Подготовка текста, перевод и комментарии О. П. Лихачевой 6 страница



Толкование. Долготерпение — друг κ другу, a ожидание — κ внешним. Te же, кому кажется, что они здесь оставлены, там многой славой насладятся.

Егда же узрять иже великая мышльше, ураненых от нихъ, и небрегомыхъ, и посмихаемых ими, и тѣхъ искрь сущѣ Бога, тогда възрыдають и въсплачють, на такой свѣтлѣ земли зряще ихъ.

Когда же те, кто великомудрствует, увидят, что те близ Бога, кому они наносили раны, которыми пренебрегали, над которыми смеялись, тогда возрыдают они и восплачут, видя тех в такой светлой земле.

64. Сущее

64. Сущее <Иак. 5, 9—11>

Не въздыхаите на ся,[166] братие, да не осудитеся.[167] Се Судии[168] предъ дверми стоить. Притчю приимѣте, братие моа, страстий терпѣнию, пророкы, иже глаголаша именьмь Господнимь.[169] Се блажимь терпящая. Тръпѣние Иовово слышасте...

He сетуйте друг на друга, братья, чтобы не быть осужденными. Вот Судия стоит y дверей. Пусть будет нам примером перенесения страстей, братья мои, то, как переносили страдания пророки, которые говорили именем Господним. Восхвалим терпящих. Вы слышали ο терпении Иова...

Толк. Аще бо и благодарьствим с радостию великою, велиа та бываемаа. Есть бо благодарьствити страха ради токмо, и есть благодарьствовати и въ печали сущу, якоже Иовъ благодари. Въ болѣзни глаголаше: «Господь дасть, Господь отъятъ; яко годѣ Господеви, тако и събысться». Да никтоже глаголеть, яко не скорбь бѣ ему бываемое, ни ли печалию покрыся, ниже великоѣ похвалы отъемлете праведнику. Егдаже сицева быша не страха ради, ни владычьствия токмо, нъ вещий ради естьства, толика похвала? Рьци ми убо, когда блажиши Иова? Егда ли имяше толико вельблуд, и стада, и волы, или егда онъ глас испусти: «Господь дасть, Господь отъятъ»? Ибо и дияволъ насъ тѣмь отъщечивает, да не имѣние наше отъиметь, вѣсть бо, яко ничтоже есть, нъ да принудить ны рещи что хулно.

Толкование. Если мы благодарим Бога с радостью великою, та радость бывает велика! Можно приносить благодарность только из страха, a можно возносить благодарность, будучи в горе, как благодарил Иов. Β болезни говорил он: «Господь дал, Господь и взял; как угодно Господу, так и стало». И пусть никто не говорит, что не удручило его случившееся и что печалью не покрылся он, пусть не отнимают величие похвалы y праведника. Если это было не из страха, не из покорности только, но по природе вещей, какова похвала? Скажи-ка, когда ты хвалишь Иова? Тогда ли, когда имел он верблюдов, и стада, и волов, или тогда, когда он возопил: «Господь дал, Господь и отнял»? Ведь и дьявол нас не тем опустошает, когда добро наше отнимает, ибо знает, что оно — ничто, a тем, что принуждает нас изрекать хулу.

65. Сущее

65. Сущее <Иак. 5, 11>

...и кончину Господню видѣсте, яко премилостивь есть и щедръ.

...знаете, как это окончил Господь, ведь он премилостив и милосерден.

Толк. От случивших бо ся вещий явися и диаволя лъжа, и Божие нелъжное съвѣдѣтельство.

Толкование. Ибо в том, что произошло, видны нам и ложь дьявола, и Божественное неложное свидетельство.

66. Сущее

66. Сущее <Иак. 5, 12—16>

Прѣжде же всего, братие моа,[170] не кльнѣтеся ни небомь, ни землею, ни иною которою клятвою, нъ да будеть слово ваше еже «ей»—«ей» и еже «ни»—«ни», да не въ осуждение въпадете.

Прежде всего, братья мои, не клянитесь ни небом, ни землей, ни какой другой клятвой, но да будет слово ваше: «да»—«да» или «нет»—«нет», чтобы не впасть вам в осуждение.

О долготерпѣнии, и о прѣтерпѣнии страстий,и о истинѣ

О долготерпении, и ο перенесении страданий, и об истине

Аще страждет кто въ вас, да молитву дѣеть. Добродушьствуеть кто, да поеть. Болить кто въ васъ, да призоветь попы церковьныя, и молитву да сътворять над нимь, помазавше и масломь въ имя Господне.[171] И молитва вѣрна спасеть болящаго, и исцѣлить и Господь. Аще и грехы будеть сътворилъ, отдадятся ему. Исповѣдайте же себѣ грѣхы своа, и молитву дѣите другъ за друга, да исцѣлѣете. Много бо можеть молитва праведнаго поспѣваема.[172]

Страдает ли кто из вас, пусть молитву творит, кто благодушествует — пусть поет <псалмы>. Болен кто из вас — пусть призовет священников церковных, и пусть они молитву сотворят над ним, помазавши его елеем во имя Господне. Молитва веры спасет болящего, и исцелит его Господь. И если сотворил он грехи, простятся ему. Признавайтесь друг другу в грехах, творите молитву друг за друга, чтобы исцелиться. Много может молитва праведника, если ей помогают.

Того ради древнимь клятва възаконися,[173] да не о идолѣх кленутся. Кленѣте бо ся, вѣща, Богомь истинныим.[174]

<Толкование>. Для того y древних клятва была узаконена, чтобы клялись они не идолами. Ибо сказано: «Клянитесь Богом истинным».

Да будеть житие ваше извѣстѣ клятвы. Аще ли кто дерзънет принудити вы ротѣ, да будеть вамъ «ей» — «ей», «ни»—«ни», въ клятвы мѣсто.[175]

<Толкование>. Да будет жизнь ваша подтверждением клятвы. A если кто дерзает принудить вас κ клятве, да будет ваше «да»—«да» и ваше «нет»—«нет» вместо клятвы.

Того ради възбраняеть ны небомь и землею, да не дамы твари чьсти Богомь творяще ю. «Кленущии бо ся, вѣща, большимь да кленутся»,[176] — якоже апостоль рече.

Потому запрещено клясться небом и землею, чтобы не воздавали мы чести творению, превращая его в Бога, создавшего его. «Кто клянется, — сказал, — пусть клянется высшим», так сказал апостол.

Максимово[177] о молитвѣ праведна. По двѣма образома вѣдѣ бывающю молитву праведнаго. По единому убо, егда по заповѣдем дѢлъ Божии, и тако творить приносъ молитвѣ моляйся, и не токмо въ высоцѣ словеси, ни въ тщегласии языка, отпадати бездѣлнѣ и лежати непоступнѣ, нъ въ дѣлѣ и живѣ законными заповѣдми одушевляема. Молитвѣ бо и молению съставъ добродѣтель есть, имже крѣпку и всесилну праведникь имать молитву, съпоспѣваему заповѣдий ради. По второму же образу, егда молитва праведнаго молящися дѣла молитвьнаа творить, первѣе исправляя житие, и молитву сътваряя праведнаго силну своего ради добраго жития възмагаему. Не бо ползует что праведнаго молитва требующему ея, множае добродѣтелий съгрѣшениемь сущемь. Понеже и великый нѣкогда Самуилъ плакаше, съгрѣшившу Саулу, нъ не укрѣпѣ Бога умолити, не приимь помощника плачю Саулова исправлениа. Тѣм и неразумнаго плачя престати своему слузѣ вѣща к нему: «Доколѣ ты плачеши Саула? И азъ уничьжихъ и не служити въ Израили».[178] И пакы Иеремии милосердующу о людех иудѣйскых, о льсти неистовившихся идольстѣй, не услышася моляйся, не имѣяй молитвѣ силы от льсти обращениа безбожныхъ иудѣй. Имже въ тъще мольшуся ему, рече ему Богъ: «И ты не молися о людех сихь, ни проси помилованиа имъ, ни приступай о них, яко не послушаю тебе».[179] Рекохом же убо: «Много можеть молитва праведнаго поспѣваема, дающе ему дерзновение[180] къ дати могущему праведныхъ прошения».

<Толкование> Максимово ο молитве праведного. Я знаю двух видов молитву праведного. Согласно одному, когда молящийся совершает молитвенное прошение по заповеди дел Божиих, не только славословием, пустозвучными словами, которые отпадают без пользы и лежат втуне, но самим делом и жизнью, воодушевляясь заповедями Закона. Существо молитвы и моления — добродетель, поэтому y праведника молитва крепка и всесильна, она усилена заповедями. Согласно другому виду, молитва праведника исправляет жизнь благодаря добродетельной жизни, которая делает молитву сильнее. Ведь не поможет молитва праведного тому, кто в ней нуждается, если грехи превосходят добродетели. Поэтому и плакал когда-то великий Самуил, когда согрешил Саул, но не смог умолить Бога, ибо не было y него помощника плача на исправление Саула. Потому и повелел Господь слуге своему прекратить неразумный плач и сказал: «Доколе будешь печалиться ο Сауле? Это я унизил его, чтобы не был он служителем Израилю». И то же ο Иеремии, который жалел иудеев, впавших в идолопоклонство, и не был услышан, молясь, ибо не имел силы молитвы, чтобы обратить от заблуждения идолопоклонства безбожных иудеев. И потому, пока он напрасно молился, сказал ему Бог: «И ты не молись ο людях сих, не проси помиловать их, не заступайся за них, потому что не послушаю тебя». Так что сказали мы: «Большую силу имеет молитва праведника, она дает ему смелость <обратиться> κ тому, кто может исполнить прошение праведника».

Поучениа комуждо подобна суща съ вѣрою

Поучение каждому сообразно с верой

67. Сущее

67. Сущее <Иак. 5, 17—18>

Илиа человѣкь бѣ подобенъ нам,[181] и молитвою помолися[182] не быти дождю, и не одожди по земли лѣта три и шесть месяцъ. И пакы помолися, и небо дождь дасть, и земля прозябе плоды своа.

Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя, и не было дождя на земле три года и шестъ месяцев. И снова помолился, и небо дало дождь, и земля произрастила свои плоды.

Толк. Въ Третиимь Царьствѣ рече: «И рече Илия пророкь от Фезвонъ Галадьскых къ Ахаву: “Живъ Господь Богъ силъ, Богъ Израилевь, емуже предстою. Аще будеть въ си лѣта роса и дождь, аще не усты слова моего”».[183]

Толкование. Β Третьей книге Царств сказано: «И сказал Илия пророк, из Фезвон Галаадских, κ Ахаву: “Жив Господь, Бог сил, Бог Израилев, перед которым я стою. Да будут в эти годы роса и дождь только по слову моему”».

<Толк.> Златоуст. Да понѣ тако гладомь таеми, къ Творьцу достигнуть, да глад начало спасению имъ будеть. «Ничтоже бо, вѣща, можеть наказати, нъ токмо гладъ». Да тако наказеми, къ всѣхъ зиждителю обратятся. И по малѣ изиде слово пророка, и абие въздухъ премѣнися, небо мѣдяно бысть,[184] не естьство измѣняя, нъ дѣйством въстягнуто. Абие стухиѣ преобразишася. Паде слово пророче, яко паче о огнь жьгый бокы земли, и вся абие исъхоша, и вся без лѣпоты и не явима быша.

Толкование Златоуста. Если таким образом, как тая от голода, придут κ Творцу, голод будет для них началом спасения. «Ибо ничто, — сказал, — не может научить их, кроме голода». Пусть через это наказание κ Создателю всего обратятся. Вскоре вышло слово пророка, и тотчас воздух переменился, небо стало медным, но не естеством оно изменилось, но действием взнуздано. И тотчас стихии преобразились. Пало слово пророка, как огонь, обжигая бока земли, и она вдруг вся иссохла, и стала без красоты, не имея вида.

Яко послужити подобаеть спасению искрьняго

О том, что следует послужить спасению ближнего

68. Сущее

68. Сущее <Иак. 5, 19>

Братие, аще кто въ вас заблудить от истины и обратить и кто, да вѣсть, яко обративый грѣшника от заблуждениа пути его, спасеть душу от смерти и покрыет множьство грѣховъ.[185]

Братья, если кто из вас уклонится от пути истины и кто-то вернет его на этот путь, пусть знает, что тот, кто обратил грешника от ложного пути, спасет душу от смерти и покроет множество грехов.

Толк. Златоуст.[186] И како подобаеть обращати? Якоже паче земледѣлателе. Ти убо сѣмена мещуть единою, не пребѣваеть же всегда, нъ многа трѣбуеть устроениа, да на землѣ омьгльнѣвши дасть сѣяная птицямъ. Тако и мы, аще не чясто память въмѣненым въсылаем, на въздухь все повръгохом. Ибо диаволъ въсхытает и наша лѣность погубляет, и сълнце сушить, трьние подавляеть, якоже не довлѣеть единою тъкмо сѣяныих истребити, нъ много трѣбѣ прѣсѣдѣние — отгоняща птиця небесныя, трьние сѣкуща, камяную землю чистяща. Нъ о земли се бывает, бездушна бо лежить, къ страсти готова сущи. О духовнѣй же земли не тако. Ни учителю есть все то, но множае и до полу ученику: намъ убо есть сѣяти сѣмена, вамъ же творити глаголаная. Яко слугы бывайте ближних спасению.

Толкование Златоуста. Как подобает отклонять от заблуждения? Так же, как <трудятся> земледельцы. Они раз посеют семена, но те не остаются без перемен, a нуждаются в уходе, чтобы в тумане на земле посевы не достались птицам. Так и мы: если не часто ο своих обязанностях вспоминаем, на воздух все бросаем. Дьявол крадет, леность наша губит, солнце сушит, сорняки давят, потому что не достаточно только однажды посевы освободить, но много требуется усердия — отгонять птиц небесных, вырывать сорняки, очищать землю от камней. Но так бывает с землей — она ведь бездушна лежит и κ страде готова. A что касается духовной земли, там не так. He учителю все это <надлежит сделать>, но, если не целиком, то половину, ученику: нам надлежит сеять семена, a вам — творить по слову изреченному. Как слуги будьте для спасения ближнего.


[1] ... рас ѣ яниемь от обоюнадесяте кол ѣ ну... — т. е. к христианам из иудеев (иудео-христианам), принадлежащим к двенадцати коленам Израиля, т. е. к двенадцати племенам иудейским, живущим вне Палестины.

[2] ... Евсевий...Имеется в виду Евсевий, епископ Кесарийский (IV в.) (или Евсевий Памфил), византийский историк и богослов, автор «Церковной истории». Евсевий подвергал сомнению авторство Иакова (Евсевий Памфил. Сочинения / Пер. с греческого. Т. 1: Церковная история. СПб., 1843. С. 155).

[3] Якоже бо се мирьстии. ... «Церковн ѣ й пов ѣ сти». — Этот текст, которым оканчивается в рукописи F.п.I.24 «вступительная часть» (после него нарисована концовка, отделяющая «вступление» от текста «Послания»), на самом деле является толкованием к первому стиху «Послания» (Иак. 1, 1). В греческом тексте по изданию Крамера оно находится сразу после стиха Иак. 1, 1; также и в рукописи Погод. 30.

[4] Книги ... жидомъ. — Этого заголовка в рукописи F.п.I.24 нет; вносим его по рукописи Погод. 30 (1 стр.).

[5] ... радоватися. — Используя традиционную форму приветствия — пожелание радоваться, вообще, доброе пожелание — греч. χαίρετε — апостол Иаков вкладывает в нее дополнительный смысл, который раскрывается в следующем стихе (Иак. 1, 2).

[6] ...обр ѣ зания сый апостоль... — т. е. апостол для иудеев.

[7] Дидимъ. — Дидим (308—395), византийский богослов, ученик Афанасия Великого, составитель комментариев к книгам Священного писания.

[8] ...напасти... — Слова «напасти», «искушения», «искусы», а также «скорби» и «испытания» употребляются как синонимы. Каждое из этих слов имеет не меньше трех значений, но в каждом слове эти три значения проявляются, если так можно сказать, в разных пропорциях. Поэтому для понимания текста следует внимательно следить за контекстом. Эти три значения: 1) беда, несчастье — ἐπήρεια; 2) борьба — ἄθλημα; 3) искушение (испытание, опыт) — πείρασμα. Три значения этих слов поразительно выражают мысль апостола Иакова о том, что беда посылается, для того чтобы человек боролся и таким образом был испытан в своих нравственных и духовных достоинствах.

[9] ...терп ѣ ние — ὑπομονή. Через терпение человек получает победу в борьбе с искушениями. О терпении у Иакова более подробно в 5-й главе (Иак. 5, 7—11). Апостол Павел учит тому же: «И не только сим хвалимся, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в души наши Духом Святым, данным нам» (Римл. 5, 6).

[10] ...д ѣ ло съвершено... — ἔργον τελείον; совершенство (τέλεια) — это то, чего человек достигает через искушение, преодолевая грех и слабость, имея целью приобрести венец и наследовать Царствие Небесное. Совершенное дело — с одной стороны, дело совершенствования, процесс, ведущий к достижению совершенства. С другой стороны, это «деятельная добродетель», или добродетель добрых дел, без которых вера мертва. Об этом апостол Иаков пишет в главе 2 (Иак. 2, 14—26).

[11] Златоуст. — Иоанн Златоуст (347—407), архиепископ Константинопольский, один из отцов церкви, выдающийся богослов, философ, гимнограф, автор многочисленных богословских и нравственно-учительных сочинений, в том числе и толкований на книги Священного писания. Его труды использовались преп. Феофилактом и другими толкователями при составлении катен.

[12] Аще приступаеши работати Христу, приготовай си душу к напастемъ. — Сирах. 2, 1.

[13] Въ мир ѣ печаль имате, нъ дерзайте. — Ср. Ин. 16, 33.

[14] Т ѣ сный и скорбный путь — узкие врата, ведущие в Царствие Небесное (Мф. 7, 13—14); переносное — путь самоограничения, отречения от земных благ, подвиги. Мф. 11, 12: «Царствие Небесное нудится» (берется силой), т. е. завоевывается трудами и страданиями. Ср. «Многими скорбями надлежит войти в Царствие Небесное» (Деян. 14, 22).

[15] ... вн ѣ шними подвигы никтоже бес тоя в ѣ нца прииметь... — Венец — награда победителю, которую гимнаст получает в борьбе, добиваясь ее длительными упражнениями, трудами и терпением. Здесь Венец (Венец Жизни) — Царствие Небесное; это награда человеку, который пройдет через искушения к совершенству; она достигается терпением, перенесением скорбей, смирением, трудами, постом, бдением и т. д. Об этом есть и в Ветхом Завете: «В огне искушается злато, а человеци приятни в пещи смирения» (Сирах. 2, 6).

[16] Уза бо есть печаль ... оградить. — Это толкование в рукописи F.п.I.24 читается как примечание к 3-му отрывку (Иак. 1, 5—6), т. е. 2-й отрывок здесь остается без толкования и сливается с 3-м. Однако мы дерзнули поместить это толкование (как в рукописи Погод. 30 и в греческом тексте по изданию Крамера) после 2-го отрывка, к которому оно подходит по смыслу.

[17] ...пр ѣ мудрости... — В данном случае имеется в виду более частное значение слова «премудрость» (σοφία): правильное понимание Божественных предначертаний, определяющих правильность христианского поведения (Прит. 1, 2; Ефес. 5, 13; Кол. 4, 5). О Премудрости в высоком смысле у апостола Иакова в гл. 3, стих 17.

[18] ... ничтоже сумняся... — ничуть не сомневаясь, без всякого сомнения; в Синод. «ничтоже рассуждая». Это выражение, вошедшее в современный русский язык как фразеологизм, восходит к Деяниям апостолов (Деян. 10, 20; 11, 12). Это то, что Бог сказал апостолу Петру, призывая его идти за ним. Это то, что требуется от верующего человека в отношении воли Божией. Апостол Иаков употребляет это выражение, говоря о молитве.

[19] ...не въведи нас въ искусъ... — Мф. 6, 13; Лк. 11, 4 — из Молитвы Господней («Отче наш»), которой Христос научил людей.

[20] ... да съвръшени, и всенасл ѣ дни явитеся, ни въ чемже недостаточьствующе. — Следует обратить внимание, что эта фраза — повторение 4-го стиха 1-й главы Иакова «да будете съвершени отинудь и исполнени и ни единого лишени суще». В греческом в обоих случаях: ἴνα ἦτε τέλειοι καὶ ὁλόκληροι ἐν μηδενὶ λειπόμενοι. Слово «всенаслѣдни» в толковании соответствует слову «исполнени» у Иакова, а в Синодальном — «всецѣли». Греч, ὁλόκληροι — целый, неповрежденный; иначе говоря «полный», «обладающий всей полнотой». Все варианты славянского перевода выражают идею совершенства, достижения цели во всей полноте, получения Царствия Небесного. Чтение «всенаслѣдни», может быть, подчеркивает, что совершенство (т. е. получение Венца) осуществляется как наследование (ср. Мф. 25, 34 — «Наследуйте Царство»), т. е. награда обещана, и человек получает сыновство.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!