МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 16



 

1. Дайте определение социального института. Укажите, какую роль это понятие играет в социологии, какие явления оно позволяет описывать и объяснять. Какова роль социальных институтов в функ­цио­нировании и развитии общества? Приведите примеры социаль­ных институтов разного уровня. Приведите примеры ситуаций, когда одни и те же потребности обслуживаются разными институтами, когда один институт обслуживает несколько потребностей общества. Что такое явные и латентные функции социального института?

Назовите важ­нейшие институты современного общества. Струк­тура социаль­ных институтов, основные элементы. Институты и по­требности. Ди­на­мика институтов. Процесс институализации.

2. Дайте определение религии как социального института. Яв­ляет­ся ли оно исчерпывающим? Какие недостатки в этом определении вы можете указать? В чем, с вашей точки зрения, состоит основное от­личие социологического подхода к объяснению феномена религии от тео­логического? Какие вы знаете основные научно-социологические под­ходы к объяснению причин возникновения религии? Укажите ос­новные положения теорий религий Маркса, Дюркгейма и Вебера. Что объединяет эти подходы? В чем их отличия?

Назовите основные функ­ции религии в обществе. Как изменялись эти функции в ходе истори­чес­кого развития человечества? Как вы думаете, могут ли со време­нем другие социальные институты взять на себя все функции религии?

3. Назовите основные формы социальной организации религии. Укажите основные отличия церкви от секты. В каких религиозных организациях преобладает крещение во взрослом состоянии, в каких – в детском? Как это связано с их отношением к доминирующей куль­туре. В чем причины существования сект и деноминаций в совре­мен­ном мире? Назовите основные подходы, объясняющие динамику ре­лигиозных организаций.

4. Раскройте содержание понятий «секуляризация», «мо­дер­ни­за­ция», «экуменизм». Как менялась роль описываемых этими по­нятия­ми процессов в истории человечества?

Почему, с вашей точки зрения, се­годня экуменизм встречает боль­шое количество про­тив­ников? На­зо­вите основные мировые религии, укажите период их воз­никнове­ния, современное состояние. Вспом­ните основные события в рели­гиоз­ной истории России: кре­ще­ние Руси, раскол, отделение церкви от го­су­дарства.

Каково современ­ное состояние религиозной жиз­ни России?

 

Основные термины и понятия

 

Деноминация – религиозная организация, являющаяся по отно­ше­нию к доминирующей культуре субкультурой.

Модернизация – изменение религиозных верований и ритуалов, являющееся реакцией на происходящие в обществе изменения.

Религия – совокупность учений и ритуалов, с помощью и по­сред­ством которых группа реагирует (и объясняет) на то, что она считает священным.

Секта – религиозная организация, отвергающая ценности окру­жаю­щего общества.

Церковь – религиозная организация, имеющая тесные связи с об­ществом и действующая внутри него.

Экуменизм – стремление различных религиозных организаций к более глубокому сотрудничеству и объединению, частным случаем которого является стремление к объединению.

 

 

Литература к теме

 

Основная:

1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 11 класс: учебник. – М., 2010. С. 337–346.

 

Популярная:

2. Кулаков А.Е. Религии мира: 10–11 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М., 1998.

 

Дополнительная:

3. Гараджа В.И. Социология религии. – М., 2005. С. 65–88, 202–208, 218–223, 301–319.

4. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 12. С. 322–344.

5. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М., 1998. С. 427–460.

6.       Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. – М., 2008. С. 93–101.

 

 

Глава 17. СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПОЗНАНИЯ. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Познание как социально-философская проблема

 

Проблематика познания относится к компетенции философии. Для данной дисциплины характерны множественность точек зрения, от­сутствие единого взгляда даже на самые общие и фундаментальные воп­росы. Нет единства взглядов и по вопросу о природе, границах и сущ­ности познания. Так, например, в рамках направления, полу­чив­шего название агностицизма, вообще отрицается возможность позна­ния мира, а имеющиеся у нас знания рассматриваются не более как осо­бые формы иллюзий. Соответственно, агностики отрицают воз­мож­ность до­стижения истины, если под последней понимать адек­ват­ное от­раже­ние объекта познающим субъектом. Напротив, в ряде других на­прав­ле­ний, например в материализме и объективном идеализме, по­зна­ние рассматривается как высшая форма отражения объективной дей­ствительности. В рамках этих направлений разра­бо­таны специальные учения об истине, ее критериях и путях ее достижения.

 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 244; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!