Реформаторская деятельность М.В. Ломоносова в русской словесности



Русская литература XVIII века развивалась под влиянием тех больших изменений, которые внесли в общественно-политическую и культурную жизнь страны реформы Петра. У истоков реформ русской художественной литературы высится исполинская фигура М.В.Ломоносова.

    Великий русский ученый и поэт Ломоносов оказал громадное воздействие на весь ход развития русской филологической культуры, в том числе на развитие русского литературного языка. Разнообразно и щедро одаренный от природы, обладая не только творческим гением, но также обширным, трезвым и светлым умом, горячо преданный родине и потребностям ее культурного преуспеяния, Ломоносов, как никто из его предшественников и современников, сумел правильно определить соотношение тех элементов, из которых исторически складывалась русская письменная речь, и угадать насущные, живые нужды ее развития.

    Ломоносов призывает развивать живой, понятный, образный язык, а для этого надлежит учиться у народной речи и вносить ее здоровые элементы в литературные произведения. Этим призывом великий ученый сделал новый крупный шаг на пути национализации русского литературного языка. В «Письме о правилах российского стихотворства» (1739) Ломоносов пишет, что развитие языка должно покоиться «на природном его свойстве»: «того, что ему весьма не свойственно, из других языков не вносить». Это замечание и в наше время очень актуально. Современный русский язык перенасыщен американизмами и англоязычными выражениями, которые все больше вытесняют из оборота живое русское слово. Что же касается реформы литературного языка, Ломоносов предлагает использовать стиль высокий, посредственный (или средний) и низкий (т.е. простой).

     Высоким стилем «составляться должны героические поэмы, оды, праздничные речи о важных материях», описания грандиозных побед (ВОВ, космос), гибели государств, народов или другие темы, вызывающие общенародное чувство боли и радости. В нем следует использовать гиперболы, олицетворения и аллегории.                                                 Средним стилем рекомендуется писать «все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово», также стихотворные дружеские письма, выступления на политические и общественные темы. Средний стиль отличают метафоры, эпитеты, сравнения. Этот стиль может состоять из слов общих церковно-славянского и русского языка.

    Простым же стилем пишутся комедии, увеселительные эпиграммы, песни, фамильярные дружеские письма, изложение обыкновенных дел. В этом стиле можно употреблять и просторечные слова, но не вульгарные.

    Русский человек, овладевая сложнейшей наукой выражать свои мысли о предметном и воображаемом мире не осквернял свою речь вульгарными словами, а памятуя об этических, логических, психологических языковых нормах не использовал слов антисоциальных и неразумных. Не может у свободного народа его разумом управлять, по определению А.С.Пушкина, «презренный раб». В 1748 году М.В.Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» к презренным словам относит грубые, вульгарные, жаргонные слова и выводит их за пределы теории трех стилей. Действительно: какие духовные ценности можно выразить площадным стилем? (Признаться в любви? Уложить ребенка спать? Может быть провести экскурсию по Эрмитажу?). Нельзя сегодня не услышать из глубины веков это грозное предупреждение! Нельзя не видеть, как русский язык перенасыщен американизмами и англоязычными выражениями, которые все больше вытесняют из оборота живое русское слово.

    Велика роль Ломоносова в образовании русского научного языка. Всестороннее знание родного языка, обширные сведения в точных науках, прекрасное знакомство с латинским, греческим и западноевропейскими языками, литературный талант и природный гений позволили Ломоносову заложить правильные основания русской технической и научной терминологии. Его рекомендации в этой области имеют и сегодня большое значение: прежде всего, чужестранные слова и термины надо переводить на русский язык: оставлять непереведенными слова лишь тогда, когда невозможно подыскать равнозначное русское слово или же когда иностранное слово уже получило распространение, и в этом случае придать иностранному слову форму, наиболее близкую русскому языку.                   

    Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемые нами всеми сегодня, составлены по этим правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица. В итоге научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться. Таким образом, Ломоносов соединяет старину и новизну в одно гармоничное целое.                                                              

    Глубоко погруженный в эти свои специальные занятия, Ломоносов все же умел находить и время и вдохновение, как для поэзии, так и для собственно филологических работ, попеременно посвящая себя то риторике и поэтике, то вопросам стихосложения, то стилистике и грамматике. Этот грандиозный размах деятельности великого русского энциклопедиста не только вызывает восхищение у нас, его потомков, но предъявляет к нам также требование внимательного, усердного и точного изучения оставленного им культурного наследия.                                                                                                          Для этого прежде всего нужно воссоздать то состояние, в котором Ломоносов застал русскую письменную речь при своем появлении на поприще русской культуры. В первые десятилетия XVIII века русский литературный язык находился в состоянии сильного брожения и внутренней неустойчивости. Это было следствием общих сдвигов в русском культурном развитии, связанных с экономическим и политическим переустройством России на рубеже XVII и XVIII веков и особенно ярко проявившихся в царствование Петра I. Начиная со второй половины XVII века, и с особенной силой при Петре I, значительно расширилась самая область применения письменного слова. Это происходило в связи с появлением и развитием новых жанров художественной литературы (вирши, драма, бытовая и авантюрная повесть), в связи с возрастающей нуждой в литературе технической, научной, прикладной, в связи с распространением печатного слова в виде газеты. Славянский язык был для нее непригоден вследствие своей тесной связи с церковной литературой, препятствовавшей его обновлению со стороны лексики и синтаксиса, а также вследствие явного противоречия между общей чуждой окраской этого языка и практическим характером новых видов письменности. Для новой литературы нужен был новый книжный язык, то есть такой язык, который был бы пригоден для литературного письма и обладал бы соответствующей образностью, но и в то же время был бы лишен привкуса церковности и старины, отличался бы колоритом светскости и живой современности.

    Основная заслуга Ломоносова заключается в том, что он создал прочную почву для развития нового книжного, но уже светского, общегражданского русского литературного языка. С разработкой этого языка связано и самое крупное из филологических сочинений Ломоносова — его «Российская грамматика», появившаяся в 1755 году. Написание этой грамматики есть поистине величайший из подвигов Ломоносова. Ведь надо помнить, что грамматика Ломоносова — это первая русская грамматика, потому что все более ранние грамматики были посвящены исключительно церковно-славянскому языку. Ломоносов умело воспользовался предшествующей грамматической традицией, но сделал гигантский шаг вперед, впервые в русской истории избрав предметом грамматического изучения новый, светский русский литературный язык и тем самым, положив начало дальнейшему его грамматическому совершенствованию.

    Литература

1. 1. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т. 7. Труды по филологии (1739-1758). — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952.

Крайнева В.С., студент СПГУВК

М.В. Ломоносов в русской культуре

Восславим, братья, человека,

Который славу родине принёс!

Исаков А. А.

«Ломоносов — это целая эпоха в истории отечественной науки и культуры» — писал о первом русском Ученом (именно ученом, с большой буквы) М.В.Келдыш [1]. Химик, физик, геолог, географ, поэт, автор первого учебника древней истории России, один из основателей Московского университета. В физику он внес — учение о том, что весь мир состоит из атомов и молекул, «закон сохранения массы», изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночного виденья. В химии разработал принцип новой науки — «физической химии». В астрономии — открыл атмосферу на Венере сформулировал теорию самосвечения комет и полярных сияний. В геологии и минералогии сформулировал теорию о постоянных геологических изменениях земной поверхности под действием «подземного огня» и теорию о возникновении металлов и минералов вследствие геологических изменений земной поверхности. В географии разработал принцип новой науки — «экономической географии». В языкознании — создал теорию стилей и разработал правила грамматики русского языка. В литературе создал новые стихотворные размеры. В истории опроверг норманнскую теорию происхождения Древнерусского государства. В изобразительном искусстве занимался созданием русского мозаичного искусства. По словам С. Вавилова, достигнутое Ломоносовым в сфере науки «достойно было бы деятельности целой Академии»[2]. А А.С. Пушкин называл его «нашим первым Университетом».

Как мог крестьянский сын с далекой окраины Российской Империи достичь таких высот в науке, стать великим человеком, память и слава о котором на несколько веков пережили его самого?  М. В. Ломоносов был человеком Петровской эпохи. Он жил во времена, когда уже ощутимы и зримы были плоды многих начинаний и замыслов Петра, когда сознательно и прочно дух реформ, их атмосфера, их веяния входили в пространство русской культуры. Как скажет В.В. Розанов — «Ломоносов — главное, лучшее дитя Петра Великого за весь XVIII век, может быть — даже за два века, и он весь уродился и сформировался в исторического своего “батюшку”»[3]. Петровское время, в которое формировался характер Ломоносова, заражало его грандиозностью перемен, открывающейся возможностью изменить свою судьбу, судьбу всей России.

Г. В. Плеханов заметил, что Ломоносову очень повезло: он не носил крепостного ошейника [4]. Будучи сыном черносошного (т. е. государственного) крестьянина, он оставался внутренне свободным человеком, способным принимать достаточно самостоятельные решения. Для формирования личности Ломоносова очень важным оказался пример его учителя, профессора Хр. Вольфа, который, во-первых, подобно ему, вышел из социальных низов и добился всеевропейской известности только благодаря своим научным заслугам, а во-вторых, постоянно стремился к пропаганде науки и, невзирая на гонения, боролся за ее право на существование, отстаивал свободу мысли. Этот пример Ломоносов настолько глубоко усвоил, что сделал как бы составной частью своей собственной личности. 

Одаренный от природы Ломоносов с детства проявлял интерес к познанию. Сначала поездки с отцом, из которых он вынес, что мир велик и разнообразен. Затем обучение русской грамматике у местного дьяка Дмитриевской церкви С. Н. Сабельникова. Далее Навигационная школа в Москве, Славяно-греко-латинская академия, Академический университет в Петербург, Марбургский университет в Германии. Воспитанный русской культурой, он обладал гуманитарным складом ума, был истинно православным человеком, приверженцем монархического строя. Об искренности его религиозных чувств свидетельствуют выполненные им переводы псалмов, которые, по авторитетному мнению А. С. Пушкина, «остались в достоянии России» высокой песнью Богу, песнью, "которой нет равных ни на одном языке Вселенной. [4] От русских корней шла его любовь к родному языку, к поэзии и истории. «Русская составляющая» Ломоносова питала его душевное беспокойство и свойственный ему пламенный патриотизм, веру в будущность России. Он буквально кидался на борьбу с «неприятелями наук российских»; а все, кто, по его мнению, сопротивлялся или мешал распространению образования в стране, становились его личными врагами. Ломоносов не терпел никаких упреков в адрес отечественных исторических деятелей и тем более в адрес своего народа, даже если это противоречило истине.

От Германии М.В. Ломоносов впитал образованность, способ научного мышления, рационализм, веру в силу науки, и вынес глубокое убеждение в возможности научного постижения природы и ее законов.

Отечественная закваска в сочетании с немецкой выковала поразительную широту взглядов и устремлений Ломоносова, которая стала основой его энциклопедизма, сформировала его как человека Просвещения, сделала возможным его многогранную деятельность. Но великий ученый понимал, что недостаточно, просто открыть большее количество школ, пригласить иностранных ученых и перенять чужие научные достижения, необходимо формирование нового мировоззрения у людей. Основа нового мировоззрения — наука, но не наука, ориентированная только на техническую выучку, ограниченная специализированным знанием, озабоченная «логическим развитием своих оснований», а наука, освещенная философской мыслью. Такая наука способна положить начало «сознательной работе мысли», умственному и нравственному развитию русского народа. М.В. Ломоносов первый сознательно и целенаправленно вносил это благотворное начало в русскую культуру. 

Деятельность, а самое главное личность М.В.Ломоносова есть великий завет, нравственный и умственный ориентир для будущих поколений. «Оттого-то к нему так и привязались русские люди, и чтут его, что он символ и эмблема вообще “русской судьбы” в самой России», — писал В.В. Розанов. [3]

Литература

1. http://www.hrono.ru/biograf/bio_l/lomonosov_mv.php

2. Люди русской науки: Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники / Предисловие и вступительная статья академика С.И. Вавилова. Т. 1–2. — М.; Л., 1948.

3. Розанов В.В. Ломоносов. Его личность и судьба // Розанов В.В. О писателях и писательстве. — М.: Республика, 1995.

4. Карпеев Э.П. "Се человек..." (заметки к психологическому портрету М. В. Ломоносова) //Вопр. истории естеств. и техники. 1999., №.1., с.106–132.

 

Луций Г., студентка СПГУВК


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 873; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!