Центральный исполнительный комитет (ЦИК) – 2 страница



Докладные люди –в XVI–XVII вв. один из видов холопства, происходят из свободных людей, продавших себя в холопы, что удостоверялось особым правовым актом – «докладной грамотой». С введением подушной подати Петром I слились с остальной массой крепостного крестьянства.

Доска – в русском праве частная расписка по долговому обязательству не более 1 рубля.

Дружина –в Древней Руси отряд воинов во главе с князем. Так называемая «старшая дружина» состояла из небольшого числа знатных дружинников княжеских советников, которые получали от князя право сбора дани в некоторых областях в свою пользу и имели собственные дружины. Гораздо более многочисленная «молодшая» дружина состояла из «гридей», «отроков» и других воинов, привлекавшихся для выполнения судебно-административных поручений. Постепенно дружинники превратились в земельных собственников. Княжеские дружины просуществовали на Руси до XVI в., исчезли вместе с удельными княжествами.

Думные дворяне –в XVI–XVII вв. особый разряд членов Боярской думы, считавшийся третьим по «чести» после бояр и окольничих. Появился в правление Ивана IV для противостояния боярской аристократии.

Думные дьяки –в XV–XVII вв. низшие думные чины. Составляли и правили проекты решений Боярской думы и царских указов, ведали делопроизводством.

Думные чины –в XV–XVII вв. должностные лица – бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки – имевшие право участвовать в заседаниях Боярской думы и работе думских комиссий. Думные чины замещали высшие государственные должности, участвовали в дипломатических переговорах, разбирали местнические споры.

Дьяк –(от греч. diakonos – служитель) – в XVI–XVII вв. начальник и делопроизводитель канцелярии разных ведомств. Руководили работой учреждений местного управления и приказов. Свои дьяки были также у крупных духовных и светских землевладельцев.

Живот – в средневековом русском праве движимое имущество.

Задворные люди – в XVII в. особый разряд несвободных крестьян, которые сидели на отдельных участках земли, предоставленных им владельцами.

Заднúца (остаток) – в Русской Правде термин для обозначения наследства.

Закладничество – переход лица под покровительство феодала, в результате чего закладник терял личную свободу, но освобождался от уплаты государственных налогов. Государство, обеспокоенное сокращением числа тяглых людей, сначала ограничивало закладничество, а в 1649 г. вовсе его запретило.

Заклич – процессуальное действие в Древней Руси, представлявшее собой объявление пострадавшим на людном месте (на торгу) о пропаже какой-либо вещи.

Закон Русский –обычное право восточных славян и Киевской Руси IX–X вв. Получил отражение в договорах Руси с Византией 911 г., 944 г. и в Русской Правде.

Закуп – в праве Древней Руси человек, работающий в хозяйстве землевладельца за долг (купу), который мог представлять собой разные ценности – землю, скот, деньги и пр. Самовольное оставление закупом хозяина превращало первого в холопа.

Запись – в русском праве письменная форма заключения некоторых договоров, при этом копия договора хранилась в архиве (в Пскове в церкви Святой Троицы).

Заповедные лета (от «заповедь» – запрет) – срок, в течение которого был запрещен переход крестьян от одного феодала к другому в осенний Юрьев день. Стали вводиться с 1581 г. одновременно с переписью земель. В общегосударственном масштабе введены указом царя Федора Ивановича около 1592–1593 гг.

Земская изба – выборный орган местного самоуправления, созданный в результате земской реформы Ивана IV. Состояла из «лучших людей», избиравшихся городским и волостным населением на 1–2 года. Земские избы выполняли финансово-налоговые и судебно-административные функции. Упразднены в 1721–1724 гг. с учреждением городских магистратов.

Земские соборы – в середине XVI–XVII вв. центральные сословно-представительные учреждения. Созывались царем, в его отсутствие – Боярской думой и митрополитом (позже – патриархом). К участию в Земских соборах привлекались представители различных групп феодалов, верхов городского населения, высшего духовенства, думные чины (т.е. Боярская дума), включая думных дьяков. Представителей крестьянства на Земских соборах не было. Земские соборы играли важную роль в политической жизни страны. На них утверждались на престоле или избирались цари, принимались решения о введении новых налогов или реформах налогообложения, обсуждались вопросы внешней политики. Практика созыва Земских соборов и хода их заседаний не была строго регламентирована. Особенно часто они собирались в царствование первого царя из династии Романовых – Михаила Федоровича (1613–1645 гг.). С середины XVII в. их деятельность постепенно прекращается, что было связано с усилением абсолютистских тенденций в развитии российской государственности.

Земский приказ – с 1564 г. центральное правительственное учреждение. Ведал управлением Москвы, городским хозяйством и благоустройством, сбором налогов с тяглого населения и судом над ним, охраной городского порядка. В 1701 г. объединен со Стрелецким приказом в Приказ земских дел, упразднен в 1719 г.

Земщина –основная часть территории русского государства, не включенная Иваном IV в особый государев удел – опричнину. Управлялась земской Боярской думой, имела свои земские полки.

Извет –в русском праве XVII в. сообщение о готовящемся государственном преступлении, которое обязаны были выполнять все члены семьи злоумышленника. За недонесение полагалась смертная казнь. Заведомо ложный и недоказанный извет сурово наказывался, доказанный – вознаграждался.

Изгои – в праве Древней Руси люди, исключенные в силу каких-либо обстоятельств из своей социальной среды, например из общины. По мере формирования феодального общества изгои слились с другими группами зависимого населения.

Излюбленный голова – в XVI–XVII вв. представитель местного самоуправления посадов, дворцовых и черносошных волостей, избиравшийся обычно из «лучших людей». Осуществлял сбор оброка с местного населения, производство суда над посадскими людьми и крестьянами по нетяжким преступлениям.

Изорники – в Псковской земле в XIV–XVI вв. категория зависимых крестьян, плативших хозяину оброк (от четверти до половины урожая) и выполнявших некоторые работы. Изорник мог уйти от хозяина только один день в году в Филиппов день (14 ноября), вернув ссуду и уплатив половину урожая.

Иммунитет (лат. Immunitas – освобождение от повинности) – общеправовой термин, означающий освобождение определенного круга субъектов права из-под действия общих правовых норм. В средневековой Руси иммунитеты предоставлялись отдельным частным собственникам, монастырям и церквям. По таким грамотам предоставлялось право осуществлять в своих владениях некоторые государственные полномочия, такие как отправление судебных функций, сбор налогов, полицейский надзор. Начиная с XV в. иммунитеты начинают ограничиваться властью великих князей, затем царей, отдельные иммунитеты просуществовали до конца XVII в.

Иосифляне – церковно-политическое течение в русском государстве в конце XV – середине XVI вв., идеолог Иосиф Волоцкий. Отстаивали незыблемость церковных догм, защищали церковно-монастырское землевладение.

Кабальные люди – в XV–XVII вв. крестьяне-должники, взявшие у вотчинника или помещика ссуду под большие проценты. По правовому положению мало чем отличались от холопов.

Казенный приказ –в России в XVI–XVII вв. дворцовое учреждение, ведавшее производством и хранением ценностей царской казны, торговыми операциями для царских нужд.

Князь – первоначально вождь племени, союза племен, глава раннефеодального государства у славян и др., затем – наследственный титул. Последний раз в России княжеский титул жаловался в 1880 г.

Колесование – в средневековом русском праве мучительный вид смертной казни, при котором по телу, дробя его, прокатывали окованное колесо.

Кормление – система содержания должностных лиц, где вместо жалования за службу осуществляется сбор «корма» с населения в пользу посадников, волостелей, тиунов, вирников и др. Обязательный («урочный») корм они обычно получали три раза в году – на Рождество, Пасху и к Петрову дню. Корм давался натурой. За счет него кормленщики содержали и свою челядь. Наибольшего развития система кормления достигла в XIV–XV вв. и была ликвидирована в результате земской реформы 1555–1556 гг., которая превратила сборы на содержание кормленщиков в особый фиксированный налог в пользу казны.

Кормчие книги –сборники церковных и светских законов, являвшиеся руководством при управлении церковью и в церковном суде. Непосредственной основой послужил византийский Номоканон, составленный в VI в. Русской православной церковью введены в действие в XI в., после чего подвергались значительной переработке. Потеряли значение для церкви как свод действующих правил в XVIII в.

Крамола – в русском праве XVI–XVII в. государственный заговор, антигосударственное деяние, совершаемое преимущественно представителями господствующего класса.

Крепостная сделка – в русском праве с XVI в. обязательная письменная форма договора.

Крепостное право –совокупность правовых норм, оформляющих и закрепляющих средствами государственного принуждения право феодала на труд, имущество и личность крестьян. Крепостное право как форма зависимости крестьян означает прикрепление их к земле и подчинение судебно-административной власти феодала. В России становление крепостного права происходило постепенно и в тесной связи с развитием крупного частного землевладения. Юридическое оформление крепостное право получило в ряде правовых актов: Судебники 1497 г. и 1550 г., указы о урочных и заповедных летах, Соборное Уложение 1649 г. и др. Отмена крепостного права в России произошла в 1861 г.

Лихое дело – по Судебнику 1497 г. термин, обозначавший преступление, деяние против государства.

Местничество – с XIV–XV вв. обычно-правовой институт, регулировавший систему распределения служебных должностей при дворе великого князя (царя) в зависимости от знатности происхождения, служебного положения предков. Местничество значительно ограничивало свободу царской власти в сфере управления, поскольку круг должностных лиц, военачальников, придворных и пр. заранее был предопределен. Упразднено в 1682 г. вместе с сожжением книг, в которых велись местнические дела.

Митрополит – один из высших архиерейских санов православной церкви, глава крупной епархии. Митрополит киевский был подчинен константинопольскому патриарху.

Мыт –одна из древнейших русских пошлин с товаров и лиц, а также место ее сбора. Упоминается с XII в. Право обложения принадлежало государству, но могло быть передано частному землевладельцу.

Наместник – в XII–XVI вв. должностное лицо, возглавлявшее местное управление и назначавшееся княжеским пожалованием на неопределенный срок. Ведал административными, финансовыми и судебными функциями, часть сборов с населения отходило к наместнику в виде корма. С начала XVI в. власть наместников была ограничена, а в 1555–1556 гг. наместники были заменены выборными земскими органами.

Недельщик – должностное лицо, производящее арест преступника и доставку в суд.

Нестяжатели – приверженцы религиозно-политического течения в русском государстве в конце XV – начале XVI вв. Проповедовали необходимость отказа церкви от «стяжания» – приобретения земельных и имущественных ценностей – как противоречащего евангельским принципам.

Несудимая грамота – грамота, содержащая решение суда в пользу истца в том случае, когда ответчик не являлся на суд в срок, обозначенный в срочной грамоте.

Новгородская судная грамота –сборник правовых норм Новгородской республики XV в., дошедший частично в редакции 1471 г. Дает представление о судоустройстве и судопроизводстве в Новгороде.

Новоприходцы – в XIV–XV вв. крестьяне, перешедшие к другому землевладельцу. Освобождались от государственного тягла, иногда – от феодальных повинностей, получая от нового господина «подмогу» для поднятия хозяйства.

Новоторговый устав 1667 г. –закон о внутренней и внешней торговле России. Состоял из введения, 94 статей основной части и 7 статей приложения. Содержал правовые нормы, регламентирующие организацию торговли, таможенные правила, правовое положение иностранных купцов.

Норманнская теория –направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Впервые была выдвинута в начале XVIII вв. академиком Г.З.Байером, который опирался на сообщение летописи «Повесть временных лет» о приглашении на княжение варяга Рюрика. Подвергалась критике за преувеличение роли варяжского элемента в формировании древнерусской государственности.

Обельные холопы – полные холопы, рабы.

Обида – по Русской Правде термин, обозначающий любое преступление, причинение кому-либо имущественного или личного вреда.

Облихование – в русском государстве XVI–XVII вв. особая форма судебного процесса, в ходе которого человека обвиняли в том, что является « заведомо лихим человеком», если после пытки его таковым признавали, то приговаривали к смертной казни.

Оброк –форма феодальной ренты, представлявшая собой принудительные денежные или натуральные платежи, взимавшиеся землевладельцев с зависимых крестьян. До второй половины XVI в. преобладал натуральный оброк, позднее стал распространяться денежный.

Община – форма социальной организации, свойственная главным образом первобытнообщинному строю. Характеризуется общим владением средствами производства, полным или частичным самоуправлением. В России сохранялась вплоть до начала XX в. Некоторые историки права (например, Ю.П.Титов) считают, что подавляющее большинство славянского населения Древней Руси, Московского государства и Российской империи жило по нормам неписаного общинного права, лишь изредка узнавая о каких-то указах, издававшихся в Москве или Петербурге.

Огнищанин – в Древней Руси старший дружинник, боярин, приближенный князя. В Новгородской земле огнищанами называли мелких и средних землевладельцев.

Окольничий – придворный чин и должность в русских княжествах, затем в русском государстве до начала XVIII в. Возглавляли приказы и полки. С середины XVI в. второй думный чин в Боярской думе.

Опричнина – особая политика царя Ивана IV в 1565–1572 гг., направленная на укрепление самодержавной власти. Царь разделил страну на две части: опричнину и земщину. Владения феодалов, располагавшиеся на территории опричнины, переходили в руки царя. Создавалось специальное управление опричными землями, в том числе опричное войско, которое предприняло репрессии не только против бояр, но и других категорий населения. После ряда военных неудач опричного войска в 1572 г. обе части государства были вновь объединены под общим управлением.

Ордалии – разновидность «божьего суда». По Русской Правде – способ доказательства правоты одной из сторон в судебном споре, как правило, испытание огнем, железом или водой.

Оспода (господа) – в Новгородской республике боярский совет, организационный орган, включавший наиболее влиятельных лиц (представителей городской администрации, знатных бояр) и работавший под председательством архиепископа.

Отчина – 1) место претендента (называться «старшим» из князей) среди родичей на лестнице старшинства, доставшееся ему по наследству от отца;

2) недвижимые вещи.

Перевет – по Псковской судной грамоте измена, вид преступления против государства.

Повальный обыск – в русском процессуальном праве элемент предварительного следствия, состоявший в поголовном опросе жителей данной местности о подозреваемом или подсудимом.

Повоз –вид повинности на Руси, заключавшийся в перевозках по приказу хозяина, предоставлении коней и пр. С XV в. трансформировался в денежный оброк и ямскую повинность.

Погост – до XVIII в. центр сельской общины, крупное селение с церковью и кладбищем. Деление на погосты было упразднено в 1775 г.

Подворное обложение –система обложения жителей России прямыми налогами, взимавшимися со двора, т.е. с семейного хозяйства, введенная с 1679 г. вместо посошного обложения. Общую сумму налога определяло правительство, а крестьянская община и посад имели право распределения налога между дворами.

Подым – 1) налог в пользу местной администрации с каждого крестьянского дома (с дыма); 2) по Судебнику 1497 г. государственное преступление – поднятие людей к восстанию, наказывалось смертной казнью.

Пожилое – в конце XV–XVII вв. плата, вносимая крестьянином землевладельцу за пользование двором в случае ухода из его владения. Впервые упоминается Судебником 1497 г.

Покрута –в Новгородской и Псковской землях в XIV–XV вв. предоставление хозяином земли крестьянину в долг денег, хлеба, сельскохозяйственных орудий, что приводило к зависимости последнего.

Поле – в русской юридической практике XIII–XVI вв. поединок по решению суда, разновидность «божьего суда». Инициатива решения дела полем принадлежала участникам процесса. Победивший в поединке выигрывал дело, отказавшийся от поединка считался проигравшим.

Половники – в XIV в. – начале XIX в. категория зависимых крестьян. Работали на землевладельца, отдавая ему обычно половину урожая.

Полюдье – в Киевской Руси ежегодный объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани; позже сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в XII в. – фиксированная денежной повинность.

Поместье – условное земельное владение в России в конце XV в. – начале XVIII в., предоставлялось государством за несение военной и государственной службы. Не подлежало продаже, обмену и наследованию.

Со второй половины XVI в. началось постепенное превращение поместий в наследственные владения, которое фактически завершилось к концу XVII в. Юридически оформлено наследственное право на поместья было Указом о единонаследии 1714 г., который окончательно уравнял поместья и вотчины. Делами о поместьях ведал Поместный приказ (середина XVI в. – 1720 г.), который наделял дворян землею, контролировал изменения в сфере феодального землевладения, производил описание земель и переписи населения. Поместный приказ был центральной судебной инстанцией по всем земельным тяжбам.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!