Не хотите следовать за иджтихадом классических ученых? Хотите руководствоваться непосредственным примером праведных предшественников? Извольте.



Рассмотрим политическую модель и политическую реальность Сахабов. Но прежде, чем соотносить ее с демократией, выясним, что под последней подразумевать.

Так как демократическая идея для мусульман-модернистов импортный продукт, к генерированию которого они не имели и не имеют никакого отношения, но могут только пользоваться им, проясним для них очевидные вещи, с точки зрения людей, причастных к самой западной политической культуре и философии.

Первоначальная и классическая демократия, зародившаяся в Афинах, имеет чрезвычайно мало общего с теми демократическими идеями и ценностями, которыми руководствуются сегодня исламские модернисты, а именно: всеобщее равное избирательное право, равенство прав мужчин и женщин, национальных меньшинств с доминирующей нацией, равный объем личных свобод и т.д., и т.п.

Так вот, в небольшом полисе, то есть, городе, которым были Афины, классическая демократия подразумевала власть не всего населения, но демоса - свободных эллинов-мужчин. Ни женщины, ни рабы, ни мэттеки не входили в понятие "демоса",

и ни одному нормальному афинянину в здравом уме никогда бы не пришло в голову пригласить их к решению политических вопросов. Больше того, для отделения демократии как власти полноправных граждан от господства масс без кола - без двора и без роду - без племени последнее обозначалось словом "охлократия".

Это так, небольшой исторический экскурс, чтобы понять, чем оригинальная демократия, реальная именно благодаря ограничению количества и качества

174

Участников политического процесса, отличается от современной, представляющей собой сочетание охлократии и олигархии в форме плутократической системы.

Теперь обратимся к примеру Сахабов.

Первое политическое образование Мусульман возникло как аналогичный Афинам полис, то есть город, население которого представляло собой однородную политическую общину.

Была ли она демократией? Нет, она не была демократией, причем, ни в современном, ни в древнеафинском понимании, так как, бесспорным правителем и законодателем этой общины был ее основатель и вождь - Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует.

Никакой демократии, пока он был жив, то есть, формирования власти и ее смещения посредством выборов, ее критики снизу и т.п., не могло быть по определению.

Смерть Пророка Мухаммада, мир ему, совпала по времени с превращением Медины из самодостаточного города-государства в центр расширяющейся Мусульманской империи - Халифата.

Поэтому, когда мы говорим, об эгалитаристской атмосфере и демократических нравах, царивших в среде Сахабов при Праведных Халифах, мы должны помнить - речь не идет обо всем населении стремительно расширяющегося Исламского государства, но только о Медине или, точнее, Медине и Мекке, или - экстерриториально - о сообществе Сахабов.

Важно понять и иметь в виду, что именно и только Сахабы в этой растущей Империи рассматривали себя как политическую корпорацию или демос (причем, неоднородный внутри себя, исходя из различий между ансарами и мухаджирами, курайшитами и некурайшитами и т.д.),жестко отграниченный от остального населения.

Обратим внимание, как были приведены к власти Праведные Халифы, относящиеся к этому поколению:

- первый Халиф был утвержден через присягу инициативной группы авторитетных мухаджиров во главе с Умаром ибн Хаттабом, которые пресекли попытку ансаров избрать халифа из их числа;

- второй Халиф был назначен первым в качестве своего преемника;

- третий Халиф был избран камерной группой выборщиков, назначенных вторым Халифом.

События, связанные с убийством третьего и избранием четвертого Халифов, а также последовавшей за ними гражданской войной, являются крайне важным моментом в этом отношении.

Халиф Усман, да будет доволен им Аллах, был свергнут и убит в результате восстания Куфийской черни, то есть, того самого охлоса, который не входил в

175

Мединско-Мекканский демос и не признавался его частью, но претендовал на равноправие с ним.

Этот факт в свою очередь стал причиной выступления со стороны Исламского демоса - большинства Сахабов, жены пророка Айши и правителя Сирии Муавии, да будет доволен ими Аллах, потребовавших от нового халифа Али, да облагородит Аллах его лик, оседлать охлос и покарать тех его представителей, которые были повинны в крови предыдущего халифа.

И, не вдаваясь сейчас в позиции обеих сторон, надо констатировать, что в итоге возобладала именно эта линия - Муавия и Али примирились и примирились именно в рамках одного демоса, то есть, Аль-Джама'а, сообщества знающих, тогда как чернь не признала этого консенсуса и выступила уже против обоих (имам Али был убит хариджитом).


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!