ЖИТИЯ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ 40 страница



[164] …«Славяща Мя прославлю»... — 1 Цар. 2, 30.

[165] ...«волю боящихся Его творит». — Пс. 144, 19.

[166] …«ожестил еси просити.» — IV Цар. 2, 10.

[167] ...приде благовѣрный великий князь Иван Васильевич... на Великий Новград... — Великий князь Иван III (1462—1505) предпринял свой первый поход на Великий Новгород летом 1471 г.

[168] ...съ всею своею братиею и служащими ему царьми и князьми татарскими... — Иван III пришел к Новгороду вместе со своими младшими братьями князьями Юрием, Андреем и Борисом Васильевичами; в его войске находился также служилый татарский царевич Данияр Касымович «съ его царевичи и со князьми и съ его казаки и со всеми их людьми» (см.: ПСРЛ.Т. 6. СПб., 1853. С. 9, 192).

[169] ...и съвокупив воиньства бесчисленоемножество на Великий Новград... — Помимо собранных им полков Московского и удельных княжеств Иван III призвал к походу на Новгород Псков и Тверь.

[170] ...и ста в Русѣ. — Русса была взята передовыми полками великого князя 23 июня 1471 г. и полностью сожжена ими (ПСРЛ. СПб., 1848. Т. 4. С. 127). Великий князь вступил в Руссу месяцем позже.

[171] ...посла дву воевод своих на Шелону. — Река Шелонь впадает в озеро Ильмень. Услышав о продвижении по берегу Шелони новгородского войска, Иван III отправил к реке отряд под начальством князя Даниила Дмитриевича Холмского и боярина Федора Давидовича Пестрого-Стародубского (ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1853. С. 9, 191).

[172] И срѣтоша и новогородци со многими силами... — Новгородское войско составляло около 40 тысяч человек, которым на реке Шелони противостояло немногим более 4 тысяч воинов великого князя (ПСРЛ. Пг., 1921. Т. 24. С. 190; Т. 28. М.; Л., 1963. С. 143), а по другим источникам — около 5 тысяч (ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 18. С. 231; Т. 27. С. 133).

[173] И побита новогородцов... — В сражении на Шелони, происшедшем 14 июля 1471 г., новгородцы потеряли около 12 тысяч убитыми и более 2 тысяч плененными (ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 18. С. 231; М.; Л., 1962. Т. 27. С. 133).

[174] Онъ же овѣх к Москве отосла... — Пятьдесят «лучших» новгородцев вместе с посадником Василием Казимиром были отосланы в Москву, а затем заточены в Коломне (ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 193). Однако вскоре после поставления в Москве новгородского избранника Феофила архиепископом Великого Новгорода, зимой того же года все новгородские пленники были отпущены в Новгород «къ женамъ ихъ и къ дѣтемъ». (Там же. С. 15).

[175] ...Дмитрея Исакова, да Губу Селезнева, да Кипреяна Арзубьева и иных три с ними, — повелѣ им князь великий глав посѣщи. — В большинстве новгородских и московских летописей говорится о казни не шести, а четырех новгородских бояр, выступавших за союз с Литвой: посадника Дмитрия Исаковича Борецкого (старшего сына боярыни Марфы), Василия Ивановича Селезнева Губы, Киприана Арзубьева и чашника новгородского архиепископа Еремея Сухощока (см.: ПСРЛ. СПб., 1848. Т. 4. С. 128; СПб., 1853. Т. 6. С. 12; СПб., 1910. Т. 20. С. 294; М.; Л., 1949. Т. 25. С. 290). Впрочем, в некоторых летописях (Второй Софийской, Типографской, Летописном своде 1497 г.) говорится о повелении великого князя отсечь головы не только четверым перечисленным боярам, но «и ихъ товарищомъ» (ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 193; Пг., 1921. Т. 24. С. 191; М.; Л., 1963. Т. 28. С. 144).

[176] ...пакы прииде князь великий Иван в Великий Новград на осмотрение... — Второй поход великого князя на Великий Новгород состоялся осенью 1475 г. и был, по словам летописцев, «мирным». Рассмотрев жалобы двух новгородских улиц на насилие и разбой со стороны степенного посадника и верховных бояр, Иван III «поймал» шесть бояр новгородских вместе с посадником и, заковав их, отправил в Москву в заточение. Среди высланных шестерых бояр оказался и второй сын боярыни Марфы — Федор Борецкий (ПСРЛ. СПб., 1848. Т. 4. С. 130; СПб., 1853. Т. 6. С. 220; СПб., 1913. Т. 18. С. 252; СПб., 1910. Т. 20. С. 316; М.; Л., 1949. Т. 25. С. 305).

[177] ...от великого князя Ярослава Володимерича... — Ярослав Мудрый (978—1054), княжил в Новгороде при жизни своего отца — великого князя Владимира. Святая София — кафедральный собор в Новгороде, построен сыном Ярослава Мудрого Владимиром в 1045—1050 гг.

[178] ...и взят вся казны... в велицѣй церкви Софѣи... — Казну, хранившуюся в Святой Софии, великий князь взял позднее — во время своего четвертого похода на Великий Новгород осенью 1479—зимой 1480 г. Тогда в заговоре против Москвы был обвинен новгородский владыка Феофил — «и казну его взяша: множество злата и сребра и сосудов его» (ПСРЛ. Пг., 1921. Т. 24. С. 198; М.; Л., 1963. Т. 28. С. 148).

[179] ...и владыку Феофила к Москвѣ свел... — Архиепископ Феофил (1470—1483) был увезен в Москву зимой 1480 г. и заточен в Чудовом монастыре, где через три года подписал отреченную грамоту. (См.: ПСРЛ. Л., 1925. Т. 4. Ч. 1. С. 516; СПб., 1853. Т. 6. С. 221; СПб., 1910. Т. 20. С. 335).

[180] ...болярыню предиреченую Марфу съ сыномъ ея Феодоромь и дщерми и внучаты, сих посла в Нижний Новьград. — Боярыня Марфа оказалась в заточении в феврале 1479 г., во время третьего похода Ивана III на Великий Новгород. Марфу и ее внука Василия великий князь приказал отправить в Москву, а имущество их «велѣлъ на себя отписати» (ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 220; СПб., 1910. Т. 20. С. 334). Сын ее Федор, взятый под стражу еще раньше — в 1475 г., во время «мирного» похода Ивана III на Новгород, был сослан в Москву, а затем в Муром, где и скончался в 1476 г., приняв монашество (см.: ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 18. С. 25). Сама боярыня Марфа впоследствии была выслана в Нижний Новгород, где приняла постриг в Воскресенском женском монастыре с именем Марии.

[181] ...и не преходим бысть дом ея даже и днесь... по пророчеству святаго. — Осенью 1477 г., за год до высылки Марфы Борецкой с семьей из Великого Новгорода, большой пожар в Нерев-ском конце уничтожил «Марфы посадницы чюдный дворъ» (ПСРЛ. СПб., 1848. Т. 4. С. 130). Случилось это еще при жизни преподобного Зосимы. В Соловецком монастыре Марфу Посадницу поминали наряду с другими вкладчиками обители и совершали по ней ежегодную панихиду с поминальною трапезой «в субботу пред мясопустною субботою» (см.: «Кормовую книгу Соловецкого монастыря» — РНБ, Соловецкое собр., № 191/191. Л. 145 об.).

[182] ...памет смертную и Суд Божий в себѣ всегда имѣти хотя и понужая себе на дѣлание плача. — Здесь, как и на протяжении всего Жития, Спиридон не ограничивается изображением только «внешних» событий жизни подвижника, но и повествует о содержании его духовной жизни. «Делание» плача, по мнению святых отцов, является одним из основных монашеских подвигов. Средством для достижения духовного сокрушения является «память смертная» — «матерь молитвы и слез» (Филофей Синайский).

[183] И по вся нощи исходя ис кѣлии до утреняго клепаниа... — К утрене обыкновенно ударяли в три часа ночи, а в праздники — в два или в час пополуночи.

[184] ...плачася своея душа, яко мертвеца, над гробом своим. — Это же сравнение встречается у святых отцов, например у св. Антония Великого: «Непрестанно плачь о грехах своих, как если бы ты имел мертвеца в келий своей» (Добротолюбие. М., 1895. Т. 1. С. 110).

[185] …«Воздыханиа и скорби от душа... прилежно молят Господа». — Источник этой цитаты не установлен.

[186] «...то уже наставник вам вмѣсто мене да будет Арсение». — Арсений стал игуменом Соловецкого монастыря сразу после смерти преп. Зосимы, но пробыл на игуменстве недолго, не больше года.

[187] ...сподоби мя одесную Тебе стати в послѣдний день... — Ср.: Мф. 25, 33—34.

[188] ...на паметь преподобнаго отца нашего Симеона иже в Персидѣ. — Св. Симеон был епископом Селевкии и Ктезифона, умер мученической смертью в 344 г.

[189] Положиша и въ гробѣ... за олтарем церкви Святаго Преображений... — Сейчас это место, где был погребен преп. Зосима, находится под алтарем перестроенного при игумене Филиппе Преображенского собора.

[190] ...стоящу на обычном своем правилѣ... — Повседневное келейное молитвенное правило состоит из определенной последовательности молитв и духовных песнопений; оно включает чтение Евангелия, Апостола и Псалтири, канонов и акафистов, личного помянника и исполнение «пятисотницы» — многократно творимой Иисусовой молитвы с поклонами.

[191] Мнози бо простерты по воздуху сѣти дьяволя... — Подобным образом видел сети дьявола, простертые по всей земле, св. Антоний Великий: «Он видел, что сети диавольские устроены по земле таким же образом, как звероловы протягивают свои. <...> Под таким образом представились авве Антонию виды всех страстей телесных и душевных, которыми бесы борют монахов» (Добротолюбие. М., 1895. Т. 1. С. 145—146).

[192] ...помилова мя Богъ и с преподобных ликы причте. — Слово «преподобный» означает здесь «святой, праведник». В этом значении слово чаще всего употребляется в библейских книгах, особенно в «Псалтыри», например: «Не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети нетления» (Пс. 15, 10); «Господь любит суд и не оставит преподобных Своих» (Пс. 96, 10); «Честна пред Господем смерть преподобных Его» (Пс. 115, 6), и т. д.

[193] ..лезем крест, последовати Ему». — Мф. 16, 24; Мр. 8, 34; Лк. 9, 23.

[194] ...ловча ограды твоея»... — Ср.: Ин. 1, 26—27.

[195] ...яко финик цвѣтущь в удолии и яко крин селный сияя... — Ср.: Пс. 91, 13; Песнь Песней. 2, 1-2; 5, 13; 7, 7.

[196] ...повѣда игумену Исайи... — Исайя был четвертым игуменом после преп. Зосимы; его игуменство длилось около 20 лет.

[197] Муромский монастырь — один из древнейших в Обонежье; по преданию, был основан иноком Лазарем в XIV в.

[198] ...простираше вскрылие мантии... — Монашеская мантия по своему духовному значению символизирует «образ ангельских крил» (толкование принадлежит патриарху Герману Константинопольскому, VIII в.).

[199] Шуя-река — селение в устье реки Шуи, впадающей в Онежскую губу Белого моря. Позднее в Шуе-реке была построена церковь во имя св. Климента папы Римского.

[200] ...по тридесятих лѣт преставлений их, и не имуще образа преподобных у себе... — В более позднее время в Соловецком монастыре возникло предание о том, что первая икона преподобных Зосимы и Савватия была написана учеником преп. Зосимы игуменом Досифеем в 1478 г. (т. е. в первый год после кончины преп. Зосимы) (см.: Досифей, архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального Соловецкого монастыря. М., 1836. Ч. 1. С. 295). Это предание зафиксировано в ряде описаний этой иконы, сохранившихся в монастырских документахXVII в.: «Да образ „Соловецкие чюдотворцы", обложен серебром чеканным, позолочен, и венцы чеканные позолочены, в венцах и в цатах вставки жемчюжные. А тот образ — письмо Дософея игумена, ученика преподобнаго отца нашего игумена Зосимы чюдотворца» (см.: Опись Соловецкого монастыря 1632 г. // Архив СПбИИ РАН. Колл. 2. № 137. Л. 23). После закрытия монастыря икона была вывезена в Москву и сейчас находится в музее «Московский Кремль» (инв. № Ж—798/1—2; 33,5 X 28 см). Исследователи датируют ее XVI в., относя время ее создания к игуменству Филиппа Колычева. На оборотной стороне иконы прикреплена серебряная пластинка с резной надписью, сделанной в XIX в.: «Икона первописанная по преставлении преподобнаго отца Зосимы въ 5 (так! — О. П.) лето ученикомъ его бывшимъ игуменомъ Досифеомъ 3-мъ. 1478 года». Икона была опубликована в кн.: 1) Щенникова Л. А., Клевцова Р. И., Соколова И. М. Святые иконы в Соловецком монастыре // Соловецкий монастырь. М.; СПб., 2000. С. 220, 243. Ил. 20; 2) Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: Каталог выставки. М., 2001. С. 56—57. Ил. 1.

[201] ...у острова нѣкоего, рекомый Кузова... — Острова, называемые Кузова, или Немецкие, находятся к западу от Соловецких островов, отделенные от них большим проливом шириною в 30 км.

[202] ...до Шужмоя острова... — Острова Шужмуй (Большой и Малый) лежат в Онежской губе Белого моря к югу от Соловецких островов.

[203] Вирма — село в месте впадения реки Вирмы в Онежскую губу Белого моря. В Вирме находилось подворье Соловецкого монастыря с церковью св. апостолов Петра и Павла.

[204] ...приплухом к нѣкоей лудѣ морстѣй... — «Лудами» поморы называют голые гранитные острова в Белом море.

[205] Салма — пролив, протока между островами.

[206] Герасим Пустынник — один из местночтимых соловецких святых (см.: Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. М., 1881. С. 128; Сергий, архиеп. Полный месяцеслов Востока. М., 1903. Т. 2. Ч. 3. Прил. 3. С. 61).

[207] ...«Что без молитвы приидосте здѣ?» — Прежде чем войти в келию к монаху, надлежит прочитать молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас!» — и входить только после ответного возгласа: «Аминь».

[208] Се поведа нам священноинок Досифей, ученикъ святаго: «Бывшу ми к 6 когда игуменом на Соловках...» — Досифей был третьим игуменом после преп. Зосимы; время его игуменства относится к периоду не ранее 1479 г. и не позднее 1484 г.

[209] Паперть — галерея или крыльцо перед входом в храм, имеющая над собой крышу.

[210] ...братии нефимон поющим... — Мефимон — великое повечерие. Название происходит от греческого припева «оти меф̉ имон о Феос» («яко с нами Бог»), многократно повторяемого за великим повечерием.

[211] Клирики — церковные чтецы и певцы.

[212] ...опрѣхся о пососѣ... — Посох является символом пастырской власти игумена монастыря, на котором лежит обязанность управлять «стадом разумных овец».

[213] ...великаго образа аггелскаго — схимы... — Схимничество есть высшая ступень монашеской жизни, сутью которой являются покаяние и молитва за весь мир.

[214] ...священноиноку бо не сущу ту близ... — Пострижение монаха, согласно церковным канонам, может произвести только монашествующий; мирскому священнику это не позволяется.

[215] ...«Почто тако, брате... себе съкрушаеши»... — Принятие перед кончиною схимы является предметом особой заботы монаха: «Кто близок к кончине <...> во всем да уготовляет себя. Не имеющий полного образа (иноческого) пусть примет его, чтобы не отойти несовершенным и без совершительнейшего священнодействия схимы» (Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. СПб., 1856. С. 521).

[216] ...положи упование на Бога... — Ср.: Пс. 77, 7.

[217] Сума-река — селение на берегу Онежской губы Белого моря, в котором находилось подворье Соловецкого монастыря с церковью св. Николая Чудотворца.

[218] ...текох позвати игумена того... — Т. е. духовника из священноиноков (о значении слова «игумен» см. коммент. к стр. 56).

[219] ...и пакы успе о Господь... — Тело схимонаха Елисея было погребено за алтарем церкви святителя Николая в Суме-реке. В 1665 г. гроб с его мощами был обнаружен на поверхности земли, и вслед за тем последовали явления преподобного и исцеления по его молитвам. Над его могилой была поставлена часовня и установлено его местное почитание.

[220] ...сподобився божественаго просвѣщениа... — «Божественным просвещением» обыкновенно называют таинство крещения. Здесь же крещению уподоблено пострижение великого ангельского образа, которое, по словам св. Симеона Солунского, и есть «второе крещение».

[221] ...сгорѣла у нас в манастырѣ трапеза и церковь теплаа Успение Пресвятыя Богородица. — Этот пожар в Соловецком монастыре случился в Великий пост в 1485 г.

[222] Старец нѣкый, Макарие именем... живяще бо тогда в пустыни... — Пустынножитель Макарий — это, по-видимому, тот самый «муж по имени Марк», который приплыл вместе с Германом к преп. Зосиме и был пострижен с именем Макария. В Житии он упоминается еще один раз — как свидетель чуда о потерянной просфоре. Пустынь, где впоследствии подвизался преп. Макарий, сохранила название «Макариевой пустыни».

[223] ...в Великий Новград къ архиепископу Генадию, понеже велику вѣру имяше къ обители преподобных... — Геннадий был рукоположен в архиепископа Великого Новгорода и Пскова незадолго перед тем, как на Соловках случился пожар. Архиепископ Геннадий имел особые причины заботиться о Соловецком монастыре, т. к. преп. Савватий был его келейным старцем.

[224] ...весла же и дрова — все вода отнесе. — В Белом море изменение уровня воды (приливы и отливы) совершаются через каждые 6 часов 12 минут.

[225] Аз же призвах слугу, шедшаго с нами... — Монастырские «слуги», как правило, служили стряпчими или приказчиками в монастырских вотчинах. В монастыре они занимали несравненно более высокое положение, чем так называемые «служебники». Монастырские слуги происходили обычно из дворян, духовенства или горожан и по своему положению соответствовали служилому классу в государстве. Нередко, прослужив монастырю несколько лет, монастырские слуги принимали постриг, после чего, как правило, избирались братией на различные административно-хозяйственные посты (келаря, казначея, строителя монастырского подворья, приказного старца).

[226] И видит человека, ѣдуща скоро на дровнях, именем Иеремиа. — По-видимому, это тот самый Иеремей, о котором рассказывается в «Чуде о жене умершей».

[227] ...в Вирму-реку на пристанищеманастырьское к старцу именем Зосимѣ. — Упоминаемый здесь настоятель подворья Соловецкого монастыря в Вирме старец Зосима известен как духовный наставник преподобного Феодорита Кольского, просветителя лопарей.

[228] ...а се ужины не ставает! — «Ужиной» поморы называют съестные и прочие припасы, необходимые для промысла (одежду, утварь, орудия лова, дрова, соль) в расчете на каждого члена артели.

[229] ...саном бяше дьякь церковный... — Т. е. чтец.

[230] Канон — гимнографическое произведение, состоящее, как правило, из восьми песен, посвященное празднику или святому.

[231] ...страдати от зѣлнаго недуга, еже «фрянчюги» наричются. — «Французской болезнью» в народе называли сифилис.

[232] ...и призвав нѣкоего кудесника... хотя от него врачеватися. — Поморы верили в сверхъестественную способность лопарских колдунов (нойдов) изгонять болезни, отсылая недуги к пославшему их. Наряду с нойдами врачеванием занимались и знахари, которые в отличие от первых лечили природными средствами, не прибегая к колдовству.

[233] «...с ними же познах и третьяго старца, Иоан имя ему». — О явлении преп. Иоанна вместе с преп. Зосимой и Савватием рассказывается и в другом чуде — «О явлении старцу Леониду», записанном при игумене Филиппе, которое вошло в состав позднейших редакций Жития.

[234] Зосима же вшед, держа жезлъ в руцѣ... — Жезл — символ пастырской власти.

[235] ...твори Исусову молитву. — «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

[236] ...праздник святых Богоявлений... — То же, что праздник Крещения Господня (6 января по старому стилю).

[237] Иордань — прорубь для освящения воды в праздник Крещения.

[238] ...в ладию. — Ладья — двухмачтовое палубное судно.

[239] Тоня — рыбачий стан.

[240] Умба-река — деревня на реке Умбе, впадающей в Кандалакшскую губу Белого моря (на юге Кольского полуострова). Позднее в Умбе была построена церковь во имя Воскресения Господня (с пределом Кирилла Белозерского).


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!