Социальные причины возникновения и развития науки



 

Возникновение научных дисциплин, в частности формирование пред­ставлений о доказательном знании, нередко связывается иссле­до­­ва­телями с распространением в Древней Греции антропоцент­ри­чес­кого (букв. – человек в центре) мировоззрения и связанного с ним пред­став­ле­ния о разуме как о высшей инстанции и в сфере этики, и в сфере по­знания (Платон, Аристотель). Социально-экономические при­чины возникновения науки Нового времени долгое время свя­зы­ва­лись с раз­витием капитализма и неразрывно связанного с ним ма­шин­ного производства. При таком подходе появление науки объяс­няется лишь по­требностями производства. В более поздних работах (Мер­тон), од­на­ко, было показано, что причины эти имели более об­щий характер и прежде всего были вызваны теми фундамен­таль­ными об­щекуль­тур­ными сдвигами, которые произошли в Западной Европе под влиянием протестантского мировоззрения. Во-первых, это ми­ровоззрение соз­дает и распространяет рациональную культуру (Вебер, см. 23.5), во-вто­рых, формирует уважительное отношение к физичес­ко­му труду, что дало толчок развитию экспериментального естество­зна­ния. Не только возникновение, но и развитие науки также проис­хо­дит под влиянием идущих в обществе социокультурных процессов.

 

 

Социальные функции науки

 

Функции науки как социального института связаны с ее двой­ст­венным положением: как системы знаний и как особого вида ду­ховно­го производства. Однако эти две функции друг от друга неотделимы.

Во-первых, важнейшая функция науки познавательная, т.е. функ­ция выработки и теоретической систематизации нового знания о мире. Познавательная деятельность, в свою очередь, делится на опи­са­ние явлений, объяснение и их предвидение.

Во-вторых, наука, наряду с образованием, выполняет функцию на­копления и сохранения результатов этой деятельности (знания).

В-третьих, будучи особым образом организованным социальным инс­титутом, формирующим специальные профессиональные группы, нау­ка выполняет функцию передачи знаний последующим поколе­ни­ям (функцию реализации социального наследования) и соот­вет­ствен­но связанные с ним функции социализации и социального контроля.

В-четвертых, как форма духовного производства наука выполняет мировоззренческую функцию – функцию формирования научной кар­тины мира.

В-пятых, наука, с одной стороны, в своем существовании яв­ляет­ся зависимой от состояния и характера материального производства, с другой, по крайней мере с конца ХIХ в., сама превращается в не­отъемлемый элемент материального производства.

 

 

Социальная структура науки

 

Научные дисциплины, образующие систему науки в целом, не­сколь­ко условно можно подразделить на три большие подсистемы: естественные, общественные и технические. Эти типы наук разли­чаются по своим предметам и методам, однако, резкой грани между ними нет, т.к. некоторые дисциплины могут занимать промежуточное положение. В настоящее время наблюдается тенденция к интеграции самых разных наук. Однако дисциплинарная структура науки не является единственной, другой важнейший аспект – структура науки как социального института, включающего в себя определенные группы и сообщества ученых.

Как уже говорилось, первые научные общества и академии были об­разованы в Европе XVII–XVIII веках, и этот период считается на­чалом процесса институциализации науки. Огромную роль в этом организационном процессе сыграло появление хартий различных научных сообществ (например, написанная Ньютоном хартия Лон­донского Королевского общества), в которых провозглашались не только общие методологические принципы (запрет теологических объяснений), одновременно являвшиеся институциональными нор­ма­ми, но через которые осуществлялась самоидентификация новой науки. На рубеже ХIХ–ХХ веков возникает новый способ организа­ции науки – крупные научные институты и лаборатории, оснащенные специальной техникой. В конце ХХ века большую организационную роль начинают играть научные фонды, в том числе международные (фонд Сороса, фонд Форда и т.д.). Современная наука глубоко свя­зана со всеми социальными институтами, пронизывает собой не толь­ко сферу материального производства, но и образование, поли­ти­ку, воен­ную сферу и проч. Наука как социальный институт становится важ­нейшим фактором социально-экономического потенциала об­щества, требует растущих и гибко устанавливаемых затрат, в силу чего по­­ли­тика в сфере науки превращается в одну из ведущих сфер со­циаль­ного управления.

Влияние, которое научные сообщества оказывают на процесс науч­ного познания, стало объектом серьезных исследований послед­них десятилетий. Фундаментальная работа в этой области – Т.Кун «Структура научных революций» (1962 г.). В отличие от предшест­вую­щих концепций, рассматривавших развитие науки как процесс посте­пенного прироста знания, совершающегося через беспристрастное сопоставление гипотез с наблюдаемыми фактами, Куном была уста­нов­лена решающая роль парадигм в развитии науки. Парадигмы оп­ределялись как «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу» [15, 11]. До тех пор пока в какой-либо дис­циплине не возникла парадигма, она не может считаться наукой в строгом смысле этого слова, а ее представители являются не учены­ми, а дилетантами.

Наконец, среди ученых возникает консенсус по по­воду неких базо­вых законов и методов, которые образуют собой па­радигму, и насту­пает стадия нормальной науки. Особенность послед­ней состоит в том, что в ее рамках положения парадигмы не подвер­гаются сомнению, более того, у научного сообщества есть немало воз­можностей долгое время игнорировать противоречащие ей факты (например, объяснять их ошибкой эксперимента).

И лишь тогда, ког­да положения парадиг­мы ставятся под сомнение (а у этого, как пра­вило, имеются как внут­ренние, так и внешние при­чины), наступает эпоха научной революции, в ходе которой научное сообще­ст­во вырабатывает и при­нимает новую парадигму.

Важнейшую роль в этом процессе Кун отводил учебникам, благо­даря которым новое по­коление изначально усваивает новую пара­дигму. Таким образом, Кун показал решающую роль в развитии науки сообществ ученых. При этом он отмечал, что описанная им моно­парадигмальная структу­ра характерна лишь для естественных наук, тогда как для социальных дис­циплин, в частности для социологии, характерна полипара­диг­маль­ная структура знания, когда имеется не­сколько одновременно сущест­вующих парадигм, разделяемыми раз­личными сообществами. Под­ход Куна часто назы­вают микро­со­цио­логией науки.

В рамках микросоциологии науки сегодня также исследуются про­цессы, происходящие в научных коллективах, рассматриваемых как малые и средние группы. Так, например, рассматриваются типичные ро­левые конфликты, возникающие в различных стандартных ситуа­циях научной деятельности, соотношение формальных и нефор­маль­ных структур научных коллективов и т.д. Что же касается макросо­циологии науки, то в ее рамках изучается, например, связь науки с об­щим мировоззрением данного общества или даже какой-либо эпохи, исследование ценностно-нормативной системы науки и т.д.

 

Тенденции развития науки

 

Переплетение различных факторов, влияющих на развитие науки, приводит к весьма неоднозначным оценкам ее дальнейших перс­пек­тив. Укажем лишь главные из них.

Факторами, явно способствующими укреплению позиций науки, являются: усиление роли науки в производстве, превращение науки в непосредственную производительную силу; экспоненциальный закон роста научного знания, согласно которому существующая сумма зна­ний является предпосылкой для дальнейшего роста знаний, благо­даря чему, например, количество научной информации удваивается каждые 10–15 лет. Наконец, роль науки возрастает не только в произ­вод­стве, но и в организации общественной жизни (например, функ­циони­ро­вание современной экономики невозможно без сознательного исполь­зо­вания результатов экономической науки).

Противоположные тенденции связаны, во-первых, с ограни­чен­нос­тью возможностей роста числа людей, занятых в науке, и соответ­ствен­но наличия естественного предела (по некоторым оценкам 3%), выше которого не может подняться число ученых в обществе. Во-вто­рых, это связано с изменениями в отношении общества к самой нау­ке. Так, на­пример, просветительский взгляд на науку как на си­ноним зна­ния все больше уходит в прошлое, а его место занимает от­но­шение к нау­ке как к одной из возможных, но далеко не единст­вен­ных и не­безу­пречных форм познания действительности, являющейся к тому же иск­лю­чи­тельным изобретением западной цивилизации. В литературе ак­тивно об­суждаются проблемы вне­науч­ного зна­ния, лич­но­ст­но­го знания, эврис­тического потенциала мифо­логи­чес­ко­го со­знания и т.д. Наука также способна к фунда­мен­тальным пре­об­ра­зова­ниям, но это уже будет неклассическая и пост­не­класси­чес­кая нау­ка, раз­виваю­щаяся на совершенно иных прин­­ци­пах и тре­бующая иных форм своей со­циальной организации. В-треть­их, нема­ло возра­же­ний про­тив не­ог­раниченного роста влияния науки раз­дается со сто­роны про­тивни­ков научно-технической революции («дви­жение зеле­ных» и т.д.).

Наконец, исследователи указывают ряд тенденций, никак не свя­занных с возрастанием или ослаблением влияния науки, а обуслов­лен­ных изменениями внутри системы науки и ее функций. Во-пер­вых, изменение соотношений между естественными науками и нау­ками об обществе и человеке в пользу последних. Во-вторых, все большая гуманитаризация всех сторон научной деятельности, т.е. все большая направленность научного знания на защиту интересов чело­ве­ка и человечества, сохранение его жизни и здоровья, улучшение условий жизни и труда и т.д. В-третьих, компьютеризация, ин­форматизация и, главное, автоматизация исследовательских про­цес­сов. В-чет­вертых, наука все больше начинает включать в качестве своего неотъемлемого элемента научно-социологическое знание о са­мой себе. В частности, осмыслить социальные аспекты своего собст­вен­ного возникновения и существования пытается и социология, что привело к формированию совершенно нового раздела этой науки – «Социология социологии».

 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!