Классический» неоиндуизм



Неоиндуизм («новый», «реформированный индуизм») – обобщённое название ряда конфессий, образовавшихся в результате попыток реформирования, предпринятых в XIX в. внутри индуизма. Одной из отличительных черт неоиндуизма является стремление включить в свою религиозно-философскую систему элементы учений других религий (в частности, христианства) и тем самым претендовать на новую мировую религию.

Макс Мюллер (1823-1900) – один из основоположников научного религиоведения. Из предисловия (с.5): «… в самой Индии произошло возрождение философских и теологических наук – хотя и не всегда в надлежащем направлении; (даже он пишет J) и это возрождение, если оно только поведет к более деятельному сотрудничеству европейских и индийских мыслителей, может в будущем привести к очень важным следствиям». С.6 – «Положения каждой из шести систем индийской философии в настоящее время хорошо известны или легко доступны – более доступны, сказал бы я, чем даже положения главных философов Греции или современной Европы» [64].

На рубеже XIX-XX вв. происходит реформация индуизма – жрец калькуттского храма Кали Рамакришна Парамахамса (1836–1886), учит, что каждая форма культа составляет одну из стадий познания единого бога, развивает идею истинности и непротиворечивости всех религий. После смерти Рамакришны его последователями была создана неоиндуистская всемирная организация «Миссия Рамакришны» (1897), возглавленная ближайшим учеником Рамакришны Свами Вивекананда (1863–1902), в 1893 г. приезжающего в США с целью обращение запада в индуизм; в крупных городах США, а затем и Европы организованы общества веданты (мистического индуизма).

К концу XX в. индуизм перешагнул национальные границы и стал популярен в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и России, претендуя на признание в качестве одной из мировых религий. Исследователи отмечают, что современном индуизме широко признаётся обращение в индуизм представителей всех народов. Очевидна тенденция государственной власти Индии и наиболее влиятельных и авторитетных кругов индуизма признать право представителей всех народов быть индуистами (классический индуизм – религия национальная).

Хотя индуистские реформаторские движения значительно отличаются друг от друга по своим целям и философии, большинство из них делают упор на духовность, логику и научные аспекты ведических традиций. Их отличает отсутствие дискриминации, основанной на кастовой, половой или расовой принадлежности. В реформаторских течениях женщин и представителей низших каст посвящают в брахманы и дают им возможность совершать ведические ритуалы.

Вдохновителями современных реформаторских движений в индуизме были такие деятели, как Рабиндранат Тагор, Рамана Махарши, Ауробиндо (интегральная йога), Бхактиведанта Свами Прабхупада (основатель Движения сознания Кришны), Шивананда, Парамаханса Йогананда и Шри Шри Анандамурти (основатель движения Ананда Марга).

Развитием неоиндуизма во второй половине ХХ в. является религиозное течение New Age.

В настоящее время индуистские общины существуют практически во всех уголках мира. В Индонезии ряд движений выступает за возрождение индуизма в таких регионах страны, как Ява, Суматра, Калимантан и Сулавеси. Наибольшей активностью отличаются индуисты в странах бывшего СССР и в Восточной Европе, где проводит активную проповедническую работу Международное общество сознания Кришны.

На Западе после контр-культурной революции 1960-х гг., всё большее число людей обратилось в индуизм и начало заниматься индуистскими духовными практиками. Произошло это не только благодаря проповеди кришнаитов, но также благодаря универсалистскому учению Рамакришны и йоге Б. К. С. Айенгара. Одновременно, на Западе появились крупные индийские общины, для удовлетворения духовных нужд которых были построены индуистские храмы. Многие западные люди, принявшие индуизм, познакомились с традицией именно в результате посещения храмов. Огромная популярность йоги также была одной из основных причин пробуждения интереса западных людей к философии и практикам индуизма.

Рождённые на Западе и обратившиеся в индуизм авторы написали большое количество книг, рассчитанных на незнакомого или малознакомого с индуизмом западного читателя, для которого незнание санскрита является препятствием для изучения текстов индуизма.

Цель неоиндуизма: охватить не только все религиозные и морально-этические учения, но и вообще все духовное начало в мире. По словам Свами Вивекананды: «Европа должна узнать от Индии, как покорять природу внутреннюю. Мы преуспели в развитии одной фазы человечества, они – в другой. Соединение обеих – вот что необходимо»; «Мы, индуисты, не просто терпим, мы отождествляем себя с любой религией, молясь в мечети с мусульманином, поклоняясь огню с зороастрийцем и преклоняя колени перед крестом с христианином». То есть речь идет о равноценности духовных опытов всех религий. Свами Вивеканада: «Стучитесь в каждую дверь. Твердите каждому, что он божественен»; «Мы, индийцы, в конечном счете – человекопоклонники, наш бог – это человек».

Шри Рамакришна: «Вайшнавы, магометане, христиане и индусы все жаждут одного и того же Бога; но они не знают, что Тот, кто есть Кришна, В то же время и Шива, и Божественная Мать, и Христос, и Аллах. Бог один, но Он имеет много имен … То, чему поклоняются, одно, но Его называют разными именами, согласно времени, месту и национальности поклоняющихся. Все священные писатели мира говорят об одном и том же Боге. Тот, кого называют в Ведах Абсолютным Бытием, в Тантрах называют Шивой, в Пуранах Кришной, в Коране Аллахом и в Новом Завете Христом» [15, c.23].

 

 

5.2. «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет»

Основатель – Дада Лекхрадж (1884-1969), объявивший себя инкарнацией (воплощением бога) Брахмы – Праджапита Брахма («Отец Человечества»); основан в 1936 г. в Хайдарабаде (современный Пакистан).

Неоиндуистская организация шиваитского толка; ее члены – кумари. «Брахма кумари» на санскрите и хинди означает «дочь Брахмы»; таким образом, «Брахма Кумарис» значит «Дочери Брахмы». Неоиндуистское монашеское милленаристское религиозное движение, пропагандирующее форму медитации «раджа-йогу», которая представляет собой крайне упрощённый вариант классической раджа-йоги. Существенным моментом духовной практики «Брахма Кумарис» является медиумизм. Главной целью практики раджа-йоги Брахма Кумарис провозглашается достижение состояния божественного блаженства, то есть совершенной чистоты и покоя, вечного счастья, совершенства и освобождения от всего негативного: «Моя цель – стать божеством». Последователи придерживаются вегетарианской диеты, безбрачия (даже при заключении брака), а также воздерживаются от употребления алкоголя, наркотиков и табака.

Штаб-квартира находится в Маунт Абу (Раджастхан, Индия).

Секта известна своими экстремистскими призывами и пропагандой неполноценности граждан по признаку отношения к религии.

В 1936 г. Лекхрадж пережил «религиозный опыт» в виде транса; у него было чувство, что он соприкоснулся с Богом (Высшей душой); в то же самое время он испытал себя в этом соприкосновении как вечная душа в тесной связи с Высшей Душой. После этого Лекхрадж, имея капитал в 1 миллион индийских рупий, оставил ювелирный бизнес и обратился к духовности. В дальнейшем всё первоначальное духовное знание было получено через подобные «божественные откровения» и «божественные видения» сестрами, которые передавали послания, включавшие «детальное знание… на основе концепций души, Бога, мира (вселенной), времени, пространства, кармы и последующего установления совершенного мира (рая), населенного немногими избранными.

По отношению к Ом Мандали (первоначальное название организации) быстро сформировалось враждебное отношение. В итоге Лекхрадж был обвинен в колдовстве, разврате, а также в том, что создал культ и осуществляет контроль над своим сообществом посредством гипноза. Посещение детьми ашрама и их обучение на территории ашрама было полностью исключено, так как воздействие транса на детей вызывало всеобщее беспокойство. В итоге правительство Синдха использовало поправки 1908 г. к уголовному праву и объявило Ом Мандали незаконной ассоциацией.

В течение 14 лет до 1952 г. организация существовала в изоляции от остального мира. Лекхрадж написал и издал множество брошюр, а также разослал большое число писем и обращений важным национальным и международным лидерам, в которых разъяснял современные события, ссылаясь на Знание, полученное им через откровение.

В 1951-1952 гг. начинается активная деятельность этой организации в Индии. Первый центр был открыт в Дели в 1953 г. С 1964 по 1969 гг. в городах и поселках Индии проводятся многочисленные выставки, организуются семинары и конференции.

На начальном этапе развития организация состояла в основном из женщин и их детей. С самого начала распространения движения руководителями центров становились главным образом женщины, преобладающие в структуре управления и по сей день.

После смерти Лекхраджа началось распространение деятельности организации «Брахма Кумарис» за пределами Индии. В 1972 г. открылись филиалы в Великобритании, США и Юго-Восточной Азии. К 1983 г. были открыты центры в Западной Германии, Канаде, Австралии, Японии, Новой Зеландии и многих других странах.

Деятельность организации на территории бывшего СССР началась в сентябре 1989 г. по приглашению Министерства здравоохранения СССР. Были проведены лекции в больницах, институтах и общественных организациях Москвы. Далее состоялись открытия учебных центров в Москве (1989 г.) и Санкт-Петербурге (1990 г.). В настоящее время имеются также филиалы (центры) в Перми, Сочи, Нижнем Новгороде, Минске, Киеве, Одессе, Риге, Новосибирске, Алматы, Калининграде и др. Ежегодно группы студентов из разных стран выезжают на курсы интенсивной подготовки в штаб-квартиру Университета в Маунт Абу (Индия). В 2007 г. на территории России и других стран СНГ и Балтии действовало 35 центров.

Членом Университета может стать любой человек, начиная с 18 лет, независимо от пола, образования, вероисповедания и национальной принадлежности. Все программы Университет проводит без взимания официальной платы за обучение. Дети и подростки до 18 лет могут посещать учебные занятия только с разрешения родителей, знакомых с программой обучения. В своей программе организация использует следующие методы: курсы, лекционные занятия, семинары, творческие мастерские, научные конференции, культурные программы (танец, песня, драматические постановки), выставки, специальные социальные программы в тюрьмах, домах престарелых и больницах.

С 1980 г. организация получила представительство в Департаменте общественной информации ООН в качестве негосударственной. Брахма Кумарис участвует в деятельности ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ (детский фонд ООН). Необходимо отметить, что «Брахма Кумарис» нигде не публикует копии документа о присвоении указанного статуса, что вызывает сомнения в его действительном наличии. Кроме того, в связи со злоупотреблениями со стороны «Брахма Кумарис» относительно декларирования собственного статуса в структуре ООН, в официальном письме Организация Объединенных Наций не рекомендует «Брахма Кумарис» использовать символику ООН и ЮНИСЕФ при проведении собственных общественных программ.

Власти США не позволяют организации использовать в своем названии слово «университет», поскольку отсутствует аккредитованный курс и не производится выдача дипломов; в связи с этим в США организация известна под названием «Всемирная духовная организация Брахма Кумарис» («Brahma Kumaris World Spiritual Organization»).

В религиозном плане Брахма Кумарис рассматривает Бога, используя понятия индуизма и индуистской философии, однако целостная концепция Бога значительно отличается от традиционных концепций. Бог вечен; это одна из душ, но это — Высшая душа. Души, как и Бог, вечны, но не созданы Богом и не происходят от него. То же самое относится и к материи: материя вечна, но не создана Богом и не происходит от него. Бог, как Высшая душа, является всеведущим; однако он не является вездесущим.

Созидательная, поддерживающая и разрушающая роль Бога рассматривается иначе, чем в индуизме и других традиционных религиях. Бог не создает что-либо из ничего, а воссоздает человеческий род, когда тот достигает низшей точки деградации, пробуждая и возвышая его. Разрушение Богом всего старого представляет собой, прежде всего, разрушение человеческих пороков в процессе йоги.

Брахма Кумарис имеет особую трактовку индуистской троицы (Тримурти). С одной стороны, принимается традиционная точка зрения, что Тримурти символизирует аспекты деятельности Бога — создание, поддержание и разрушение. Но при этом категорически отвергается отождествление божеств троицы с Богом.

Божество индуизма Шива отождествляется с Богом, Высшей душой. При этом в отличие от индуизма, считается, что Шива — единственный Бог, а Брахма и Вишну — божества, обитатели «тонкого мира».

Формально у движения нет священного писания. Тем не менее, тексты, равноценные священному писанию, существуют: последователи изучают мурли — послания, содержащие слова Шивы, напрямую полученные через Лекхраджа. Мурли не прекратились со смертью Лекхраджа. Последователи утверждают, что с 1969 г. послания передаются через другого медиума — Дади Гульзар, которая находится в движении с момента его основания. В течение многих лет послания постепенно становились реже, но все еще происходят.

Мир приближается к времени больших перемен, которые будут сопровождаться войнами, стихийными бедствиями и страданием. Чем ближе к завершению Кали-юги (железного века), тем больший масштаб будут приобретать различные катастрофы и стихийные бедствия. верование в неотвратимую, способную разразиться с минуты на минуту «ядерную войну», которая освободит мир от «страданий». Америка и большая часть Европы будут уничтожены ядерным оружием. Большая часть суши погрузится под воду; это также касается индийского города Мумбай. Австралия превратится в маленький остров. В Индии произойдет гражданская война. Со временем зерно станет непригодным к употреблению в пищу, возникнет острый дефицит питьевой воды. Деньги потеряют свою ценность.

Проведенное комплексное междисциплинарное исследование религиозного вероучения, принципов построения и деятельности в России организации «Брахма Кумарис Всемирный духовный университет» позволяет сделать вывод о том, что деятельность организации в России является деструктивной в отношении традиционных нравственных ценностей народов России, социального института семьи, Российского государства.

Согласно официальному заключению экспертной комиссии по лицензированию и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся Департамента образования г. Москвы, выведены основные положения о характере деятельности организации Брахма Кумарис (фрагмент документа):

1. Университет Брахма Кумарис по своей направленности, отраженной в Уставе, Положении об учебно-образовательном центре, учебной литературе, иной оснащенности образовательного процесса — коллекция медитативных уроков и медитативной музыки, печатная продукция в виде листовок, плакатов, памяток, внешнем оформлении помещений, в браминском образе жизни является конфессионально-ориентированной образовательной организацией, использующей духовно-мировоззренческие ценности одного из ответвлений модернизированного индуизма…

2. Используемые БКВДУ методы и средства оккультно-мистического и религиозного происхождения запрещены Приказом № 245 от 13.06.96 «Об упорядочении применения методов психологического и психотерапевтического воздействия», подписанного Министром Здравоохранения и Медицинской промышленности РФ Царегородцевым А. Д.

3. Документы об образовании преподавателей БКВДУ, подтверждающих квалификацию преподавателей в области Духовных Знаний, Морального и этического образования, выданные БКВДУ в г. Маунт Абу Индии, не дают возможности определить образовательный ценз педагогов (ст.33 п.9 Закона РФ «Об образовании») и соответствие уровня образования предмету преподавания. Данные документы об образовании индийский педагогов можно характеризовать как «справка установленного образца» (ст.27, п.6 Закона РФ «Об образовании»)…

 

Адепты Брахма Кумарис в значительной мере утрачивают индивидуальность, личностную свободу и самостоятельность. Их поведение не только жестко формируется, но и контролируется рядом методов (в отчетах, участии в ритуальных мероприятиях секты)

Ко всем другим людям вне организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» у ее адептов вырабатывается пренебрежительное отношение, как к «мертвой массе», которая должна вскоре погибнуть в ядерной войне. Такое же негативное отношение вырабатывается и к другим религиям, социальным институтам, всему российскому обществу в целом, сея религиозную рознь.

Деятельность организации «Брахма Кумарис Всемирный духовный университет» способствует разрушению семей и создает надуманные препятствия для молодежи в создании полноценной семьи.

Образовательная деятельность организации «Брахма Кумарис Всемирный духовный университет» препятствует гражданскому воспитанию детей и молодежи — выработке ценностного отношения к национальной культуре, Родине, государству, отечественному культурному наследию в целом.

 


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!