Подготовка текста, перевод и комментарии О. П. Лихачевой 8 страница



[65] Аполинариево. — Аполинарий Младший, епископ Лаодикийский, IV в., автор толкований на Священное писание.

[66] Аще хощете ... Законъ и Пророци. — Мф. 7, 1.

[67] ... рекый...«Не прелюбы сътвори»... преступникь Закону. — Заповеди Господни (десять заповедей), данные Моисею на горе Синай, — Исход 20, 1—17. Среди них: Не убивай. Не прелюбодействуй (Исход 20, 13—14).

[68] Слышите, яко речеся ... повиненъ есть суду.Ср. Мф. 5, 21—22.

[69] Слышасте ли, яко речеся ... въ сердци своем. — Ср. Мф. 5, 27—28.

[70] Хвалится милость на суд ѣ . — κατακαυχᾶται ἔλεον κρίσεωυ. Милость превозносится над судом. Еще одно значение слова хвалитися. Другие значения глагола: хвалитися (καυχἀσϑαι) — характерное для Нового Завета слово (ср. Римл. 2, 23; 2 Кор. 5, 12; 10, 15 и др.). Одно из значений — гордиться, величаться, хвастаться. Другое же трудно передать одним словом в современном русском языке — это радостное настроение (удовлетворение) от выполненного долга (перенесения искушений, пребывания в смирении и т. п.); ...хвалится ... — Хвалитися, вельми хвалитися — μεγαλαυχεῖν. Здесь этот глагол имеет значение «иметь большое значение, много делать, иметь большую силу». Теодорович считает μεγαλαυχεῖν гапаксом Нового Завета.

[71] Толк. Златоуста о милостыни. — Это толкование Иоанна Златоуста представляет собой самостоятельное произведение (слово), которое можно было бы назвать «Слово о милостыни»; оно почти дословно входит в Пролог под 11 ноября под названием «Слово о милостыни Иоанна Златоустаго». Проложное слово является частью более обширного произведения Иоанна Златоуста, входящего в Златоуст (чтение на 32 неделе): «Поучение яко во все жити полагается нам милостыню творити и о еже пренебрегати имения» (Златоуст. М., 1795, л. 309 об.—331). Тема милосердия занимает обширное место в наследии Иоанна Златоуста. Поэтический, наполненный сравнениями и метафорами текст содержит скрытые и точные цитаты («Будьте бо, вѣща, щедри, якоже и Отець вашь Небесный» — ср. Лк. 6, 36; «Крилѣ голубинѣ посребренѣ и межурамье ея в бльщании злата» — Пс. 67, 14; «Такоя жертвы хощеть Богъ» — перефразировка Мф. 12, 7; «огнь, червь, скрежет зубом» — Мф. 22, 13; Лк. 13, 28 и др.). Выражение «дружка Божия» (возможно, принадлежит Златоусту) перекликается с выражением «друг Божий» в отношении Авраама — см. Иак. 2, 23 и коммент. к с. 102. Трудно для перевода слово «межурамье» — μετάϕρενοι («межплечие»). Не случайно ведь в этом образе противопоставляется крыльям какая-то другая часть тела птицы, но какая и почему? Пусть фольклористы скажут. В русском синодальном тексте Псалтири не переведено, а заменено другим словом: «Крылья ее покрыты серебром, а перья — чистым золотом».

[72] Межурамье. — См. предыдущий коммент. (Толк. Златоуста).

[73] ... нага будета дневного житиа... — В Синод. «нага будут и лишены будут дневная пища». То чтение, которое представлено в нашей рукописи, может быть признано неиспорченным, поскольку греческое слово γυμνός (нагой) имеет также значение «лишенный». Среди греческих рукописей, как указывает Теодорович, тоже есть варианты, где пропущено καί (и) или ἤ (или). Если признать такое чтение, то надо переводить «лишены потребного для жизни».

[74] ...Раавь... — О ней рассказывается во 2-й главе Книги Иисуса Наввина. См. коммент. к Иак. 2, 25 (Такоже и Равь ... изведши... — Текст, близкий к апостолу Павлу, приводящему как пример спасения по вере блудницу Раав (Евр. 11, 31). О поступке хананеянки Раав рассказывается во 2-й главе Книги Иисуса Наввина. Она спрятала у себя разведчиков (соглядатаев) Иисуса Наввина, осадившего Иерихон, и помогла им выйти из города. Она поступила так, потому что считала, что выполняет волю Божию).

[75] Святый Божии... — Такое наименование Христа в Мк. 1, 24. В Ветхом Завете встречается «святый святых»; может быть, это связано.

[76] ...толико пострадавше ... съблудиша... — Об иудеях в пустыне.

[77] В ѣ ра бо по крещении... — Вера, полученная при крещении (как оглашение, т. е. объявление себя христианином), требует подтверждения дальнейшей жизнью. Апостол Павел указывает необходимость действенной веры и для тех, кто живет по ветхозаветному закону: «Не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Галат. 5, 6).

[78] ... на гору въсходить ... раздрушает силу. — Об искушении Иисуса Христа дьяволом и о посрамлении дьявола см. Мф. 4, 1—11; Лк. 4, 1—10.

[79] Авраамь бо отець... — В Синод. отец наш. Возможно, что в рукописи утрата. Естественно, что праведный Авраам называется отцом нашим или праотцем. С другой стороны, дело, без которого вера мертва, для Авраама в данном случае связано с тем, что он — отец, возложивший сына на жертвенник из послушания Богу.

[80] ... не от д ѣ лъ ли оправдися... — В Священном писании у слова «оправдися» два значения, существующие одновременно. С одной стороны, обычное — доказал (показал) свою невиновность. Второе — оказался причастным к Правде Божией, т. е. Верным (истинно верующим, доказавшим свою веру).

[81] ...възнесъ Исаака, сына своего, на жрътвникъ... — О жертвоприношении Авраама в Книге Бытия, гл. 28; об обетовании насчет Исаака — Быт. 15.

[82] Святого Кирила. — Кирилл (ск. в 444 г.), архиепископ Александрийский, отец церкви, богослов. Среди прочих сочинений — толкования на библейские книги.

[83] ... Павель же глаголеть его от в ѣ ры оправдана... — Апостол Павел в Послании к евреям говорит об Аврааме как о ярчайшем примере оправдания по вере (Евр. 11, 8—19). Святой Кирилл в толковании, используя текст апостола Павла, подчеркивает в поступках Авраама, в которых проявляется его вера, беззаветная и непрекословная, черты «дел веры», т. е. веры деятельной.

[84] ... в ѣ ры ради оставление ... — Ср. Пс. 31, 2: «Блажен человек, которому Господь не вменит греха».

[85] ...събышася Книгы... — Имеется в виду, что стих «Верова Авраам Богу, и вменися ему в правду» (Иак. 2, 23) является цитатой из Ветхого Завета (Быт. 15, 6).

[86] ... и другъ Божий наречеся. — Выражение «друг Божий», по-видимому, принадлежит апостолу Иакову (только применительно к Аврааму). В Священном писании упоминается, что Бог возлюбил Авраама (Ис. 41, 8) и называл его возлюбленным (2 Парал. 20, 7).

[87] Такоже и Равь ... изведши... — Текст, близкий к апостолу Павлу, приводящему как пример спасения по вере блудницу Раав (Евр. 11, 31). О поступке хананеянки Раав рассказывается во 2-й главе Книги Иисуса Наввина. Она спрятала у себя разведчиков (соглядатаев) Иисуса Наввина, осадившего Иерихон, и помогла им выйти из города. Она поступила так, потому что считала, что выполняет волю Божию.

[88] Севирианово. — Севериан (ск. после 408 г.), епископ Гавальский, проповедник, богослов, автор толкований на библейские книги.

[89] Слыши Писаниа, съв ѣ д ѣ тельствующа ея оправданиа... — После взятия Иерихона, Раав и весь ее дом были пощажены Иисусом Наввином, и в этом проявилось ее оправдание (Нав. 4, 24).

[90] ... бисьръ въ кал ѣ св ѣ тяся... — Это выражение есть в Повести временных лет в похвале княгине Ольге в 969 (6477) г.: «в невѣрныхъ человѣцехъ свѣтящеся, аки бисеръ в калѣ» (БЛДР, 1, с. 116). О выражении «бисер в кале» см.: Лихачева О. П. Яко бисер в кале // ТОДРЛ. Т. 50. С. 110—112.

[91] Не мнози учителе буд ѣ те... — Апостолы и евангелисты неоднократно предупреждали против самозванных учителей: тех, кто поучает других, не будучи опытен сам, а также тех, кто недостаточно благочестив, ибо считает себя лучше других людей и тем дает себе право учить, как например фарисеи и книжники. Ср. Мф. 23, 7; Римл. 2, 21; 1 Кор. 13, 29 и др. Апостол Павел подчеркивает, что учительство есть дар свыше, предназначение от Бога (Ефес. 4, 11), данное немногим. А кому такой дар не дан, тот не должен учительствовать, ибо это принесет только вред.

[92] ...гнилословие... — Ср. Ефес. 4, 29: «Никакое гнилое (σαπρός) слово да не исходит из уст ваших».

[93] Слово ваше да есть въ благодати солию растворено. — Ср. Кол. 4, 6: «Слово ваше да будет с благодатью, приправлено солью».

[94] ...и благодать дасться слышащимъ. — Ср. Ефес. 4, 29: «Дабы оно доставило благодать слышащим».

[95] Положи, Господи ... о устнах моих. — Пс. 140, 3—4.

[96] Съхраню пути моа ...им ѣ ти. — Ср. Пс. 38, 2. Цитата «Съхраню пути моа, не съгрѣшити ми языком моим», а далее реминисценция: «Добро убо есть хранилище, еже не съгрѣшающь языкь имѣти» — Пс. 140, 3 («Положи хранило») и Пс. 38, 2 («съгрѣшити ми языком»).

[97] ...хвалится ... — Хвалитися, вельми хвалитися — μεγαλαυχεῖν. Здесь этот глагол имеет значение «иметь большое значение, много делать, иметь большую силу». Теодорович считает μεγαλαυχεῖν гапаксом Нового Завета.

[98] Κако убо не палить ... в ѣ чный... — Ср. Мф. 22, 13.

[99] Да не постражеть...улучя утехы. — Трудное для перевода (может быть, испорченное) место. Здесь в славянском переводе смешались слова πλοόσιος (богатый) и πλησίος (ближний). Этот малопонятный текст можно считать аллюзией к евангельскому рассказу о богатом и Лазаре (Лк. 16, 24) — богач в аду просил Бога послать Лазаря, чтобы тот «омочил перст» и охладил ему язык, потому что он мучается в пламени. Может быть, надо было бы перевести так: «чтобы не пострадать ему, как тот богач, язык которого горел в пламени».

[100] ...громаду... — В Синод. — вещь, в греч. ὕλη — вещество. Теодорович указывает (с. 82—83), что ὕλη — вещество, гапакс Нового Завета. Основное значение — лес. Смысл сохраняется и при этом значении: лес сгорает от малого огня. В Сирийском — лес, в Вульгате — silvam (лес).

[101] ...д ѣ виц ѣ ... — Здесь ошибка, довольно частая в славянских рукописях (дѣвица / зѣница / лѣвица — часто путаются). В греч. κόρη: 1) девица; 2) зрачок. Здесь должно быть: зеницу ока.

[102] Расколъ. — Здесь ошибка славянского перевода. В греческом тексте слово σχῆμα (вид, форма), переводчик спутал его со словом σχίσμα (раскол, распря).

[103] Мнози падоша усты меча ...узы его м ѣ дяны... — Сир. 28, 21—23. Выражение «усты меча» есть также в Лк. 21, 24.

[104] ...лѣпота неправдѣ.ὁ κόσμος τῇς ἀδικίας. В Синод. переведено прикраса неправде. Греческое слово δ κόσμος имеет три значения: 1) порядок, устройство; 2) украшение, прикраса; 3) мир, свет, вселенная. Славянский перевод берет второе значение. Некоторые толкователи, как указывает Теодорович, понимают этот текст так же и толкуют его в том смысле, что язык прикрывает, приукрашает неправду, имея в виду «непризванных учителей», о которых шла речь выше. Однако правильно было бы взять третье значение слова: κόσμος — мир, хотя и в переносном смысле (огромное количество, бездна, вся совокупность). В таком значении это слово употребляется и в Ветхом, и в Новом Завете.

[105] ...паля около твари нашеа... — ϕλογίζουσα τὸν τροχὸν τῇς γενέσεως, Синод. паля коло рождения нашего. Коло (около) твари, коло рождения, круг жизни, колесо бытия. Теодорович (с. 84—85) указывает, что «колесо рождения» (т. е. колесо, бегущее от рождения), или «колесо жизни» — это метафора, в которой жизнь человека изображается как колесо, которое катится от рождения до смерти, а язык, оказавшись в середине колеса, опаляет всю нашу жизнь.

[106] Святаго Василиа. — Василий Великий (329—379), архиепископ Кесарии Каппадокийской, знаменитый богослов, один из отцов церкви, автор многочисленных сочинений, в том числе толкований на Священное писание.

[107] Любяй бо мя, рече, запов ѣ ди моа съблюдеть. — Ин. 14, 15.

[108] ...удержи языкь свой от зла и устн ѣ твои не глаголати льсти. — Пс. 33, 14.

[109] Мечь есть языкь наостренъ... — В Священном писании встречается выражение «язык мечь обоюдоострый» (Пс. 149, 6; Прит. 5, 3—4; Евр. 4, 12).

[110] ... аще бо не оставимъ, не оставится намъ. — Мф. 6, 1.

[111] ...премудръ и хытръ ... — Хытръ (в Синод. худогъ, русск. Синод. разуменъ) надо понимать: искусен, образован, научен. В словаре Срезневского: тот, кто знание имеет, disciplinatus. Рассуждение Теодоровича: Премудр (σοϕός) — тот, кто глубоко проникает в тайны Божественного откровения, а худог (ἐπιστήμων) — тот, кто умеет приложить мудрость к жизни и тем оценить на практике ее истинное значение. Ср. 1 Кор. 12, 8: «Одному дается Духом слово мудрости, другому — слово знания».

[112] ... въ кротость премудрости. — В Синод. в кротости и премудрости. Мудрая кротость — это очень важное для апостола Иакова понятие. Это понятие доброго жития, доброго поведения, как в отношении ближнего своего, так и в отношении своего внутреннего мира. Это качество дает возможность человеку продвигаться по пути совершенства (чтобы наследовать Царствие Небесное) и право учительства. Противоположность — горькая зависть и сварливость (рвение) — ζῇλον πικρὸν ἔχετε καὶ ἐριϑείαν — о которых говорится ниже.

[113] ...душьна ... — «Душевный» (ψυχίκος) противопоставляется «Духовный» (πνευματικῶς).

[114] ...неприязнина. — Ср. 1 Ин. 3, 8: «виновник всего злаго дела есть дьявол».

[115] Идеже бо зависть ...ту нестроение. — Ср. Синод.: «где зависть и рвение, там всяка злая вещь» (πᾶν ϕαῦλον πρᾶγμα). Нестроение — ἀκαταστασία — ср. 1 Кор. 14, 33: «Ибо Бог не есть Бог нестроения, но Бог мира».

[116] А вышняя премудрость ... плодъ благыхъ... — О Премудрости см. выше (...премудръ и хытръ...), а также коммент. к с. 84. Здесь перечислены качества Премудрости. Чиста (ἁγνή) — не в смысле «целомудрена», а в смысле «свободна от всякой нечистоты». В Вульгате — pudica. Ср. Прем. 1, 4: «В злохудожную душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси, повинном греху». Мирна — ср. Прит. 3, 17: «Вся стезя ее мирна». Пропущен эпитет «кротка», который есть в Синод. и в греческом текстах — скромна, негневлива, проникнута любовью. Ср. 1 Тим. 3, 3 (кротку — ἐπιεικῇ); Тит. 3, 2 (тихим — ἐπιεικεῖς); Фил. 4, 5 (кротость — ἑπιεικὲς). Благопокорлива — послушна закону Божию, как Христос (Фил. 2, 8).

[117] ...скверну... — Слово «скверна» имеет два значения: 1) ῥύπος; ῤύπαραν — мерзость, грязь; 2) σπιλάδες — порок в нравственном смысле.

[118] ...бе-сумн ѣ ниа и без лицем ѣ рия... — Ср. Синод. несумненна и нелицемерна (ἁδιάκριτος καὶ ἁνυπόκριτος). Рассуждение Теодоровича: будучи беспристрастна, она «не выслеживает сучков» в глазу брата; будучи нелицемерна, не скрывает бревна в своем глазу.

Семь качеств истинной мудрости (чиста, мирна, кротка, благопослушлива, милостива, несомненна, нелицемерна), как семь цветов радуги, сливаются в один «цвет мира», т. е. свойства истинной мудрости совпадают со свойствами истинной любви, иначе: мудрость есть в сущности христианская любовь.

[119] Плод же ... творящим миръ. — греч. καρπὸς τῆς ϑικαιοσύνης. В Погод. 30 — ...благъ праведенъ. Эта короткая фраза, завершающая увещание о Премудрости, очень важна — она не только подводит итог увещанию, аккумулируя глубочайший смысл, но и подготавливает к восприятию следующей главы. Плод правды — справедливое устроение жизни по учению Христа, противопоставленное распрям и сварам, являющимися плодами ложной мудрости. Сеется — т. е. дается (но не просто дается — посеянное должно вырасти и дать плод; возможно, слово «сеять» метафорически выражает понятие «учить»). В мире, т. е. мирно (противоположно зависти и распрям, которыми утверждается ложная мудрость). Это благо (плод правды) дает только тем, кто творит мир, миротворцам (выполняющим заветы Христа).

[120] ...о мачании зелий. — В греческом тексте: βαπτισμάτων — омовения; зелия — добавление переводчика. Мачание зелий (мочение трав?) — можно понять как настой трав. В свете цитаты из Павла, на которую толкователь ссылается, может быть, здесь речь идет о неосуждении за еду и ритуальные омовения (в которых, возможно, употреблялись благовония или настои растений). Может быть, следовало переводить: «о сохранении пищи и разных омовениях».

[121] ...къ коласаемъ бес ѣ дуеть Павелъ. — См. Кол. 2, 16 и др.: «Итак, никто да не осуждает вас за пищу и питье, или за какой-либо праздник, или новомесячие, или субботу...».

[122] Откуду брани ... не можете улучити... — Вражда и распри (πόλεμοι καὶ μάχαι), непозволительные для христиан, проистекают от страстей (ἐπιϑυμία, здесь метонимия ἡδοναί), гнездящихся в членах тела человека. Мысль о том, что грех порабощает человека через плоть, угнездившись в членах и борясь с духом и побуждая человека к распрям и сварам, высказывается и другими апостолами. Апостол Павел (Римл. 6, 12—14) предостерегает, что человек станет рабом греха, если позволит своим членам стать орудием греха, а не орудием праведности. Закон, царствующий в членах, противоборствует закону ума (Римл. 7, 26), и эта борьба делает человека рабом «этого тела смерти». В другом месте (Римл. 16, 17—18) апостол Павел говорит, что грешные люди (те, которые производят раздоры и соблазны) служат не Господу, а своему чреву. В 1-м послании апостола Петра также упомянуто, что плотские похоти восстают на душу (1 Петр. 2, 11). Эта борьба разрушает внутренний мир человека, если он не умеет себя обуздать. Она еще и тем опасна, что, как пишет далее апостол Иаков, лишает человека возможности получить желаемое, потому что ни желание, ни борьба за его выполнение (зависть, убийство, не в прямом смысле, конечно, а в духовном, т. е. ненависть, недоброжелательство) не приносят выполнения желания. Потому что только через молитву возможно получение просимого.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!