Обычаи и традиции Туркменистана как источники правового регулирования семейных отношений



    Юридические нормы, регулирующие семейные отношения, могут возникать и на ранних стадиях развития цивилизации действительно повсеместно возникают из самой жизни, когда государство признает спонтанно складывающиеся в самой жизни модели обосновывающие и оправдывающие поведение в семье. Этими моделями для юридических норм являются обычаи, т.е. общие правила, которые в результате длительного действия становятся привычкой, непререкаемым обыкновением [1, 15]. В современном мире каждое государство имеет свое семейное право и в этом нет ничего удивительного ,т.к. не существует единого правового универсального стандарта семьи для народов, принадлежащим к разным цивилизациям. Нет и не может быть единой универсальной «семьи», к которой эти всеобщие нормы можно было бы применить. Мир полярен и многомерен, поэтому не существует универсальных семейных ценностей для всех времен и народов. Все правовые идеи в создании каждого народа получают свою собственную окраску и свой собственный оттенок.

    Туркменистан — это страна, имеющая не только богатейшее прошлое со всеми сохранившимися на ее территории памятниками древнего искусства восточных мастеров, но также страна с огромнейшим культурным наследием, традициями и обычаями, прошедшими сквозь века и сумевшими — сохраниться в сердцах и жизни людей по сей день. Туркменистан мусульманская страна, причем ислам является религией, которая пришла на эту территорию Средней Азии первой. Но дело даже не в этом, а в том, что национальные традиции туркмен — это все равно, что законы шариата в мусульманском праве. Они обязаны выполняться всеми без исключения не потому, что так удобно самим людям, а потому, что так положено, но только не богом, а самими людьми, которые сделали из этого нечто намного большее, чем просто красивую интересную игру. Начиная с самого рождения и до самой смерти человек, появившийся на этой земле, находится полностью во власти тех обычаев и устоев, которые были созданы его предками и которым теперь он должен неотступно следовать. Однако среди городского населения соблюдение некоторых традиционных обрядов есть не что иное, как просто дань прошлому и символический характер проведения традиционных обрядов. Но что же касается племенных групп, живущих своим собственным замкнутым кругом, здесь дело обстоит совершенно иначе. В подобных условиях люди проживают отдельными кланами, которые формировались в течение долгих столетий и превратились в нечто похожее на самостоятельную общину, закрытую нацию. Каждая такая община имеет собственные сформировавшиеся обычаи, которые могут пусть и незначительно, но отличаться от устоев другого такого клана.

    Испокон веков огромное значение туркмены придают цветам и узорам на одеждах и коврах, причем многие из орнаментов имеют обережный характер. Важной национальной чертой характера туркмен является их доброжелательность и приветливость. С древности свадебный обряд считался самым важным в жизни туркменских племен. Сегодня этот обычай являет собой действие сохранения древних традиций. В восточных районах Туркменистана за девять дней до свадьбы, то есть до переселения девушки в дом жениха готовили приданое невесты: одежду, ковры, ковровые мешки, сумки, предметы домашней утвари и др. Основная часть свадебной церемонии проходила в доме жениха. Сама свадьба начиналась в доме невесты. Рано утром к невесте приходили её подруги и сверстницы, которые старались развеселить её: пели свадебные песни, играли на гонузе. Свадебное платье невесты всегда отличается богатой вышивкой и украшениями. Важное значение имеют подвески, пришиваемые на грудь по обеим сторонам платья в несколько рядов. От этого убранство платья становится праздничным, а мелодичный перезвон серебристых чешуйчатых бляшек отгоняет злых духов. Ювелирные украшения для туркмен — это выражение традиций и знак социального статуса.

    Ковры — достояние туркменского народа, символизирующее древнюю традицию этой земли. Для кочевого туркмена ковер всегда был единственным предметом мебели - легко транспортабельные и теплые, они служили и для покрытия внешних обводов юрт, и настилом для пола, и постелью. При этом их изящный и замысловатый рисунок, свой у каждой этнической группы, являлся как визитной карточкой семейства, так и украшением жилища. Искусство ковроткачества, очень сложное и трудоемкое, традиционно передавалось мастерицами из поколения в поколение, а умение ткать красивые ковры считалось одной из главных благодетелей невест и жен.

    Каждый раз по завершении своего очередного произведения искусства ковровщицу поздравляют с этим важным в ее жизни событием. Всем, кто в это время находится рядом раздают по ниточке-основе, которые они обвязывают вокруг головы. По народному поверью этим можно избавиться от головной боли. В 2000 году на базе реорганизованного государственного объединения «Туркмен халы» была создана государственная акционерная корпорация «Туркмен халы». Цель ее деятельности заключается в сохранении и развитии ручного ковроделия в Туркменистане. На предприятиях отрасли работают около 10000 ковровщиц. Символом мужества, женского трудолюбия и сплоченности туркменского народа стал ковер-гигант «Туркмен калбы», созданный в 1941-1942 годах. В настоящее время он выставлен в музее туркменского ковра ГАК «Туркмен халы». Второй ковер-гигант, созданный в 1996 году был назван «Туркменбаши». Он хранится в государственном музее Туркменистана. Третий ковер-гигант — «Президент», был создан в 1993 году. Сейчас он украшает собой Дворец конгресса «Рухыет». В честь дня государственного флага Туркменистана 19 феврвля 2001 года, корпорация приступила к изготовлению нового четвертого ковра-гиганта под названием «Золотой век Великого Сапармурата Туркменбаши». Этот ковер площадью 300 кв. м, вошел в книгу Мировых рекордов Гиннеса, как самый большой ковер ручной работы в мире. Ковер украшает музей Туркменского ковра ГАК «Туркмен халы». Для самого же Туркменистана ковер является даже чем-то священным и поэтому, на флаге страны изображены ковровые мотивы. В настоящий момент ковер ручной работы представляет собой нечто вроде картины знаменитого художника и поэтому стоит очень дорого.

    Существует предположение, что именно в Туркменистане впервые начали одомашнивать лошадей. Наверно, это правда, так как недавно археологами было сделано сенсационное открытие: на территории древнего городища Гонур-Депе (Маргуш) был обнаружен скелет жеребенка, что является несомненным доказательством того, что это было уже домашнее животное, которое родилось именно здесь, а не было привезено извне. В Туркменистане лошадь была приручена, по меньшей мере, 5 тысяч лет назад. Специалисты не сомневаются, что именно предгорные равнины Копетдага создали благоприятные климатические условия, способствующие рождению здоровых и резвых лошадей. Это защищенные от холодных ветров долины, богатые бобовыми и злаковыми растениями; невысыхающие летом травы горных лугов; изобилие водопоев. Поэтому ахалтекинские скакуны непривычны к кормам низкого качества и трудно переносят морозы. В то же время в этих местах селились древние люди, чем объясняется раннее одомашнивание лошади. Нужно отметить, что раньше в предгорьях Копетдага водилось много крупных хищников, а пересеченный рельеф местности создавал для них благоприятные места для засад. Лошадям приходилось быть всегда настороже, а при наступлении опасности они резким прыжком срывались с места, скакали во весь опор по холмам, быстро меняя направление бега, чтобы не сорваться в пропасть. Эта тревожная жизнь в постоянной борьбе за выживание, протекавшая в благоприятных кормовых условиях, стимулировала эволюцию предков ахалтекинцев. Со временем в них формировались обостренные чувства, легкая возбудимость и, следовательно, совершенствовалась нервная система. Эти ценные качества породы и были в дальнейшем развиты предками туркмен. Немалое значение имело кормление злаковыми культурами, что было возможно только благодаря развитию в этих местах земледелия. Ахалтекинские кони — величайшее достижение туркменского народа. Эти великолепные животные на протяжении всей истории существования туркмен являются священными, они всегда были для своих хозяев не только живой машиной, но и верными друзьями, любимыми братьями, за которых люди отдавали собственные жизни. Кстати, начиная с 1992 года, ежегодно в Туркменистане празднуется день туркменского скакуна.

Новый год в Туркменистане отмечается и весной и называется он «Навруз». Обрядовые церемонии этого самого главного праздника в году обычно совершались на больших луговых полянах. В народе есть поверье, что в воду реки нужно бросить восемь маленьких камешков, тогда сбудутся все мечты и желания. На Навруз также принято готовить блюдо «семени» из проросшей пшеницы. Каждая из женщин, помешивая его, загадывала желание, которое непременно должно было исполниться. Обычно эти традиции укрепляли дружественные отношения между людьми, сближали их, заставляли простить друг другу обиды и ссоры и, объединившись, в мире и согласии с чистой душой войти в новый год.

Курбан-Байрам — самый главный праздник для всех, кто исповедует ислам. Согласно священной книге мусульман Корану, пророк Ибрахим, чтобы выполнить волю Аллаха решился принести ему в жертву своего сына Исмаила тем самым, выказывая свою любовь и покорность Всевышнему. Однако Аллах, приняв его жертву по праведному намерению, позволил Ибрахиму преподнести жертвенное животное вместо сына. Поэтому высший смысл Курбан-Байрама заключается в том, чтобы, следуя примеру пророка, проявить к Аллаху любовь и покорность. На праздник всеми верующими в доме готовится угощение из мяса. На угощение приходят родные, близкие, соседи, но также может прийти любой желающий. В течение трех дней празднично одетые девушки и парни катаются на специально установленных к празднику качелях. Принято считать, что катание на качелях в дни Курбан- Байрама избавляет от грехов, и такой способ очищения, как правило, собирает около качелей большие очереди, при чем не только молодежи.

Литература

1. Алексеев С.С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. — Москва: Изд. группа Норма. Инфра, 1998.

 

Шишкина Е.В., к.соц.н, доцент СПбГУСЭ


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 416; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!