Значение генеалогии в жизни общества



Философы со времен Аристотеля утверждали, что человек есть существо социальное, общественное, и, конечно, человек в определенной степени является таким, каким его формирует история. «Только в обществе человек может развить свою истинную природу, и о сущности его природы надо судить не по силе отдельных индивидуумов, а по силе всего общества» [4, 146]. Именно социальные институты: семья, род как актуальная система родственных связей — изначально, с этапов самого раннего воспитания, делают человека причастным к движению истории.

Человеку свойственно хранить в своем сознании память о предках, обращаться, например, к памятным датам в истории семьи, поддерживать родственные связи. По мере того, как эти и многие другие аспекты проявляются в повседневной практической деятельности личности, они, в первую очередь, и определяют индивидуальное сознание, и формируют генеалогическую культуру. Человек, являясь частью общества, проявляет себя и в сфере общественных ценностей и отношений. В данном случае его личные убеждения попадают под влияние общей морали и становятся составной частью общественного сознания. Изучение истории своей семьи, биографий своих предков позволяет личности обогащать микроисторию своей малой родины, быть посредником между прошлым и будущим. Это стимулирует интерес к истории, воспитывает чувство патриотизма, способствует восстановлению исторической преемственности поколений, формированию общественного сознания на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, возрождению величия Отечества. Освоить же приемы родословных разысканий в процессе самообразования — задача далеко не легкая. Во всем мире культивируются и поощряются не только обществом, но и государством занятия историей своего рода и своей местности. Однако дисциплина генеалогического направления, которая опиралась бы на общие тенденции и закономерности развития общества, способствовала бы повышению интереса к истории своей семьи, пока не актуализируется.

Социальная память, самоидентичность, генеалогия являются неразрывно переплетенными понятиями в современной реальности российского общества. Социальная память, как важнейший элемент культуры вообще, невозможна без преемственности негенетически передаваемых данных, в частности, без соотнесения личности с историей своей страны [1, 15–16]. В то же время ощущение собственной самости, самоидентичности невозможно без соотнесения себя с тем, что создавалось предшествующими поколениями семьи, без соотнесения себя с истоками своего рода. И именно генеалогия — тот прочный мост, который соединяет историю страны с историей семьи, что и порождает переживание самоидентичности, вдохновенного чувства собственной самости в ее сопричастности миру.

Понятие генеалогии все чаще употребляется в концепциях нравственного возрождения России, в исследованиях процессов философских основ жизни, гражданственности, патриотизма. Чем богаче взаимодействие человека с миром, тем больше он нуждается в личностном самопознании, которое обеспечивало бы его не завесой от реальных проблем, а методами их решения, позволяющими понять жизнь, которая им проживается. Лишь соотношение между познающим себя человеком и родом позволяет почувствовать себя посредником между прошлым и будущим, предками и потомками как активными сторонами познавательного процесса. Изучение истории рода — это, по большому счету, изучение истории и создание вновь проявленной памяти индивида. «Род — носитель культуры, традиций, этнического языка, переходящего из поколения в поколение. Род — хранитель определенных наследственных признаков, изучаемых науками: генетикой, психологией, евгеникой, социологией и другими» [5, 57]. Можно заявить, что существование рода — это существование не столько физическое, сколько духовное. Род — это символическое пространство сознания личности, совокупность коллективных ценностей, передающаяся из поколения в поколение, позволяющее каждому из нас продолжить свое существование уже не в реальном пространстве мира, а в глубинах памяти, глубинах подсознания близких по духу других людей, составляющих вместе одно единое целое — общую, наследуемую и реализующую свои возможности в каждом из нас духовность.

Рассуждая о предыдущих поколениях рода, мы рассуждаем о какой-либо определенной эпохе, о тех определенных святынях, которые изменились как духовные абсолюты, потому что наступила другая эпоха. Значит, и понятие ценности значимо для уяснения одухотворенности человека. Окружающий мир находит свое отражение в символическом пространстве индивидуального и коллективного Бессознательного, в том пространстве символов и знаков, на которые опирается индивид, оценивая свои мысли, чувства и действия. Именно в символическом пространстве психики, так или иначе, продолжают существование почившие представители рода, к голосам которых он периодически прислушивается, стараясь не подвести своих достойных предков своим существованием на Земле. Процесс познания позволяет получить образ родовой структуры и, соответственно, знание о ней, что впоследствии, в реальной практической деятельности дает возможность человеку пользоваться им, избегая многих ошибочных действий. Знание своей истории, культуры нации, традиций своего народа, семьи как нравственных ценностей позволяет обеспечить гуманистическую нравственную ориентацию и избирательную регуляцию предметной деятельности человека, включая педагогическую практику.

В постперестроечный период развития России в обществе возникли такие явления, как равнодушие к созданию семьи, промискуитет, пробные браки, социальное сиротство, а также примитивизация потребностей и интересов подрастающего поколения [2]. Данные явления, несомненно, составляют риск для нравственного развития человека, для будущего страны. Человек, которому не на что опереться в реализации свободы, которому трудно принять ответственность, естественным образом «выпадает» из единого хода исторического процесса. История уже не выступает для нашего современника результатом прогресса его человеческой сущности. В наши дни преодолевается взгляд на историю как на обозримое целое. Еще К. Ясперс утверждал о том, что «современный человек находится внутри незавершенной, а лишь возможной, постоянно распадающейся обители исторической целостности» [6, 247]. Человек в любые времена обладал историческим сознанием. Поэтому мы можем говорить лишь об измененных формах исторического сознания современного человека в процессе развития общества. Подобной формой исторического сознания сегодня выступает измерение истории посредством отдельно взятой жизни личности.

Таким образом, процесс нравственного развития общества станет более эффективным, если он будет опираться на сформированный образ генеалогической самоидентификации, реализацию принципа преемственности поколений, что предполагает пересмотр содержания общего образования и включение дисциплин, связанных с изучением генеалогии, основу которых составила бы не традиционная система нравственного воспитания личности, а диалектическая логика спиралевидного характера, позволяющая возвратить индивидуума как вид в исходную точку развития человеческого рода, на качественно новый виток нравственности, и приобщить его к той надындивидуальной сфере, которая делает человека самоорганизующейся, инициативной, самосовершенствующейся личностью, способной вносить свой личностный вклад в общечеловеческую сокровищницу нравственных ценностей России и мира.

Литература

1. Баранов В. Е. Личность в системе природного и общественного бытия. — СПб.: Изд-во С.-Петербург политехн. ун-та, 2008.

2. Бычкова М.Е. Генеалогия в России: история и перспективы / М.Е. Бычкова, М.И. Смирнов. — М.: Территория, 2004. — 280 с.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — М.: Изд-во полит. лит., 1970. Т.2.

4.Мартышин, В.С. Твоя родословная: учеб.пособие по изучению истории семьи и составлению родословной / В.С. Мартышин // Библиотека журнала. Вып. 12. Сер.: Духовно-нравственные основы семьи. — М.: Школьная Пресса, 2000.

5. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. — М.: Политиздат, 1991.

Шаджанова Г. А.,студентка СПГУВК


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 314; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!