Понятие «этнополитическая мобилизация»



Логика любого политического конфликта предполагает мо­билизацию наибольшей численности сторонников в поддержку как одной, так и другой конфликтующей стороны. Для оценки уровня политической мобилизации в политологии используют известную формулу Ч. Тили (286), согласно которой уровень мобилизации прямо пропорционален совокупности находящихся под контролем группы ресурсов (в том числе и основного ре­сурса — мобилизованных в политическое движение людей), по­множенных на вероятность вовлечения этих ресурсов в коллек­тивное политическое действие для реализации групповых инте­ресов.

Под этнополитической мобилизацией понимается процесс, в ходе которого этническая группа, во-первых, политизируется на основе осознания своих коллективных интересов и чаяний и, во-вторых, организуется в качестве коллективного субъекта, обладающего ресурсами для ведения политического действия (88, 28).

Исходной предпосылкой мобилизации является политизация этничности, что предполагает рост политической составляющей этнического самосознания, чему, как правило, способствует идеологическая и пропагандистская деятельность этнических элит и политических антрепренеров от этничности. В условиях современного массового общества этническая идентичность и возникающая на ее основе этническая солидарность являются важными политическими ресурсами. В процессе политизации этнокультурные маркеры и символы (такие, как язык, религия, представления об общности происхождения и истории и лр.) приобретают интенсивную этнодифференпирующую ценность и возводятся в ранг этнической идеологии.

Типичной формой организации этнических субъектов высту­пает этнополитическое движение. Возникновение этнополити-ческого движения означает превращение (конверсию) этниче­ской группы в политического актора, стремящегося противо­действовать этническим противникам или же добиться включения своих этнических интересов в повестку дня государ­ственной политики. Этнополитическое движение ставит целью выражать единство коллективного самосознания, убеждений и чаяний всей этнической группы, хотя на практике сама группа может быть разделена на несколько политических течений или организационных фракций, каждая из которых конкурирует с другими за право являться единственным выразителем и пред­ставителем этнической общности. Формулируемые в ходе этно-политической мобилизации требования этнического движения могут быть различными по характеру. Доминирующие этниче­ские группы (в терминологии Дж. Ротшильда — «этнические господа»), как правило, стремятся защитить статус-кво своего доминирования. Подчиненные этнические группы (в термино­логии Дж. Ротшильда — «этнические подчиненные») стремятся либо к улучшению своего политического статуса и экономичес­ких возможностей в рамках существующей системы, либо к до­минированию посредством выделения из нее (т.е. к этнической

сецессии).

Политизированное этническое самосознание опирается на распространение среди членов группы убеждения в необходи­мости политического действия для реализации или защиты кол­лективных жизненных интересов всей группы. Следствием рос­та этого сознания становится добровольное включение индиви­дов в этническое движение, которое выдвигает от имени группы политические требования к правительству и координирует це­ленаправленные политические действия своих членов. Наряду с этим в политическое действие вовлекаются финансовые и иные ресурсы, поставляемые членами движения, или сочувствующи­ми его целям, или третьими сторонами. Помимо системности и последовательности действий политическая организация груп­повых субъектов предполагает достаточно высокую степень спло­ченности их членов на основе этнической солидарности.

В этнополитологических исследованиях обращается внима­ние на два основных стимула, способствующих развитию про­цесса политической мобилизации этничности. Этнополитиче­ская мобилизация является следствием событий, которые либо создают серьезную угрозу интересам этнической группы, либо, наоборот, открывают перед ней новые заманчивые перспективы. В связи с этим конфликтологи различают, с одной стороны, оборонный (реактивный) тип мобилизации, целью которого яв­ляется отражение угрозы политическому статусу группы или ее коренным интересам, а с другой — наступательный (проактив-ный) тип, цель которого — использование возможностей поли­тического момента для достижения группой благ в будущем (33; 88). При этом отмечается, что периоды политических транзитов и ожидаемого в ходе них перераспределения сложившегося ба­ланса политической власти (процессы деколонизации и образо­вания независимых государств, распад многонациональных го­сударств или попытки их демократизации) становятся мощным катализатором процесса этнополитической мобилизации, так как способствуют осознанию членами этнических групп как новых угроз, так и новых возможностей (125).

Так как политическая мобилизация представляет собой ди­намичный процесс, уровень и интенсивность которого меняют­ся во времени, этнополитические конфликтологи обращают осо­бое внимание на те условия, которые поддерживают мобилиза­ционные усилия, а потому способны сыграть роль рычага («спускового крючка») в ее развитии.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!