Подготовка текста, перевод и комментарии О. П. Лихачевой 5 страница
Нѣции мнящеся просяще и не приимають: противнѣ и злѣ просящих сластий ради суетных. Нъ речеть, кто разума Божиа и възвышениа добродѣтельмь просяще и не приимают. Извѣсто же и о сих, яко не себе та благаа прияти просиша, нъ да хвалими будут ихь ради. Есть бо сластолюбцемь радоватися о похвалахъ, имже не дается имъ, понеже въ сласти расточити хотять, егоже просять.
Некоторые, как они полагают, молятся — и не получают, это ο неправильно и дурно просящих, ради пустых удовольствий. Но скажут, что иной просит ο постижении Бога, об увеличении добродетелей — и не получает. Ο них известно, что они просят не для того, чтобы иметь эти блага, a чтобы хвалиться ими перед людьми. Сластолюбцам свойственно радоваться, хвалясь, хотя и не дается им, потому что расточают они в удовольствиях то, что просят.
51. Апостоль
51. Апостольское <Иак. 4, 4>
Не вѣсте ли, яко любы свѣта сего вражда Богу есть? Иже бо аще изволить друг свѣту сему быти, врагъ Божий бываеть.[129]
Разве вы не знаете, что любовь κ этому миру есть вражда κ Богу? Тот, кто хочет быть другом миру, становится врагом Богу.
Толк. Миръ убо глаголеть всякь по плъти животъ, матерь тлѣниа, еяже причяститися хотя, врагъ бываеть Богу.
Толкование. Миром он называет вещественную жизнь, матерь тления, приобщившийся κ которой становится врагом Богу.
Аригеново. Понеже убо злоба ходатай есть нам любви, яже къ миру, добродѣтель же происходатаить любовь яже къ Богу. Тѣмже добродѣтель и злоба въкупѣ пожити не можета.
|
|
Толкование Оригена. Потому что зло есть для нас ходатай за любовь κ миру, a добродетель ходатайствует ο любви κ Богу. Поэтому добродетель и зло не могут жить вместе.
Притъчникъ.[130] Иже съгрѣшении ради любить миръ, врагъ является Богу. Якоже бо и къ Богу любы, благочьстиемь извѣстуема, абие врагъ обретается миру. Тѣмь и не мощно есть работати Богу и мамонѣ,[131] и любити Бога и мира. Ихже хощеть, пришедъ, Господь другы Богу сътворити? Ножь бо и раздѣление въверже на землю.[132] Ибо слово учениа его раздѣляет и разлучяет земная и плотьскаа, того ради строяй вражду имѣти къ миру и единьство къ Богу. Тѣмь и миръ даеть, а не яко миръ повелѣвает. Онъ бо даеть миръ къ плотьскымъ любовь творя. Господь же, миръ даяй, другы Богу сътваряеть нас.
Приточник. Тот, кто любит мир ради греха, является врагом Бога. Также и любовь κ Богу, через благочестие проявляемая, тотчас же врагом становится миру. Именно поэтому невозможно работать Богу и мамоне, и любить и Бога, и мир. Кого хочет Господь, придя, сделать друзьями Бога? Он меч и разделение поверг на землю. Ибо слово его учения разделяет, отделяет земное и плотское, для этого устроено так, чтобы была вражда κ миру и единство κ Богу. Этим он дает покой, но не так, как желает мир. Ибо этот мир хочет покоя через плотскую любовь. A Господь, давая мир, делает нас друзьями Бога.
|
|
<Толк.> Аще убо не всяко лѣпо къ реченымъ есть, но убо изряднѣ пьщевах положити е от истолкованиа на ползу ищемое. Вѣща бо Господь нашь Исус Христос въ Еуаглиихь: «Аще рука твоа или нога твоа съблажняеть тя, отсѣци ю и поверзи от себе. Добро бо ти есть внити въ Живот хрому, неже двѣ руцѣ и нозѣ имущу въвержену быти въ Огнь. Или десное око съблажьняеть тя»[133] и прочяя. О том бо Хрусостомосъ[134] вѣща: «Не о удѣхъ си речена быша, нъ о друзѣхъ, ихже въ чину удъ имамъ издряднѣ». Се бо и выше речеся, и нынѣ глаголеть: «Ничтоже бо пакостьнѣе сужити злыи лукавы». Тѣмь съ великою яростию врѣжающая ны отсѣкати повелѣваеть.
Толкование. Хотя и не все подходит κ сказанному, но особенно старался я представить из толкований нечто, отысканное для пользы. Ведь Господь наш Иисус Христос сказал в Евангелиях: «Если рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее и отбрось от себя. Ибо лучше тебе войти в Жизнь хромым, чем, имея две руки и ноги, быть вверженным в Огонь. И если правый глаз соблазняет тебя...» и так далее. Об этом и Златоуст говорит: «He об органах тела, сказано, a ο друзьях, которые для нас то же, что и органы тела». Об этом и выше говорилось, и сейчас говорится: «Нет ничего хуже, чем жить со злом». Поэтому <апостол Иаков> с великой яростью повелевает отсекать то, что вам вредит.
|
|
52. Сущее
52. Сущее <Иак. 4, 5—6>
Или мните, яко лъжу Книгы глаголють вы: «Завистию възлюбляете дух, иже вселився въ нас,[135] болшу же дасть благодать»? Тѣмьже глаголеть Соломонъ...
Или вы думаете, что Писание говорит вам неправду: «Из зависти возлюбляет дух, вселившийся в вас, болыпую дал благодать»? Поэтому Соломон говорит...
Толк. Завистию диаволею смерть вниде въ миръ[136] и вселися въ ны, Христос же, по Писанию, в селися,[137] да завистию бывшую смерть прокленеть. Не тъкмо же се, нъ и болшу нам дасть благодать. «Азъ бо придох, — рече, — да животъ имуть и лише имуть».[138] Яко въсхотѣвъ Богъ нас, вселися въ ны. Исаиа явѣрекъ: «Не ходатай, ни аггелъ, нъ сам Господь спасе ны, понеже възлюби ны».[139] Како же спасъ ны, болшу дасть благодать? Раздрушивъ съвѣтника на ны сатану, тѣмъ и наведе. Рекь: «Богъ гордымъ противится». Не гордъ ли есть, въпия: «Вселеную всю обоиму яко яице»?[140]
|
|
Толкование. По зависти дьявола смерть вошла в мир и поселилась в нас. Христос же, как говорит Писание, вселился в нас, чтобы уничтожить явившуюся из-за зависти смерть. И не только это, но и великую нам дал благодать. Он сказал: «Я пришел, чтобы вы имели жизнь, и имели с избытком». Когда Бог нас восхотел, он в нас вселился. Исайя ясно сказал: «He заступник, не ангел, но сам Господь спас нас, потому что он полюбил нас». Как это он, спася нас, великую дал благодать? Погубив искусителя нашего тем. Сказано: «Бог гордым противится». He горд ли тот, кто кричит: «Вселенную всю охвачу, как яйцо»?
53. Сущее
53. Сущее <Иак. 4, 6—7>
«Богъ гордымъ противится, съмѣреным же даеть благодать».[141] Повинѣтеся убо Богови, противите же ся неприязни, и отбѣжить от васъ.[142]
«Бог гордым противится, смиренным же дает благодать». Повинуйтесь Богу, противьтесь же сатане, и он отступит от вас.
Толк. Дидимово. Гордость есть до конца възнесеная злоба. Съмѣрение же и невысокомыслие велико благо есть. Понеже бо обое изволением и волею благо и зло съдѣваета.
Толкование Дидима. Гордость — это до крайности вознесенное зло. Смирение же и скромность — эта великое благо. И то, и другое нашим изволением и волею приносят нам и добро, и зло.
О покаяньи на спасенье и не осужати искрьняго[143]
О покаянии для спасения и ο неосуждении ближнего
54. Сущее
54. Сущее <Иак. 4, 8—9>
Приближитеся къ Богу и приближится къ вам. Очистите руцѣ, грѣшнии, и ищистите сердца, дводушьнии.[144] Постражете сльзите и плачѣтеся. Смѣх ваш въ плачь да обратится, и радость въ умиление.
Приблизьтесь κ Богу, и он приблизится κ вам. Очистите руки, грешники, очистите сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте. Смех ваш да обратится в плач, a радость — в печаль.
Толк. Ибо по съгрѣшении покаание повелѣное не плача, нъ блаженьства есть достоинъ, въ праведныя ликы преставляя. Глаголи бо, рече, ты первѣе грѣхы своа, да оправдишися. А еже по съгрѣшении бе-студа быти, не тако есть зло пасти, якоже падши не въстати. Аще бо о исправлении хваляся нечистъ есть, а еже о грѣсѣ се же стража, кое прииметь прощение?
Толкование. Ибо после согрешения надлежит нам покаяние, оно не плача, a блаженства достойно, приводя κ ликам праведных. Расскажи ο своих грехах сперва, — сказал <апостол Иаков>, — чтобы потом оправданным быть. A если после согрешения не устыдиться — не такая беда пасть, как павши не встать! Ибо если тот, кто в исправлении преуспел, нечист, тогда тот, кто таков же, да еще и в грехе, — какое примет прощение?
55. Сущее
55. Сущее <Иак. 4, 10>
Съмѣритеся пред Богомь и възнесеть вы.
Смиритесь перед Богом, и вознесет вас.
Толк. Блажень есть пред Богомь смѣряяйся. Рече бо Ияковъ: «Съмѣритеся пред Богомь и възнесеть вы». Аще бо тако смѣримся, то аще и от бѣсовъ съвѣти на ны, аще и от человѣкь, ненавидящих дѣтелий добрых, имамъ Бога изимающа насъ. Тъкмо да Закона его не забудем, ниже ослабѣимь въ печалехъ. Вѣща бо Давидъ: «Виждь съмѣрение мое и изми мя, яко Закона твоего не забых».[145]
Толкование. Блажен смиряющийся перед Богом. Ведь говорит Иаков: «Смиритесь перед Богом, и вознесет вас». Ибо, если так смиримся, то, даже если будут против нас замыслы от бесов или от людей, ненавидящих добрые дела, есть y нас Бог, который избавит нас. Только бы не забыть нам его Закона, и не ослабеть в печалях. Сказал же Давид: «Погляди на смирение мое, и избавь меня, ибо Закона твоего я не забыл».
56. Сущее
56. Сущее <Иак. 4, 11—12>
Не отай оклеветайте[146] себе, братие, Оклеветаяй бо брата или осуждаяй, оклеветаеть Закона и судить Закону. Да аще Закона осужаеши, нѣси съхранникь Закону, нъ судии. Единъ есть законодавець и судии, могый спасти и погубити.[147] А ты кто еси, осуждаяй друга?
He клевещите тайно друг на друга, братья. Клевещущий на брата и осуждающий его клевещет на Закон и Закон порицает. Если ты судишь Закон, то ты не исполнитель Закона, a судья его. Один есть законодавец и судья, и он может спасти и погубить. A ты кто, осуждающий другого?
Толк. Вьсе злую износить страстъ нашимъ смыслом, прѣзорьству начало и рождьство. И молящася нѣкыя себе покрыти и о Бозѣ жити того убо не сътваряют, назирают же инѣх. Аще и болны видять нѣкыя, яко паче въ забыть пришедше своих болѣзний. Похуляти таковыя любять, и оклеветанию начало наричють убо я, не вѣдуще, яко себе осуждають. Тако бо и мудрый пишеть Павелъ: «Имже осуждаеши друга, себе осуждаеши. Таковая бо съдѣеть и осуждаяй».[148]
Толкование. Страсть выявляет все злое нашего разума, она — начало и источник высокомерия. И некоторые, молящиеся ο том, чтобы себя оправдать и жить в Боге, того не делают, a следят за другими. Если видят кого-то больным, забывают про свои болезни. Осуждать такие любят, не зная, что себя они осуждают, и поэтому началом клеветы называют их. Так и мудрый Павел пишет: «Чем осуждаешь другого, тем и себя осуждаешь. Именно так делает тот, кто осуждает другого».
Яко не о человѣци, нъ о Бозѣ ступания мужу управляются
О том, что не от людей, a от Бога исправляется поведение людей
57. Сущее
57. Сущее <Иак. 4, 13>
Воле, нынѣ глаголющеи: днесь и утрѣ поидем вь сь град и сътворимъ ту лѣто едино, и куплю творимъ и прикупимъ...
Эй, послушайте, говорящие: сегодня или завтра мы пойдем в такой-то город и проведем там год один, и будем торговать и приобретать.
Толк. О высокомыслии глаголемое то, емуже конець неявление.
Толкование. Это сказано ο высокоумии, которому конец — уничтожение.
Другое толк. Ибо къ далечешествию, и еже тамо любоприобрѣтениа несытством одержими, путь далечь въсприимают по морю и яже въ нем волнъ, оружие творят на свое лихоимство. Ини же себе от тъщивых обрѣтаний утълщают влагалища, и лихвы на лихвы непреподобнѣ сбирающе, огнь и муку на своя изливают главы.[149]
Другое толкование. Te, кто для далеких путешествий, будучи одержимы страстью κ приобретению того, что там, предпринимают далекий путь по морю и его волнам, создают орудие против своего лихоимства. A другие суетными приобретениями набивают кошельки, неподобающим образом собирая ростовщические прибыли, огонь и муку льют себе на голову.
58. Сущее
58. Сущее <Иак. 4, 14—16>
...не вѣдущеи утрьняго. Кая бо жизнь наша? Пара есть въмалѣ являющися, потом же ищазающи. Зане же бы глаголати вам: Аще Господь хощеть, и поживемь, и сътворимь се ли, оно ли, нынѣ же хвалитеся въ гордыни вашей. Всяка хвала така неприязнина есть. Вѣдущому же убо добро дѣяти и не дѣющю, грѣхъ ему есть.[150]
...не знающие будущего. Что есть жизнь наша? Пар, появляющийся ненадолго и потом исчезающий. Вместо того, чтобы сказать: «Если Богу будет угодно, будем живы и сделаем то и это», вы тщеславитесь в своей гордыне. A такая похвальба — от сатаны. Тому же, кто знает, что надо делать добро, и не делает, это вменится в грех.
Толк. Не власть отъемлеть, нъ являеть, яко не все его есть, нъ да просить вышняя благодати. Подобает убо хотѣти и тещи, нъ не уповати на своа труды, нъ на Божие милосердие. Рече бо въ Притчяхь: «Не хвалися утрьнимь, не вѣси бо, что родить настоащия».[151] Не бо ваше есть еже прити въ утрьнее, яко наипаче наймиту наяту на единъ день. Власть кая есть о себѣ, аще не наимый его повелить?
Толкование. <Апостол Иаков> не осуждает произволение, но показывает, что не все зависит от человека, но надо просить благодати свыше. Следует, однако, хотеть и стремиться, но уповать не на свои труды, a на Божие милосердие. Ведь сказано в Притчах: «He хвались завтрашним днем, ведь не знаешь, что наступит». He от вас зависит, что будет завтра, также как и от наемника, нанятого на один день. Какая власть y тебя есть, кроме распоряжений того, кто тебя нанял?
В нейже о лихоимании богатых и нищих яже в мирѣ и о праведнѣ судѣ Божии
О лихоимстве богатых, и ο нищих, которые в мире, и ο праведном суде Божьем
59. Сущее
59. Сущее <Иак. 5, 1—2>
Воле, нынѣ, богатии, плачѣтеся, задрежущеся о страстехъ ваших, грядущих на вы.[152] Богатьство ваше изгни, и ризы ваша молеве пояша.
Эй, послушайте, богатые, плачьте, вопия ο бедствиях ваших, грядущих на вас! Богатство ваше сгнило, одежды ваши съедены молью.
Толк. Златоуста. Приимь отселѣ тѣсный путь. Доколѣ пища, доколѣ слабость? Не насытихом ли ся лѣнящеся, смѣющеся, одѣвающеся? Пакы не тѣми же будѣте, трапеза, и ядь многосъвершена, имѣние и села и домозданиа? И что от того приобрѣтение? Смерть. Что конець? Мука и скрежетъ, гной и червие.[153]
Толкование Златоуста. Вступи на путь самоограничения. До каких пор пиры, до каких пор нега? He насытились ли уже, ленясь, смеясь, наряжаясь? И снова за то же: снова пиры, еда превосходная, богатство, села, дома? Какая от этого польза? Смерть. Какой конец? Мучение и скрежет <зубов>, гниение и черви.
Исихиево. Прѣдглаголеть мучение, человѣколюбиа ради, да покаявшеся кромѣ будеть прѣтимыхъ.
Толкование Исихия. По человеколюбию предсказывает мучение, чтобы, покаявшись, не были в числе наказываемых.
Кирил. Еже есть: гнѣвъ, не тъкмо закалаяй, яко нѣкыя овны и волы, тѣмь обычно глаголеть къ намъ: «Воле, нынѣ, богатии, плачѣтеся, задрежющеся о страстехъ ваших находящих». «Питасте бо ся и насытисте на земли, и укормисте сердца ваша, яко въ дьнь заколениа».[154] Таци бо бѣша и иудейстии наставници, пасущеся убо образомь нѣкымъ на мѣстѣхъ тучных и пространых, от людскых приношений. Утывъше паче всѣх чьстьми, яко овьни и уньци падоша, огосподньмь ножьмь, окааннии.
Толкование Кирилла. To есть гнев не только в том, чтобы заколоть, как барана или вола, поэтому он справедливо говорит нам: «Эй, послушайте, богатые, плачьте ο бедствиях ваших, грядущих на вас». «Ибо вы питались и насытились на земле, откормили сердца ваши, как на убой». Таковы были и иудейские наставники, некоторым образом пасущиеся, от людских приношений, на пастбищах просторных и плодородных. Разжирев от почестей, он пали, несчастные, как овцы или телята, от Господня ножа.
60. Сущее
60. Сущее <Иак. 5, 3—4>
Злато ваше и сребро издръжавѣ, и ръжа ею послухование вамь будет,[155] и сънѣсть плоти ваша, яко огнь[156] — сънискасте въ послѣдняя дни. Се мьзда дѣлатель ваших, пожьнших нивы ваша, лишении от вас въпиют, и клицаниа женъших[157] въ уши Господу Саваофу вънидоша.[158]
Золото ваше и серебро проржавело, и ржавчина эта — свидетельство против вас будет, и съест, как огонь, плоть вашу — собранное на последние дни. Это плата работников, жавших ваши поля, обобранных вами; они вопиют, и вопли жнецов до слуха Господа Саваофа дошли.
Толк. Съвѣдѣтельствуеть на ны ръжѣ ради, обличая неподание наше, тоже и ризы моля ради съгнившая.[159]
Толкование. Свидетельствует против нас ржавчина, обличая, что не подавали мы <нуждающимся>, так же как одежды, съеденные молью.
61. Сущее
61. Сущее <Иак. 5, 5—6>
Веселистеся на земли и насладистеся, упитѣсте сердца ваша, яко въ день заколению. Осудисте, убисте праведнаго,[160] не противится вамъ.
Веселились вы на земле и наслаждались, и упитали сердца ваши, как в день заколения. Вы осудили, убили праведника, который не сопротивляется вам.
Толк. Что убо? Ставляет от пища? И зѣло! Что ради въ снѣдь създася? Яко и хлѣбъ създа, и възбрани безмѣриа, яко и вино създа и възбрани безьмѣриа? А не яко нечисты пища въздержатися повелѣ, нъ яко губящу безмѣриа ради душу. «Вся бо тварь Божия добра, вѣща, и ничтоже отречено съ благодарениемъ въкушаемо».[161]
Толкование. Что же? Отстраняет от пищи? И весьма! Почему зто создано для еды? Ибо и хлеб создал Бог, но возбраняет неумеренность. He от якобы нечистой пищи воздерживаться повелел, но от губящей душу неумеренности. «Потому что все, сотворенное Богом, хорошо, — сказал, — и ничто не запрещено, вкушаемое с благодарностью».
62. Сущее
62. Сущее <Иак. 5, 7>
Потерпите убо, братие, до пришествия Господня. Се бо дѣлатель жидеть другаго плода[162] земли, терпя о немь, дондеже прииметь дъжчь ранъ и позьднъ.[163]
Так что потерпите, братья, до пришествия Господня. Вот пахарь ждет другого плода земли, терпя ради него, пока получит дождь ранний и поздний.
Толк. Кирил. Аще бо и предлагаеть, вѣща, Богъ съвѣщающимъ мучение, но жидеть ихъ покаяниа, не яко красяся тѣми творить и любя грѣшникы, нъ время имъ обращению подавая.
Толкование Кирилла. Ибо, хотя, сказал он, Бог назначил злоумышленникам мучение, но ждет их покаяния, не для красоты так делает и не из любви κ грешникам, но время на покаяние им давая.
Рекъ обидящиимь мучение и обидимым терпѣти повелѣ пришествиа чающим Господня. Абие же и клятвы отрекает прикасатися, на молитву же и пѣние упражнятися, и вѣру имѣти лише иерѣи Божии, и къ другом любовь, якоже и молити за другы. И явление крѣпости молитвъныя Илию на среду приводить, и конечнѣе, елика мъзда обращающимь грѣшныя.
Обещал обидящим мучение, обидимым терпеть он повелел, пришествия ожидая Господня. Кроме того, запрещает проклинать, но в молитве и пении упражняться и веру иметь κ священникам Божьим, a κ ближним любовь, чтобы молиться за них. A доказательством силы молитвы он приводит, как пример, Илию. И наконец, какая мзда тем, кто обращает грешников.
63. Сущее
63. Сущее <Иак. 5, 8>
Потерпите и вы, утвердите сердца ваша, яко пришествие Господне приближися.[164]
Потерпите и вы, укрепите сердца ваши, ибо пришествие Господне приблизилось.
Толк. Долготерпѣние къ другомъ, пождание ко внѣшнимь.[165] Аще бо и мнятся здѣ оставлени, обаче тамо многы славы насладятся.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!