Современные тенденции развития религии



 

Современные тенденции развития религии описываются сле­дую­щи­ми основными категориями: секуляризация, модернизация, экуменизм.

 

16.6.1. Секуляризацией называется процесс в современных об­щест­вах, в ко­тором религиозные идеи и организации имеют тенден­цию утрачи­вать влияние перед лицом науки и других современных форм знания [7, I, 191]. Это понятие возникло в XVII веке и перво­на­чально оз­начало процесс конфискации монастырских земель, но впоследствии обрело более широкое значение. Существует целый ряд факторов, спо­соб­ствующих секуляризации общества.

Во-первых, развитие науки, заменяющей теологические объяс­не­ния естественнонаучными, неизбежно приводит к ослаблению идей­но­го влияния религии. Однако в современном обществе, когда сама наука перестает рассматриваться как единственный синоним знания и формируется весьма осторожное отношение к ее возможностям и перспективе (см. 17), этот фактор начинает ослаблять свое влияние.

Во-вторых, развитие светского государства, отделение от него церкви – все это также ведет к ослаблению влияния религии даже в тех странах, где роль религии всегда была значительной. В России цер­ковь от государства была отделена в 1917 г., и одновременно был восстановлен сан патриарха.

В-третьих развитие других институтов и учреждений, принявших на себя функции, ранее выполнявшиеся религией. Напри­мер: образо­ва­ние, наука, медицина (психологическая помощь), свет­ские куль­тур­ные учреждения (театры, библиотеки и т.д.).

На процесс секуляризации также влияют процессы внутри церкви: компромиссы по спорным вопросам веры ради преодоления разно­гласий, утрата общности, рост социальной мобильности населения, тех­нический прогресс, развитие капитализма.

Тем не менее многие социологи отмечают стабилизацию влияния церкви, а значит, и ослабление процесса секуляризации. Более того, по мнению ряда исследователей, «численность верующих и по­се­щаемость церкви останутся на прежнем уровне или даже возрастут, т.к. людям необходимо придавать смысл своей повседневной жизни и об­легчать свойственный им страх смерти» [25, 484–485]. Правда, немало социологов придерживаются и прямо противоположного мнения.

 

16.6.2. Модернизация – изменение религиозных верований и ри­туалов, яв­ляю­щееся реакцией на происходящие в обществе измене­ния. На­при­мер, решением Ватиканского собора в католических хра­мах раз­решено ис­пользование не только органа, но и других музы­кальных ин­струментов.

 

16.6.3. Экуменизмв строгом смысле есть стремление различных кон­фес­сий к более глубокому сотрудничеству и взаимопониманию [25, 485]. Одна из при­чин экуменизма – реакция религий на процесс се­куляри­за­ции, ибо, по­добно коммерческим предприятиям, религиоз­ные орга­ни­за­ции, объе­диняющие свои ресурсы, являются более жиз­неспо­собны­ми. Резуль­та­том этого процесса является, например, воз­ник­но­вение Всемирного со­ве­та церквей – организации, выполняю­щей важ­нейшие гу­манитар­ные функ­ции. Однако есть и более ради­­каль­ный вариант эку­менизма, высту­паю­щего за воссоединение хрис­тиан­­ских церквей (всех или, на­пример, ка­толиков и протестантов), и вообще за объеди­нение всех мо­нотеисти­ческих и всех мировых ре­ли­гий. У этого дви­жения есть не­ма­ло про­тив­ников, справедливо ука­зывающих, напри­мер, что по­добные объеди­не­ния могут привести к негативным и не­обратимым культурным последствиям.

 

 

Основные мировые религии

 

Сегодня обычно выделяют три необходимых критерия, которым должна соответствовать религия, чтобы считаться мировой.

Во-первых, массовость. Данный признак является, очевидно, необходимым, но недостаточным. Так, например, количество сторон­ни­ков индуизма сегодня более чем в полтора раза превышает числен­ность буддистов, но поскольку индуизм практически полностью локализован в районе полуострова Индостан, его к мировым рели­гиям отнести нельзя. Таким образом, второй признак мировой рели­гии – рас­пространенность в большинстве регионов мира. Данному при­знаку, в принципе, соответствует иудаизм, поэтому иногда, осо­бен­но в популярных текстах, его относят к мировым религиям. Одна­ко на са­мом деле иудаизм не соответствует третьему критерию миро­вых религий – открытости. В отличие от представителей христиан­ства, ислама и буддизма, принадлежать к которым может, в принципе, лю­бой человек, вне зависимости от его происхождения, иудаизм стро­го ориентирован на представителей определенного этноса. В итоге трем данным критериям соответствуют только три религии, которые и считаются мировыми: христианство, ислам, буддизм.

 

По последним данным, численность мировых религий распре­деляется следующим образом:

христианство: около 2,1 млрд. сторонников (возникновение – I–II вв. н.э.);

ислам: около 1,5 млрд. (возникновение – VII век н.э.);

буддизм: около 0,37 млрд. (возникновение – VI век до н.э.).

 

Однако вокруг данных о численности сторонников мировых рели­гий периодически возникают споры.

Во-первых, численность приверженцев ислама может быть уста­нов­лена весьма условно, ибо в большинстве мусульманских стран про­ведение строгих социоло­ги­ческих исследований европейцами весьма затруднено. Во-вторых, вызывает сомнение и точность данных о количестве в мире христиан. Действительно, если принадлежность человека к исламу или иудаиз­му может быть, как мы уже говорили выше, установлена достаточно строго и даже формально, то ничего по­добного нельзя сказать о боль­шинстве конфессий христианства. В таком случае возникает естест­вен­ный вопрос о сопоставимости цифр, полученных в ходе изучения приверженцев данных религий, о зависимости полученных таким обра­зом результатов даже от мелких нюансов и тонкостей исполь­зуемых методик.

Религии также группируются с точки зрения наличия у них об­щих кор­ней. По данному критерию выделяют аврамические (или по-друго­му – библейские) религии, к каковым относят христианство, ислам, иуда­изм. Эти три религии имеют в своей основе общие священ­ные текс­ты и, соответственно, общие мифы (миф об Адаме и Еве, о зак­лю­чении Авраамом Завета с Богом и так далее). В христианстве дан­ный раз­дел учения, общий с другими религиями, относится к Вет­хому Завету.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 389; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!