Методические рекомендации по проведению деловых игр, разбору ситуаций и др.



Деловые игры используются как один из действенных методов проведения занятий по дисциплине «Медицинское право». Деловые игры представляют собой поиск оригинальных подходов к решению конкретных задач и обеспечивают «погружение» обучаемого в среду, которую необходимо освоить, и где ему предстоит принимать решения. Они позволяют вовлечь в учебный процесс практически всех студентов, которые в процессе игры имеют возможность реализовать свои теоретические знания, подкрепить их практическим опытом и дополнить новой информацией, полученной от сокурсников. Они позволяют студентам свободно выражать свои мысли, критически мыслить, выступать перед аудиторией, использовать различные средства полемики, чтобы аргументировано строить свою речь, анализировать и синтезировать информацию. 

Наиболее глубокому усвоению материалов по темам «Права и обязанности пациента» и «Ответственность за правонарушения в Медицинском праве» способствует решение ситуационных задач. Ситуационные задачи представляют собой поиск подходов к решению конкретных задач и обеспечивают «погружение» обучаемого в среду, которую необходимо освоить и где ему предстоит принимать решения. Разрешение каждой задачи требует от студентов анализа конкретных правовых норм, их оценки для выяснения правомерности действий участников здравоохранительных правоотношений.

Умелое сочетание различных форм обучения от традиционных и нетрадиционных до инновационных позволит достичь больших успехов в учебном процессе.  

Игра №1 «Дебаты»

Семинарское занятие может быть построено в форме дебатов. Целью участника дебатов является убеждение других в правильности выказанной им точки зрения и склонение их к своему мнению. Проведение дебатов способствует обучению студентов ясно и логично формулировать свою точку зрения, аргументировано выступать, используя убедительные доводы и факты. Кроме того дебаты помогают развивать уверенность студентов выступать публично, уметь влиять на общественное мнение.

Игра №2 «Брейн-ринг»

Данная игра помогает за короткое время произвести опрос по целому разделу курса, либо обобщить и повторить знания по одной теме, охватывающей несколько правовых институтов.

В ходе игры студенты получают возможность консолидироваться в группировки, и, мобилизовав знания всех участников команды, быстро отвечать на вопросы. Тренируется память, умение анализировать, вырабатывается умение быстро реагировать в различных ситуациях.

Методические рекомендации

1) После сообщения темы занятия, необходимо группу разделить на четыре команды, предложив рассчитаться на первый, второй, третий, четвертый. Предварительно следует назначить счетную комиссию, состоящую из двух человек.

2) Следует объяснить, что игра будет состоять из трех раундов. В каждом раунде участвуют по две команды. Командам будут заданы по 15-20 вопросов, для ответа на которые даются 20 секунд. Какая команда ответит раньше, та зарабатывает 1 очко.

3) Необходимо предупредить, что выкрикивание ответа, будет засчитываться как 0 очко. Ответы принимаются после сигнала команды о готовности отвечать, что можно проделать путем поднятия флажка команды, заблаговременно подготовленного ведущим. Подсказка с зала также не будет засчитываться как правильный ответ.

4) В двух раундах участвуют по две команды, а в третьем раунде принимают участие команды-победители. В третьем раунде командам предоставляются теоретические задачи. Выигрывает команда, которая предоставляет ответ быстро и правильно. По итогам третьего раунда определяется команда - абсолютный чемпион.

 Для проведения этой игры необходимо предварительно подготовить вопросы, теоретические задачи, на которые можно было бы дать однозначные ответы. От качества подготовки вопросов зависит успех проведения игры, поскольку запутанные, неясные ответы, будут способствовать получению подобных же ответов. Это, в свою очередь, приведет к спорам, разногласиям, в итоге может сорвать проведение конкурса. Кроме того, вопросы должны охватить все содержание темы, что будет способствовать эффективному закреплению пройденного материала.

Мозговой штурм «Карусель»  

«Карусель» как одна из стратегий критического мышления представляет собой достаточно эффективный метод группового обсуждения определенного вопроса. Более того он предполагает выражение не только своих мыслей, но и оценку высказываний других лиц, анализ, обобщение и обоснование правильности или неправильности высказанных идей. Правильное его использование помогает студентам критически осмысливать собственные и другие мнения, аргументировать правильность своей точки зрения. Кроме того, учит студентов дипломатично высказывать критические замечания, а также выражать благодарность за помощь в форме дополнительной информации своим сокурсникам.

       Игра также помогает развивать творческие способности студентов, способствует за короткое время сконцентрировать все внимание на поставленной проблеме и ясно изложить свое видение ее решения.

Методические рекомендации

1) Учебную группу необходимо разделить на три-четыре команды, предложив рассчитаться на первый, второй, третий (четвертый)

2) Следует заранее подготовить соответствующее количество ватманов и маркеров разного цвета

3) Ватманы и маркеры раздаются командам, при этом каждой команде выдаются маркеры одного цвета

4) Каждой команде дается подтема, вопрос, и ставится задача за определенный промежуток времени (15-20 мин.) изложить на ватмане все, что им известно по данной проблематике.

5)  По истечению данного времени дается команда остановить записи, оставить на месте проделанную работу и всей командой со своими маркерами перейти на место другой команды, т.е. поменяться местами. Предлагается ознакомиться с работой другой команды, проверить правильность, при необходимости дополнить информацию, при этом все записи производятся маркером своей команды. Это проделывается в течение 5-10 минут.

6) По истечению времени предлагается оставить эту работу и перейти на место следующей команды и проделать то же, что было указано выше: проверить, при необходимости дополнить информацию маркером своего цвета (5-10 мин.)

7) После этого дается команда «Домой», т.е. все возвращаются на свои первоначальные места и анализируют свою оставленную работу: какие команды «оставили свой след», правильно ли были высказаны замечания, вписаны дополнения (5-10 мин).

8) Затем предлагается вывесить на доске свои творения и кому-нибудь из группы презентовать командную работу. При этом необходимо проанализировать проделанную другими работу: согласиться с дополнением, высказать благодарность, если информация верная, и аргументировано доказать свою точку зрения, если она не совпала с чужой.

9) После презентации команды, «оставившие свой след» могут задавать вопросы выступающим, высказывать свою точку зрения, отстаивая свои дополнения

10) В конце ведущий подводит итоги, обобщив все высказывания.

Данный метод позволяет в форме игры построить занятие, поскольку студенты находятся не в инертном состоянии, а все время передвигаются, возникает дух соревнования. Они работают не отдельно, а в команде, что позволяет выработать командный дух, сплотить их. При этом они учат друг друга, обмениваясь информацией, спорят, выбирают верную информацию из ряда высказанных ими предложений. 

В процессе проведения семинарских занятий по дисциплине рекомендуется наряду с традиционными методами обучения активно использовать интерактивные методы и приемы обучения. Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление».

Прием «Кластер» используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

Кластер (от англ. – cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между гроздьями.

Последовательность действий при построении кластера проста и логична:

1.Посередине чистого листа (классной доски) необходимо написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге появится структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.

Ажурная пила»

Одним из интерактивных методов является прием «Ажурная пила», который был разработан американским профессором Эл. Аронсонс в 1978 году.

Достоинствами приема «Ажурная пила» является то, что онапозволяет студентам работать в сотрудничестве, получать большое количество информации в течение короткого промежутка времени, самостоятельно изучать новый материал,

· может служить способом решения сложной проблемы, требующей определенных знаний

Порядок проведения
Предварительно:

1. Определите, на какие задачи (этапы) раскладывается проблема, которую предстоит решить во время семинарского занятия.

2. Подготовьте необходимую информацию для каждой экспертной группы.

3. Подготовьте таблички разного цвета с именами или цифрами для распределения студентов по группам.

Каждый будет входить в две группы - «основную» группу и группу «экспертов». Основные группы можно обозначить номерами, например от 1 до 5. Каждая группа будет состоять, например, из 5 участников, которые будут являться «экспертами» по определенной теме. Экспертов каждой темы можно обозначить цветами - красным, синим, желтым, белым, зеленым.

Таким образом, в каждой основной группе будут присутствовать эксперты разных цветов (по разным темам). Для выполнения задания эксперты по одной теме (имеющие табличку одного цвета) будут собираться в «экспертную» группу. Таким образом, образуются «красная» экспертная группа, синяя, желтая и так далее. Соответственно, в каждую «экспертную» группу будут входить по одному представителю из каждой «основной» группы. Затем эксперты снова возвратятся в «основную» группу, чтобы завершить выполнение задания.

При проведении:

1. Опишите проблему, которую предстоит обсудить, или задачу, которую нужно решить.

2. Объясните правила проведения занятия:

· участники делятся на группы, которые называются «основными» и имеют номера,
например от 1 до 5;

· «основные» группы должны решить поставленную задачу (задачи группам могут быть даны разные);

· каждый член «основной» группы является «экспертом» по определенной теме и обозначен определенным цветом;

· после того как члены «основной» группы познакомились друг с другом и с заданием (а иногда требуется провести короткое обсуждение), члены группы, то есть «эксперты», расходятся по «экспертным» группам, в каждой из которых собираются эксперты по одной теме (с одним цветом) и обсуждают эту тему (или какую-то сторону проблемы); группа экспертов решает, чему каждый из экспертов научит свою «основную» группу;

· затем «эксперты» возвращаются в свои «основные» группы и докладывают группам о проделанной работе (если рассматривается достаточно сложная проблема, можно проделать несколько раундов работы «основных» и «экспертных» групп.).

3. Разделите участников на «основные» группы (как правило, от 3 до 5 участников).

4. Внутри групп определите экспертов - раздайте разноцветные карточки.
Можно обозначить такими же карточками места сбора «экспертных» групп.

5. Сообщите время для работы «основных» и «экспертных» групп. У учащихся должно быть достаточно времени, чтобы стать «экспертами» по своему материалу: для этого может потребоваться целый урок или пол-урока, если материалы сложные или объемные. Для работы в «основных» группах также может потребоваться много времени.

6. В ходе работы следите за временем и приходите на помощь группам.

7.  После окончания работы дайте слово представителям «основных» групп для презентации группового решения проблемы (результатов выполнения задания)

8.  Подведите итоги. Спросите, каков был вклад разных «экспертов» в общее решение? В чем была разница в работе «основных» и «экспертных» групп?


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!