Подготовка текста, перевод и комментарии О. П. Лихачевой 10 страница



[172] Много бо можеть молитва, праведнаго посп ѣ ваема. — πολὺ γὰρ ἱσχύει δεήσις δίκαιου ἐνεργουμένη. В Синод.: посп ѣ шствуемая, в перев. усиленная. Молитва, которую поддерживают (поддержанная тем, за кого молятся), взаимная. Русский перевод Феофилакта, цитируемый в Толк. Б.: «Молитва праведника имеет большую силу тогда, когда тот, за кого молится, содействует его молитве душевною скорбью. Ибо если тогда, когда за нас молятся другие, проводим время в роскоши и неге и невоздержании, то мы через то ослабляем силу молитвы подвизающихся за нас». Срезневский: поспевать συνεργειν — помогать. Ἐκτενέστερον — усердно. Так молился Христос (Лк. 22, 23), будучи в борении, и «был пот его как капли крови».

[173] Того ради древнимь клятва възаконися... — Древние — здесь: иудеи. По талмудическому закону полагалось клясться только существующими формулами клятв. Таким образом предотвращали недозволенные клятвы.

[174] Клен ѣ те бо ся, в ѣ ща, Богомь истинныим. — Ср. Втор. 6, 13: «Именем его да кленется».

[175] ... да будешь вамъ «ей» – «ей», «ни» – «ни», в клятвы м ѣ сто. — Ср. Мф. 5, 37.

[176] Кленущии бо ся, в ѣ ща, большимь да кленутся... — Евр. 6, 16.

[177] Максимово — Максим Исповедник (582—662), учитель церкви, богослов.

[178] Докол ѣ ты плачеши Саула ... въ Израили. — 1 Цар. 16, 1.

[179] И ты не молися о людех сихъ ... не послушаю тебе. — Иер. 13, 14.

[180] Дерзновение — πάρρησία — смелость, дерзость. Это не просто смелость, а смелость, которая дается за заслуги праведной жизни — право обратиться к Богу и быть услышанным, дарованное святым и праведникам. Об этом образно говорится в «Похвале милости» (см. Толк. Златоуста о милостыни — с. 98—100 и коммент. к нему на с. 509—510).

[181] ...подобенъ нам... — В греч. ὁμοιοπαϑής — подобосущен, подобострастен — равен нам по страстям, смертный, грешный. Ср. Прем. 7, 1: «Аз есмь человек смертен и подобен всем».

[182] ...молитвою помолися... — προσευχῆ προσηώξατω, т. е. очень сильно помолился. Такой прием (удвоение) характерен для Священного писания (обышедша обыдоша — Пс. 117, 1; наказуя наказа — Пс. 117, 18; смертью умереть — Быт. 2, 12 и др.).

[183] Въ Третиимь Царьств ѣ ... усты слова моего. — Цитата из Книги Царств (3 Цар. 17, 1), использованная как толкование, поясняющее стих о пророке Илие. В других рукописях и в греческом нет.

[184] ...небо м ѣ дяно бысть... — Ср. Втор. 28, 29: «Будет небо над главою твоею медяно, и земля под тобою железна».

[185] ... аще кто въ васъ заблудить от истины и обратить ... греховъ. — Заблудить — πλανηϑῆ, обратить — ἐπισττρέψῃ. Заблуждение (уклонение от истинного пути) — т. е. невольное отступничество от истины, это грех, а человек, с которым это случилось, — грешник. Тот же, кто может спасти (удержать) грешника от впадения в заблуждение — т. е. вернуться к праведности, обратиться, — спасает его и его душу, и покрывает множество грехов (которые произойдут в результате заблуждения). Покрыть грехи — добиться их прощения, а не спрятать (ср. современное покрыть долги). Такое понимание простейшее, и оно вполне правдоподобно. Но тогда встает вопрос, о спасении чьей души идет речь (обращенного или обратителя) и кто или что покроет множество грехов? Необходимо, сохраняя первый смысл, иметь в виду и более широкий и более важный, подкрепляемый словами апостола Петра: «Любовь покрывает множество грехов» (1 Петр. 4, 8). Обращение заблудшего есть проявление любви, завещанной Господом. Эта любовь покрывает грехи; не только обращение от заблуждения, но и любовь, которая к этому привела, — удвоение силы, как и наставления о сильной молитве. Тот, кто проявляет любовь, способную покрыть множество грехов, выполняет заветы Христа, а следовательно, спасает и свою душу. Здесь выражена идея «универсальной» спасительности любви. Эта идея трижды повторяется. Бог, который есть любовь, прощает множество грехов. Это третий смысл этой фразы. Это последние слова апостола Иакова. Закончив свое «увещание», назидательное и обличительное, апостол дарует ученикам своим надежду, внушает упование, раскрывает истинный смысл веры, воздвигает на путь живой веры и действенной любви.

[186] Толк. Златоуст. — В ряде рукописей (в частности, в Погод. 30) последний отрывок разделен на две части. «Братие ... и кто» и «Да вѣсть ... грѣховъ». Толкование Златоуста относится к первой части, а ко второй — только слова «Яко слугы бывайте ближних спасению». Здесь же толкование Златоуста подводит итоги Послания Иакова. С помощью излюбленных сравнений с трудом и терпением земледельца дается наставление о деятельной любви: земледелец должен пробудить бездушную землю, посеять семена, сохранять их от птиц, от сорняков, от засухи, и уповать, что урожай будет, и будет кому собрать его. Так и христиане должны служить спасению ближних.

ПЕРЕВОД

ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ИАКОВА

Написание Иаковля епистолиа

Содержание послания Иакова

Понеже сам Иаковь сию пишеть расѣяниемь от обоюнадесяте колѣну[1] и вѣровавшимъ въ Господа нашего Исус Христа, пишеть же ученьну епистолию, уча о различьи напастии, кая есть от Бога и кая есть от своего сердца человѣкомь, и яко не словомъ токмо, нъ и дѣломь показати вѣру, и не послушници закону, нъ творци оправдаются. О богатых же запрѣщает, да не лучьше творятся нищиихь богатии въ церквахъ, нъ паче съдерьзаются, якоже горди. Послѣднее же утѣшь обидимыя и умоль долготерпѣти до пришествиа Судиа, и научь о терпѣнии от Иова: благо есть терпѣние, — повелѣвает призывати попы надъ болящая, и тъщатися обращати заблуджьшая от истины, быти же тому мьздѣ от Господа оставление грѣховь. Ти тако сконьчяваеть епистолию.

Поскольку сам Иаков пишет его κ двенадцати коленам, находящимся в рассеянии и уверовавшим в Господа нашего Иисуса Христа, то пишет он поучительное послание, наставляя, что надо различать искушения — какие посланы Богом, a какие исходят из сердца человека; и что веру свою надо показать не только словом, но и делом, и быть не только слушателем закона, но и исполнителем его. Ο богатых — он наказывает, чтобы не возвышались над нищими богатые в церквах, и особенно пусть их сдерживают как гордых. A в заключение, утешив обиженных и прося их терпеть до пришествия Судии и научив терпению на примере Иова: благо есть терпение, — советует призывать священников κ больным, стараться возвратить потерявших истину, за что будет от Господа награда — оставление грехов. И таким образом оканчивает он послание.

Главы Иаковля епистолиа

Оглавление послания Иакова

О терпѣнии, вѣры несуменьнѣ и о смѣренѣй мудрости къ богатымъ, въ нейже о ражчьжении сущим в нас и о страстехь, яже от него, яко не от Бога вина, аще бо что благо намь — от него.

Ο терпении, ο вере без сомнения, ο смиренномудрии — κ богатым, a также ο распалении, бывающем в нас, и ο страстях, от него происходящих, и ο том, что не от Бога оно, но что на благо нам — это от Бога.

О кротости и чистотѣ, блазѣ подателнѣ на блаженьство, и о художьствии и мѣрѣ словесъ.

Ο кротости, и чистоте, и добродетели, приводящей κ блаженству, и ο искусстве умеренности в словах.

О любви, сущии къ комуждо нелицемѣрнѣ по закону.

Ο любви ко всякому, которая по закону беспристрастна.

Яко не от вѣры токмо, нъ и от дѣлъ, и не от единоя токмо, нъ от обою купно, оправдается человѣкь.

Ο том, что не только верою, но и делами, и не только одним, но и тем и другим вместе оправдывается человек.

Яко дьрзый и бе-щинень языкь умрьщвяеть имущаго и егоже держати потреба на похвалу и на славу Божию.

Ο том, что дерзкий и необузданный язык умерщвляет своего владельца, и что следует направлять его на похвалу и прославление Бога.

Въ нейже о блазѣ житии и несварливѣ къ себѣ, от славохотия суща от премудрости человѣчьскы.

Ο том, что нужно жить в добре, без ссор друг с другом, происходящих от тщеславия, свойственного человеческому мудрованию.

О Божии премудрости.

Ο Божественной премудрости.

Яко от уныниа и сластолюбиа реть и неустроение и вражда на Бога бываеть.

Ο том, что из-за лени и сластолюбия распри, бесчинства и вражда с Богом бывают.

О покаании на спасение и не осуждати искрьняго.

О покаянии для спасения и ο неосуждении ближнего.

Яко не о человѣцѣ, нъ о Бозѣ ступаниа мужу управляются.

О том, что не от людей, a от Бога исправляется поведение человека.

Въ нейже о лихоимании богатых, и нищихъ, яже въ мирѣ, и о праведнѣ судѣ Божии.

Ο лихоимстве богатых, и ο нищих, которые в мире, и ο праведном суде Божьем.

О долготерпѣнии, и о претерпѣнии страсти, и о истинѣ.

Ο долготерпении, и ο перенесении страданий, и ο истине.

Поучениа комуждо до подобнасуща съ вѣрою.

Поучение каждому, сообразно с верой.

Яко послужити подобаеть спасению искрьняго.

Ο том, что следует послужить спасению ближнего.

<Толкование>. Якоже бо се мирьстии человѣци въ списаниихь жизньных именъ своими санъми намѣнятися любять, тако и апостоли въ начятцѣх съписаний своихъ раби Бога Исус Христа намѣнятися любять. Разумѣти бы, яко друзии чюжу творять епистолию сию Иаковлю, якоже рече Евсевий[2] въ «Церковнѣй повѣсти».[3]

<Толкование>. Как миряне в своих бытовых посланиях хотят представляться своими званиями, так и апостолы, в начале своих посланий, именуют себя рабами Бога Иисуса Христа. Следует знать, что некоторые считают, что это послание Иакова — не его, как говорит об этом Евсевий в «Церковной истории».

КНИГИ ОБЩА, ПУЩЕНЫ ИЯКОВОМЬ КЪ ВѢРОВАВШИМЪ ЖИДОМЪ[4]

СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ, ПОСЛАННОЕ ИАКОВОМ Κ ЕВРЕЯМ-ХРИСТИАНАМ

1. Сущее

1. Сущее <Иак. 1,1>

Иаковь, Богу и Господу Исус Христу рабъ, обѣманадесяте колѣнома, иже въ расѣянии, — радоватися.[5]

Иаков, Бога и Господа Иисуса Христа раб, двенадцати коленам, которые в рассеянии, — радуйтесь.

Толк. Кыиждо апостоль, посылая подобное посланиа, честь себе сътваряеть, еже есть сподобитися нарещи рабом Христовомь, рекше обрѣзания сый апостоль,[6] сущиим от двоюнадесяте колѣну посылает вѣровавьшимъ.

Толкование. Каждый апостол, посылая подобное послание, почитает за честь для себя называться рабом Христовым, таким образом и он, будучи «апостолом обрезания», посылает послание κ тем, кто от двенадцати колен, уверовавшим во Христа.

Дидимъ.[7] Якоже бо мира сего человѣци въ списании житейскых вещех, яже о нихь санове повелѣвають быти, тако и апостоли в начялѣ съписаниа ихь раби Божии и Христови нарещи сподобляются.

<Толкование>. Дидима. Как миряне в своих письмах ο бытовых вещах в своих званиях хотят выступать, так и апостолы в начале послания удостаиваются называться рабами Божьими и Христовыми.

2. Сущее

2. Сущее <Иак. 1, 2—4>

Всяку радость имѣйте, братие моа, егда в напасти[8] въпадаете различны, вѣдуще, яко искушение вѣрѣ вашей съдѣеть терпѣние,[9] а терпѣние дѣло съвершено[10] да имать, да будете съвершени отинудь и исполнени и ни единого лишени суще.

Неизменно радуйтесь, братья мои, когда в напасти впадаете различные, сознавая, что испытание вашей веры сотворит терпение, a терпение да будет делом совершенства, чтобы были вы совершенны и получили все, без остатка.

Толк. Златоуст.[11] Уза бо есть печаль непрѣтъргома, любви въздрастение, умилению и говѣнию начяло. Слыши бо рекша: «Аще приступаеши работати Христу, приготовай си душу к напастемъ».[12] И Христос же пакы глаголаше: «Въ мирѣ печаль имате, нъ дерзайте».[13] И пакы: «Тѣсный и скорбный путь».[14] Видиши ли всюду печали похваляемы, всюду приемлему, яко изрядну сущу нам, ибо внѣшними подвигы никтоже бес тоя вѣнца прииметь,[15] аще не труды, и алканиемь, и бдѣниемь, и тьмами етерыми таковыми себе оградить».[16]

Толкование Златоуста. Печаль — это нерасторжимые узы; она — умножение любви, начало умиления и благоговения. Помни сказавшего: «Если приступаешь работать Христу, приготовляй душу свою κ скорбям». И Христос сказал тоже: «В мире печаль имеете, но мужайтесь». И еще: «Скорбный и тесный путь». Ты видишь, всюду печали восхваляются, всюду принимаются за нечто изрядное, ибо внешними подвигами никто без того не примет венец, только трудами, постом, бдением и множеством других подобных себя оградит.

3.

3. <Иак. 1, 5—6>

Аще ли кто от вас лишенъ есть прѣмудрости,[17] да просить просто у Бога, дающаго всѣм обилно, и не понашающу, и дасться ему. Да просить же вѣрою, ничтоже сумняся.[18]

A если кто-то из вас лишен мудрости, пусть просит прямо y Бога, дающего всем щедро и без упреков, — и будет вам дано. Пусть просит с верой, без всякого сомнения.

(Толк). Господь и Богъ нашь како молитися своа учить ученикы? И еже в разуме сластий искуса молитися повелѣвает, и «не въведи нас въ искусъ»,[19] сластных являя и разумных и волных искусъ не оставленом быти искусъ прияти, се же вѣдуще, яко искушение вашея вѣры съдѣловаеть терпѣние. Терпѣние же дѣло съвръшено да имать, да съвръшени и всенаслѣдни явитеся, ни въ чемже недостаточьствующе.[20]

<Толкование>. Как учит молиться своих учеников Господь и Бог наш? Ведь он велит молиться со знанием того, что искушение сладко, «не введи нас во искушение», показывая, что мы, склонные κ сласти, наделены знанием и волей не только оставить искушение, но и принять, зная, что испытание нашей веры сотворяет терпение. A терпение — да будет делом совершенствования, чтобы были вы совершенны и получили все, во всей полноте.

4. Сущее

4. Сущее <Иак. 1, 6>

Сумьняй бо ся[21] подобенъ есть волнению морьску, от вѣтра възмѣщающася и раздѣвающася.

Сомневающийся подобен волнам на море, поднимаемым ветром и развеваемым.

Толк. Вину нам кажет съвръшена дѣлесе, се бо есть мудрость горняя,[22] еже силу вземлюще, чресь естьство можемъ сътворити благодати.

Толкование. <Апостол Иаков> указывает нам причину совершенного деяния, ибо это есть высшая мудрость, и только взяв от нее силу, можем мы совершить благих дел больше, чем дано нам от природы.

Хулникъ бо исповѣдомо расмотряя и. Аще бо вѣры не имеши, яко свое прошение[23] сконьчаеши, то отинудь не приходи, да не ся обрящеши на Тъ глаголя, еже все можеть, на двое душею и не хотя. Нъ подобает тако стыдкыя отрицатися язя.[24]

Сомневающийся — не что иное, как хулитель. Если нет y тебя веры, что исполнится тο, ο чем просишь, то лучше и не проси, чтобы не оказаться тебе, по неразумию, невольно, обвинителем Того, кто все может. Надо избавиться от этой постыдной болезни.

5. Сущее

5. Сущее <Иак. 1, 8—11>

Мужь дводушенъ[25] нестроинъ въ вся пути своа. Да хвалить же ся брат смѣрениемь въ высоту свою, а богатый въ смѣрении своем,[26] зане яко цвѣт травный мимоидеть.[27] Въсия бо сльнеце с варом[28] и иссуши траву, и цвѣт ея отпаде, и красота лица ея погыбе. Тако богатый въ хожении своем увяжеть.[29]

Человек двоедушный нетверд в своем поведении. Пусть бедняка похвалят за величие <души>, богатого же — за смирение; ведь богатство преходяще, как полевые цветы. Солнце засияет, зной настанет, иссушит траву, цветы опадут, и красота гибнет. Так и богатый увязнет на путях своих.

Толк. Отъими от себе дводушие и отинудь не дводушьствуй, прося от Бога, и глаголяй въ себѣ, яко: «Како могу просити что от Господа и прияти, съгрѣшивъ толико к нему?» Не помышляй таковаго, нъ от всего сердца своего обратися къ Господу и проси у него, не сумняся, и разумей многое милосердие его, яко не оставить тебе, нъ прошение душа твоея исполнить. Нѣсть бо Богъ, яко человѣци, злопомняще другъ другу, нъ То непамятникъ злу есть, и милосердъ есть на свою тварь.

Толкование. Истреби в себе двоедушие и без всякого сомнения моли Бога, не говоря себе, что, мол, «как могу что-либо просить y Господа и надеяться получить, если я стольку грешу?» He думай ο таких вещах, но от всего сердца обратись κ Господу и проси y него, не сомневаясь, понимай его великое милосердие, верь, что он не оставит тебя, и прошение твоей души исполнит. Ведь Бог не таков, как люди, злопамятные друг κ другу, он непамятозлобен, милосерден κ сотворенному им.

6. Сущее

6. Сущее <Иак. 1, 12>

Блажень мужь, иже претерпить напасти, яко искушенъ бывъ, прииметь венѣць животный,[30] иже уготова Богъ любящимь и.

Блажен человек, который претерпит искушения, ибо, быв испытан, он примет венец жизни, который Бог приготовил любящим его.

Толк. Доволнѣ повелѣвает противустати искусом с радостию. Да будет искушено дѣло и терпѣние свершено. Съврьшают же ся си сама о себѣ, а не инѣми сдѣваема. И етеру учению покарятися поручи исправлятися предлежащая, обѣщаниа ради блажену быти, глаголя: «Иже искусъ претерпить, искусенъ мужь всѣми облаженъ».[31]И тако явльшуся от печали, дасться венѣць жизни, уготованый от Бога любящимъ его. Таковый нерадивый и о самой той смерти вѣнець вѣчныя тоя жизни въсприиметь, иже величьства ради Божиа зраку и слуху не подлежить, ни на высокый разумъ человѣку не възиде.[32]

Толкование. <Апостол Иаков> настойчиво советует радостно противостоять искушениям. Пусть будет надежным дело, a терпение — совершенно. Это совершается само по себе, a не делается другими. Он предложил следовать другому учению, чтобы исполнять предназначенное ради обещания блаженства, говоря: «Кто претерпит искушения, тот как испытанный человек будет всеми похвален». Таким образом, тому, кто перенесет печали, будет дан венец жизни, приготовленный Богом для тех, кто его любит. Ибо таковой, не заботящийся и ο самой смерти, получит венец вечной жизни, который Божия ради величия ни зрению, ни слуху не доступен, и даже высокий разум человека κ нему не доходит.

В нейже о ражчьжении сущих въ нас и страстехъ, яже от него, яко не от Бога вина, аще бо что благо нам — от него

О распалении, бывающем в нас, и ο страстях, от него происходящих; и ο том, что не от Бога оно, от Бога все то, что на благо нам

7. Апостоль

7. Апостольское <Иак. 1, 13>

Никтоже въ напасть въпадая да глаголеть, яко: «От Бога напасть ми есть». Богъ бо нѣсть напастьникъ злымъ, не напастить же тъ ни единого.[33]


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!