МЕЖДУНАРОДНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ



Как уже отмечалось выше, существенные проявления этни­ческой политики и связанных с ней конфликтов не ограничива­ются внутриполитическим уровнем и часто затрагивают сферу международных отношений и внешней политики, т.е. приобре­тают международное измерение. Иногда политические требова­ния этнических групп (например, сецессия) могут касаться леги­тимности территориальных границ государства. В ряде случаев другие государства могут счесть выгодным для себя предпринять попытки вмешательства во внутренний этнический конфликт. Кроме того, такое вмешательство извне могут осуществлять и этнодиаспорные организации, желающие помочь «этническим родственникам». В любом из этих случаев этнополитический конфликт приобретает международный контекст.

При анализе международного контекста этнополитического конфликта основное внимание конфликтологов привлекают три группы проблем. Во-первых, проблемы модели этнической по­литики на международном уровне. Во-вторых, проблемы влия­ния этнополитического конфликта на международные отноше­ния (какие проблемы ставит этноконфликт и почему у внешних акторов возникают мотивы к вмешательству во внутренний эт­ноконфликт). В-третьих, проблемы обратного влияния между­народной политики и внешнего вмешательства в этноконфликт.

Проявления этнической политики на международном уровне

Современная международная система представляет собой совокупность суверенных государств, которые являются основ­ными субъектами (акторами) мировой политики и международ­ных отношений. Вместе с тем современные международные от­ношения не сводятся лишь к интернациональным (т.е. межго­сударственным) отношениям. На протяжении XX в. все более заметную роль в мировой политике стали играть как транснаци­ональные отношения (отношения субгосударственных субъек-

тов, представленных группами и организациями), так и супра-национальные отношения (отношения с участием надгосудар-ственных субъектов, представленных международными орга­низациями и институтами, например ООН, Организация афри­канских стран, Евросоюз, ВТО, Мировой банк, НАТО). К негосударственным (транснациональным) акторам международ­ной политики относятся и мобилизованные этнические груп­пы, которые на международной арене могут выступать на сто­роне своего государства или же, напротив, быть в оппозиции к нему. В литературе отмечается три основные модели проявле­ния этнополитики на транснациональном уровне — политика этнического ирредентизма, этнодиаспорная политика и деятель­ность транснациональных этнических организаций. Рассмотрим их более подробно.

3.1.1. Политика этнического ирредентизма

Под этническим ирредентизмом понимаются объединитель­ные или воссоединительные движения этнических групп, кото­рые разделены государственными границами между двумя или несколькими государствами. Известно много случаев, когда ареал проживания этнической группы охватывает территорию более чем одного государства. Во-первых, территория проживания этнической группы может быть искусственно разделена, в ре­зультате чего создаются новые государства (например, существо­вание двух Германий в 1949—1990 гг. или сохраняющиеся и по сей день две Кореи). Во-вторых, этническая группа может про­живать на территории разных государств и ни в одном из них не образовывать большинства (например, курды после Первой ми­ровой войны, азербайджанцы в СССР и Иране, осетины в Рос­сии и Грузии). В-третьих, самым распространенным является пример диаспоры, в которой доминирующая группа в одном государстве отделена от своих «этнических соотечественников», образующих группы этнических меньшинств в одном или не­скольких соседних государствах. В результате создается основа для возникновения ирредентистских движений, или движений за этнополитическое объединение или воссоединение (сам тер­мин происходит от итальянского irredenta — «невостребован­ное»). Для любой разновидности ирредентизма общим является стремление изменить существующие межгосударственные гра­ницы с целью «вновь обрести» «утраченных» этнических соотече­ственников. Историческими примерами классического объединительного ирредентизма были движения в Германии и Ита­лии, которые привели к образованию этих государств во второй половине XIX в. На рубеже XIX—XX вв. широкую известность приобрела ирредентистская политика греческого правительства («Мег ал и Идеа») в отношении Крита, Анатолии, островов До­деканеса. Другими примерами в XX в. были политика «пангер­манизма» в межвоенной Германии, политика Сомали на Афри­канском Роге, политика Сирии по отношению к Ливану, а так­же случаи Македонии, Нагорного Карабаха и др.

Как показывает история, если этническое меньшинство, име­ющее этнических родственников в сопредельной стране, начи­нает воспринимать государство, в котором оно проживает, как инструмент политического господства доминирующей группы этнического большинства, возникают условия для международ­ной политики этнического ирредентизма. В такой ситуации часть политических антрепренеров в соседнем государстве (где род­ственная этническая группа имеет статус большинства и конт­ролирует политическую систему) может счесть выгодным для своей политической игры сделать ставку на экспансионистские амбиции и выдвинуть лозунги этнического воссоединения, по­пуляризируемые в широких массах как «священный долг на­ции» избавить этнических собратьев от «угнетения» (которому они в действительности или лишь в возбужденной риторике антрепренеров от этничности подвергаются в государстве этни­ческих чужаков). Проживающее за границей этническое мень­шинство или его фракции могут оказаться восприимчивыми к такого рода призывам, в результате чего их культурное, эконо­мическое или политическое недовольство может легко транс­формироваться в ирредентистские требования, подкрепляемые справедливыми на первый взгляд апелляциями к «праву» наций на самоопределение.

Часто выдвигающие ирредентистские требования государства выступают не только за включение в свой состав зарубежных этнических родственников (как физически мобильных лиц), но и за инкорпорацию населяемой ими территории. Так как реали­зация этих требований означает изменение международных гра­ниц, то основанные на этничности ирредентистские требова­ния могут стать причиной не только межэтнической, но и меж­государственной войны. Классическим примером агрессивною ирредентизма была, например, политика пангерманизма и ан­нексий гитлеровской Германией (присоединение населенных немцами Судет в результате Мюнхенского сговора по разделу

территории Чехословакии) и аншлюс Австрии в 1938 г. Одной из причин трагедии бывшей Югославии стала идеология ряда сербских политиков, утверждавших необходимость создания Ве­ликой Сербии за счет территории сопредельных славянских го­сударств, чтобы «освободить» этнических братьев от «угнете­ния» со стороны хорват, словенцев и боснийских мусульман. В конце 1980-х — начале 1990-х гг. ирредентистские настроения были распространены среди части румынских политиков в от­ношении Молдовы, а также части венгерских политиков в от­ношении венгров Воеводины, Словакии и Румынии. Некото­рые аналогичные требования выдвигались в отношении русских в «ближнем зарубежье» (92).

3.1.2. Этнодиаспорная политика

Как отмечалось выше, под диаспорами понимают этниче­ские группы иммигрантского происхождения в принимающей стране. Как правило, они сохраняют и поддерживают эмоцио­нальные и материальные связи со страной происхождения. Из­начально этнодиаспорные общины организуются в целях вза­имной поддержки и содействия удовлетворению специфических для их членов социальных, религиозных и культурных потреб­ностей в условиях иноэтничного окружения. Крупные по чис­ленности этнодиаспорные общины могут политизироваться и выдвигать в центр внимания вопросы зашиты коллективных интересов своих членов в принимающей стране, такие, как неди­скриминационный доступ к сфере занятости, образования и дру­гим экономическим возможностям.

Этнические диаспоры также могут предпринимать попытки влиять на развитие событий в стране происхождения путем по­ставок ресурсов или лоббирования внешней политики прини­мающего государства в отношении своей страны. Отстаивая коллективные интересы, которые выходят за пределы принима­ющей страны, политические организации этнических диаспор становятся транснациональными акторами. В качестве примера транснациональной политики диаспор в литературе отмечаются случаи деятельности ряда радикальных организаций ирландс­ких диаспор в Северной Америке, которые, бросая вызов пра­вительствам США, Великобритании, Канады и Ирландии, ока­зывали поддержку финансами и оружием террористической де­ятельности повстанцев Ирландской республиканской армии (ИРА) в Северной Ирландии. Другими примерами являются проведенная после Второй мировой войны рядом организаций итальянской диаспоры в США кампания отправки писем род­ственникам на родину с целью снизить шансы итальянской ком­партии прийти к власти на исторически важных выборах 1948 г.; кампании курдской диаспоры Германии в поддержку курдских организаций в Турции в 80-е гг. (89).

Иногда этнические диаспоры могут пытаться влиять на вне­шнюю политику принимающего государства в интересах прави­тельства своей страны. В связи с этим в литературе часто упо­минается о политике, например, немецкого лобби в США в на­чале XX в., которое ставило целью максимально оттянуть вступление США в Первую мировую войну. В качестве другого примера в литературе часто отмечается политическая деятель­ность организаций греческой общины США, которая, действуя в противовес позиции Белого дома, Госдепартамента и Депар­тамента обороны, на протяжении почти десяти лет успешно убеж­дала Конгресс США налагать эмбарго на поставку вооружений Турции, союзнику США по НАТО, «наказывая» тем самым эту страну за вмешательство в конфликт на Кипре, приведшее к фактическому разделению острова в 1974 г. Другими примера­ми являются поддержанная широкими массами чернокожих граждан США кампания в защиту введения экономических сан­кций против режима апартеида в Южной Африке, а также по­литика США и Канады по отношению к Польше в период «хо­лодной войны», которая диктовалась не только идеологически­ми причинами, но и деятельностью польского лобби (89; 91; 246).

Инициатива по активизации транснациональной этнодиас-порной политики может исходить не только от фракций в пра­вительстве принимающего мигрантов государства или внутри самих диаспор, но и от определенных политических фракций внутри правительств исходного государства мигрантов. Так, до 1993 г. официальная внешняя политика алжирского правитель­ства в качестве одной из внешнеполитических задач ставила мониторинг положения крупной по численности группы эко­номических мигрантов-алжирцев во Франции, рассматривая (со­гласно доктрине jus sanguinis ) всех алжирских эмигрантов и их потомков в качестве алжирских подданных, лишь временно про­живающих за границей. Алжирское правительство содействова­ло организации образовательных, религиозных, информацион­ных и туристических услуг для этнических соотечественников во Франции и, таким образом, притоку капитала в алжирскую экономику. Известны и случаи «этнизации» внешней политики

государств, когда значительная часть их внешней политики от­кровенно вдохновляется этническими симпатиями или сообра­жениями, например, политика гитлеровского рейха по отноше­нию к судетским немцам и другим проживающим вне Германии немцам; политика колониальных держав (особенно Великобри­тании, Франции и Бельгии) в XIX — начале XX вв. по защите прав и привилегий проживающих в колониях выходцев из мет­рополии.

3.1.3. Деятельность транснациональных этнических организаций

Еще одним проявлением транснациональной этнической политики является деятельность неправительственных этниче­ских (или контролируемых представителями определенной эт­нической группы) организаций, имеющих филиалы в разных странах мира. В связи с этим в литературе указывается на транс­национальные компании китайского капитала в странах Юго-Восточной Азии и Северной Америки, политические организа­ции палестинских беженцев в странах Арабского Востока, дея­тельность сионистских организаций в период до образования израильского государства, деятельность этнически окрашенных криминальных сетей, таких, как итальянская мафия в США, албанские криминальные сети в Западной Европе, китайские триады в Юго-Восточной Азии и др. (89).


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 585; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!