Теософия» Е.П.Блаватской 1 страница



Термин «теософия» в заглавии раздела поставлен в кавычки не случайно. Собственно теософия – богопознание путем мистического восприятия, через непосредственное общение с божеством в состоянии экстаза. К теософам относят неоплатоников и гностиков, а также ряд деятелей Нового времени и эпохи Просвещения – Як. Бёма, Парацельса, Э.Сведенборга.

«Теософия», разработанная Е.П.Блаватской представляет собой эклектично собранные и искаженные идеи буддизма, индуизма, христианства и ряда других религий. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона определяет, что «неправильно теософией названа новая форма буддизма, основанная Блаватской».

Елена Петровна Блаватская (1831-1891) в 1875 г. вместе с полковником Олькоттом основала теософское общество с центром в Нью-Йорке. Одной из главных целей общества было «Образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания. Способствовать изучению арийских и других писаний, мировых религий и разных наук, отстаивать важность значения древних азиатских источников, принадлежащих к брахманистской, буддийской и зороастрийской философиям. Исследовать скрытые тайны Природы во всевозможных аспектах, и в особенности психические и духовные способности, скрытые в человеке».

Девиз общества: «Нет религии выше истины». Задачи общества – изучение восточных и мировых религий, соединение всех религий в одну. Сочинения Блаватской «В дебрях Индостана», «Тайная доктрина» в основном невежественны и эклектичны. Основная мысль – изначальное существование единой религии, сохраняемой до настоящего времени некими адептами, постепенно искаженное жрецами в корыстных побуждениях. Все религии согласны между собой и нет принципиального различия между христианством и нехристианством.

Теософская модель реинкарнации отрицает «буддийский пессимизм» и построена на «научном оптимизме» и вере в прогресс – перевоплощение происходит в эволюционном плане, от низшего к высшему, гарантируя возможность очищения человека от злых дел.

Отбрасывая «исторические корни религии», теософия стремится объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов и создать на этой основе род «универсальной религии», не связанной какой-либо определенной догматикой.

Отрицается роль Христа как Спасителя; по мысли Блаватской – это космическая личность, идентичная Кришне, Будде и другим «великим учителям человечества». Блаватская определяет «Зло как «подоснову» Бога или добра». То есть бог, которому поклоняются теософы, имеет злую подоснову, это – Люцифер, которого Блаватская отождествляет с Христом: «Что вы на меня напали за то, что я свой журнал Люцифером назвала? Lux, Lucis – свет; ferre – носить: «Носитель света» - чего лучше? <…> Это только благодаря мильтоновскому «Потерянному раю» Lucifer стал синонимом падшего духа. Первым честным делом моего журнала будет снять поклеп недоразумения с этого имени, которым древние христиане называли Христа. Эасфорос – греков, Люцифер – римлян, ведь это название звезды утра, провозвестницы яркого света, солнечного. Разве сам Христос не сказал о себе: «Я, Иисус, звезда утренняя» (Откров. Св. Иоанна XXII ст.16) (Цитата из Писания искажена и не дословная! – А.Е.) Пусть и журнал наш будет, как бледная, чистая звезда зари предвещать яркий рассвет правды – слияние всех толкований по букве, в единый, по духу, свет истины!».

Е. П. Блаватская являлась редактором журнала «Люцифер» совместно с Анни Безант (последовательница Блаватской) вплоть до своей смерти в 1891 г. Она именовала сатану «педагогом» и по ее словам: «Наша цель не в том, чтобы восстановить индивидуализм, а в том, чтобы смести христианство с лица земли»; «Что касается Бога, то мы не можем рассматривать Его, как вечного или бесконечного, или самосущего. Нет места Ему при наличии Материи, неопровержимые свойства и качества которой вполне нам известны, другими словами, мы верим только в Материю, в Материю, как видимую Природу» [9].

В Россию теософское движение пришло в начале ХХ в. Первое теософское общество было открыто в Калуге (где затем печатались и основные теософские издания), причем местный священник отслужил молебен при его открытии! В теософии в основном господствовали женщины.

В 1912 г. индийский юноша Джибту Кришнамурти (принявший имя Альцеон) был объявлен воплощением Великого Учителя. Теософия все в большей степени приобретает антихристианскую направленность. Однако в 1929 г. Кришнамурти порывает с теософией, уезжает в США, где становится религиозным писателем пантеистического толка.

Некоторые религиозные философы (в частности, Вл. Соловьёв) видели в «теософии» приспособление буддизма к потребностям европейского атеистического мышления. В «Русском Обозрении» (1890 г.) Вл. Соловьев опубликовал статью с критической рецензией книги Е. П. Блаватской «Ключ к Теософии».

Родственники Е. П. Блаватской пишут, что с детства она была одарена большим запасом внутренних психических сил, которые находили проявление в явлениях медиумизма. Но впоследствии, достигнув приблизительно тридцатитрехлетнего возраста, она полностью подчинила эти силы своей воле. В начале 1860-х гг. в России Блаватская устраивала спиритические сеансы – для завоевания авторитета среди последователей демонстрировала «нарушения законов материальной природы», которые включали падение ей в руки с потолка писем, как она утверждала, исходивших от Махатм, необъяснимые появления различных предметов (цветов, чашек, брошек), «энергообмены» и т. д. Однако эти вещи носили характер мистификаций.

В 1892 г. Всеволод Соловьёв (старший брат Вл.Соловьева) выпустил книгу «Современная жрица Изиды», где Блаватская и ее идеи подвергались резкой критике. В книге сообщается, что во время одной из встреч Вс. Соловьева с Е. П. Блаватской, она высказала ему следующее: «Что ж делать, — говорила она, — когда для того, чтобы владеть людьми, необходимо их обманывать, когда для того, чтобы их увлечь и заставить гнаться за чем бы то ни было, нужно им обещать и показывать игрушечки… Ведь будь мои книги и „Теософист“ в тысячу раз интереснее и серьёзнее, разве я имела бы где бы то ни было и какой бы то ни было успех, если б за всем этим не стояли феномены? Ровно ничего бы не добилась и давным-давно поколела бы с голоду. Раздавили бы меня, … и даже никто не стал бы задумываться, что ведь и я тоже существо живое, тоже ведь пить-есть хочу… Но я давно уж, давно поняла этих душек-людей, и глупость их доставляет мне громадное иногда удовольствие… Вот вы так „не удовлетворены“ моими феноменами, а знаете ли, что почти всегда, чем проще, глупее и грубее феномен, тем он вернее удается. Я могу вам рассказать на этот счёт когда-нибудь такие анекдоты, что животики надорвете от смеху, право! Громадное большинство людей, считающих себя и считающихся умными, глупы непроходимо. Если бы знали вы, какие львы и орлы, во всех странах света, под мою свистульку превращались в ослов и стоило мне засвистеть, послушно хлопали мне в такт огромными ушами!…».

Однако книга Вс. Соловьева подверглась резкой критике со стороны либеральной публики. С опровержением книги Вс. Соловьева выступила сестра Е. П. Блаватской — В. П. Желиховская. В своей книге «Е. П. Блаватская и современный жрец истины: Ответ г-жи Игрек (В. П. Желиховской) г-ну Всеволоду Соловьеву» В. П. Желиховская приводит письма Вс. Соловьева к Е. П. Блаватской, которые, как утверждает Желиховская, показывают, что обвинения выдвинутые им против её сестры являются фальсификацией и клеветой.

Один из экземпляров книги «Голос Безмолвия. Семь врат. Два пути» Е. П. Блаватская подарила Л.Н. Толстому. Дарственная надпись гласила: «Графу Льву Николаевичу Толстому “Одному из немногих” от автора Е. Блаватской». По воспоминаниям, в 1906 г. Л. Н. Толстой говорил о том, что Е. П. Блаватская «писала из Англии лет 15 тому назад»; «Книги известные. В них много хорошего, нехорошо только то, [что] они говорят о том, что не надо знать человеку» - такую запись сделал Толстой. Изречения из подаренной книги, он использовал в своих книгах-напутствиях: «Мысли мудрых людей», «На каждый день», «Круг чтения» и «Путь жизни», подписывая «Браминская мудрость», что говорит о полном непонимании сути. Также Толстой в своем творчестве использовал изречения и из теософического журнала «Teosophisner Wegwiser». В дневнике писателя от 12 февраля 1903 г. есть запись: «читаю прекрасный теософич[еский] журнал, много общего с моим пониманием». На своем экземпляре Толстой отмечает афоризмы Рамакришны, Фомы Аквинского, Е. Блаватской из «Голоса Безмолвия».

Идеи Блаватской отразились в теориях русских космистов, были близки русскому авангарду в философии и искусстве. Согласно «Новейшему философскому словарю», «ее жизненный подвиг и вклад в мировую культуру высоко оценили Махатма Ганди, Джавахарлал Неру, Николай Рерих».

 

Некоторые исследователи указывают на наличие в работах Блаватской (в частности, в «Тайной доктрине») так называемых «расовых теорий» о существовании высших и низших рас. Например, об этом пишут Я. Спейлвогел и Д. Редлс в работе «Расовая идеология Гитлера: содержание и оккультные корни». «Человечество ясно делится на Богом-вдохновленных людей и на низшие существа. Разница в умственных способностях между арийскими и другими цивилизованными народами и такими дикарями, как например, островитяне Южного Моря, необъяснима никакими другими причинами. Никакое количество культуры, никакое число поколений, воспитанных среди цивилизации, не могло бы поднять такие человеческие образцы, как бушмены и веддха с Цейлона и некоторые племена Африки, на тот умственный уровень, на котором стоят арийцы, семиты и, так называемые, туранцы. «Священная Искра» отсутствует в них, и лишь они являются сейчас единственными низшими расами на этой Планете, и по счастью, — благодаря мудрому уравновесию Природы, которая постоянно работает в этом направлении — они быстро вымирают». Или, например, отдельные расы людей Е. П. Блаватская называет «полуживотными» (или «полулюдьми»): например, аборигенов Австралии и Тасмании.

Блаватская поддерживала идею «духовного расизма», согласно которой некоторые расы духовно превосходят остальные. Так, семитскую расу (особенно арабов, но также и евреев), она называет духовно деградировавшей, хотя и достигшей совершенства в материальном аспекте.

Существует мнение, что оккультные идеи Блаватской, особенно связанные с её учением о расах, легли в основу оформившихся в начале XX в. оккультных учений германских авторов (в частности, ариософии Гвидо фон Листа и Ланца фон Либенфельса), которые, в свою очередь, оказали влияние на формирование идеологии Третьего рейха. Соответствующие указания можно найти в работах многих авторов, занимавшихся исследованием нацистских оккультных учений. Получившие широкое распространение в Германии начала XX в. теософские идеи (в первую очередь о расах и мистике природы), были соединены в ариософских учениях с националистическими, фашистскими, расистскими и антисемитскими воззрениями немецких авторов, и именно этот сплав идей, а не сами по себе теософские теории, лёг в основу идеологии Гитлера.

Однако необходимо отметить существенные различия во взглядах на расы между националистическими идеями Гитлера и теософской концепцией Блаватской. В частности у Блаватской арийская раса не идентифицируется с германскими народами; она также не выступала за использование силы и считала, что расовая эволюция — это естественный и неизбежный процесс, протекающий по духовным законам. Цель Теософского общества «образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания» не согласовывалась с замыслами Гитлера по утверждению господства посредством геноцида, за счёт истребления целых рас и этнических групп. Видимо в связи сэтим, по личному распоряжению рейхсфюрера СС Г. Гиммлера и шефа германской полиции Министерства внутренних дел Р. Гейдриха от 20 июля 1937 г. Теософские общества были закрыты, а их имущества конфискованы.

В СССР «философское наследие» Е. П. Блаватской было объявлено «одной из форм мракобесия реакционной буржуазии» и запрещено как несоответствующее официальной государственной идеологии. Члены теософских обществ в России испытали на себе гонения со стороны властей. Крупнейшее Калужское теософское общество прекратило своё существование в 1929 г. в связи с арестом 16-ти его членов.

Однако идеи Блаватской распространились по всему миру. Практически в каждой стране мира есть теософские центры. В Оксфорде существует научное общество имени Блаватской. В Голландии - университет искусств имени Блаватской. Современные оценки трудов Е. П. Блаватской имеют широкий спектр мнений. Так с одной стороны говорится о сборном, синкретическом характере ее учения. Некоторые исследователи объясняют популярность учения Е. П. Блаватской в Европе тем, что оно предлагало своего рода религию, приспособленную к мышлению людей XIX в., пронизанному рационализмом и позитивизмом; в Индии оно отвечало исканиям религиозных реформаторов, стремившихся связать ценности индуизма с ценностями других мировых религий.

С другой стороны, «теософию» Е. П. Блаватской оценивают как крупнейшее философское направление Запада. Указывается на то, что учение Е. П. Блаватской с самого начала формировалось как синтез философских воззрений и религиозных форм различных эпох и народов с современными ей научными идеями. По мнению авторского коллектива одного из современных российских учебников по религиоведению, её теософия была одной из первых попыток создания новой парадигмы мышления путём синтеза научного и вненаучного знания. Е. П. Блаватскую называют «выдающимся мыслителем, заложившим первые камни в здание нового мышления, разработавшим основы космогенезиса и антропогенезиса».

На Украине в Днепропетровске с 2004 г. начал работу государственный «Музейный центр Е. П. Блаватской и ее семьи», который ставит своей задачей «возвращение имени Е. П. Блаватской в контекст национальной науки, культуры, общественной мысли», а также «активное участие в международной работе с целью научного осмысления трудов, общественного осознания значения наследия Е. П. Блаватской, его созидательного, духовно-объединительного потенциала».

Биографы выдающегося русского композитора и пианиста А.Н. Скрябина оставили много свидетельств о его глубокой увлеченности теософскими идеями и уважительном отношении к Блаватской. Леонид Сабанеев в книге «Воспоминания о Скрябине» (1925) писал, что «Тайная Доктрина» Блаватской, а также журналы «Вестник теософии» постоянно лежали на рабочем столе Скрябина. Скрябин перечитывал «Тайную Доктрину» чрезвычайно внимательно, подчеркивая наиболее значимые места карандашом. Блаватская была для него большим священным авторитетом, чем какое-нибудь Евангелие... [84]. «Он верил … Блаватской как ребенок верит родителям, — пишет Л. Сабанеев, - в присутствии Скрябина «против Блаватской спорить было уже нельзя».

Отзывы единомышленников и последователей тем более восторженны:

· «Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей великой соотечественницы и знаю, что в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания. Елена Петровна Блаватская, истинно, наша национальная гордость. Великая Мученица за Свет и Истину. Вечная Слава ей!» (Е. И. Рерих);

· «Чем больше справедливых и добрых слов будет сказано о великой русской женщине [Е. П. Блаватской], тем это сейчас необходимее. Ещё недавно мы опять слышали, что некоторые люди книг не читают и в то же время со злорадством и несправедливостью невежества высказываются о том, чего они не знают и не желают. Печально, что некоторые люди желают бороться, только вовсе не там, где их борьба нужна» (Н. К. Рерих);

· «Е. П. Блаватская, пожалуй, первая, после долголетнего пребывания в Индии, установила крепкую связь между этими «дикарями» и нашей культурой. Этим было положено начало одного из величайших духовных движений, которое объединяет сегодня [1910] большое число людей в «Теософском Обществе» (В. В. Кандинский, русский живописец, график, один из основоположников абстракционизма);

· Согласно книге культуролога и политолога Ксении Мяло, Махатма Ганди говорил, что для него было бы радостью «коснуться края одежд госпожи Блаватской».

 

В 1991 г. киностудией «Центрнаучфильм» был снят фильм «Кто вы, мадам Блаватская?». Главную роль в фильме сыграла народная артистка России Ирина Муравьёва.

Распространение получило мнение о том, что 1991 г. был объявлен ЮНЕСКО годом памяти Е.П. Блаватской. Упоминания об этом встречаются в том числе в весьма уважаемых источниках. Однако ссылок на официальные документы ЮНЕСКО, подтверждающие факт такого объявления, в этих источниках не приводится. Доступны свидетельства частных лиц, направлявших в ЮНЕСКО запросы с просьбами подтвердить или опровергнуть эту информацию, и приводящих тексты полученных от ЮНЕСКО официальных писем. В них утверждается, что от официальных лиц ЮНЕСКО были получены ответы, в которых говорилось, что «ЮНЕСКО вообще не объявляет никакие «Годы» и занимается лишь составлением Календаря памятных дат. В Календаре памятных дат ЮНЕСКО на 1990—1991 гг., который был составлен в 1989 г., имя Е. П. Блаватской не фигурирует.

Все работы Е. П. Блаватской по-прежнему переиздаются, подчас в нескольких редакциях. Её сочинения переведены на все европейские языки, а также на иврит, арабский, тамильский, хинди, китайский, японский, вьетнамский и многие другие языки.

 

Антропософия

Антропософия (греч. anthropos – человек) – оккультно-мистическое учение о тайных духовных силах и способностях человека, и о путях их развития на основе особой педагогической системы (Вальдорфская педагогика).

В 1912 г. немецкий филолог Рудольф Штайнер выходит из теософского общества в знак протеста против Кришнамурти и создает общество антропософии в попытке христианизировать теософию (сочинения Штайнера составляют 353 тома). Приверженцы и симпатизирующие в России – Андрей Белый, Максимилиан Волошин.

Согласно антропософии, физический мир представляет собой лишь частичное отражение духовного мира, который и управляет всем через духовные существа и силы. Человек — это тело, душа и дух как система тонких тел. Духом человека управляет закон перевоплощения (реинкарнация). В отдельной жизни человеческий дух проявляет самого себя с учётом опыта своих прошлых переживаний на пройденном жизненном пути. Телом управляет закон наследования, душой — созданная ею самой судьба (карма). После смерти связь духа и души сохраняется до тех пор, пока душа не расстанется со своей привязанностью к физическому бытию.

По Штайнеру «нет Бога и мира как Творца и творения, но существует мир, представляющий собой живую лествицу божественных потенций или сущностей, иерархию планов и подобного». Штайнер сохранил перевоплощение как принцип эволюции: перевоплощение людей, животных, планет. Христос – солнечное божество, включающее в себя путем перевоплощений и совоплощений Будду и Зороастра. Согласно Штайнеру «по своей сущности антропософия не вторгается непосредственно в какие-либо религиозные исповедания, в сферу какой-либо религиозной жизни»; антропософия «отнюдь не умаляет почитания Христа, преданность Ему, но, наоборот, лишь усиливает то и другое»; в то же время «в антропософском обществе представлены все вероисповедания и оно не препятствует никому практически осуществлять свое исповедание в самой полной, всеобъемлющей и интенсивной форме». Штайнер отрицает разницу между молитвой и медитацией, отдавая предпочтение последней.

В конце эволюции человек должен подняться «до ступени божества» - с одной стороны, благодаря «люциферическим духам огня, населяющим теперь воздух», с другой – «на свой страх и риск»; «путем постепенного развития [ человек может претворить – А.Е. ] свое собственное существо в то, что в христианстве именуется «Отцом»». Люцифер – дал человечеству свободу вопроки Богу «Уже имя Люцифер выражает то, что он и его товарищи были «носителями света». Действительно, именно они разожгли первый свет сознания в человеческой душе … невозможно было бы представить себе расцвет человеческой личности и путь к ее свободе без воздействия люциферического бытия …». Комментарии снова излишни. По классификации можно было бы отнести и к сатанизму.

В этом процесс самообожествления важную роль играет искусство, прежде всего потому, что согласно Гёте, «прекрасное есть манифестация тайных законов природы». Поэтому - «Художники, творите, пишите, думайте, мечтайте, и иные дальние планеты будут содрогаться от музыки слов ваших». Непосредственная задача – переработать всю землю в художественное произведение, построить храм земли.

А.Н.Скрябин собирался написать «Мистерию», в ходе которой должно было совершиться «преображение» человечества, но закончить ее не успел, внезапно скончавшись… но зато среди прочих своих произведений написал сонату №7 для фортепиано, которую великий пианист В.В.Софроницкий не решался играть, опасаясь, что может умереть от этого. Снова – влияние музыки на человека…

На основе антропософии Рудольфом Штайнером была основана вальдорфская педагогика, лечебная педагогика, антропософская медицина (с элементами гомеопатии), биодинамическое сельское хозяйство, основы трёхчленности социального обустройства общества, «эвритмия» и многое другое.

Вальдорфская педагогика тесно связана с учением Штайнера о «социальной трехчленности» - общество должно быть поделено на три взаимно независимые сферы: политическую, экономическую и культурную. Необходимо, чтобы учреждения науки и культуры имели независимые от государства источники финансирования, и тогда «постепенно независимость приведет к тому, что институты образования и науки почувствуют себя свободными, государственные границы раздвинутся и ученые всего мира смогут общаться и сотрудничать между собой» [47].

Аналогично в экономике «надо создать ассоциации предпринимателей, независимых от государственных групп … Ассоциации смогли бы решать по обстоятельствам, носить ли им более локальный характер, или распространяться по всему миру».

В педагогике «по мнению Штайнера, человек должен воспитываться в свободе от требований государственной власти и хозяйственной деятельности до тех пор, пока сам не сможет активно работать в этих областях жизни как гражданин».

Учитель должен преподавать образно – не интеллектуально, а возбуждая фантазию. По Штайнеру: «Чрезвычайно ясно … как плодотворно может действовать антропософия в практической жизни … Когда человек говорит образами, на слушающего действует не только то, что он говорит, но от него исходит как бы тонкий духовный ток, проникающий в того, кто слушает … Но для достижения такого жизненного воздействия воспитатель должен черпать из глубокого оккультного источника». «Заметим, что художественная чуткость, соединенная с сосредоточенной глубокой натурой, есть лучшее предварительное условие для развития оккультных способностей» [105].

Искусство – главный стержень вальдорфской педагогики, поскольку имеено в процессе художественной деятельности человек обретает магические способности, необходимые для самообожения. При таком взгляде на искусство, оно неизбежно приобретает религиозные черты, а религии, напротив, отводится роль одной из частных функций культуры.

Магическое искусство – эвритмия, «это возрожденные в современном духе танцы древнегреческих культов» [99]. Танец – важнейшая часть любой мистерии. В данном случае – ни одного произвольного движения, никакой индивидуальной мимики – все «одна гортань», ничего личного, нивелировка – иными словами влияние на врожденный темперамент с целью его изменения, преобразования – аналогично ряду других организаций НРД, изменение врожденных характеристик личности.

При таком подходе включение вальдорфских школ в систему государственного образования будет актом потенциального государственного самоубийства.

В целом речь идет о построении единого мирового государства. По Штайнеру: «Отдельных членов какого-нибудь народа можно узнать по тому, что у них общие привычки и темпераменты. Этот основной стержень человеческих наклонностей и привычек, который надо изменить, если человек хочет пройти высшее духовное развитие, и есть то, что составляет тогда его высшее существо. О таком человеке говорят тогда, что он не «имеет отечества», так как он должен изменить свое эфирное тело, посредством которого он бывает связан со своим народом»

Всемирный центр Антропософского движения находится в Швейцарии вблизи Базеля в городке Дорнах в здании, названном в честь Гёте — Гётеанум. Архитектура здания по замыслу Рудольфа Штейнера должна воплощать Вселенную. При отделке породы дерева подбирались как для скрипки, чтобы вибрации всех искусств были ощутимы. В строительстве первого здания Гётеанума (позднее сгоревшего) принимали участие известные представители русской интеллигенции — Андрей Белый и Максимилиан Волошин.

«Русское антропософское общество» было организовано в 1913 г., в 1922 г. запрещено советским правительством, участники арестованы ГПУ в 1934 г. В 1990-е гг. «Антропософское общество России» возобновило свою работу в Москве.

 

Агни-Йога

Агни-Йога (Живая Этика, рерихианство). Основатели – семейство Рерихов. Агни-Йога представляется своими адептами чисто светской идеологией, вобравшей в себя все лучшее из мировых религий, оставаясь при этом светским учением. «Не правы те, кто считает нашу общину молитвенным домом» – пишет Е.И. Рерих. С позиций Православия Агни-Йога религиозная, а не светская доктрина, носящая явно выраженный антихристианский характер.

Совместный путь Н.К. и Е.И.Рерих по изучению культур России и Индии, познанию мирового религиозно-философского наследия начинается в 1901 г. На мировоззрение Рерихов большое влияние оказали, с одной стороны, религиозно-философские идеи теософии, с другой стороны — идеи восточных философий и религий, прежде всего в изложении Рамакришны и Вивекананды, а также таких значимых на Востоке трудов, как Бхагавад-гита. Имена Е. И. и Н. К. Рерихов некоторые исследователи относят к так называемой восточной линии русского космизма.

Учение было впервые опубликовано в серии книг, изданных в 1924-1938 гг. «Источниковая база» Живой Этики та же, что и «Тайной доктрины» Е.П.Блаватской, переводчиком которой была Е. И. Рерих. Сочинения эти представляют собой избранные беседы с анонимной группой учителей, называемых на Востоке Махатмами. Реальность существования людей, с которыми можно было бы отождествить Великих Учителей, до настоящего времени остаётся спорной. Из дневниковых записей Е. И. Рерих следует, что на первых этапах для общения использовалось так называемое автоматическое письмо (космический диктант), дальнейшие записи были получены путём яснослышания, которым якобы обладала Е. И. Рерих. Впоследствии она уверяла, что сама не пользовалась автоматическим письмом для бесед с Великим Учителем. Основу учения Агни-Йоги составляют 14 книг с текстами, описываемыми Е. И. Рерих как записи этих бесед. Последняя из этих книг, «Надземное», была впервые опубликована в 1990 г.

Согласно Живой Этике, космос содержит проявленные и непроявленные миры. Он беспределен в пространстве и вечен во времени. Мироздание — это целостная энергетическая структура. Все её части, включая и человека, взаимодействуют между собой в энергоинформационном обмене, который рассматривается как одна из движущих сил космической эволюции. В основе Мироздания лежит материя, в понятие которой включены как формы, изучаемые современной наукой, так и более тонкие, науке пока не известные. Множественные миры в космосе образуются за счёт существования и развития разных состояний материи с различным числом измерений. Вселенная развивается по космическим законам. В её развитии принимает участие Космический Разум, частью которого является человечество Земли. Поэтому изучение космических законов является важнейшей задачей человечества.

Главная задача эволюции — одухотворение (создание более высоких форм) материи через утончение её энергетики. Одухотворяет материю дух, который является тонкоматериальной и высоковибрационной энергетикой. Материя есть кристаллизованный дух, дух есть сублимированная материя. Он занимает в Мироздании главенствующее положение и выступает в качестве основы космического творчества. Человек как энергетическая структура не только является частью космоса, но и несет его в своём внутреннем мире. Это даёт возможность человеку посредством энергетики своего духа влиять на эволюционное творчество космоса.

В Живой Этике широко поставлена проблема Культуры как средства спасения планеты от грядущих катаклизмов. Культура трактуется как самоорганизующаяся система духа, которая связана с тонко-энергетической (духовной) составляющей человека. Возникающие в пространстве Культуры Любовь и Красота, согласно Живой Этике, являются устоями эволюции и определяют её качество. Отсутствие какого-либо из этих устоев прерывает космическую эволюцию и уводит процесс в инволюцию. Поэтому человечеству необходимо стремиться к духовному самосовершенствованию, расширению сознания и созиданию культуры. Важно сохранять и преумножать культурное богатство всех народов Земли.

С процессом расширения сознания и эволюции человечества тесно связано одно из важнейших положений системы познания Живой Этики — «Учитель — ученик» — принцип, который известен ещё из культуры и философии Древнего Востока. В методологии Живой Этики этот важнейший принцип расширен до универсальных масштабов и рассматривается как космический принцип обучения и познания в процессе эволюции, без которого невозможно какое-либо продвижение человечества. Если в древности Учитель выступал в качестве мифологического культурного героя, то в современной теории познания он представлен как один из космических Иерархов, влияющих на эволюционные процессы. Эта Иерархическая цепь «Учитель — ученик» состоит из многочисленных звеньев, переходящих одно в другое и уходящих в Беспредельность, но она имеет и свою земную часть — земных Учителей и земных учеников. Человек же включен в цепь космической Иерархии, без духовного творчества которой была бы невозможна ни эволюция Космоса, ни развитие человечества.


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 11; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!