Общеполитологические классификации и типологии



Этнополитические конфликты представляют собой разновид­ность политических конфликтов. Поэтому для их анализа важ­ны и политологические классификации и типологии, которые выделяют специфические типы конфликтов с точки зрения па­раметров структурного контекста политики как той сферы, в которой возникает и развертывается любой политический кон­фликт. В самом обшем виде по контексту проявления в полити­ческой науке конфликты принято делить на внутриполитичес­кие, внешнеполитические и смешанные (затрагивающие обе эти сферы политики в той или иной степени). Этнополитические конфликты являются преимущественно внутриполитическими, однако при определенных обстоятельствах их развертывание или попытки урегулирования могут приобретать международное из­мерение (подробнее см. в гл. 4, § 3).

Таблица 6 Основные общеполитологические классификации конфликтов

По структурным компонентам По контексту проявления                          политической системы,

затронутым в конфликте

Внутриполитические конфликты      Государственно-правовые конфликты

Внешнеполитические конфликты    Статусно-ролевые конфликты

Смешанные конфликты                    Конфликты политических культур

Важным принципом типологии внутриполитических конф­ликтов является учет структурных компонентов политической системы, которые оказываются затронутыми конфликтом. По этому основанию политологи выделяют три основные группы политических конфликтов — государственно-правовые, статус­но-ролевые и конфликты политических культур (табл. 6). Так, А. Глухова предложила типологию политических конфликтов, которая исходит главным образом из природы того или иного конфликта и ориентирована прежде всего на причины и усло­вия возникновения конфликтных групп.

Государственно-правовые конфликты — это конфликты, воз­никающие в самой системе государственной власти. Они явля­ются институционализированными, преимущественно рацио­нальными и публичными. В тех случаях, когда такие конфликты протекают в правовых рамках, они не разрушают, а укрепляют политическую систему, выполняя по отношению к ней и к об­ществу в целом конструктивные функции. В ходе подобных кон­фликтов борьба ведется вокруг функционирования старых и возникновения новых государственных институтов, расширения объема их полномочий, изменения конституционных положе­ний, регулирующих эти полномочия, увеличения ресурсов вла­сти и т.д. Важно отметить, что, хотя такие конфликты институ­ционализированы, в рамках самих конфликтующих институтов постоянно идет борьба идей и мнений, меняются соотношение сил и способы их мобилизации, поиска субъектов социальной поддержки (конституенты) в обществе.

Статусно-ролевые конфликты связаны с иерархичностью ста­тусно-ролевой структуры политической сферы в любом обще­стве. Система, или матрица, политических (определяемых по от­ношению к государственной власти) статусов и ролей не только потенциально конфликтна, но и динамична. У одних групп со временем статус в системе властных отношений, политического влияния, политических прав и свобод повышается, а у других он может снижаться (в целом или по отдельным его составляющим элементам). Неравное распределение не только власти, но и по­литических прав и свобод, даже форм и уровней участия в поли­тической жизни является внутренним источником конфликто-генности статусно-ролевой структуры власти и политических от­ношений. Статусно-ролевые конфликты могут возникать и развертываться как по вертикали (верхи—низы, элиты—массы, власть—народ, государство—общество и т.д.), но и по горизонта­ли (т.е. между различными группами, находящимися на одной и той же или близких ступенях политической стратификации). В литературе отмечается, что одним из важнейших и по сути неис­черпаемых источников конфликтов этого типа является расхож­дение статусных ожиданий и социально-политической реальнос­ти. Каждый статус несет соответствующие общественные и лич­ные ожидания, создает надежду на определенный жизненный результат в случае реализации статусных ролей. Нереализован-ность или неполное достижение той или иной группой статусных ожиданий конфликтогенны (29, 3; 30, 132—139). Источником ста­тусно-ролевых конфликтов в сфере этнической политики может становиться несоответствие (дисбаланс) между политическим, эко­номическим, социальным и культурным статусами этнических групп, а следовательно, дисбаланс между их ролью в политике и ее результатами для этнических групп. Например, у разных эт­нических групп могут не совпадать материально-экономический и политический статусы; социокультурный и политический ста-

тусы; предписанный (этническая принадлежность) и достигну­тый статусы и т.д. Кроме того, несоответствие статуса роли само по себе может быть конфликтом. Как показывают результаты по­литологических исследований, чем больше расхождения статусов у одних и тех же групп, тем скорее их представители будут под­держивать радикальные течения, голосовать за радикальные партии. Чем меньше возможностей для индивидуальной восхо­дящей мобильности и чем более ограниченны возможности для реорганизации социальной структуры, тем больше вероятность того, что борьба заинтересованных групп приведет к разрушению старой и введению новой системы стратификации. Крайним сред­ством в достижении этой цели становится политическое наси­лие. Если в этнически однородных системах оно проявляется в форме социальных и политических революций, то в этнически смешанных (полиэтнических) системах формой крупномасштаб­ного политического насилия является гражданская война, в том числе и сецессионистская.

В качестве третьего типа политических конфликтов выделя­ются конфликты, возникающие на основе существенных расхож­дений в политической культуре. В данном случае политический конфликт «возникает тогда, когда происходит столкновение груп­повых носителей политических культур как совокупностей раз­личных ценностей, норм, правил, обычаев, традиций, способов политической жизни... сложившихся и эволюционировавшихся на основе исторического опыта субъектов политических отно­шений и деятельности» (30, 136). Учитывая, что в феномене эт-ничности конституирующую роль играют представления об ис­торико-культурных факторах, можно полагать, что межэтничес­кие конфликты в качестве составляющей неизбежно включают ту или иную степень конфликта культур как результат различно­го восприятия и понимания действительности, различного отно­шения к жизненным реалиям и их толкования. В том случае, когда большинство представителей этнических групп придержи­ваются разных пол ити ко-культурных установок, возникающий на этой основе конфликт политических культур может легко проецироваться на сферу межэтнических политических отно­шений.

5.3. Специальные классификации и типологии

Понятно, что и в рамках конкретного типа конфликта воз­можны дальнейшие типологические группировки на виды и подтипы. Рассмотрим некоторые наиболее известные специальные типологии этнических и этнополитических конфликтов, представленные в работах отечественных ученых.

Следует отметить, что большинство представленных в рабо­тах отечественных авторов типологий касаются этнических кон­фликтов в широком смысле (т.е. включают как политические, так и неполитические этнические конфликты). Одна из первых типологизапий этноконфликтов была предложена Э. Паиным и А. Поповым (104). По характеру и образу действия конфликту­ющих сторон эта типология предлагает выделять три категории конфликтов: 1) конфликт стереотипов, когда этнические груп­пы еше нечетко осознают причины противоречий, но в отноше­нии оппонента создают негативный образ «недружественного соседа», «нежелательной группы» (так, по мнению авторов, на­чинался армяно-азербайджанский конфликт); 2) конфликт «идей», характерными чертами которого является выдвижение тех или иных притязаний одной или обеими этническими груп­пами, причем в литературе, СМИ обосновывается «историчес­кое право» на самостоятельную государственность или на тер­риторию другой этнической группы (как это было, например, в Армении и Азербайджане, Северной Осетии и Ингушетии); 3) конфликт действий, который проявляется в проведении ми­тингов, демонстраций, пикетов, в принятии институциональ­ных решений или же в открытых столкновениях этнических дви­жений с оппонентами и органами власти.

Несколько иная типологизация также по характеру конфлик­тных проявлений содержится в работах А. Дмитриева (40; 41; 42), который предлагает различать три типа межнациональных конфликтов. 1. Конфликты неуправляемых эмоций, проявляющи­еся в конфликтах-бунтах или погромах. Для подобных конф­ликтов характерна неопределенность целей организаторов бес­порядков, случайность конкретных событий. Часто внешние признаки таких событий скрывают не проясненные до конца истинные причины. С точки зрения Дмитриева, это подтверж­дает анализ драматических ферганских событий 1989 г.. когда погромам подвергались ни в чем не замешанные турки-месхе-тинцы, а также событий в бывшей Югославии, во многом не поддающиеся рациональному толкованию. 2. Конфликты идео­логических доктрин, которые связаны с политическими, нацио­нальными, религиозными движениями и имеют более или ме­нее давние исторические корни. Национальные требования не формируются стихийно, а разрабатываются идеологами-теоре­тиками. Сторонники определенной идеи готовы пожертвовать

за нее своей жизнью, поэтому таким конфликтам свойствен дли­тельный и ожесточенный характер. К такого рода конфликтам относятся споры по поводу принадлежности территорий, их го­сударственного или административного статуса, по вопросу о возвращении ранее депортированных народов и т.д. 3. Конфлик­ты политических институтов, которые в основном представля­ют собой споры о границах, о взаимоотношениях органов влас­ти, об их юрисдикции, о роли партий и движений и др. «Войны законов» и «парады суверенитетов» относятся к числу конфлик­тов именно этого типа.

А. Ямсков (180) предложил вариант «сферной типологии» конфликтов, основанной на типах целей, которые ставят пе­ред собой субъекты этноконфликта в борьбе за ограниченные ресурсы: 1) социально-экономические (выдвигаются требования гражданского равноправия — от прав гражданства до равно­правного экономического положения); 2) культурно-языковые (затрагивают проблемы сохранения или возрождения функ­ций языка и культуры этнической общности); 3) политические (если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав — от местной автономии до полномасш­табного конфедерализма); 4) территориальные (основаны на требованиях изменения границ путем присоединения к дру­гому государству или создания нового, независимого государ­ства).

По признаку территории проживания и наличия/отсутствия государственных или административных границ Г. Козырев (65) предлагает выделять следующие типы конфликтов: межгосудар­ственные, региональные между этносами, разделенными адми­нистративной границей в рамках единого государства (например, карабахский или осетинский в рамках СССР), между центром и регионом (например, грузино-абхазский, молдово-приднестровский конфликты), местные конфликты (например, ферганский кон­фликт в Узбекской ССР).

В своей классификации этнонациональных конфликтов Л. Никовская и Е. Степанов исходят из того, что невозможно провести классификацию таких конфликтов по одному основа­нию «в силу сложности самого объекта конфликта — этноса и причин, приводящих к этнонаниональному столкновению пли коллизии». В связи с этим они полагают вполне обоснованным и плодотворным сочетать различные основания для типологи­ческой характеристики этого рода конфликтов, поскольку, с их точки зрения, это «позволяет шаг за шагом разблокировать и урегулировать конфликтные ситуации» (100, 224). Согласно та­кой (эклектичной) классификации-типологизации, во-первых, многие этнонациональные конфликты можно назвать ложны­ми, поскольку эмоции затрудняют адекватное восприятие си­туации и противоположной стороны, порождая ложные обра­зы и иррациональные фобии, агрессивность и дегуманизацию оппонентов. Во-вторых, многие этноконфликты характеризу­ются как замещенные конфликты, в которых антагонизм ин­тересов направлен на этническую группу, реально не являю­щуюся участницей конфликта, но становящуюся козлом отпу­щения в столкновении интересов и соображений. В-третьих, отмечаются такие межнациональные конфликты, которые пред­ставляют собой конфликты культур, возникающие в результа­те различного понимания, различного отношения к жизнен­ным реалиям, их толкования. Наконец, в-четвертых, выделя­ются реальные конфликты интересов, которые возникают между этническими группами из-за неравного доступа различных эт­носов к ресурсам, неравного распределения объемов и полно­мочий власти и т.д.

Собственно политические типологии этноконфликтов исполь­зуют в качестве типологического основания цели или источни­ки конфликтов. Одна из первых типологий этнополитических конфликтов, построенная по основным целям и содержанию требований, была предложена Л. Дробижевой на основе оценки событий конца 1980-х — начала 1990-х гг. (44, 15, 240—242). Она включает следующие типы конфликтов.

Во-первых, статусные институциональные конфликты в со­юзных республиках, переросшие в борьбу за независимость. В этих конфликтах непременно присутствует этнический фактор, и мобилизация идет по этническому принципу. Так, нацио­нальные движения в Прибалтике. Армении, Украине, Грузии, Молдове с самого начала выдвигали требования реализации этнонациональных интересов. В процессе развития этих дви­жений каузальная основа конфликтов изменялась и «дрейфо­вала» от этнонациональных к государственным, но мобилиза­ция по этническому принципу оставалась. Статусными были и конфликты в союзных и автономных республиках, автоном­ных областях за повышение политического статуса (например, до уровня конфедеративных отношений, как в случае с Казах­станом или с Абхазией, или до уровня союзной республики в случае с Татарстаном) или его получение путем создания соб­ственных национальных образований (например, ингушей в Че-

чено-Ингушетии, ногайцев, лезгин в Дагестане, балкарцев в Кабардино-Балкарии).

Во-вторых, этнотерриториальные конфликты, как правило, самые трудные для урегулирования. На территории бывшего СССР на период 1992 г. было зафиксировано около 200 экс­территориальных споров. По мнению В.Н. Стрелецкого (143, 226), одного из разработчиков банка данных этнотерриториаль-ных притязаний, в геопространстве бывшего СССР к 1996 г. сохраняли актуальность 140 территориальных притязаний. При этом особый подтип этнических противоборств представляют собой конфликты, связанные с репрессированными народами. Одни из них были связаны с восстановлением территориальной автономии (немцы Поволжья, крымские татары), в отношении других стоял вопрос о правовой, социальной, культурной реа­билитации (греки, корейцы и др.), о возвращении на террито­рию прежнего проживания (месхетинцы).

В-третьих, межгрупповые (межобщинные) конфликты, к кото­рым относятся, например, конфликты, подобные тем, что были в Якутии (1986), Туве (1990), а также русско-эстонский, русско-латышский и русско-молдавский.

Еше одна политологическая классификация национальных (этнополитических) конфликтов была предложена А. Соловье­вым. Она основана на учете типов конфликтующих субъектов и типов противоречий, лежащих в основе причин таких конфлик­тов: 1) конфликты между национальными (этническими) группами в полиэтничных государствах, возникающие на основе разли­чий во владении теми или иными социальными ресурсами; 2) кон­фликты между национальным большинством и меньшинством, причинами которых в немалой степени служат факторы есте­ственно-исторического характера, заселенность определенных территорий, тесная связь отдельных групп с теми или иными видами хозяйственной деятельности, процессы ассимиляции и миграции отдельных наций, эволюция административно-терри­ториальной организации государства, а также сокращение его реальных возможностей; 3) конфликты в результате идентифи­кации этнических меньшинств с родственной общностью, про­живающей в соседних странах (например, у турок в Болгарии, венгров в Румынии, русских в Молдове и др.), причем пример­но такие же противоречия возникают и вследствие формирова­ния этнических анклавов, складывающихся в результате этни­ческой миграции из соседних государств, а также воссоедине­ния ранее раздробленных этносов и восстановления прав репрессированных народов; 4) межнациональные конфликты, возникающие на почве наиболее политически значимых проти­воречий между государством (центральной бюрократией) и на­циональной группой в связи с систематическим ущемлением прав последней; 5) конфликты между титульной (коренной, дающей официальное название государству) и нетитульной (некоренной) нациями, выражающиеся в том числе в ограничении представи­телей последней в возможности вероисповедания, обучения на родном языке, установлении чрезмерных требований к освое­нию государственного языка, дискриминации по национально­му признаку в сфере здравоохранения, образования, професси­онального кадрового роста и т.д.; 6) так называемые межэтни­ческие конфликты, источники напряженности которых лежат, как правило, в эмоционально-чувственной сфере, органически подкрепляясь влиянием бытовых традиций, оценками и сужде­ниями, некритически воспринятыми еще в процессе ранней социализации, подсознательными, в том числе религиозными, стереотипами и стандартами, выражающими трудноизменяемое некомплиментарное отношение к людям другой национально­сти (128, 178-179).

Следует заметить, что все приведенные выше типологии не являются, строго говоря, типологиями этнополитического кон­фликта в узком смысле, а представляют собой типологии бо­лее широких по содержанию этнических или этнонациональ-ных конфликтов. Исходя из предложенного в данной книге более узкого понимания этнополитического конфликта (как любого столкновения субъектов политики в их стремлении ре­ализовать свои интересы и ценности, связанные с достижени­ем или перераспределением политической власти, определе­нием ее символов, а также группового политического статуса и приоритетов государственной политики, в которых этничес­кие различия становятся принципом политической мобилиза­ции и по крайней мере одним из субъектов является этниче­ская группа), хотелось бы предложить еще одну типологию этно-политических конфликтов, построенную по принципу различий в предмете конфликта между типами субъектов. В зависимости от типа конфликтующих сторон предлагается различать этно-политические конфликты между двумя этническими группа­ми, с одной стороны, и этнополитические конфликты между этнической группой и государством — с другой. Кроме того, внутри каждого из этих типов можно выделить ряд подтипов (табл. 7).

Таблица 7 Классификация этнополитических конфликтов по типу конфликтующих сторон и предмету спора

Этнополитический конфликт между       Э| неполитический конфликт между

двумя этническими группами            этнической группой и государством

1. Конфликты из-за возможностей   I. Конфликты этнополитической и условий доступа групп к полити- легитимности (сеиессионный ческой системе.                                 конфликт).

2. Конфликты из-за определяемых   2. Конфликты из-за этнотерритори-политической системой эконом и-    ального распределения власти ческих возможностей групп.

3. Конфликты из-за .политического признания культурного статуса

и символов групп

Среди этнополитических конфликтов между двумя этниче­скими группами можно выделить:

1. Конфликты по поводу расширения возможностей и условий доступа к политической системе. Это конфликты из-за равен­ства прав политического участия этнических групп в связи с предоставлением прав гражданства, изменением избирательных законов, а также конфликты в связи со степенью представлен­ности групп во властных структурах (например, между немцами и турками в Германии, между гражданами и негражданами в Латвии и Эстонии, между черным большинством и белым мень­шинством в ЮАР в период апартеида, между израильтянами и палестинцами в Израиле и др.).

2. Конфликты по поводу экономических возможностей групп, определяемых политической системой. Это конфликты из-за доли общенациональных ресурсов, выделяемой этническим группам из государственного бюджета, и из-за предоставляемых госу­дарством экономических возможностей. Они присутствуют в лю­бом полиэтничном государстве и наиболее часто бывают связа­ны с разницей в уровне социальной мобильности этнических групп, с особенностями региональной политики государства, с ресурсным обеспечением публичной политики интеграции и мультикультурализма.

3. Конфликты политического признания культурного статуса и символов группы. Это конфликты из-за признания государством равноправия или приоритета культурных статусов или симво­лов этнических групп. Часто они проявляются как конфликты по вопросам официального статуса языков, конфессий, госу­дарственных праздников и другим культурным и символическим аспектам. В той или иной степени они присутствуют практичес­ки в любом полиэтническом государстве.

Среди этнополитических конфликтов между этнической груп­пой и государством можно выделить два подтипа: 1. Конфликты этнополитической легитимности —- это конфликты, в которых предметом спора является идентичность территориального го­сударства и признание его суверенитета этнической группой (се-цессионные конфликты, например конфликт по вопросу о су­веренитете между союзными республиками и союзным центром в период распада СССР в начале 1990-х гг., самым острым из которых был конфликт между Россией и СССР; ирредентист­ские конфликты за воссоединение с этническими родственни­ками, например проблема Северной Ирландии, Южного Тиро­ля после 1918 г., карабахский конфликт и др.). 2. Конфликты территориального распределения власти, предметом спора в ко­торых являются практики распределения власти и компетенции управления между центральным правительством и различающи­мися этническим своеобразием территориями (например, этно-региональные автономистские конфликты в странах Западной Европы в 1970-е гг., конфликты о разделении предметов веде­ния в РФ в 1990-е гг.).

Контрольные вопросы

1. В чем особенности структурной и динамической моделей описания конфликта?

2. Что такое границы конфликта? По каким основаниям они выделя­ются? Охарактеризуйте пространственные, временные и системные границы э!неполитического конфликта на примере 2—3 случаев (на ваш выбор).

3. Что понимают под окружающей социальной средой конфликта? Какие основные тины контекстов проявлений этнополитического конфликта привлекают внимание конфликтологов?

4. На какие основные типы конфликтологи подразделяют этнические группы как субъекты политического конфликта? На основе каких критериев политического анализа основано деление на этнотерри-гориальные и этнодиаспорные группы? Какие подгруппы выделя­ются внутри этих групп?

5. В чем причины роста роли государства в современных полиэтничес­ких системах? Почему государство часто выступает объектом полити­ческого спора этнических групп? Какие роли может играть государ ство в этнополитическом конфликте? Приведите примеры этнополи­тических конфликтов, в которых государство играло бы роль субъекта, и тех, в которых государство играло бы роль третьей стороны.

6. Какие переменные необходимо учитывать при конфликтологиче­ском анализе отношений и взаимных восприятий сторон этнопо­литического конфликта?

7. Что может выступать в качестве объекта и предмета спора в этно­политическом конфликте? Как соотносятся объект и предмет спо­ра между собой?

8. Чем отличаются предмет спора в этнополитических конфликтах между двумя этническими группами от предмета спора в конфлик­тах между этнической группой и государством?

9. Что такое классификация и типология конфликтов? Для чего они применяются при конфликтологическом описании и анализе?

10. Какие основные группы классификаций и типологий конфликтов используются в этнополитической конфликтологии?

11.  Какие обшеконфликтологические и общеполитологические клас­сификации и типологии важны для описания и анализа этнополи­тических конфликтов?


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 580; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!