Специфика социального познания



 

Разделяя черты, характерные для всех наук, социальные науки тем не менее имеют свои особенности, связанные, прежде всего, со спецификой социального познания.

Прежде всего в сфере социального познания исследователь сам является частью изучаемой реальности, в силу чего социальное по­знание представляет собой не изучение внешнего человеку объекта, а особую форму самопознания. Другими словами, в отличие от ес­тест­венных и технических наук, в самом объекте социального иссле­дования изначально присутствует и сам познающий субъект. Из этой особенности вытекает, что на исследовательские результаты в этой сфере неизбежно оказывает влияние как общее мировоззрение эпохи, так и представления тех социальных групп и классов, к которым при­надлежит сам исследователь. Этим фактом обусловлена фундамен­таль­ная проблема возможности объективного знания в области со­циальной науки, являющаяся дискуссионной и по сей день.

Поскольку каждое историческое событие является уникальным и не­повторимым, в рамках социального познания мы сталкиваемся с проб­лемой возможности многократного наблюдения однотипных со­бы­тий. Более того, в этой сфере оказывается принципиально невоз­мож­ной постановка потенциально неограниченного, как в естест­во­знании, количества экспериментов (падение шарика под действием си­лы тя­жести, например, мы можем наблюдать потенциально беско­нечное чис­ло раз, тогда как повторить взятие Рима варварами или же Ок­тябрь­скую революцию принципиально невозможно). Исходя из этой осо­бен­ности многие ученые вообще отрицают применимость к ис­сле­до­ва­нию общества методов, аналогичных методам естественных наук, на­це­ленных на выявление неких всеобщих, устойчивых законо­мер­ностей.

В социальном исследовании мы всегда имеем дело с исторически из­менчивым объектом исследования и, следовательно, должны изу­чать не только законы его функционирования, но и законы развития.

В сфере социального познания мы имеем дело с объектом, об­ла­даю­щим особой структурной сложностью, чем, в частности, объяс­няется сравнительно недавнее возникновение научного знания об обществе.

Наконец, изучая общество, исследователь всегда имеет дело с дея­тель­ностью сознательных, свободных субъектов, что делает весьма не­­прос­тым четкое выделение и обоснование области объективных за­ко­нов, действие которых не зависело бы от воли и желания отдельных людей.

Социальное познание, как и любое научное познание вообще, на­чи­нается с фактов. Однако сами по себе факты не представляют еще зна­ния – необходимым условием его возникновения является опреде­лен­ное объяснение фактов, то есть их интерпретация. Тем не менее, по­скольку изучаемые социальные явления обладают для человека оп­ределенной значимостью, у исследователя формируются собственное, по­ложительное или отрицательное, отношение к этим фактам, назы­вае­мое оценкой. Хотя оценка и выражает субъективное отношение че­лове­ка, но если при ее формулировке он опирается на социально зна­чи­мые ценности, оценка может претендовать на некий общезна­чи­мый статус.

 

 

Проблема вненаучных форм познания

 

Социология науки является важнейшим, но не единственным разделом социологии познания. Для эпохи Просвещения характерно было отношение к науке как наиболее адекватной форме познания, познавательная ценность ненаучных форм либо отрицалась вообще, либо ей отводилась роль начальной ступени познания, которая долж­на быть как можно быстрее преодолена. Современные философия и со­циология рассматривают науку скорее как одну из возможных форм знания, и нередко можно встретиться с мнением о принципиальной рав­ноправности различных форм знания. При таком подходе наука рассматривается как явление, возникновение которого было связано со спецификой социокультурного развития Европы. Соответственно, в современных концепциях весьма высоко оценивается социальная и по­знавательная роль мифа. Во-первых, миф был первой формой сис­тематизации, сохранения и передачи будущим поколениям челове­чес­ких знаний о мире. Во-вторых, задавая весьма специфический угол зрения, миф нередко позволял вскрывать в мире закономерности, в дальнейшем оказывавшиеся принципиально недоступными научным ме­тодам (народная медицина и т.д.). В-третьих, сама наука не может быть полностью свободна от мифологизмов, поскольку она с неиз­беж­ностью основывается на неких, самой наукой не обосновываемых предпосылках (например, представление ньютоновской физики о про­странстве как о бесконечной однородной реальности, которое никогда не может быть до конца подтверждено опытом).

На этапе господства мифологического сознания нормативные за­ко­ны, существующие в обществе, рассматриваются как принци­пиаль­но неот­делимые от законов внешнего мира. Правила поведения в таких общест­вах являются жестко регламентированными, одина­ко­выми и обяза­тель­ными для всех (коллективное сознание) и носят свя­щенный характер.

 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 477; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!