КУЛЬТУРА РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в .



------------------------------------------------

План

1. Особенности развития российской национальной культуры в начале века. Влияние петровских реформ на культурный процесс.

2. Наука, образование и просвещение в эпоху Петра I.

3. Литература и искусство в начале XVIII столетия.

4. Общественно-политическая мысль в первой четверти XVIII в. И.Т. Посошков, Ф. Прокопович и др.

 

Восемнадцатое столетие открывает новый период в истории русской культуры. Уже в начале века наблюдается резкий разрыв с допетровской традицией. Отныне русская культура включена в общеевропейский культурный процесс. Она постепенно становится светской и строится уже на совершенно новых образцах – западноевропейских. Возросло значение человеческой личности и это находит отражение в литературе и искусстве. Науку, образование, литературу и искусство пронизывает гражданский патриотизм.

Культурный процесс становится более разнообразным и значительно полнее отражающим культуру различных слоев населения. Понимание всего этого позволит определить особенности развития российской культуры петровского времени (светскость, взаимодействие с западноевропейской культурой, демократичность, регламентированность, служение государственным интересам и т.д.). В то же время нельзя забывать о том, что самодержавие явилось главным фактором культурного переворота. Смысл и содержание петровских преобразований в области культуры – это военно-имперская самореализация, стремление ко всеобщему порядку, выделение европеизированной дворянской культуры. Все обязаны служить государству, все дворяне должны иметь знания.

Обратной стороной просветительской деятельности Петра стал глубокий раскол русского общества. Модернизация привела к появлению культуры «верхов» (западно-ориентированной) и традиционной культуры большинства. Европейское образование и западная культура стали уделом узкого слоя привилегированных сословий, в частности, дворянства. Крестьянство, разночинцы, часть купечества остались приверженцами старорусских культурных ценностей и нравственных норм. Верхние слои резко отличались от простого народа, который оставался хранителем истинно русских, национальных ценностей.

При подготовке второго вопроса необходимо внимательно изучить работу Б.И. Краснобаева «Очерки истории русской культуры XVIII века», учебник по истории России под ред. Новосельцева и другую рекомендованную к теме семинара литературу и источники. Обратите внимание на новизну многих направлений культурной жизни петровской эпохи, в частности, науки, образования, просвещения. Приведите конкретные материалы о создании государственной библиотеки, ставшей основой библиотеки Академии наук, о появлении крупных библиотек у многих аристократов.

На основе анализа прочитанного материала прокомментируйте, чем была вызвана потребность в «многократном увеличении количества грамотных людей». Сравните образование России XVII и начала XVIII вв. Могла ли постановка дела образования в XVII веке обеспечить страну специалистами? Приступая к реформам, Петр стремился «кратчайший и способнейший путь изобрести, чтоб завести науки и оных людей своих, елико мощно скорее, обучити». Что побудило главу государства «изобрести» этот «кратчайший» путь к наукам и образованию? Как это отразилось на характере, целях и особенностях образования (петровский практицизм)? Приведите конкретный материал, свидетельствующий о решении задач, поставленных Петром Алексеевичем.

Основными направлениями науки, получившими развитие в первой четверти столетия, явились история, география, геодезия, естественные науки, техника и т.д. Во время царствования Петра был организован ряд крупных экспедиций, самой значительной из которых явилась экспедиция Беринга. Составление русскими топографами карт Каспийского моря, Курильских островов и подготовка первого Географического атласа России – все это должно было способствовать освоению территории и недр страны.

Созданная Петром Алексеевичем Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, естественнонаучных коллекций и т. д.

Обратите внимание на состояние просвещения в России, издательское дело. Какое значение имело появление первой русской печатной газеты «Ведомости»?

Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения была подготовка к открытию Академии наук в Петербурге. Поскольку в стране отсутствовала система общеобразовательной школы, то ее составной частью стали академический университет и гимназия.

Насаждение нового образа жизни, быта, ломка традиций явились одними из первых нововведений Петра после возвращения из заграницы. Как эти новшества оценивают историки? Приведите их точки зрения о роли этих акций в общем образовательном процессе. Обрив и переодев в иностранную одежду часть своих подданных, Петр разделил население страны на две части: тех, кто должен жить по-европейски, и тех, кто мог жить по старинке, традиционно. Безусловно, такой подход не мог положительно восприниматься большинством населения, что стало одной из причин появления «внутренней оппозиции».

Учреждение Ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства «правил хорошего тона» и «благородного поведения в обществе», знаний иностранных языков.

Проведение параллели между состоянием литературы и искусства конца XVII в. и первой четверти XVIII в. поможет увидеть появление новых художественных стилей, жанров и особенностей на конкретных примерах (светская литература, живопись, театр, архитектура).

С первой четверти XVIII в. осуществляется переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города определяет уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии. В живописи на смену иконописи приходит портрет. К этому же времени относятся попытки создания русского театра, однако профессиональные «комедийные храмины» в Москве и Петербурге просуществовали недолго. Одновременно появляются первые драматургические произведения: трагикомедия Ф. Прокоповича «Владимир», «Слава Российская» Ф. Жуковского и др.

Петровские реформы оказали значительное влияние на развитие русской общественно-политической мысли. Среди публицистов петровской эпохи особого внимания заслуживает И.Т. Посошков. Его «Книга о скудости и богатстве» является объективным анализом состояния экономики и социальных отношений того времени. Автор начертал последовательную программу требований «нарождающегося купеческого класса». Обоснованию самодержавия и абсолютизма Петра I посвящены работы церковного деятеля и писателя Ф. Прокоповича «Правда воли монаршей» и «Духовный регламент».

В первой четверти XVIII столетия получили дальнейшее развитие и такие направления общественно-политической мысли, как историческое, философское, этическое, эстетическое и др.

Одной из важнейших проблем русский царь считал задачу воспитания молодого поколения. Он требовал от него образования, знания иностранных языков, соответствующего поведения в обществе, умения вести деловую и частную переписку и т. д. В этом отношении интерес представляет «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» (см. документ № 2).

Изменения в быту и культуре имели огромное прогрессивное значение. Вместе с тем они еще более подчеркнули выделение дворянства в привилегированное благородное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождались широким распространением галломаний и порой презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде.

Приведите аргументы, подтверждающие тезис о том, что в результате реформ Петра культурная жизнь России кардинально изменилась: произошла настоящая, «культурная революция». Сопоставьте его с тезисом, указанным выше.

Раскройте содержание понятий и названий:

Ассамблеи, барокко, «Духовный регламент», кунсткамера, «культурная революция», «культура верхов» и «культура низов», нарышкинский стиль, светское образование.

Контрольные вопросы и задания

1. На основе изученного материала докажите, что преобразования XVIII в. подготовили последующий расцвет национальной культуры.

2. Проанализируйте «Юности честное зерцало» и «Книгу о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова.

3. Заполните хронологическую таблицу:

 

Дата Событие Содержание
1700 г. ? ?
1701 г. ? ?
1702 г. ? ?
1703 г. ? ?
1707 г. ? ?
1708 г. ? ?
1714 г. ? ?
1725 г. ? ?

 

Темы рефератов

1. Влияние реформ Петра I на развитие русской общественной мысли.

2. Русская портретная живопись первой четверти восемнадцатого столетия.

3. Проблема цивилизационного раскола в петровскую эпоху и его влияние на историческую судьбу России.

Источники

Ä Инструкция Петра I волонтерам. 1697 // Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века.

Ä Первая русская газета «Ведомости» 1702-1727 гг. // Там же.

Ä Посошков Ф. Книга о скудости и богатстве // Нагаев А.С. Практикум по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. Вып. II. М., 1985.

Ä Прокопович Ф. Духовный регламент // Изборник Древней Руси. М., 1989.

Ä Щербатов М.М. О повреждении нравов в России // Хрестоматия по истории России. Т. II. Кн. 1. М., 1995.

Ä Юности честное зерцало // Хрестоматия по истории России. Т. 2. Кн. 1. М., 1995.

Литература

- Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII в. СПб., 1997.

- Зезина М., Кошман Л., Шульгин В. История русской культуры. М., 1990.

- Из истории русской гуманистической мысли. М., 1993.

- Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII в. М., 1989.

- Пекарский П.П. Наука и литература при Петре Великом. Введение в историю просвещения в России XVIII столетия. Т. 1. СПб., 1862.

- Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII в. М., 1998.

- Россия в период реформ Петра. М., 1973.

- Федосов И.А. Из истории русской общественной мысли XVIII столетия. М., 1987.

Тексты

Документ № 1

 

O ВВЕДЕНИИ НОВОГО КАЛЕНДАРЯ

20 декабря 1699 г .

Великий государь указал сказать: известно ему великому государю не только, что во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею церковью во всём согласны, как: волохи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от рождества Христова осьм дней спустя, то есто генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую разнь и считание в тех летах, и ныне от рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век, и для того доброго и полезного дела указал великий государь впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от рождества Христова 1700 года. А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве, после должного благодарения к богу и молебного пения в церкви и кому случится и в дому своём, по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочитыхдуховного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелых против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе, и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно; а людем скудным каждому хотя по деревцу, или ветьве на вороты, или над храминою своею поставить, и то б то поспело, ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7- мой день того ж 1700 года. Да генваря ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам боярам и окольничим и думным и ближним и знатным людям палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям, каждому на своём дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, и из несколько мушкетов или иного мелкого ружья учинить троежды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров или хворосту или соломы, а где мелкие дворы, собрав пять или шесть дворов, такой огонь класть или, кто похочет, на столбиках ставить по одной или 2 или по 3 смоляныя и худыя бочки, и наполня смолою или хворостом, зажигать, а перед Бурмистерскою Ратушею стрельбе и таким огням и украшению по их разсмотрению быть же.

Полное собрание законов Российской империи. Т. III. № 1736.

 

Документ № 2

ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО, ИЛИ ПОКАЗАНИЕ К ЖИТЕЙСКОМУ ОБХОЖДЕНИЮ, СОБРАННОЕ ОТ РАЗНЫХ АВТОРОВ

 

1. В первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать1. И когда от родителей, что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садиться, не с ними в ряд, но немного уступя позади оных с стороне стоять, подобно яко паж или слуга. В доме ничего своим именем не повелевать по именем отца или матери, разве что у кого особливые слуги, для того, что обычно челядинцы2 не двум господам, но токмо одному господину охотно служат.

2. Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо и учтиво.

3. У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже пркословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью или на что иное не опираться и не быть подобным деревенскому мужику, который на солнце валяется, но стоять должно прямо.

4. Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком или с задору говорить, не якобы сумасбродны. Но все, что им говорить, имеет быть правда истинная, не прибавляя и не убавляя ничего. Нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы с каким иностранным высоким лицом говорить случилось, дабы они в том тако и обыкли.

5. Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.

6. Когда родители или кто другой их спросят, то должны они к ним отозваться и отвечать тотчас, как голос услышат. А потом сказать: что изволите, государь батюшко или государыня матушка. Или что мне прикажете, государь; а не так, – что, чего, как ты говоришь, чего хочешь. И не дерзостно отвечать.

7. Когда им говорить с людьми, то должно им благочинноучтиво, вежливо, разумно, а не много говорить. Потом слушать и других речи не перебивать, но дать всё выговорить и потом мнение свое предъявить. Ежели случится дело и речь печальная, но надлежит быть печальну и иметь сожаление. В радостном случае быть радостну. А в прямом деле и в постоянном быть постоянным и других людей рассудков отнюдь не презирать и не отметать. Ежели чье мнение достойно и годно, то похвалять и в том соглашаться. Ежели которое сумнительно, в том себя оговорить, что в том ему рассуждать не достойно. А ежели в чём оспорить можно, то учинить с учтивостью и дать свое рассуждение. А ежели кто пожелает что поверить3, то поверенное дело содержать тайно.

8. С духовными должны дети постоянно и вежливо говорить, а глупости никакой не предъявлять, но о духовных вещах и духовные вопросы предлагать.

9. Никто себя сам не хвали и не уничижай и не срамоти и никогда роду своего и прозвания без нужды не возвышай, ибо так чинят4 люди всегда такие, которые не вдавне токмо прославились.

10. Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай, также и о умерших никакого зла не говори.

11. Всегда время пробавляй5 в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай.

Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник.

Имеет отрок наипаче всех человек прилежать как бы себя учинить благочестна6; ибо не славная его фамилия и не высокий род приводит его в шляхетство, но благочестные и достохвальные его поступки.

12. Младой шляхтич, или дворянин, ежели в экзерциции (в обучении) совершен, а наипаче в языках, в конной езде, танцовании, в шпажной битве, и может добрый разговор учинить и в книгах научен, оный может прямым7 придворным человеком быть.

13. Придворный человек имеет быть смел, отважен и не робок. Возможет о своем деле сам предъявлять8, а на других не имеет надеяться. Ибо где можно такого найти, который бы мог кому так верен быть, как сам себе. Кто при дворе стыдлив9 бывает, оный с порожними руками от двора отходит, ибо когда кто господину верно служит, то надобна ему и надёжная награда.

14. Умный придворный человек намерения своего и воли никому не объявляет, дабы не упредил его другой, который иногда к тому ж охоту имеет.

Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах; на руку не драчлив, также имеет оный встретившего, на три шага не дошед и шляпу приятным образом сняв, а не мимо прошедши, назад оглядываясь, поздравлять10. Ибо вежливу быть на словах, а шляпу держать в руках неубыточно, а похвалы достойно. И лутче, когда про кого говорят: он смиренный кавалер, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван.

15. Отрок имеет быть трезв и воздержан, а в чужие дела не вступать. Разве что когда чести его кто коснётся, то в таком случае уступки не бывает, но по нужде применение закону даётся.

16. Младые отроки должны между собою говорить иностранными языки: дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги дознаться не могли и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать.

17. Которые в иностранных землях не бывали, а либо из школы или из другого какого места ко двору приняты бывают, имеют пред всяким себя унижать11 и смирять, желая от всякого научиться.

18. Хотя в нынешнее время безмерная скупость у некоторых за обычаи принята и оные хотят ее за домодержавство12 почитать, токмо чтоб могли денег скопить, несмотря на свою честь, отрокам надлежит знать, что они сим способом в бесчестие прийти могут.

41. Также излишняя роскошь и прихотливые13 не похваляются.

44. Отрок да служит с охотою и радением, ибо как кто служит, так ему и платят, по тому и счастие себе получает.

45. В церкви имеет очи свои и сердце к Богу обратить, а не на женский пол.

47. Никто не имеет, повеся голову и потупя вниз, по улице ходить или на люди косо взглядывать, но прямо, а не согнувшись ступать и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело.

55. Когде в беседе или в компании случится в кругу стоять, или сидя при столе14, или между собой разговаривая, или с кем танцуя, не надлежит никому неприличным образом в круг плевать, но на сторону, а ежели где много людей, то прийми харкотины в платок, а так невежливым образом не мечи на пол или отъиди для того, дабы никто не видал, и подотри ногами так чисто, как можно.

57. Рыгать, кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот на сторону, или скатертью, или полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться, тем сгадить.

58. И сия есть немалая гнусность, когда кто сморкает, якобы в трубу трубит, или громко чихает и тем других людей или детей малых пужает.

59. Ещё же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, а особливо при других честных людях.

Когда прилучится с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: в первых, обрежь свои ногти, да не явится якобы оные бархатом обшиты15, умой руки, сиди прямо и не хватай первый в блюде, не жри, как свинья, и не дуй, чтоб везде брызгало, не сопи, будь воздержан и бегай пьянства, в блюде будь последний16, когда тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому, не утирай губ рукою, но полотенцем, не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом, зубов ножом не чисти, но зубочисткою и одной рукой прикрой рот, когда зубы чистишь, ешь, что пред тобой лежит, а инде17 не хватай. Не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Не замарай скатерти и не облизывай перстов. Около своей тарелки не делай забора из костей и протчего.

Буде что найдёшь, хотя б что ни было, отдай оное назад. Платья своего и книг береги прилежно, а по углам оных не разбрасывай.

Об одном деле дважды себе приказывать не давай. Охотно ходи в церкви и в школы, а не мимо их.

Хрестоматия по истории России: В 4. т. Т. 2. В 2 кн. Кн. I. XVII-начало XVIII века / Сост. И.В. Бабич, В.Н. Захарова,

И.Е. Уколова. М., 1995. С. 214-218.

------------------------------------------------

ТЕМА VI


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 612; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!