ЖИТИЯ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ 35 страница



Чюдо святых отѣць Зосимы и Саватиа, како спасоша от потопа Феодора Парфѣева

Чудо святых отцов Зосимы и Савватия, как спасли от потопления Федора Парфеева

Поведа нам некий человекъ именем Феодоръ, житие имыи в Сумѣ-рецѣ вскрай моря, имея же велию вѣру к преподобным Зосиме и Соватию, началником соловецскым, и глаголя:

Поведал нам некий человек по имени Федор, живший в Суме-реке у моря, глубоко почитавший преподобных Зосиму и Савватия, первоначальников соловецких; и рассказал он следующее:

«Случися нам нѣкогда в лодиях ити по морю з Двины, а азъ сь своими наимникы в лодии, и внезапу приде буря велика в мори. Нам же в велице бѣдѣ сущи. И начахом молити Всемилостиваго Бога и Пречистую Богородицу и преподобных на помощь призывати Зосиму и Саватиа. Лодии же стоящи на якори, велми обуреваемѣ, и нам отчаявшимся живота. Мне же влѣзшу внутрь лодии, и сѣдя, от печали въздремах — и се вижу: на лодии нашей два старца сѣдяща и глаголюща кормнику: „Вороти лодию носом к вѣтру — и стройно будет". Азъ же възбнух, скоро притек к сущим во льяле, воду льющим,[241] и начах сказывати, яже видех. Единъ же от них рече: „Азъ льях много воды и утрудихся, и сон обьят мя. Седя дремах — и вижу два старца сѣдяща на лодии нашей в сий час, и един к другому глаголя: «Побреги, брате, лодии сея, азъ спешю къ обѣдне на Соловкы»”.

«Случилось однажды нам плыть на ладьях из Двины по Белому морю, и находился я вместе со своими работниками в одной из ладей. И вдруг поднялась сильная буря, и оказались мы в страшной беде. И стали молить Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу и призывать на помощь преподобных Зосиму и Савватия. Ладья же стояла на якоре, захлестываемая водой, и мы уже не надеялись остаться в живых. Я же влез внутрь судна и задремал от тоски — и вижу: сидят на нашей ладье два старца и говорят кормчему: „Повороти ладью носом к ветру — и будет надежно”. Я же проснулся и быстро прибежал к работникам в нижней части судна, черплющим воду, и рассказал им о видении. И один из них сказал: „Когда я черпал воду и устал, и сидя задремал, то увидел двух старцев, сидящих на нашей ладье, и один из них сказал другому: «Побереги, брат, ладьи эти, а я спешу к обедне на Соловки»”.

Мы же сие видѣхом, и слышавше глаголанная, велми возрадовахомся и прославихом Бога и преподобных Зосиму и Саватиа. И надежаю веселихомся о спасении нашем от истоплениа. И абие вѣтръ преста, и море на тихость преложися, и бысть нам повѣтрее благостройно и до пристанища, ко молитвами святых здрави достигохом в домы своя».

Мы же, увидев это и услышав рассказанное, возрадовались и прославили Бога и преподобных Зосиму и Савватия. И ободряли себя надеждой на спасение. И вдруг ветер утих, и море успокоилось. И дул нам попутный ветер до самого пристанища, и так, молитвами святых, целыми и невредимыми добрались до дома».

Чюдо святаго о Никонѣ

Чудо святого о Никоне

Многа от многых человекъ слышах о семь преподобнѣм Зосимѣ, игумене соловецском, по рекам и по наволокам[242] живущих во всем Помории. Аще ко гробу его кто с теплою вѣрою приходит, призывая на помощь, всяк тощь не отходит. Не точию же у гроба исцѣление бываеть, но и по морю и по суху: идеже аще кто призовет къ Богу в молитвѣ преподобнаго Зосиму, абие милость Божиа послѣдует и скоръ в помощи обретается. Нынѣ же ми слово предлежит, еже слышах извѣстно от повѣдающих сиа.

Много раз я слышал об этом преподобном Зосиме, игумене соловецком, от многих людей, живущих по рекам и по наволокам во всем Поморье. Каждый, кто приходит ко гробу его с теплою верою, призывая его на помощь, не уходит не получив просимое. И не только у гроба его бывают исцеления, но и на море, и на суше: где только кто помолится Богу и призовет преподобного Зосиму, тотчас последует милость Божия, и сам он скоро приходит на помощь. Ныне же предстоит мне слово о том, о чем я сам достоверно слышал из первых уст.

Есть в Помории наволок, Унежма[243] завомо мѣсто то. Нѣкий же человекъ, Никон имянем, тамо живый. Сему же прилучися болѣзнь тяжка зѣло: бѣсъ лют нападе на нь. И удолжися болѣзнь его яко до полутора года. И живота отчаяся, непрестанно мучим от бѣса на всяк день. Нападению же бѣсовскому сице вина бысть на Никона.

Есть в Поморье наволок, называемый Унежма. Жил там некий человек по имени Никон. Случилась с ним тяжелая болезнь: напал на него лютый бес. И болел он около полутора лет. И уже не надеялся остаться в живых, потому что каждый день мучил его бес. А причиной нападения бесовского послужило следующее.

Два волхва живяху в той веси, имѣюшу прю между собою и тяжущася на судѣ. Никону же прилучися свѣдетельство между има: и единому угоди, а другаго оскорби. Оскорбленный же похвалися на нь. И так, бѣсовскым ухищрениемъ и прелестию своею, злокозненым дѣйством нача кудесбити — и насылает бѣса на Никона, Богу попущающу съгрѣшений ради. Начатъ же бѣс мучити его без милости. Никон же разумѣ, откуду сиа скорбь наиде ему, яко похвалися на нь окаанный той волховъ. Посылаетъ же сына своего къ другому волхву, емуже приазнь сътвори, да бы ему помоглъ и бѣса прогнал от него. Он же расмотрив въ своем вълхвовании, отвеща сице: «Не мощно ми прогнати бѣса от тебе, понеже самому сатонѣ предан еси, но и кости твоя отдав бѣсам на раздѣление. Нѣчто ти мало помогу за твое добро — на един месяць, прочее же промысли о себѣ. Аз ти даю съвѣт: аще хощеши съвершенѣ избыти от беса того, то поѣди на Соловкы к тамошнему старцу. Инако бо не можеши избыти, понеже сатанѣ предан еси в даръ».

Жили в той деревне два волхва, находившиеся в ссоре и ведшие тяжбу в суде. Никон же был у них свидетелем: и одному угодил, а другого обидел. И обиженный пригрозил ему. А затем, с помощью бесовской и своими чарами, стал волхвовать — и наслал на Никона беса, по Божию попущению за его согрешения. И стал бес безжалостно мучить его. Никон же понял, откуда пришла к нему эта болезнь, которую наслал на него тот окаянный волхв. И послал сына своего к другому волхву, которому оказал услугу, чтобы тот помог ему и прогнал от него беса. Но тот поколдовал и сказал ему: «Не могу я прогнать от тебя беса, потому что предан ты самому сатане, и даже кости твои отданы на разделение бесам. Немного помогу тебе за твое добро, но только на один месяц, а дальше позаботься о себе сам. Дам же тебе совет: если хочешь совершенно избавиться от того беса, поезжай на Соловки к тамошнему старцу. А иначе не сможешь от него избавиться, потому что предан ты в дар самому сатане».

Никонъ же бяше зело мучим от врага, съвѣщавает своим, повелѣ вести собя на Соловки къ Всемилостивому Спасу и Пречистые Богородици, и ко гробом преподобных Зосимы и Саватиа. Абие бѣс нача мучити его без отпуска на многи дни, разумѣ бо окааный скорое свое побѣждение от святаго. И толма умучи болнаго, яко замертва лежаща. Сердоболи же его в недоумѣнии быша: вести ли в манастырь или не везти, понеже видѣща его конечное дышуща, и ничтоже надѣятися, развѣ смерть. Еще же ему дышащу, они же по перьвому съвѣту и по его вѣре, тѣх вѣру восприимше, иже при Христѣ разслабленаго принесше на одрѣ къ Христу[244] на исцѣление, и не обрѣтше кудѣ внести народа ради, они же верхъ храмины прокопавше, свѣсиша съ одром пред Исуса, Христосъ же по принесших вѣрѣ исцѣли разслабленаго. Сице и сих вѣра дѣйствова. Положиша болнаго в карбас еле жива, Богъ же подасть им угодно плаваниа, скоро достизають манастырь. И вземше болнаго на одръ, в гробницу преподобнаго внесоша.

Никон же, сильно страдая от беса, посоветовался со своими родными и велел везти себя на Соловки ко Всемилостивому Спасу и Пречистой Богородице, и ко гробам преподобных Зосимы и Савватия. И сразу же бес стал сильно мучить его — и не отпускал много дней, ибо понял, окаянный, что вскоре будет побежден святым. И так измучил больного, что тот лежал как мертвый. Родные же его были в недоумении: везти его в монастырь или не везти, потому что видели его на последнем издыхании и не на что уже было надеяться, кроме смерти. Но он еще дышал, и они, уповая на веру его, поступили, как решили ранее, — помня о вере тех, которые при земной жизни Христа принесли к Нему на одре расслабленного и, не найдя куда внести его из-за множества народа, разобрали крышу дома и спустили его с одром перед Иисусом, и Христос, видя веру принесших его, исцелил расслабленного. Такая же вера двигала и этими людьми. Положили они больного в карбас, еле живого, — Бог же послал им благополучное плавание — и вскоре достигли монастыря. И, взяв больного на носилки, внесли в гробницу преподобного.

Лежащу же ему у гроба святаго от третьяго чеса нощи даже до шестаго. Старець же нѣкий, имѣя к нему приязнь, прииде въ гробницу посетити болнаго. Дѣти же его седяху над нимъ. Старець же глагола им: «Отидите от него и шедше почиите, не подобает вам ту сѣдѣти». Самъ же един оста у него и начат рѣчи истязати от болнаго. Он же точию очи възведе, гледая сѣмо и овамо. Показует ему старець гроб преподобнаго. Он же едва мичаша, рѣчь же его не знаашеся. И отиде старец в кѣлию, его же остави единого. Помедлив же мало, пакы приходит къ гробници. И пришед кь дверем, молитву сътворяет, болный же, внутрь сѣдяй, отвѣща сладцѣ свѣтлым гласомъ: «Аминь». Старець же скоро вниде вь гробницу, обрете Никона здрава и сьмыслена, в ногах у гроба святаго приседяща.

Лежал он у гроба святого с третьего часа ночи до шести утра. Один же из братии, имея к нему сострадание, пришел в гробницу навестить больного. Дети же его сидели над ним. И сказал им инок: «Оставьте его и пойдите отдохните, не следует вам сидеть здесь». Сам же остался с больным и попытался завязать с ним разговор. Но тот только глаза приоткрыл и посмотрел по сторонам. Инок же показал ему на гроб преподобного, но тот только мычал в ответ, и речь его была непонятна. И ушел инок в келию, а его оставил одного. Немного спустя пришел он снова к гробнице. И, подойдя к двери, произнес молитву; больной же, сидевший внутри, ответил ему радостным голосом: «Аминь». Инок же поспешил войти — и увидел, что Никон сидит в ногах у гроба святого, в добром уме и полном здравии.

И начатъ въпрашати его, како исцѣление получи. Болный же рече: «Зосима чюдотворець исцели мя». Въпрашаше же ѝ старець: как и кыим образом? Онъ же отвѣща: «Приидоша множество бѣсов и начаша клопот велик творити, идѣже лежахъ. И стѣну начаша гробници подоймати: хотяху отсюду похитити мя. Гласы же страшными кричаху. Ови же крючие поддѣюще, влечаху мя. Кождо их поглотити хотяше, зубы скрегчюще. Аз же слышу глас из гроба преподобнаго, к себѣ зовуща мя, и рече: „Приближися ко мнѣ, а не устрашайся ловлениа их!” Аз же отвещах: „Не могу, господи мой, въсклонитися!” Он же рече: „Опирайся рукама и ногама — и Богъ поможеть ти”. Аз же едва въстах и приползох къ гробу святаго. Онъ же прият мя своима рукама и посади мя здѣ и рече ми: „Богъ помилова тя, яко к нам прибѣглъ еси; отселе не бойся лаяниа их, и не имаши их ктому узрѣти”».

И стал он расспрашивать Никона, как тот получил исцеление. Больной же ответил: «Чудотворец Зосима меня исцелил». И спросил его инок: как и каким образом? Он же рассказал: «Пришло множество бесов, и учинили страшный шум в том месте, где я лежал. И стали поднимать стену гробницы, желая меня отсюда похитить. И кричали страшными голосами. Другие же тащили меня, поддевая крючьями. И каждый хотел поглотить меня, скрежеща зубами. И услышал я голос из гроба преподобного, подзывавшего меня к себе; и сказал мне: „Приблизься ко мне и не страшись их угроз!” Я же ответил: „Не могу, господин мой, приподняться!” А он сказал: „Опирайся руками и ногами — и Бог поможет тебе”. И я с трудом встал и приполз ко гробу святого. Он же обнял меня, и посадил здесь, и сказал: „Бог помиловал тебя — за то, что ты к нам обратился; впредь не бойся их угроз и больше их не увидишь”».

Никон же повѣдая старцу бесовские рѣчи: «Якоже отъят мя у них преподобный, они же начаша тязати бѣса того, кои мя мучил, от негоже мя избави Господь молитвами святаго чюдотворца Зосимы: „Почто, — рече, — окаанне, пустил еси его сѣмо к прелагатаю сему? Или не вѣси его, колико нам много зла творяща! Что ради там не предал еси его горцѣй смерти, да не избежал бых от рук наших? Се был предан отцу нашему сатанѣ!” Той же к ним вѣщаше: „И добрѣ умучих его, но не вѣм, како гонзя от мене!”»

Пересказал Никон иноку и бесовские речи: «Когда отнял меня у них преподобный, тогда стали они винить того беса, который меня мучил и от которого избавил меня Господь по молитвам чудотворца Зосимы. „Зачем, — говорили они, — окаянный, пустил ты его сюда к противнику нашему? Разве не знаешь, сколько зла нам творит! Почему не поразил его там, и тогда не ушел бы из рук наших? Ведь был он отдан отцу нашему сатане!” Он же отвечал им: „Уж измучил я его изрядно, но не знаю, как он ускользнул от меня!”»

Никон же здравъ бысть, благодатию Христовою. Веде его старец в кѣлию свою, и даша ему ясти и пити. Дѣти же не хотяху взяти его в дом свой, бояхуся пакы бѣсовскаго нападаниа. Являет же ся ему преподобный в нощнѣм видѣнии в кѣлии и рече: «Иди в дом свой, ничтоже бояся; якоже преже рѣх ти, не узриши ктому бѣсовскаго злодейства». Отиде же в дом свой, радуяся и веселяся и славя Бога, и благодать исповѣдая угоднику Христову преподобному Зосимѣ, яко его молитвами и заступлением исцеление получив.

Никон же выздоровел, благодатью Христовой. Отвел инок его к себе в келию, и дали ему есть и пить. Но дети не хотели брать его домой, боясь снова бесовского нападения. И явился к нему в келию преподобный Зосима в ночном видении и сказал: «Иди в дом свой и ничего не бойся; как я и сказал тебе прежде, больше не увидишь бесовского злодейства». И ушел он в дом свой, радуясь и веселясь, и славя Бога, и благодаря угодника Христова преподобного Зосиму, чьими молитвами и заступлением получил исцеление.

Оттоле же велию вѣру стяжа къ святому. Его же и сам видѣх здравьствующа и скачюща, хваляща Бога. Яко Енѣя он, иже при апостолѣх исцеление получи, иже бывый хром от чрева матерня, егоже Петръ и Иоан исцели,[245] и тако и сей «мертвъ быв и оживе, и изгиблъ бѣ и обрѣтеся».[246] Сице дѣйствуют молитвы преподобнаго отца нашего Зосимы! Не токмо же се, но ина многа и неисчетенна чюдеса! Мы же елика достигохом, сиа и писанию предахом.

И с тех пор приобрел он великую веру в святого. И сам я видел его здравствующим и пляшущим и славящим Бога. Как тот Енея, который при апостолах исцеление получил, будучи хром от чрева матери, которого Петр и Иоанн исцелили, так же и этот «мертв был и ожил, пропал и нашелся». Вот как действуют молитвы преподобного отца нашего Зосимы! И не только это чудо, но и множество других у него неисчислимых чудес! Мы же что узнали, то и предали писанию.

Чюдо о чернци Викентии

Чудо о чернеце Викентии

Брат нѣкий, живый в том манастыри на Соловках, Викентие именем, повѣда нам сицеву вещь о себѣ. Не точию же от него единого слышахом, но и от многых с нами живущих в манастыри.

Брат некий, живущий в том монастыре на Соловках, по имени Викентий, рассказал нам о себе такую историю. Впрочем, слышали мы ее не только от него, но и от многих других, живущих с нами в монастыре.

Отверьгшуся ему мира в юности и приимшу иноческый образ в той обители, поживе же во исправлениих чернеческых, якоже лѣпо юным черньцем; в послушании у старца живяше даже и до днесь. И сему тако живущу, елика сила подвизающуся о своем спасении, Богу попущающу, искушение прииде на нь от врага, ли юннаго юность наказующе, или угодника своего преподобнаго Зосиму прославляюща, да и всѣм победителя покажет его на нечистыа духы, еже и бысть.

Отрекся он от мира в юные годы и принял в той обители иноческий постриг, и жил в послушаниях монашеских, как подобает юным чернецам; и живет в послушании у своего старца даже и до сего дня. И когда он жил так, усердно трудясь и заботясь о своем спасении, пришло на него, попущением Божиим, бесовское искушение — или для того, чтобы юношу научить, или для того, чтобы прославить угодника Своего преподобного Зосиму и показать его победителем над нечистыми духами, — как и получилось.

Случися ему такова страсть от бесов, мука нестерпимая; за лѣтнее обхожение мучаху его непрестанно, на всяк день разбивающи, пѣны кровавы точаща, якоже ми сам сповѣда. Егда же мало облегчаше ему, он же хождааше к церкви на съборное пѣние. И бѣси непрестанно нападаху на нь: егда к церкви или от церкви идяше, они же емше, в лѣс влечахут ѝ. Когда же приступлют к нему нечистии дуси, тогда являхуся ему два старца в куколех и отимают его у них, и проваждаху в кѣлью его. Являет же ся иногда третий старець с ними незнаем, иже велику приазнь имѣя к нему. Въ время егда мучаху его дѣмони, к себѣ влекущу и своим называюще, старець же той отгоняше их, знамением креста ограждая болнаго. Болный же вопрошаше его, глаголя: «Кто еси, господи мой, сице мене милуеши, окааннаго?» Он же отвеща: «Не знаеши ли мя? Аз бѣх вашь ближний съсѣд, понамарь[247] на Ильинѣ улицѣ; имя мое Василей»[248]* — бѣ бо той Викентие ноугородець родом. Повѣдает же извѣстно и о тѣх дву старцех, иже в куколѣх являются, провожающе болнаго до кѣльи: «Той, рече, отець нашь преподобный Зосима, а другий — Саватѣй». Се же мнит ми ся яко аггелъ его хранитель или ин нѣкто от святых.

Наслали на него бесы мучительную болезнь, и весь год не переставали мучить его: разбил его паралич, и уста его источали кровавую пену, как он сам мне об этом поведал. Когда же становилось ему легче, шел он в церковь на соборную службу. А бесы постоянно нападали на него; и когда он шел в церковь или из церкви, хватали его и волокли в лес. Но как только нападали на него нечистые духи, являлись ему два старца в куколях, и отнимали его у них, и провожали в келию. Иногда же являлся с ними и третий старец, ему незнакомый, проявлявший к нему большое участие. Когда те демоны мучили его и тащили к себе, своим называя, старец тот отгонял их и ограждал больного крестным знамением. Больной же спрашивал его: «Кто ты, господин мой, что так меня милуешь, окаянного?» А тот отвечал: «Разве не узнаешь меня? Я был ваш ближайший сосед, пономарь с Ильиной улицы, имя мое Василий» (был же тот Викентий новгородец родом). И рассказал ему о тех двух старцах, которые являлись в куколях и провожали больного до келии: «Первый, — говорит, — это отец наш, преподобный Зосима, а другой — Савватий». (Сам же, думается мне, был его ангел-хранитель или кто-то другой из святых).

Потом же и язык отъятся у болнаго брата яко на месяць. Приставлени же бяху к нему два брата стрещи его, и водяхут его по вся дьни ко гробом преподобных Зосимы и Саватиа. Въ един же от дьни приведоша его вь гробницу блаженнаго — болный же зрит явьствено преподобнаго Зосиму, въставша из гроба и вь правой руцѣ держаща крест и знаменающа его, и по лицу мантиею своею отираше. И абие в той час отверзеся язык его, и бысть здравь и смыслень, начат глаголати ясно Божиа величиа и святаго чюдеса, како пострада от бесов и како исцѣлѣ благодатию Христовою и Пречистыя Богородица — общиа надежда и ходатаици всѣм христианом, и преподобных отець наших Зосимы и Саватиа.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!