слогораздел, то за слогоразделом снова будет следовать звук, а не слогораздел; наличие паузы или перелом интонационного рисунка означает, что за ними должна следовать новая фраза.

Смысловая роль интонации очень велика. Именно интонация оформляет предложение по цели высказывания.

Интонация вместе с ударением, тембром, темпом речи используется для целей так называемого логического ударения, т.е. актуализации какого-нибудь компонента высказывания. Так, в зависимости оттого, что говорящий хочет подчеркнуть как новое в своём сообщении, во фразе Человек идёт он выделит логическим ударением либо слово человек, либо слово идёт. Актуализироваться в предложении может любой компонент, даже тот на который обычно не падает словесное ударение: Тетрадь лежит не на′ книге, а по′д книгой.

При необходимости логическим ударением может быть выделен даже предлог, не имеющий в своём составе гласного звука, например, не на′ столе, а в′ столе (звук [в] становится слогообразующим).

 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 5732; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!