Актуальность изучения религиозности молодых ученых



Статья посвящена актуальности религиозности как фактора формирования духовно-ценностных ориентации молодых ученых и определению места и роли религиозности в формировании этих ориентации. 

Актуальность данной темы исследования определяется значимостью процессов ценностной динамики в среде молодых ученых в нашей стране на рубеже XX/XXI вв. Включение России в процесс социокультурной глобализации осуществляется, с одной стороны, через стремительную ценностную дезинтеграцию сложившихся институтов, а, с другой — через попытки синтеза новой интегральной системы ценностей. Происходит трансформация личностной идентичности, что проявляется в отказе от прежнего ценностного компонента мировоззрения и в активном поиске, столкновении противоречащих друг другу ценностных парадигм. Происходит смена личностной идентичности, связанная в переходе от идентификации с одним социальными структурами, ценностями и нормами к идентификации с другими, что проявляется в отказе от прежнего ценностный компонент мировоззрения, и в активном поиске, столкновении противоречащих друг другу ценностных парадигм. От выбора той или иной системы ценности будет зависеть возможный ход социокультурного развития. Современное общество характеризуется данными двумя социокультурными процессами:

1. ценностная дезинтеграции общества

2. поиск системы ценностей

Эти процессы ценностной динамики проявляются на личностном, групповом, организационном, инстититуциональном и глобальном уровнях.

Молодые ученые — это социально-демографическая группа от 20 до 35 лет, занимающаяся научной деятельностью как основной. Социальные и жизненные ценностные ориентации связаны с достижением социального статуса в научном сообщество, который зависит от наличия ученой степени и звания. Духовно-нравственные ценностные ориентации современных молодых ученых являются нечеткими и динамичными.

Во-первых, наблюдается сложное и противоречивое отношение молодых ученых к религии, включающее не только адекватный с точки зрения научной картины мира отказ от обсуждения религии, отделение ее от науки, но и, напротив, интерес к нетрадиционным религиозным культам, попытки включения квазинаучных представлений в научную деятельность. Например, здесь обращает на себя внимание дискуссия по поводу ряда подходов, по сути представляющих «паранормальные верования», но предъявляемых обществу в научной форме. Эта дискуссия потребовала включения в структуру РАН комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. В свою очередь и деятельность данной комиссия получила неоднозначную оценку в научном сообществе. Это свидетельствует о том, что вторичная социализация молодых ученых протекает в условиях институционального кризиса науки, размывания границ научного знания, что требует серьезного переосмысления ценностных оснований науки.

 Во-вторых, постулируемый в научном знании отказ от моральной оценки фактов в пользу поиска более объективных оснований оценивания, может оборачиваться и неоднозначными ситуациями, когда молодые ученые оказываются преступниками, а преступники — «молодыми учеными». Обращает на себя внимание нашумевшая ситуация с «молодым ученым», кандидатом социологических наук по специальности 22.00.06 — «социология культуры и духовной жизни» Цапоком Сергем Викторовичем, который оказался также, лидером кущевской преступной группировки, обвиняемым в организации убийства 12 человек, в том числе 4-х детей, в Краснодарском крае. До сих пор в сети интернет доступен автореферат его диссертации «Социокультурные особенности образа жизни и ценности современного сельского жителя», посвященной «трансформация ценностных оснований образа жизни крестьян».

Таким образом, проблема трансформации духовно-нравственных ценностных ориентаций молодых ученых является достаточно острой. Отказ от ее обсуждения может привести к развитию делинквентных форм поведения некоторых групп молодых ученых, к формированию специфических «квазинаучных», основанных на цинизме и проповеди асоциального поведения, контркультур, стремящихся в своей деятельности «перевернуть» и исказить систему ценностей общества, что в свою очередь может привести к росту конфликности в обществе, усугублению кризиса науки.

Мощным толчком к переоценке современной системы недуховных регуляторов социальных отношений является утверждение в качестве первичных именно духовно-нравственных ценностей, которые оказывают недооцененное в общественной науке воздействие на характер межиндивидуальных и межгрупповых социальных отношений. Ценностная перестройка в сознании молодых ученых может произойти только в том случае, если вновь формирующаяся система духовно-нравственных ценностей действительно проявит свою смыслообразующую и социально-интегративную роль, и станет регулятором системы социальных отношений. Это требует рассмотрения ее в контексте религиозности.

Проблема релиозности молодежи и в частности молодых ученых является одной остро дискутируемых в общественной науке. В рамках социологических исследований данной проблемы в среде студенческой молодежи был выявлен «новый квазирелигиозный феномен, в котором переплелись христианство, космизм, неоязычество, буддизм с элементами скептицизма, индифферентизма и атеизма. Он отличается мировоззренческой расщепленностью, отсутствием последовательности и полноты в системе воззрений, значимостью условий, связанных с компенсаторной функцией и социальными корнями религии. Это дает основание обозначить преобладание в студенческой среде «религиозно настроенных» перед атеистами и истинноверующими». Вместе с тем у молодых людей существует обостренная потребность в идейной определенности, в понимании основных стратегических целей развития общества, в главных смыслообразующих ценностных ориентациях, которые давали бы ощущение ясности, способности оценивать окружающие явления, отделять главное от второстепенного, действительно полезное и нужное для личности от ложного, вредного и опасного.

Религиозный синкритизм может привести к вовлечению молодых ученых в сектарные организации, усугубить развитие нетрадиционной религиозности, последствия которого еще недостаточно изучены. В данном отношении религиозному синкретизму может быть противопоставлена концепция полирелигиозности, основывающаяся на нравственных ценностях, нормах и принципах различных религий и, в том числе, христианства. Вместе с тем, полирелигиозность возможна только на уровне социальной среды, т.к. развитие личностного уровня требует цельности и преодоления фрагментарности.

Таким образом, исследование религиозности как фактора формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций актуально, поскольку:

— способно расширить социологические представления о внутреннем устройстве системы ценностных регуляторов социального поведения;

— позволяет углубить понимание особенностей взаимодействия двух уровней: религиозности как социального качества личности и как полирелигиозности как качества социальной среды, ее институтов;

— уточнить особенности положения веры в Бога относительно других личностно значимых ценностей в ценностной структуре молодых ученых;

— дает возможность осуществить поиск системы ценностей, которая могла бы стать идеей, интегрирующей социальную жизнь.

    Литература

1. Аникина А.В. Религиозность современной студенческой молодежи (на примере Нижегородской области).Автореф. дисс. на соскан.к.с.н. Нижний Новгород, 2008. С.10-11.

2. Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований [Электронный ресурс] Официальный сайт URL: http://www.ras.ru/win/db/show_org.asp?P=.oi-2357.ln-ru. 

3. Квон Д. Х. Прививка от патологической науки // Независимая газета . 23 июня 2004. С.3. Лженаука и жизнь //Коммерсантъ. № 174(3258).16.09.2005.

4. Обращение Президиума Российской Академии Наук. (Принято постановлением Президиума РАН от 16 марта 1999 г. № 58-А) // Наука и жизнь. 1999. № 11. С.58-59;

5. Цапок С.В. Социокультурные особенности образа жизни и ценности современного сельского жителя. Автореф. дисс. на соскан.к.с.н. Ростов-на-Дону, 2009. С.4. См. Также: Яшина Г.А. «Научные» особенности российской мафии [Электронный ресурс] // Капитал страны. URL http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/180180 (Дата обращения 28.02.2011)

 

Рубцова М.В., Вершинина В.И., СПбГУ


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 265; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!