ЖИТИЯ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ 39 страница



[90] ...«Вѣра твоа спасет тя, иди с миром». — Мр. 5, 34; Лк. 8, 48; а также Лк. 7, 50.

[91] ...начаста древеса сѣщи и кѣлия здати. — Келий Зосимы и Германа были сооружены, по пустынническому обыкновению, в полуверсте друг от друга и находились примерно в трех верстах к северо-западу от нынешнего монастыря.

[92] «умъ свой к вышнимъ вперяя». — Ср.: Кол. 3, 1—2.

[93] …присно поучаяся в псалмѣхъ... поя Господеви... — Ефес. 5, 19.

[94] ...«На Тя, Господи, уповахъ, спаси мя...» — Пс. 7, 2.

[95] ...«в потѣ лица... снѣдаху хлѣбъ свой»... — Ср.: Быт. 3, 19.

[96] ...«Духомъ устъ Его вся сила их... полагая въ скровищахъ бездны». — Пс. 32, 6—7.

[97] «...на Тя уповахъ, спаси мя!» — Пс. 7, 2.

[98] «...к Тебѣ приверженъ есмь... от чрева матере моея!» — Пс. 21, 1.

[99] ...слезами на всяк день постелю омакая... — См.: Пс. 6,7. Речь идет о слезах покаяния, о пользе которых говорится в сочинениях святых отцов, например в «Уставе отшельнической жизни» преп. Антония Великого: «Каждую ночь слезами своими обливай ложе свое и смачивай постель твою, и смиряй себя пред Христом Господом...» (Цит. по кн.: Добротолюбие. М., 1895. Т. 1. С. 116).

[100] ...от любве Христовы никакоже отлучити възможете! — Рим. 8, 39.

[101] ...«Да въскреснет Богъ... яко исчезает дым, да исчезнут»... — Пс. 67.

[102] «...Царь царем и Господь господемь!» — 1 Тим. 6, 15; Откр. 17, 14; 19, 16.

[103] «...Не отврати лица твоего от мене, яко скорблю...» — Пс. 68, 18.

[104] ...достигнути въ единство вѣры... — Ефес. 4, 13.

[105] «...Възверзи на Господа печаль твою и Тъй тя препитает в вѣкы». — Пс. 54,23.

[106] ...приидоша к нему два мужа свѣтлы зѣло образом, влекуще за собою кережу, полну хлѣбов и мукы и масла. — По сохранявшемуся в Соловецком монастыре позднейшему преданию, мука, которую привезли Зосиме ангелы, впоследствие употреблялась в монастыре для изготовления просфор. Об этом рассказывается в 3-й редакции «Написания о Соловецкой обители» (созданной в 1618 г.): «...а в тех просвирах мука сицева есть ис житницы преподобнаго отца нашего Зосимы, соловецкаго чюдотворца, иже от Бога послана бысть ему пища, полна кережа муки и масла, святыми ангелы во время недостатка его. И та мука в житницы святаго пребывает, и до сего дни хранима есть, и держат ю по вся дни на святыя службы на вся престолы церковный. И святыя просвиры вдают их гостем на благословение, и от тех просвир приемлющим православным христианом и хранящим честно многая бывает различная исцеления и чудеса велия»... (Цит. по рукописи РНБ, Q.I. 1038, л. 5 об.). Кережа — лопарские оленьи или собачьи саночки в виде лодочки на одном полозе.

[107] ...и посылает старца къ... архиепископу Ионѣ... — Иона — архиепископ Великого Новгорода и Пскова (1458—1470 гг.). Если признать, следуя тексту Жития, что первая церковь на Соловках была освящена при архиепископе Ионе, то окажется, что это произошло не ранее чем через 20 лет после прибытия Зосимы на Соловецкий остров. Кажется более вероятным, что освящение церкви могло совершиться раньше — при предшественнике Ионы архиепископе Евфимии II (1429—1458).

[108] Антиминс — греч. «вместопрестолие» — освященный плат из льняной ткани с зашитыми в него частицами мощей святых мучеников; на плате изображается положение Христа во гроб, орудия страстей и четыре евангелиста. На антиминсе совершается святая евхаристия. Неосвященный храм получает освящение через присланный архиереем антиминс со святыми мощами.

[109] Бѣ бо приближилися чюжевѣрных земли — Мурманская и Каянская. — Мурманская земля — северное побережье Кольского полуострова, от Святого Носа до норвежской границы. Каянская земля (названная так по имени одного из финских племен — «квенов») прилегала с севера к Ботническому заливу и Ледовитому океану, а на юге граничила с Новгородской землей (Вотской пятиной); в настоящее время — это территория западной Финляндии.

[110] ...«Невозможная от человекъ, вся бо возможна суть от Бога...» — Ср.: Мф. 19, 26; Мр. 10, 27; Лк. 18, 27.

[111] ...бѣша бо на острове езера многы, числом яко 70 или множае. — В XIX в. архимандрит Досифей перечислил 97 озер, находящихся на Соловецком острове (Географическое ... описание ... Соловецкого монастыря. М., 1836. С. 13—70). В 20-е гг. XX в. при изучении гидрологии Соловецкого острова учеными-узниками Соловецкого лагеря было насчитано около 400 озер (см.: Материалы Соловецкого Общества Краеведения. Вып. 3. Соловки. 1927. С. 9). Согласно современным данным, на Соловецком острове насчитывается более 500 озер.

[112] «... Господи, что ся умножиша стужающеи ми... несть спасении ему»... — Пс. 3, 2—3.

[113] …«Тии спяти быша и падоша»... — Пс. 19, 9.

[114] ...присно въ псалмех... поя вь сердци своем Господеви... — Ефес. 5, 19.

[115] ...«На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся въ вѣкы». — Пс. 30, 2; 70, 1.

[116] Дьякон — священнослужитель низшей из трех ступеней священства, помощник священника при совершении богослужений и таинств.

[117] Хиротония — греч. «рукоположение» — таинство посвящения во священнический сан через возложение рук епископом на главу рукополагаемого, которому при этом сообщаются особые благодатные дары Святого Духа.

[118] ...приидоша в Новгород къ архиепископу Ионѣ... — Соловецкий Летописец (составленный в начале XVIII в.) сообщает о поставлении преп. Зосимы в сан игумена архиепископом Ионой в 1452 г. Данное известие следует признать несомненным анахронизмом, так как сам Иона стал архиепископом Великого Новгорода и Пскова только в 1458 г.

[119] «...упование възложих от юности моея!». — Пс. 70, 5.

[120] ...въистину Божий человекъ бѣ. — См.: 2 Тим. 3, 17.

[121] ...«Славящая Мя прославлю»... — 1 Цар. 2, 30.

[122] ...«волю боящихся Его сътворяет». — Пс. 144, 19.

[123] Ектения — греч. «усиленное моление» — церковное моление, состоящее из нескольких отдельных прошений, возглашаемых на амвоне дьяконом, вслед за каждым из которых молящиеся и хор произносят: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».

[124] ...«Ядый мою Плоть и пия мою Кровь въ Мне пребывает, и Азъ в нем». — Ин. 6, 56.

[125] Келарь — одно из первых лиц в монастырской иерархии, в ведении которого находится хозяйственное управление монастырем.

[126] Утреня — одно из богослужений суточного круга.

[127] Просфора — греч. «приношение» — квасной хлебец из пшеничного теста, состоящий из двух частей, верхней и нижней, соединенных вместе, в обозначение двух естеств Иисуса Христа — божественного и человеческого, с изображением креста и надписью на сторонах креста — «ИС ХС НИ КА» — «Иисус Христос Победитель» (до реформ патриарха Никона надпись была другая: «се агнец Божий, вземлеи грѣхи всего мира» и изображение креста было восьмиконечным). Частицы, вынимаемые из просфор в начале Божественной литургии за живых и умерших, затем погружаются в животворящую Кровь Христову со словами: «Омый, Господи, грѣхи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых твоих». Просфоры, из которых были вынуты частицы, по окончании Литургии раздают молящимся во освещение их душ и телес.

[128] ...«Вѣрен Господь въ всѣх словесѣх своих и преподобенъ въ всѣхъ дѣлех своих...» — Пс. 144, 13.

[129] «...творяй чюдеса единъ». — Пс. 71, 18.

[130] ...яко единѣми усты прославиша Бога. — Ср.: Римл. 15, 6.

[131] ...в вышних умъ вперяя. — Кол. 3, 2.

[132] И обложив съ братиею церковь... — Издревле существует обычай полагать основание церкви общим молебном с крестообразным каждением места будущего храма и его строителей и с водружением на том месте креста.

[133] Било — деревянная или металлическая доска, ударами в которую созывали на общую службу братию.

[134] ...успѣвая на лучшая... — Ср.: Евр. 11, 16.

[135] ...по реченному: «текох и направих»... — Источник этой цитаты не установлен.

[136] ...вышних ища... — Кол. 3,1. Взыскание «вышнего» — один из основных мотивов в сочинениях многих отцов Церкви: «Ты приписан к вышнему граду, принят в тамошнее гражданство, вступил в общество ангелов <...> Туда будем стремиться непрестанно. „Вышних ищите, — говорит, — апостол, идѣже есть Христос, одесную Бога сѣдя"» (Творения св. о. н. Иоанна Златоуста. СПб., 1898. Т. 1. Кн. 2. С. 771).

[137] ...и сердце предочищая от всѣх страстьных помышлений всегда. — «Хранение сердца» от помыслов, достигаемое с помощью «молитвы Исусовой», является главным деланием монаха.

[138] ...«ляко елень на источники»... — Пс. 41, 2.

[139] … «Блаженъ, иже сътворитъ и научит... въ Царствии Небесном». — Мф. 5, 19.

[140] ...трапеза всѣм равно, и питие, и одежда, и обуща. — С самого начала существования Соловецкого монастыря в нем был заведен общежительный устав, согласно которому никто из братии не имел собственности: пища и одежда для всех равная, имущество — общее.

[141] Весь чинъ положи по Типику иерусалимскому... — Устав последования церковных служб, или Типикон, содержит указания о порядке церковного богослужения на каждый день года, сочетая суточный строй службы с триодным и минейным. В истории Церкви известно несколько богослужебных уставов (Студийский, Иерусалимский, Афонский и др.). Устав, называемый «Иерусалимским», был составлен в VI в. св. Саввой Освященным для лавры, находившейся невдалеке от Иерусалима. Устав Саввы Освященного долгое время был известен только в Палестине, но затем получил распространение в Константинополе (в XII—XIII вв.) и на Руси (с конца XIV в.), где вскоре вытеснил усвоенный вместе с принятием христианства Студийский устав.

[142] ...хранити вся заповѣди... святыих апостол и святыих отець седмии Соборов... — Речь идет о соблюдении церковных канонов — «Правил святых апостолов и святых отцов», собранных в Книге правил — Кормчей, или Номоканоне.

[143] ...уставъ хранити неизьмѣнно, иже предаешь великий Антоние, и Еуфимие, и Сава, и Феодосие, и Пафомие... — Правила иноческой жизни были установлены великими отцами монашества в Египте и Палестине. Антоний Великий (231—356) — зачинатель скитского монашества в Египте, основатель первой общины пустынножителей (лавры), автор «Устава отшельнической жизни». Евфимий Великий (376—477) — основатель Палестинского монашества, создатель известной Евфимиевой лавры близ Иерусалима. Савва Освященный (438—532) — ученик Евфимия Великого, основатель лавры при потоке Кедрон близ Иерусалима, для которой написал правила монашеской жизни. Феодосии Великий (424—529) — основатель первого в Палестине общежительного монастыря (киновии). Пахомий Великий (292—348) — основатель общежительных монастырей в Египте, для которых впервые написал устав иноческого общежития.

[144] ...вышних искати. — Кол. 3, 1.

[145] «Възлюбленному о Христе благодать и милость от Бога Отца Господа нашего Исуса Христа!» — Этими же словами начинаются некоторые из посланий апостола Павла (см., например: 2 Тим. 1, 2).

[146] Фимиам — ароматическая смола; то же, что ладан.

[147] Миро — благовонное масло.

[148] «...вся премудростию сътвори». — Пс. 103, 24.

[149] ...погребоша честнѣ святыя мощи преподобнаго Саватия... — Согласно Соловецкому Летописцу, мощи преп. Савватия были перенесены в Соловецкий монастырь в 1465 г., спустя 30 лет после преставления преподобного.

[150] ...Вышняго себѣ прибѣжище положи... — Пс. 90, 9.

[151] …«взем крестъ, послѣдовати по Себѣ». — См.: Мф. 16, 24; Мр. 8, 34; Лк. 9, 23.

[152] ...и прииде къ архиепископу. — Имя архиепископа, занимавшего Новгородскую кафедру во время второго путешествия преп. Зосимы в Новгород, не названо в Житии. Однако, как следует из «Жалованной грамоты Великого Новгорода Соловецкому монастырю на Соловецкий и другие острова», данной во время второго посещения Новгорода преп. Зосимой, этим архиепископом был святитель Иона (1458—1470).

[153] «...а се оповѣдаю боляром первым, съдержащим град». — «Боярами» в Новгороде называли члены «совета господ», в который входили «степенные» и «старые» посадники и тысяцкие, а также старосты пяти концов Новгорода.

[154] ...к нѣкоей болярыни, именемМарфѣ... — Боярыня Марфа — известная Марфа Посадница, вдова новгородского посадника Исака Андреевича Борецкого.

[155] ...«Идѣже аще внидете в дом и глаголете: миръ дому сему... въ свѣдетелство имъ». — Мф. 10, 12—14; Мр. 6, 10—11; Лк. 9, 4—5.

[156] «...и „будет дворъ их пустъ"». — Пс. 68, 26.

[157] Боляре же вси съ мнозѣм обещанием... — «Обещание» — пожертвование, сделанное по обету.

[158] ...и вдаша ему написание на совладѣние острова Съловецскаго... — Жалованная грамота Великого Новгорода Соловецкому монастырю закрепляла за монастырем право на владение всеми Соловецками островами — «с землею, и ловищами, и тонями, и пожнями, и лешими озеры». Кроме того, она устанавливала право монастыря на получение десятой части добычи с каждого охотника или рыбака, который придет на Соловки «на ловлю или на добыток». Текст грамоты неоднократно издавался (см.: История Российской иерархии. М., 1810. Ч. 3. С. 386—391; Летописец Соловецкий. М., 1833. С. 9—13; Досифей (Немчинов), архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального Соловецкого монастыря. М., 1836. Ч. 1. С. 48—51; Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Академии наук. СПб., 1836. Т. 1.№ 62; Чаев Н. С. Северные грамоты XV в. // Летопись занятий Археографической комиссии. Л., 1929. Вып. 35. С. 151—153. № 46; Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949. С. 151—153. № 96). На основании одновременного упоминания в грамоте степенного посадника Ивана Лукинича и тысяцкого Трифона Юрьевича В. Л. Янин датирует ее 1468 г. (см.: Янин В. Л. Новгородские акты XII—XV вв. Хронологические комментарии. М., 1991. С. 252—253). При этом в самом тексте грамоты содержится одно очень существенное несоответствие с Житием преп. Зосимы: игуменом монастыря в ней назван не Зосима, а Иона. (Примечательно, что имя игумена Ионы — «Ивоня» — было упомянуто в грамоте дважды, но впоследствии в одном месте оно было кем-то выскоблено и исправлено на «Изосима», а в другом так и осталось «Ивоня»). Следует отметить, что имя игумена Ионы встречается не только в жалованной грамоте Великого Новгорода, но и в ряде других соловецких грамот 1460-х гг. На основании этого В. Л. Янин полностью отрицает факт игуменства Зосимы в Соловецком монастыре, считая его «только тенденциозным фактом агиографии, но не истории» (см.: Янин В. Л. Новгородские акты XII—XV вв. Хронологические комментарии. С. 358). Не имея возможности объяснить указанное противоречие между данными соловецких грамот и Житием преп. Зосимы, остается лишь предположить, что далеко не все исторические факты нашли отражение в самом Житии и что, по-видимому, некоторые из них (например, игуменство Ионы в 60-е гг. XV в.) были обобщены в Житии вокруг образа центрального героя — игумена Зосимы.

[159] И приложиша к написанию восмь печатей оловяных... — Жалованная грамота Великого Новгорода на Соловецкий и другие острова находилась в Соловецком монастыре до самого его закрытия в 1920 г., после чего была передана в 1922 г. в Археографическую комиссию при Академии наук. Сейчас грамота находится в архиве Санкт-Петербургского института истории РАН (колл. 174, оп. 1, № 8). К грамоте приложено 8 свинцовых печатей, что точно соответствует числу, указанному в Житии. Фотография грамоты и 8 печатей опубликована в «Летописи занятий Археографической комиссии за 1927—1928 гг.» (в приложении к статье Н. С. Чаева). См.: Чаев Н. С. Северные грамоты XV в. // ЛЗАК. Л., 1929. Вып. 35. С. 151 — 153. № 46. Табл. 3, 4.

[160] ...другую — посадничю, третью — тысяцского... — Посадник и тысяцкий — два высших выборных чина в Великом Новгороде, один из которых управлял гражданскими делами, а другой — военными и полицейскими.

[161] ...с пяти концевь града. — «Конец» — крупная административная часть древнего Новгорода. В Новгороде было 5 концов: Плотницкий и Славенский на Торговой стороне; Неревский, Загородский и Людин — на Софийской.

[162] И по воздвижении святаго Пречистыя хлѣба... — Возвышение святого хлеба Пречистой Богородицы — обычай благодарения Пресвятой Богородицы по окончании трапезы. Этот обычай описал в XV в. св. Симеон Солунский: «По окончании трапезы сперва совершается благодарение и ради хлеба насущнаго поется молитва „Отче наш". Во время ее пения изъемлется за всех тресторонняя частица, изображающая всеми своими сторонами Троицу и единство Ее <...> Изсеченную таким образом, по апостольскому преданию, частицу хлеба <...> приносим единому в Троице Богу нашему во имя Богородицы, „которая родила нам Хлеб небесный, живой и пребывающий, и всегда питающий наши души". Затем священник перстами обеих рук поднимает вверх изъятую в честь Божией Матери частицу и возглашает: „Пресвятая Богородице, помогай нам", на что остальные отвечают: „Тоя молитвами, Боже, помилуй и спаси нас" и продолжают: „Блажим Тя вси роди, Богородице Дево". Затем поют „Достойно есть" и „Честнейшую херувим" и все вкушают от хлеба Пресвятой Богородицы, именуемого по-гречески панагией (всесвятой)». Обычай этот исполняется ныне только в монастырях, а во времена преп. Зосимы соблюдался и в частных домах.

[163] ...Марфа... давъ монастырю его деревню на рецѣ Сумѣ... — Вкладная грамота Марфы Борецкой на деревню на Суме-реке, данная «в дом святому Спасу и Пречистѣй Его Матери и святого Николы на Соловки, игумену Ионѣ и старцам», хранится в фонде Соловецкого монастыря в архиве СПбИИ РАН. Текст этой грамоты неоднократно издавался (см.: Летописец Соловецкий. М., 1833. С. 14; Досифей, архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описание ставропи-гиального Соловецкого монастыря. М., 1836. Ч. 1. С. 47; Чаев Н. С. Северные грамоты XV в. // ЛЗАК. Л., 1929. Вып. 35. С. 143—144. № 30; Грамоты Великого Новгорода и Пскова... № 307. С. 300). По мнению В. Л. Янина, вкладная Марфы Борецкой на ее Сумскую вотчину была дана уже после казни ее сына Димитрия в 1471 г., о чем свидетельствует условие Марфы ставить в монастыре поминальную трапезу по ее почившим родственникам «на Дмитрѣев день» (см.: Янин В. Л. Новгородские акты XII—XV вв. С. 257—258). В архиве Соловецкого монастыря существует еще одна — поддельная — «грамота Марфы Посадницы», которая якобы была дана ею игумену Зосиме на ее вотчину в Умбе-реке. Текст этой «грамоты» сохранился в списке XVII в., которую, однако, долгое время принимали за оригинал, так как к ней была приложена свинцовая «печать Марфы Посадницы» (впоследствии утраченная), а в самой грамоте была указана дата — 1470 г. (см.: Летописец Соловецкий. М., 1833. С. 17; Досифей, архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального Соловецкого монастыря. М., 1836. Ч. 1. С. 57; Чаев Н. С. Северные грамоты XV в. // ЛЗАК. Л., 1929. Вып. 35. С. 129—130. № 30; Грамоты Великого Новгорода и Пскова... № 219). Доказательства поддельности этой грамоты были приведены в исследованиях В. Л. Янина и В. А. Бурова (см.: Янин В. Л. Новгородские акты XII—XV вв. С. 357—358; Буров В. А. О печати «Марфы-Посадницы» (из истории фальсификации) // Российская археология. 1999. № 1. С. 193—196).


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!