Изучение распространенности пограничного личностного расстройства в возрасте от 18 до 27 лет



 

В исследовании распространенности ПЛР среди здоровых приняли участие 856 человек в возрасте от 18 до 27 лет, средний возраст 19.9+ 2.0 лет; мужчин – 310 человек, женщин -546. Из числа обследуемых студенты вузов дневных и заочных отделений 1-5 курсов составили 650 человек; курсанты средней школы милиции – 141 человек; солдаты срочной службы ракетных войск – 44 человека; сотрудники системы исполнения наказания -14 человек; врачи – 6 человек; преподаватели вузов – 1. Обследование проводилось анонимно. Распространенность ПЛР в возрасте от 18 до 27 лет показана в таблице №40.

113

 

Таблица № 40. Распространенность ПЛР в возрасте от 18 до 27 лет.

 

  Всего человек Из них ПЛР ПЛР мужчины ПЛР женщины
Студенты вузов 650 130(20%) 21 (16%) 109(84%)
Курсанты школы милиции 141 7 (5%) 7(100%) нет
Солдаты срочной службы 44 13(29%) 13(29%) нет
Сотрудники системы исполнения наказания 14 1 (7%) 1 (100%) нет
Врачи 6 нет нет нет
Преподаватели вузов 1 1 нет 1
Итого 856 152 (17.8%) 42 (28%) 110(72%)

Все обследуемые в ходе обработки данных были разделены на две подгруппы. Первую подгруппу составили 782 человека, в анкетах которых не встречалось упоминания об аддиктивном поведении и суицидальных попытках; вторую – респонденты, указавшие на прием наркотических средств (или другие аддикции) и суицидальную попытку в анамнезе. Распространенность ПЛР в этих подгруппах показана в таблице №41.

Таблица №41. «Распространенность ПЛР в первой и второй подгруппах у лиц с 18 до 27 лет».

 

  Всего Из них черты ПЛР ПЛР юноши ПЛР девушки
Подгруппа 1 782 115(15%) 28 (24%) 87 (76%)
Подгруппа 2 (аддикции и суицидальное поведение) 74 37 (50%) 14 (38%) 23 (62%)

Таким образом, распространенность ПЛР неклинической популяции в возрасте от 18 до 27 лет составляет 17.8% случаев. Среди лиц с суицидальными попытками в анамнезе и склонных к аддиктивному поведению, распространенность ПЛР в неклинической популяции достигает 50% случаев.

114

 

Этнокультуральные аспекты распространенности и структуры пограничного личностного расстройства (на примере лиц якутской национальности)

 

Paris J. отмечает, что ПЛР чаще возникает в обществах, которые меняются быстрыми темпами. Когда общество становится неустойчивым, у многих его членов неизбежно появляются проблемы с идентичностью, появляется чувство опустошенности, повышенная тревожность и страхи быть отвергнутыми (Paris J. цит. по Комеру Р., 2005).

В традиционных обществах регистрируется более низкое количество случаев отклоняющегося поведения и личностных расстройств. Традиционная культура консервативна. Географическая подвижность ее членов ограничена. Люди очень привязаны к месту жительства и работы. Также в традиционном обществе поддерживаются тесные отношения как внутри ядерной семьи, так и с членами своего родственного клана, входящими в состав расширенной семьи (Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Загоруйко Е.Н., 2000; Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., 2009).

У представителей традиционных культур (Республика Саха, Якутия) во многом сохраняются национальные традиции воспитания детей, семейные взаимоотношения предусматривают мужские и женские занятия, культивируется уважение к старшим и пр. (Оконешникова А.П., Романова Е.Н., 2008). Предполагается, что традиционный уклад, изначально противопоставлен постсовременному обществу и, как следствие, среди представителей молодого поколения якутов будет фиксироваться незначительное количество лиц с ПЛР.

В исследовании приняли участие 74 студента якутской национальности Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова. Из них 50 человек – студенты 1-4 курсов психологического факультета (средний возраст 20.3 лет); 24 человека – студенты факультета высшего сестринского образования (средний возраст 35.5 лет). Исследование проводилось в городе Якутске в 2010-2012гг.

Группу сравнения составили 90 студентов 1 курса факультета

115

 

клинической психологии Новосибирского государственного медицинского университета (средний возраст 18.2 лет) и 24 студента факультета высшего сестринского образования (средний возраст 33.2 лет). Все испытуемые заполнили «Опросник для диагностики пограничного личностного расстройства».

Показано, что среди студентов психологического факультета якутской национальности ПЛР диагностируется достоверно чаще (32% случаев) (Таблица №42)(значение хи квадрата Пирсона 3.95). У студентов высшего сестринского образования якутской национальности также ПЛР диагностировался достоверно чаще (25% случаев) (значение хи квадрата Пирсона 7.69). В целом по выборке у лиц якутской национальности ПЛР устанавливался в 29.7% случаев.

Полученные результаты сопоставимы с данными Gunderson (2001), по распространенности ПЛР у лиц возраста средней взрослости (26-30 лет) в 25% случаев (Gunderson J.2001). Средний возраст лиц якутской национальности в нашем исследовании также соответствует возрасту средней взрослости (27.9 лет).

В целом, выборке студентов русской национальности ПЛР устанавливался у 23 студентов, случаев, что составило 20.1 % случаев.

Таблица №42. «Распространенность ПЛР у студентов якутской и русской национальности».

 

 

Факультет Количество испытуемых Диагностирован ПЛР Значения хи квадрата Пирсона
Психологический факультет г. Якутск 50 16(32%)

3.95

Факультет клинической психологии г. Новосибирск 90 20 (22%)

116

 

Факультет ВСО г. Якутск 24 6 (25%)

7.69

Факультет ВСО г. Новосибирск 24 3 (8%)

Высокая распространенность ПЛР у лиц якутской национальности может быть объяснена изменяющимися условиями социальной среды в Республике Саха. Современное общество предъявляет повышенные требования к личности необходимость справляться с большим количеством стрессовых ситуаций, ориентироваться в высоком информационном потоке, необходимость быстро принимать решения и пр. В урбанизированном обществе формируется новая система отношений, основанная на практичности, рационализме, социальном неравенстве.

Все это входит в противоречие с этническими особенностями коренных народов Севера – непосредственном отношении к миру, основанном на любви и уважении. Основная потребность – мотив аффилиации, душевного консонанса остается неудовлетворенной (Семенова Н.Б., 2012).

Корякина А.А. (2003) отмечает признаки кризиса традиционной якутской этнической культуры (утрата якутского языка как основного в городах, появление большого количества неполных семей, уменьшение количества детей в семьях, рост числе людей с нарушенной этнической идентификацией, смена системы ценностей) (Корякина А.А., 2003). Все это может являться предпосылками для формирования ПЛР у лиц якутской национальности.

При проведении сравнительного анализа структуры шкал, за счет которых устанавливается ПЛР в каждой из выборок, показано, что у студентов якутской национальности в 15 из 22 случаев испытуемые набирают 8 и более стенированных баллов по шкале «суицидальное поведение». При этом в семи случаях ПЛР устанавливается только по высоким баллам шкалы суицидального поведения при низких баллах остальных шкал. Обращает внимание и тот факт, что у студентов

117

 

якутской национальности встречаются максимальные значения по шкале суицидального поведения (по 16-19 положительных ответов из 20 возможных вопросов). У студентов русской национальности ПЛР устанавливается за счет высоких баллов шкалы «импульсивность, нестабильность».

Встает вопрос о том, по какой причине у студентов якутской национальности основной вклад в диагностику ПЛР вносит диагностический критерий, представленный вопросами о суицидальном поведении, попытках, фантазиях на тему смерти и др. Можно предложить, по крайней мере, два объяснения.

Во-первых, установлен факт, что эффективность диагностических критериев ПЛР различается у представителей разных национальностей. Например, Grilo показано, что самыми показательными критериями в плане диагностики у испанцев являются эмоциональная нестабильность, суицидальное и самоповреждающее поведение (Grilo et al., 2004). Возможно, что у лиц якутской национальности наиболее «работающим» диагностическим критерием является критерий №5 (суицидальное и самоповреждающее поведение), причем преимущественно за счет суицидального поведения.

Bo-третьих, в ряде исследований отмечается высокий уровень суицидальности у лиц якутской национальности. Маак Р.К. в монографии «Вилюйский округ», созданной на основе результатов экспедиции 1854 года, описывает меланхолическое настроение у жителей Средневилюйского улуса. В таком настроении якуты по целым дням поют песни о самоубийстве, затем уходят в лес и вешаются на первом попавшемся дереве. Автором упоминается якутская песня, в которой певец, описывая лес, останавливается на некоторых деревьях, восхваляя удобства, которые они представляют для того, кто пожелает на них повеситься (Маак Р.К., 1994).

В этюде Д. Шепилова «Самоубийства в Якутии», автор дает данные о том, что в России до 1917 было 40 самоубийств на 1 миллион населения, а в отдельные годы, среднее число самоубийств по Якутии

118

 

превышало среднероссийский показатель в 3 раза (цит. по Анисимовой С.Г., 2008).

Высокий уровень суицидальности якутов отмечается и в современных исследованиях. Частота самоубийств в Республике Саха составляет 48.3 случаев на 100 000 населения. Среди коренной молодежи показатель самоубийств составляет 74.2 на 100 000 населения, или 36-38 случаев в год (Анисимова С.Г., Унарова Л.Д., Колбина Е.Ю., 2004; Семенова Н.Б., 2012).

Поэтому можно предположить, что высокие баллы по шкале «суицидальное поведение», полученные в исследовании не имеют отношения к ПЛР, а характеризуют высокий уровень суицидальности лиц якутской национальности. Это означает, что применение разработанного «Опросника для диагностики пограничного личностного расстройства» для представителей якутской национальности требует соответствующей адаптации.

119

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 308; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!