СТРАТЕГИИ МИРОСТРОИТЕЛЬСТВА В ЭТНИЧЕСКИ РАЗДЕЛЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ
Основная цель трансформации конфликта в этнически разделенных обществах заключается в создании мирных и справедливых мультикультурных сообществ. Как уже отмечалось, эскалация насильственного этноконфликта неизбежно порождает возникновение деструктивных синдромов, которые еще более углубляют и обостряют межэтническое разделение в обществе. Эти процессы включают милитаризацию, рост этноцентризма, физическое разделение, конструирование образа врага, попадание в ловушку этнического недоверия, экономическое недоразвитие, фатализм и отчуждение (гл. 6). Кроме того, в ходе насильственного конфликта чувства глубокой обиды, ненависти, недоверия и враждебности по отношению к этническому противнику существенно возрастают и интенсифицируются. Эти проблемы в межэтнических отношениях и восприятиях не исчезают на следующий день после подписания мирного соглашения. Они остаются на этнополитической повестке и представляют серьезную угрозу на постконфликтной стадии.
В связи с этим в конфликтологической литературе обсуждаются вопросы: на каком уровне должны быть сконцентрированы основные усилия миростроительной деятельности в этнически разделенных обществах — на уровне индивида или на уровне проблемы, которая породила конфликт? должны ли ми-ростроители поставить в центр своей деятельности задачи внутренней трансформации (виноватых в происшедшем насилии индивидов) или внешней трансформации (виноватых в возникновении конфликта социальных структур)? или же следует уделять внимание обоим типам трансформации в равной степени? Эти вопросы не являются сугубо теоретическими или абстрактными, а имеют самое актуальное практическое значение (на что следует в первую очередь расходовать ограниченные ресурсы и энергию миростроителей?). Ведь, как известно, и деньги доноров, и энергия внутри страны быстро иссякают при отсутствии осязаемых результатов.
|
|
Кроме того, в последнее время серьезно обсуждается вопрос о потенциальной необходимости вести деятельность по трансформации конфликта еще на одном, третьем уровне, который можно обозначить как интерсубьектный. Это тот уровень, на котором возможно успешно содействовать развитию диалога и понимания между членами конфликтующих этнических и культурных групп, но именно как членов групп (по линии «мы— они»), а не как индивидов (по линии «я—ты»). Значительный вклад в разработку этих вопросов внесли работы одного из ведущих исследователей Международного центра по разрешению конфликтов при Ольстерском университете С. Райана, в которых сравнивается трансформационный потенциал трех основных стратегий миростроительства в этнически разделенных обществах. Они включают в себя миростроительную деятельность на уровне индивида (стратегия внутренних перемен), на интерсубъектном уровне (стратегия межкультурного диалога) и на уровне общества в целом (стратегия структурных преобразований) (241; 242). Представляется важным рассмотреть выводы этого ученого о содержании и эффективности каждой из этих стратегий более подробно.
|
|
4.1. Стратегия внутренних перемен
Стратегия внутренних перемен, или стратегия примирения, исходит из того, что основной проблемой, с которой предстоит иметь дело по окончании насильственного конфликта, являются виновные в происшедшем насилии индивиды. Сторонники этого подхода к миростроительству предлагают фокусировать миростроительную деятельность прежде всего на таких вопросах, как преодоление враждебных этнических чувств, стереотипов и предрассудков через комплекс мер по содействию реализации проекта «образование ради взаимопонимания» и в конечном счете «ради взаимопрощения и взаимопримирения» представителей враждовавших этнических групп. Таким образом подчеркивается особое значение принципа внутренних перемен, психологической трансформации на уровне индивида, которая является основной целью этой миростроительной стратегии. По сравнению с внутренней трансформацией цель достижения структурных перемен (структурной трансформации) на уровне общества в целом имеет подчиненное значение.
|
|
По мнению сторонников стратегии внутренних перемен, трансформирующие конфликт возможности примирения основаны на фундаментальной связи принципа примирения с интенсивно воспринимаемыми на индивидуальном уровне ценностями, которые глубоко укоренены в религиозной традиции. Примирение — это нечто большее, чем практическая аккомодация (согласование противоположных интересов), ибо оно предполагает достижение высшего синтеза через страдание, проше-
ние и веру в Бога. Примирение означает принятие судьбы, которая перекрывает существующие этнические различия и породившие конфликт противоречия интересов (154). Предлагающие эту стратегию исходят из особой ценностной роли, которую в христианстве играет идея первородного греха. Из-за осознания первородного греха люди испытывают глубокую потребность в так называемом вертикальном примирении, т.е. в акте индивидуального покаяния греховного человека перед Богом, в ответ на которое он получает прощение. Вместе с тем вертикальное примирение с необходимостью требует и определенной меры «горизонтального» примирения, которое заключается в том, что индивиды прощают друг друга. Прощая своего врага, человек продвигается к конечной цели своего личностного, «вертикального» примирения с Богом. В миротворческой деятельности стратегия внутренних перемен на основе примирения широко практикуется в деятельности христианских групп и миссий взаимного примирения. Например, так было в деятельности квакерских общин, церквей чернокожих американцев, верных заветам Мартина Лютера Кинга, в работе ряда религиозных общин Северной Ирландии, Южной Африки и др. (104; 93; 69; 8; 241).
|
|
Среди большинства конфликтологов эффективность стратегии внутренних перемен и примирения для трансформации этнически разделенных постконфликтных сообществ вызывает значительные сомнения.
Во-первых, критики стратегии внутренних перемен справедливо обращают внимание на то, что эффективность подхода к миростроительству с позиций примирения весьма неоднозначна и неравномерна в разных случаях реального этноконфликта. В частности, результаты социально-психологических исследований показывают, что доля индивидов, которых опыт участия в группах взаимного примирения глубоко затронул, примерно равна доле тех, на кого подобные контакты по межэтническому примирению не оказали практически никакого воздействия.
Во-вторых, в случае этнического конфликта между разными этноконфессиональными группами, очевидно, встает вопрос о том, будет ли стратегия примирения иметь вообще хоть какое-то значение для миростроительной деятельности среди членов нехристианских общин, в структуре верования которых отсутствует акцент на идее первородного греха. У них соответственно отсутствует потребность получить божественное прошение (например, в буддизме и исламе). Имеет ли смысл рассматривать деятельность групп по межэтническому примирению в качестве основы стратегии строительства устойчивого мира в этих случаях? В связи с этим специалисты по конфликтологическому менеджменту отмечают, что в нехристианском контексте миросозидательная деятельность либо может вдохновляться альтернативными идеями (например, миростроительное движение Сарводая Шрамадана в Шри-Ланке, которое исходит из функционально сходной буддийской идеи пробуждения), либо вообще может быть нечувствительна или даже скептично настроена к самой идее «горизонтального» примирения с неверными, как в некоторых направлениях ислама.
В-третьих, самая серьезная критика стратегии внутренних перемен и примирения в качестве приоритетной стратегии ми-ростроительства связана с тем, что она по сути дела полностью игнорирует структурные аспекты отношений конфликтующих этнических групп, такие, как политические и экономические структуры, породившие конфликт. В связи с этим справедливо отмечается, что ошибочно рассматривать, например, конфликт в Северной Ирландии как культурный, так как он носит прежде всего структурный характер, вызван эксплуатацией в экономике и угнетением в политике (152). Ошибочно принимать культурные выражения и проявления конфликта за его глубинные корни, так как такой подход неоправданно субъективирует конфликт и предполагает, что изменения в идеях и восприятиях автоматически разрешат сам конфликт.
По мнению Райана, индивидуалистический подход к меж-груттповой проблеме ошибочен сам по себе, так как в межэтническом конфликте речь идет о социальной идентичности: чтобы достичь примирения в ходе контакта, сам контакт должен тогда осуществляться на межгрупповом, а не на межличностном уровне. Райан отмечает, что в этнически разделенных обществах гораздо больший миростроительный потенциал будут иметь стратегии межкультурного диалога.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 518; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!